"Юный петербуржец" программа краеведческого образования
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Евсевлеева Елена викторовна

Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.

В истории отечественного краеведения еще в первой половине XX в. сложился особый взгляд на город «как культурный организм» (Н.П. Анциферов). Город рассматривается в программе, как особая пространственная, художественная среда, представленная исторически сложившимися архитектурными  ансамблями. Особое внимание уделяется тесной связи в художественном пространстве Санкт-Петербурга архитектурного и скульптурного облика города.

Программа краеведческого образования «Юный  петербуржец » направлена на развитие интереса ребенка к культурному наследию города в единстве таких компонентов как памятники природного и культурного наследия, традиции и обычаи горожан . 

При проектировании целей, задач и содержания краеведческого образования детей  важно учитывать, что оно носит пропедевтический характер. Это определяет его направленность на развитие интереса ребенка к городу и процессу его познания. Одним из важнейших средств развития интереса детей к культурному наследию Санкт-Петербурга выступают представления детей о городе. Особенность отбора содержания представлений о культурном наследии города состоит в отсутствии  строгой обязательности в выборе тем и их наполнения. В данном случае необходимо исходить из особенностей проявления интереса детей к определенным объектам города (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Аничков мост, Адмиралтейство, соборы, Летний сад, Невский пр., памятники и памятные места, связанные с ВОВ и т.д.), направленности интереса на скульптурные объекты архитектурных ансамблей города, возможность событийного наполнения образов, использования сюжетов мифов, легенд или самостоятельного придуманных историй, основанных на особенностях детского воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_peterburzhets.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.

В истории отечественного краеведения еще в первой половине XX в. сложился особый взгляд на город «как культурный организм» (Н.П. Анциферов). Город рассматривается в программе, как особая пространственная, художественная среда, представленная исторически сложившимися архитектурными  ансамблями. Особое внимание уделяется тесной связи в художественном пространстве Санкт-Петербурга архитектурного и скульптурного облика города.

Программа краеведческого образования «Юный  петербуржец » направлена на развитие интереса ребенка к культурному наследию города в единстве таких компонентов как памятники природного и культурного наследия, традиции и обычаи горожан .  

При проектировании целей, задач и содержания краеведческого образования детей  важно учитывать, что оно носит пропедевтический характер. Это определяет его направленность на развитие интереса ребенка к городу и процессу его познания. Одним из важнейших средств развития интереса детей к культурному наследию Санкт-Петербурга выступают представления детей о городе. Особенность отбора содержания представлений о культурном наследии города состоит в отсутствии  строгой обязательности в выборе тем и их наполнения. В данном случае необходимо исходить из особенностей проявления интереса детей к определенным объектам города (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Аничков мост, Адмиралтейство, соборы, Летний сад, Невский пр., памятники и памятные места, связанные с ВОВ и т.д.), направленности интереса на скульптурные объекты архитектурных ансамблей города, возможность событийного наполнения образов, использования сюжетов мифов, легенд или самостоятельного придуманных историй, основанных на особенностях детского воображения.

Актуализация программы

В детстве закладываются самые прочные духовно-нравственные основы личности, среди которых не последнее место занимает любовь к своей «малой родине». Жителю Петербурга есть что любить, и есть чем гордиться, и об этом должен узнать как можно раньше. Исходя из неутраченной способности младших школьников целостно воспринимать мир, процесс освоения культурных ценностей города должен проходить как неразрывно связанная деятельность, эмоциональное переживание и познание ими окружающего мира.

Работе в этом направлении  поможет подробный анализ природного, исторического, социо-культурного потенциала места, в котором расположена школа. Разной будет и стратегия знакомства со своим городом. Это могут быть пешеходные прогулки, автобусные экскурсии, маршруты выходного дня, путешествия по карте Петербурга-Ленинграда. Тематические циклы: Петербург Петра 1, Пушкина, город Растрелли, Росси, Кваренги, маршрут блокадного Ленинграда и др.

Организовать знакомство с городом необходимо не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом, который у каждого будет своим и неповторимым.

Воспитательные возможности расширяются при включении в эту работу всей семьи: семейные прогулки по городу, родительские собрания на тему «Как знакомит ребенка с городом».

