Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_peterburzhets_4_klass.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДАЮ»: |
На Педагогическом совете Протокол № ___от _______________2014 г. | Директор ГБОУ гимназии № 628 _____________ С.И. Квашнина |
Приказ № _____ от ______________ 2014 года |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
Программа внеурочной деятельности
«Я - петербуржец»
для учащихся 4 «В» класса
Срок реализации программы: 4 года
Разработчик рабочей программы: Миронова Евгения Юрьевна
«РАССМОТРЕНА»: | «СОГЛАСОВАНА»: |
на заседании МО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР _______ Н.П.Фролова |
Протокол № ___ от ______ 2014 года | _______________ 2014 года |
Председатель МО ________ В.Э.Синева |
Санкт-Петербург
2014 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности | 6 |
3 | Основное содержание курса | 7 |
4. | Тематическое планирование | 12 |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета | 13 |
Образовательная программа внеурочной деятельности
«Я - петербуржец»
- Пояснительная записка
Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений.
Программа дает возможность приобрести новый опыт: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса «Я - петербуржец» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города, учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли.
Цели и задачи курса
Целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Начать формирование краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
Структура программы. Курс «Я - петербуржец» предназначен для учащихся 7-11 лет. Он рассчитан на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2, 3, 4 классы - 34 часа. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.
Методы обучения.
Реализации задач курса ««Я - петербуржец»» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская, коллективные рассказы по определенной теме, составление и разгадывание кроссвордов, составление вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих заданий..
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- Цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- Съемно-разъемные аппликации.
- Карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- Предметы, вещи.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу
Личностные результаты
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметные результаты
-Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
-Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
-Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
-Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
-Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
3. Основное содержание программы
Тема № 1.Что значит город для меня. Любимые места в городе.
Основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей). Стихи русских поэтов о городе.
Тема № 2. День памяти и скорби.
"Трагедия Беслана" память о погибших в итоге террористического акта 1-3 сентября 2004 года.
Тема № 3. Символы города. Выставка рисунков.
Знакомство с символами Санкт-Петербурга (герб, гимн), выставка рисунков
Тема № 4. Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости.
Крепость на острове. Петропавловская крепость. Архитектор Трезини. Флюгер на шпиле (ангел
Тема № 5. Автобусная экскурсия «Петропавловская крепость».
Посещение «Петропавловская крепость» Прогулка по Петропавловской крепости.
Тема № 6.Викторина «Петропавловская крепость».
Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки о Неве, стихи русских поэтов о городе
Тема № 7.Адмиралтейство – владыка морей.
Местонахождения Адмиралтейства. Происхождение названия. Шпиль Адмиралтейства – один из главных городских ориентиров. Внешний облик Адмиралтейства. Кораблик Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная. Дворцовый причал. Сторожевые львы дворцового причала.
Тема № 8. Выставка рисунков «Адмиралтейство».
Конкурс рисунков. Поэтические произведения, посвященные Адмиралтейству. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов.
Тема № 9.Зимний дворец – дворец славы российской.
Здание Зимнего дворца, внешний облик. . Архитектор Растрелли Б. Ф
Тема № 10.Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.
Местонахождение Дворцовой площади. Происхождение названия и ансамбль Дворцовой площади. Назначение Дворцовой площади.. Александрийская колонна. Здание Главного штаба (скульптурная группа арки).
Тема № 11.Викторина «Зимний дворец».
Викторина. Прослушивание музыкальных и поэтических произведений посвященных ансамблю Дворцовой площади
Тема № 12.Стрелка Васильевского острова.
Местонахождение Васильевского острова. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. Биржа – внешний облик здания. Причал и набережная Стрелки Васильевского острова.
Тема № 13.Жизнь и служба ансамбля Стрелки.
Жизнь и служба ансамбля Стрелки в прошлом: главный торговый порт России на Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни;
Тема № 14.Посещение театра
«Я иду в театр». Правила поведения в театре. Посещение театра «Буфф» Санкт-Петербурга.
Тема № 15.Выставка рисунков «Любимый персонаж спектакля»
Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов
Тема № 16.Подвигу твоему, Ленинград.
Блокадного город «Цветок жизни», памятники «Зенитка» «Катюша», «Разорванное кольцо». Посещение музея «Дорога жизни».
Тема № 17.Город – герой Ленинград.
Героическая оборона Ленинграда(Пулково).
Знакомство с местами боев с фашистскими захватчиками под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Посещение монумента героической обороне Ленинграда на площади Победы, Пулковского военного кладбища, памятника «Пулковский рубеж».
Тема № 18. Автобусная экскурсия .
Посещение музея защитников блокадного Ленинграда на площади Победы. Возложение цветов.
Тема № 19.Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей»
Местоположение площади. Облик площади. Медный всадник — первый памятник в России. Создатели памятника — Э.-М. Фальконе, Е. Хайлов, землекопы, каменотесы, литейщики. Здания Сената и Синода Исаакиевский собор Название. Облик. Скульптурное убранство собора. Название площади. Декабристы.
Площадь Декабристов (Сенатская площадь) — символ бывшей столицы, основанной по воле Петра I, но «украшенной потомками стократ».
Тема № 20.Исаакиевский собор – собор соборов.
Исаакиевский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Монферан.
Тема № 21.Медный всадник. Выставка рисунков.
История создания памятника «Медный всадник» Выставка рисунков
Тема № 22.Музеи Санкт-Петербурга.
Музеи Санкт-Петербурга. Игра-путешествие «Мы идем в музей». Этическая игра «Поведение в музее». Викторины, конкурсы, загадки
Тема № 23.Русский музей - создатели музея.
Тема № 24.Экскурсия в Русский музей.
Посещение Русского музея. Знакомство с Русским музеем и его знаменитыми экспонатами.
Тема № 25.Пригороды СПб. Г. Петергоф.
Виртуальная экскурсия в Петергоф. Большой Императорский дворец. Фонтаны Нижниго парка: «Самсон», Римские фонтаны, Оранжерейный фонтан, «Ева», «Солнце», каскады: «Большой каскад», «Шахматная гора», «Львиный каскад»
Тема № 26.Пригороды СПб. Г. Пушкин
Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».
Тема № 27.Пригороды СПб. Г. Павловск.
Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».
Тема № 28.Пригороды СПб. Г. Гатчина.
Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».
Тема № 29.Викторина по теме «Пригороды СПб».
Игра-путешествие по пригородам СПб . Викторины, конкурсы, загадки
Тема №30. Выставка рисунков.
Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание достопримечательностей пригорода
Тема № 31.Подготовка к игре
Тема № 32.Интеллектуальная игра «Удивительный Санкт Петербург».
Игра по станциям «Я – петербуржец». Ориентирование в вертуальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты); Награждение победителей игры.
Тема № 33. Викторины, игры.
Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки , стихи русских поэтов о городе.
В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург, первые постройки города и истории их создания,
- знать символы Санкт-Петербурга (герб, гимн),
- называть основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей),
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада),
- называть основные реки и каналы города,
- знать и узнавать по фотографиям, на пешеходных экскурсиях мосты и набережные,
- знать историю создания памятника «Медный всадник»,
- детские театры СПб.
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект,
- уметь показать на карте, изучаемый объект,
- узнавать по описанию достопримечательность
В результате освоения программы учащиеся научатся: В результате успешного освоения программы «Я - петербуржец» учащиеся:
- углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;
- приобретут навыки культурного поведения;
- сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
- приобретут способности художественно-образного восприятия города;
- сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
- повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
- сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры
- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывать хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);
- называть самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечислять достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);
- называть особенности петербургского населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывать самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых петербуржцев (согласно программе).
- Ориентироваться по карте-схеме города
- - читать легенду карты-схемы;
- - находить географические ориентиры (правый, левый берег реки; север-юг, запад-восток);
- - определять центр города;
- - находить культурные памятники наследия разных эпох;
- - определять направление роста территории города.
- Ориентироваться в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);
- объяснять необходимость бережного отношения к памятникам наследия; соблюдения правил поведения в общественном месте; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещать музей, городские экскурсии вместе с классом; сообщать одноклассникам об интересных спектаклях, концертах, прогулках, совершенных вместе с родителями;
- самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;
- узнавать объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник; соотносить изображение и эпоху;
- комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;
- устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;
- составлять письменный рассказ об объекте или человеке;
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом.
Тематическое планирование занятий «Я - петербуржец»
2014 - 2015 учебный год
4 класс
Сентябрь | Что значит город для меня. Любимые места в городе. | |
День памяти и скорби. | ||
Символы города. Выставка рисунков. | ||
Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости. | ||
Октябрь | Автобусная экскурсия «Петропавловская крепость». | |
Викторина «Петропавловская крепость». | ||
Адмиралтейство – владыка морей. | ||
Ноябрь | Выставка рисунков «Адмиралтейство». | |
Зимний дворец – дворец славы российской. | ||
Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. | ||
Викторина «Зимний дворец». | ||
Декабрь | Стрелка Васильевского острова. | |
Жизнь и служба ансамбля Стрелки. | ||
Посещение театра | ||
Выставка рисунков «Любимый персонаж спектакля» | ||
Январь | Подвигу твоему, Ленинград. | |
Город – герой Ленинград. | ||
Автобусная экскурсия . Музей защитников блокадного Ленинграда на площади Победы. Возложение цветов. | ||
Февраль | Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей» | |
Исаакиевский собор – собор соборов. | ||
Медный всадник. Выставка рисунков. | ||
Музеи Санкт-Петербурга. | ||
Март | Русский музей - создатели музея. | |
Экскурсия в Русский музей. | ||
Пригороды СПб. Г. Петергоф. | ||
Пригороды СПб. Г. Пушкин. | ||
Апрель | Пригороды СПб. Г. Павловск. | |
Пригороды СПб. Г. Гатчина. | ||
Викторина по теме «Пригороды СПб». | ||
Выставка рисунков. | ||
Май | Подготовка к игре | |
Интеллектуальная игра «Удивительный Санкт Петербург». | ||
Викторины, игры. | ||
День рождения города. |
5.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Ермолаева Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь.Ч.1,2. – СПб: «СМИО Пресс», 2009.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. – СПб: «КОРОНА принт», 2012.
- Дмитриев В.К. Книга – игра с наклейками.- СПБ: - «КОРОНА принт», 2011.
- Яковлева Н. А. Наш город — Санкт-Петербург. – СПб: Специальная Литература, 1999.
- Кудрявцева Т. А. Азбука Санкт-Петербурга. – СПб: «Искусство СПБ», 2010.
- Интернет-ресурсы, видео-материалы
- Карта – схема города
- Наборы иллюстраций, открыток с достопримечательностями СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец»
Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности....
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Я -Петербуржец" 2 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для 2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС
Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...