Анализируя специфику жителя современного Петербурга, следует иметь в виду его образ жизни, стиль поведения, внешний облик, культуру речи, вариант делового общения.

Культура – это память.Преодолевая время, подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее. Вспомним одно Пушкинское суждение: «Уважение к минувшему» - вот черта отличающая образованность от дикости. Мысль эта никогда не устареет, поскольку подлинная культура созидается накоплением опыта.

Память, памятник - не случайно эти слова имеют один корень.

И снова слова  Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу

Любовь к родному  пепелищу

Любовь к отеческим гробам,

Животворящая святыня

Земля была б без них мертва.»

Отношение к памятникам истории и культуры – показатель нашей духовной зрелости. Если мы не радуемся встрече со старыми улочками и домами, если нас не интересует история нашего города, история его прекрасных памятников, имена зодчих, строивших его, значит, нет в нас любви к своему городу – Санкт-Петербургу.

А ведь Петербург – самый молодой из великих городов мира, город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение  немыслимо без воспитания в каждом  юном петербуржце чувства  любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

Между тем, еще один из основоположников петербургского краеведения  Н.П. Анциферов справедливо замечал, что «интерес к своему городу у большинства его обитателей  либо вовсе отсутствует, либо весьма бледен и вял».

Вот почему так актуально сегодня тема «Знакомство юного петербуржца с родным городом и приобщение  к культуре». Возможности внедрения этой темы широки, т. к. речь идет о Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира. Любовь к Родине – одно из нравственных чувств человека, а начинается она с любви к родному городу. Живя тысячелетиями на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Поэтому мы должны, обязаны оберегать нашу культуру, живопись, архитектуру. Должны хранить память об их творцах; о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, ибо Родина – это не только день сегодняшний, но это и наши корни, питавшие и питающие нас. И эти корни – славная история нашего народа – питают не только настоящее, но и будущее.

А каким будет это будущее - зависит от нас, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент знаний.

Цель:

1. Воспитание чувства любви к родному городу, чувства восхищения перед прекрасными творениями человеческих рук, чувства гордости за то, что ты – петербуржец, россиянин.

2. Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.

Задачи:

1. Дети узнают первоначальные знания о городе как удивительном  явлении человеческой культуры, живом, постоянно изменяющемся мире, частью которого  являются и они сами;

2. Кратко познакомить с фрагментами истории возникновения древних городов России, их названиями, отметить неповторимости их облика;

3. Воспитывать у детей бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам, ко всему, что является частью национального культурного наследия на примере Летнего сада и т. д.;

4. Воспитывать навыки культурного поведения, коммуникативные способности;

5. Развивать умение «описывать» город, рассказывать о Петербурге и его достопримечательностях на примере культурного наследия  предков, познакомить с архитектурой города и его зодчими;

6. Познакомить детей с географическим расположением г. Санкт-Петербурга и его основанием;

7. Социальная адаптация школьника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

Формы занятий

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Разгадывание кроссвордов.

4. Лепка пластин. Рисование.

5. Экскурсии.

6. Дидактические игры.

7. Викторины.

8. Праздники.

9. Заучивание стихов.

Учебно-методический план  

1 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Дата проведения

Приморский     р-он

1

Мой район

Географическое расположение. Почему так назван?

Правый, левый берег. Границы  р-на

04.09.15

2

Моя улица, мой дом, школа

Рассказы детей. Беседа (форма). Место, где живет моя семья, родственники. История моих предков.

11.09.15

3

Транспорт

Беседа о транспорте. Станции метрополитена. Название.

18.09.15

4

Улицы, проспекты Приморского  р-на

Проспекты расположенные на  Неве

25.09.15

5

ПамятникиПриморского р-на

Памятники района

02.10.15

6

Заводы, фабрики, мед.учреждения парки и лесопарки

Труженики города (что производят?),

беседа о парке 300-летия

09.10.15.

7

Мосты через Неву

Названия мостов, где построены

16.10.15

8

История Каменноостровских мостов

Чтение рассказа. Перестройка и и реконструкция  мостов

23.10.15

9

Заключительная беседа о Приморском  р-не

Что узнали о своем р-не. Разгадывание кроссвордов. Ответы на вопросы.

30.10.15

Наш город- Санкт-Петербург

10

Город,  в котором мы живем.

Беседа: Что я знаю о своем городе? Вопросы, ответы.

13.11.15

11

Санкт-Петербург – город памятник

Чтение художественной литературы. Беседа.

20.11.15

12

Рассматривание   фотографий

27.11.15

13

«Ты красив в любое время года»

Времена года (осень, зима, весна)

04.12.15

14

Чтение стихов о городе

11.12.15

15

Стихи о временах года

Заучивание стихов из сборника о временах года. Беседа по содержанию.

18.12.15

16

Кто такие горожане

Жители Санкт-Петербурга (петербуржцы): образованные, трудолюбивые, хорошо владеют родным языком, с  любовью относятся к прекрасному.

25.12.15

17

Одежда горожан (Петровские времена)

Одежда при царях богатых и бедных людей, сравнить. Рассмотреть иллюстрации

15.01.16

18

Одежда современных горожан

Свободный стиль. Человек имеет право одеваться по вкусу. Рисование: человек в одежде петровского времени и современный человек.

1 ч

22.01.16

Река Нева

19

История р. Невы, древнебалтийское море, ладожское озеро

Устье Невы более 100 лет назад состояло из 48 рек и каналов. Рассмотреть  карту. Рассказ, чтение художественной литературы

1 ч

29.01.16

20

Население, жившее по берегам Невы до возникновения Петербурга

Финские крестьяне,. Занятия – рыбная ловля, заготовка леса, торговля (мед, мех, хлеб) с Европой

05.02.16

21

Почему столько названий у главной реки?

Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Малая Невка, Средняя Невка

19.02.16

22

Рукава Невы (5)

Рассмотреть карту с изображением Невы. Самый длинный рукав – Б.Нева (8 км, ширина до 36м, самая глубокая до 8м). Рисунки детей. Карта-схема

26.02.16

23

Роль Невы в жизни города. Нева-труженица, Нева-кормилица.

Беседа, д/игра: « Ладога-Нева-Балтика»

-  3 команды. Рассказы, разгадывание кроссвордов

04.03.16

24

Реки, впадающие в Неву

Название рек. Как распадается русло Невы?

11.03.16

25

Что такое приток, рукав, протока, канал, исток, устье, дельта? Беседа.

18.03.16

26

Длина реки Невы

Протяженность по городу 32 км, ширина Невы -  400 км, глубина от 8 до 24 м, Протяженность от истока до устья – 74 км.

1 ч

01.04.16

27

Наводнения реки Невы

1824г. – самое сильное наводнение (410 см – уровень воды). Рассказ о наводнениях Невы. Постройка дамбы в районе г. Кронштадта

1 ч

08.04.16

28

Невский лесопарк

46 км от истока Невы (Ладожское озеро, рассказ)

15.04.16

Набережные

29

Дворцовая набережная, Синопская набережная

Самая старая набережная - Дворцовая, молодая - Синопская. Чтение  художественной литературы.

1762-1883-  построено 40 км набережных

1883-1917- 5 км

1917-1986- 50 км

Зачем нужны набережные в черте города?

22.04.16

Петропавловская крепость

30

Заячий остров

Постройка собора

Беседа. Чтение художественной литературы. План крепости. Рассматривание карты

29.04.16

Невский проспект

31

Памятники архитектуры

Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа

06.05.16

32

Адмиралтейство

Архитектор Захаров А.Д. Рассмотреть здание. Кораблик- символ города.

13.05.16

33

Аничков мост

Мост через Фонтанку. Кони на мосту. Скульптор П.К. Клодт

20.05.16

Дополнительный материал к разделу «Река  Нева»

Образование реки Невы

Образовалась в результате прорыва вод Ладожского озера в районе Ивановских порогов в долину реки Тосны. Первоначально Нева впадала в Финский залив  одним рукавом, Невской дельты не существовало. В старину река Нева и Ладожское озеро не имели раздельного наименования. У разных народностей назывались одним словом- либо Алдея, Алдаген, Алдек, либо Нюю, Нев, Нево. Нюю – по шведски – «Новая».

Процесс образования Невской дельты  (началось в 1264)

2 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Дата проведения

Символы города

1

Герб, флаг, гимн

Герб, флаг, гимн Санкт-Петербурга

2

Символические ключи

Находятся в Боткинском домике (2 ключа)

История. Чтение художественной литературы  

3

Ангел на шпиле Петропавловской крепости

Охраняет город. Высота шпиля. Рассматривание фотографий

Санкт-Петербург

4

Почему мы хотим изучать историю города

Много памятников архитектуры, моя Родина. Мой город, где я родился.

5

Знакомство с литературой о городе

Рассмотреть книги о городе с фотографиями, иллюстрации

6

Общие черты, которые присущи русскому городу

Сравнить с другими городами России. Беседа

7

Что значит быть культурным человеком (петербуржцем)

Поведение, манера общения, одежда, беречь памятники  архитектуры и т.д.

8

Пословицы и поговорки о городе

Дети заранее подбирают дома пословицы

9

Адмиралтейский кораблик

Чтение художественной литературы (где находится копия, а где - настоящий).

10

Медный всадник

Чтение художественной литературы

Скульпторы (Фальконе, Гордиев, А.М. Колл)

11

История ангела на шпиле Петропавловской крепости

Чтение художественной литературы.

Стихийные бедствия  1756г., 1777г.1787г., последующее восстановление

«Ты красив в любое время года»

12

Золотая осень в парках и садах

Осень в Летнем саду. Рассматривание фотографии, открытки. Стихотворение «Летний сад»

12

Есенинский Пушкинский Петербург

Петербург

Показать красоту города в стихах поэтов.

Парк Есенина. Памятники поэтам. Чтение стихов Пушкина. Дуэль на Черной речке.

14

Зима в Санкт-Петербурге.

Невский проспект.

Памятник А. Невскому

Стихотворение «В морозном тумане белеет Исакий.» Рассматривание: фотокалендари, фотографии и т.д.  

1 ч

15

Весенний Петербург Невский проспект

Белые ночи.  Подобрать стихотворение. (Чтение стихов «Белые ночи). Беседа.

Мосты

16

Назначение мостов.

Такие разные мосты

Как устроен мост. Рассматривание фотографий, открыток. Организовать выставку: «Мост – уникальное техническое сооружение»

17

Указы Петра1 о создании мостов

Иоановский – первый мост в Петербурге

Пограничные мосты (старый город).

Висячие мосты.

18

Украшение мостов

Решетки  (сравнить узоры)

Показать детям фотографии, рисунки.

1 ч

Петропавловская крепость

19

Заячий остров

Строительство собора

Почему так назван? Выбор места для постройки крепости, собора

1 ч

Архитектура Д. Трезини

20

Приключения ангела:

1.Погиб ангел.

2. Облом крыльев

3.Накренился ангел

Чтение художественной литературы.

Показать рисунок ангела.

21

Рисование Петропавловского собора

Беседа о соборе. Рассмотреть части собора. Сравнить части собора.

Летний сад

22

Прогулка по Летнему саду

Заучивание стихов. Вспомнить, что находится в Летнем саду.

23

Летний сад Петровской эпохи

Летний домик Петра 1. Чтение художественной литературы. Рассмотреть фотографии.

24

Летний сад 21 век

Открытие фонтана на берегу.

Лебяжьи канавки, причал прогулочных катеров.

25

Летний сад - остров

Омывают Нева, Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка

26

Памятник Крылову И.А. Скульптор Клодт П.К. (памятник - зверинец)

Вспомнить басни Крылова И.А. Заучивание басни «Стрекоза и муравей». Рассматривание фотографий.

1 ч

27

Лепка части фрагмента решетки Летнего сада

Рассмотреть фотографию решетки. Угол Невы и Фонтанки, где берет начало Фонтанка.

1 ч

Соборы

28

Казанский собор

Форма - полукруг с колоннами. Скульптор Воронихин А.Н.. Внешний вид. Зеленые купола. Рассмотреть фотографии.

29

Рисование «Казанский собор»

Задание: II половина Казанского собора (дорисовать см. приложение)

30

Исаакиевский собор

Архитектор собора. Внешний вид здания. Место расположения. Позолоченные купола. Форма собора.

31

Смольнинский собор

Петропавловский собор

Сравнение соборов. Беседа. Место расположения

Васильевский остров

32

Ансамбль стрелки Васильевского острова

Беседа. Ростральные колонны. Здание Биржи.

33

Ростральные колонны

Беседа. Аллегорические фигуры. Ростры (что они обозначают)

34

Заключительная беседа о Васильевском Острове

Музеи, ростральные колонны, кунсткамера, Зоологический музей, здание Биржи. Выставка фотографий, рисунков

3 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Дата проведения

Символы Санкт-Петербург

1

Адмиралтейский кораблик, гимн, герб, флаг. Символические ключи.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Вопросы к детям (морской, речной якоря

2

Почему мы хотим изучать историю Санкт-Петербурга

Беседа

Архитектурные памятник

3

Медный всадник

Чтение художественной литературы. Открытие памятника

4

Памятник Екатерине II

Рассмотреть фотографии. Беседа.

5

Памятник Александру Невскому

Площадь Александра Невского. Александр Невский одержал победу над шведами. Причислен к лику святых

Дворцовая площадь

6

Эрмитаж - музей в Зимнем дворце

Чтение художественной литературы

7

Александрийская колонна

Краткая беседа. Рисование Александрийской колонны

8

Арка Главного штаба

Рассматривание фотографий. Чтение художественной литературы.

9

Заключительная беседа

Выставка детских работ, фотографий. Рассказы детей.

Мосты

10

Указы Петра 1 о создании мостов

Чтение художественной литературы. Соединение частей города

11

Такие разные мосты

Украшения мостов - чугунные, висячие, металлические.

12

Секрет Дворцового моста

Сказка. Рисование. Чтение стихотворения «Дворцовый мост»

12

Зачем нужны мосты в городе? Назначение мостов

Беседа «Зачем нужны мосты в городе? Назначение мостов»

Фонари

14

Петербургский фонарь

Петербургские фонари носили полосатый костюм. История фонарей Петровской эпохи. «Фонарщик» памятник на Одесской улице. Фотографии фонарей

1 ч

15

Фонари - украшение города

Современные фонари на Иоановском мосту

16

Памятник Фонарщику

Рассказ детям. Показ иллюстраций.

Васильевский остров

17

Стрелка Васильевского острова

Здание Биржи. Рассказ.

Биография зодчего. Чтение художественной литературы. Ростральные колонны .Здание Биржиархитектор

Ж.Ф. Тома де Томон

Летний сад

18

История Летнего сада

Чтение художественной литературы

1 ч

19

Постройки в Летнем саду

Рассмотреть фотографии. Летний домик Петра 1, чайный, кофейный

1 ч

20

Памятник И.А. Крылову

Скульптор Клодт П.К. История создания памятника

Соборы

21

Архитекторы Казанского, Петропавловского, Исаакиевского соборов. Чем отличаются.

Биографии зодчих, фамилии.

Сравнение соборов (цвет, форма)

Невский проспект

22

Адмиралтейство

Площадь Александра Невского

Рассказы, беседа

23

Памятники на Невском проспекте

Перечислить памятники.

Игра «прогулка по Невскому проспекту»

Река Нева

24

История реки Невы

Чтение художественной литературы

25

Почему столько названий у главной реки

Беседа. План реки Невы. Рассмотреть карту.

26

Наводнения Невы. Даты

Что построили жители города, чтобы спасти его от наводнений. Было более 300 наводнений

1 ч

Триумфальные арки

27

Триумфальная арка главного штаба.

Чтение художественной литературы. Рассмотреть фотографии

1 ч

28

Нарвские ворота

В память о Кровавом воскресенье. Площадь выложена красным камнем (9 января 1905 г.). Чтение художественной литературы

29

Триумфальные ворота Адмиралтейства

Памятник, посвященный войне 1812 г. Проект Росси, скульпторы С.Пименов и В. Демут - Малиновский 1828г.

30

Арка Новой Голландии

1779-1787 г. - архитектурный пейзаж Санкт-Петербурга.  Проект С.  Чевакинского и  Ж-Б Валлен  Деламота на Мойке

31

Петровские и Невские ворота Петропавловской крепости

Петропавловская крепость. Находятся в центре города (см. литературу «Триумфальные арки» составитель Раскин

32

Триумфальная арка на пл. Декабристов

1828-1835г. сооружены два здания. Архитектор Росси (см. литературу «Триумфальные арки»)Чтение, рассматривание фотографий

33

Московские ворота

Беседа. Путь начинался в Москву. Зодчий Стасов В.П.

34

Заключительная беседа «Арки города»

Сравнить триумфальные арки города. Показ иллюстраций, фотографий. Беседа

4 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание

Дата проведения

Мой город Санкт-Петербург

1

Санкт-Петербург - один из крупнейших северных городов

Построен на берегу Балтики, граничит с Финляндией

2

Санкт-Петербург самый молодой, большой европейский город

Беседа. Население города. Сравнить с городом Старая Ладога

3

Санкт-Петербург- чемпион по мостам, вице-чемпион по каналам и островам

Вспомнить название  и количество мостов, название  и количество островов, каналов

Герои и покровители Санкт-Петербурга

4

Александр Невский

Святые апостолы Петр и Павел

Рассказы об Александре Невском. Рассмотреть памятник (пл. Александра Невского)

Невский проспект

5

Прогулка по Невскому проспекту

Адмиралтейство, Казанский собор, памятник Екатерине II

6

Памятник Александру Невскому

Год открытия. Скульптор. История приневских земель (Невская битва). Новгородский князь одолел шведов на р. Нева, получил почетное прозвище Александр Невский

Петербуржцы и их жизнь

7

Их имена помнит город

Некрасов Н.А. (поэт) Ломоносов М. В.(ученый) Римский-Корсаков Н.А. (композитор), О. Бергольц (корреспондент)Д.Д. Шостакович (композитор). Чтение художественной литературы

Петербург  центр культуры

8

Открытие музеев

Русский музей

Беседа. Посещение музея. картины художников.

9

Этнографический  музей

Чтение художественной литературы. Экскурсии в музей

10

Новый Эрмитаж

Впервые в России открыли музей, где собраны произведения русских художников и скульпторов.

11

Артиллерийский музей

Находится рядом с Петропавловской крепостью

Река Нева

12

Нева- могучий карлик

Длина Невы 74 км. Собирает воду с огромной территории. Её бассейн имеет281000 м2 (немногим меньше территории Италии)  Очень полноводная, она проносит столько же воды сколько Дон и Днепр вместе. в бассейн Невы входят крупнейшие озера Европы (Ладожское, Онежское, Сайма в Финляндии)

13

Роль Невы в жизни города

Нева кормилица, труженица (торговля) Корабли идут за границу, сообщение с разными государствами

14

Заключительная беседа и задание

Сочинение на тему : «Наша главная река. Какой я ее представляю»

1 ч

Фонари

15

Темный город

Петр1 привез фонари в Россию. Приказ 1  особый «Костюм 6 граней полосатые костюмы- белые в черную полоску

16

Памятник фонарщику

Первые фонари имели охранника - караульного солдата, помощник - фонарщик. Использовали льняное масло.

Чтение литературы

17

Фонари украшают город

Рассмотреть фотографии, иллюстрации. Рисование. Современные фонари имеют 4 грани

Триумфальные  арки

18

Нарвские ворота

Архитектор В. Стасов (каменные ворота). Важным элементом композиции является слово

1 ч

19

Московские ворота

Начинался путь в Москву. Проект разработал в 1832-1833 русским зодчим  Стасовым. Выполнены из чугуна. Сооружение длилось 4 г.

1 ч

20

Петровские ворота

Первые триумфальные нашего города. Рассматривание фотографий. «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Беседа

21

Невские ворота

Центр города. Петропавловская крепость. Построены по проекту Трезини. В 1  половине 18 века спускали ботик Петра 1. Чтение художественной литературы

Вокзалы

22

Московский вокзал

Историческая справка. Старое название - Николаевский. Какое значение имел в царское время. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, фотографий

23

Финляндский вокзал

Историческая справка. Перевозили жителей блокадного города к Ладоге.

Беседа

24

Балтийский вокзал

Варшавский вокзал

Витебский вокзал

Ладожский вокзал

Движение поездов в разные города и страны. Предназначение вокзалов. Историческая справка. Чтение литературы.

Современный вокзал. Перевод поездов с Московского вокзала (разгрузка)

Петропавловская крепость

25

«Маленький городок в большом городе»

План крепости. Постройки на территории крепости: Монетный двор, собор, памятник Петру1,комендантский дом, ботный домик, инженерный дом

Ансамбль Дворцовой площади

26

Александрийский столб

Дворцовая площадь

Зимний дворец

Автор Карл Иванов, Росси. На верху ангел - скульптура символизирует победу добра над злом (1812 - победа над французами)

1 ч

Мифологические обитатели города

27

Город каменных львов

Адмиралтейская набережная. Заучивание стихотворения « Гуляя в центре города, пройдите вдоль  Невы»

1 ч

28

Атланты

ангелы

Горный музей, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Александрийская колонна,

29

Грифоны

Банковский мост.

Плотность населения

30

Из истории жителей города

1916г - 2416 тыс.человек

После страшного голода и холода времен военного коммунизма к 1920 г. сократилось до 700 тыс. человек

К 1943 - осталось 600 тыс. человек

В 1960 - население выросло до довоенного уровня. Сейчас свыше 5 млн. человек.

Пригороды

31

Пушкин Павловск

Беседа, экскурсии, выставка фотографий

Покровитель наших земель

32-33

Святой Александр Невский

Покровитель наших земель .Князь Александр Ярославович, родился в Переяславле-Залесском в 1220г. В 15 лет - поход против немецких рыцарей.

В 16 лет принял княжеский меч.

Храм - Александро -Невская лавра. Причислен к лику святых.

34

Обобщающая  экскурсия «Мой  любимый  город»

Литература:

1. Город-сказка, город-быль Издательство С-Пб 2013 г.

2. Журналы "Колокольчик" № 2 1997г., №3 1999г., № 29 2003 г. Составитель: И. Г. Смирнова

3. Знаешь ли ты свой город? В. Нестеров Санкт-Петербург «Коринт» 1997г.

4. Казанский собор  Я.И. Шурыгин Лениздат1987 г.

5. Как родился Петербург Виктор Фролов и Олег Яковлев «Лики России», «Синяя пчела», Санкт-Петербург 1995

6. Ленинград «Детская литература»  1972г.

7. Музеи Ленинграда  (справочник) Лениздат1982 г. автор-составитель В.И. Сидорова

8. Петербург (путеводитель) Издательство Санкт-Петербург «Норинт» 2000г.

9. Петропавловская крепость  Л.И. Бастарева В.И. Сидорова  Лениздат 1983

10. Петро-Павловская (Санкт-Петербургская) Издательство «Аврора» Ленинград 1988г.

11. Пособие по истории города Санкт-Петербург (Выпуск 1, Выпуск 3) С-Пб Корона принт Учитель и ученик. 2003 автор Е.В. Дмитриева

12. Рассказы о Ленинграде. Л. Бадина Г. Кудырская Москва. Русский язык; 1983

13. Санкт-Петербург Б.К. Пукинский «Норинт» 1997г.  1000 вопросов и ответов

14. Санкт-Петербург  Что? Где? Когда? Издательский дом М и М 1998г. Лавренкова, Рукавчук

15. Санкт-Петербург С-Пб Корона принт 2008 автор Е.В. Дмитриева

16. Стихи о Петербурге (сборник,  С-П 1994г.)

17. Чудесный город Л.К. Ермолаева И.М. Лебедева Санкт-Петербург 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.

Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы....

Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"

Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...

Примерная программа «Краеведческое образование на уровне начальной школы»

Современный период в российской истории и образовании характеризуется сменой ценностных ориентиров, что сопровождается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи...

Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе.

Статья о современных технологиях в краеведческом образовании...

Сценарий внеклассного мероприятия по эколого-краеведческому образованию и воспитанию

Мероприятие , проводимое в рамках длительной воспитывающей игры "Арктическое путешествие". Станция "В гостях у Хомани"...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...