Рабочая программа "Юный Петербуржец"
рабочая программа по истории (2 класс) на тему

Стародубцева Марина Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_spb.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                              Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 368

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Согласовано на

заседании МО учителей ____________________

протокол № ____

от «____» ______________ 20___

председатель

_______/_________________/

Принято на Педагогическом совете ГБОУ № 368

протокол № _______

от «_______»__________20_____

Утверждаю

Директор школы

 ГБОУ №368

Приказ № _____

«____» _____________ 20___

___________/С.Н. Соколова/

Рабочая программа

Краеведческий курс «Юный Петербуржец»

для 2 «В» класса

на 2014-2015 уч.год

1час в неделю

33 часа в год

Автор программы:

учитель начальных классов

 Стародубцева М. Ю.

                                                    Санкт-Петербург

                                                                2014

I. Пояснительная записка

Изучение предмета       Краеведческий курс «Юный Петербуржец» направлено на достижение следующих целей:

Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

И решает задачи:

Задачи программы:

  1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении;
  2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:
  • о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);
  • об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания);
  • о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга;
  1. Способствовать формированию у обучающихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.
  • умение ориентироваться в пространстве города: по карте-схеме, в реальном городе (по табличкам с названием улиц, номерами домов), выполнять правила поведения горожанина в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам, «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.);
  • умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний: из письменных источников, доступных возрасту детей (учебника, справочников, краеведческой литературы), из изобразительных, из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников), от «носителей устной информации».
  1. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся;
  2. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

 При отборе и построении содержания программы «Чудесный город» учитывались принципы:

  1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.
  2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях образовательного учреждения (ОУ) и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
  3.  Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
  4. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
  5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
  6. Интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности.
  7. Преемственность содержания и форм учебно-воспитательной деятельности.

4. Общая характеристика учебного предмета (курса).

В соответствии с Законом об образовании РФ региональный (национально-региональный) компонент образования введен как обязательный в современную структуру образования. Актуальность введения регионального компонента образования в обширной полинациональной, поликонфессиональной и поликультурной России обусловлена потребностью развития общества (необходимостью воспитывать «чувство Родины»), перспективами развития региона (грамотным использованием природных ресурсов, экономического, культурного потенциала региона), развитием личности школьника (социального опыта и социальной направленности личности), а также повышением качества образования (максимальным использованием образовательного, культурного потенциала региона).

       Краеведческий курс «История и культура Санкт-Петербурга» введен как обязательный в региональную образовательную программу и региональный учебный план. За прошедшие годы накоплен позитивный опыт преподавания этого нового курса, а также выявлены его недостатки. В Петербурге реализуется вариативный подход в практике преподавания курса «История и культура Санкт-Петербурга», что предоставляет возможность учащимся осваивать культурный потенциал города разными способами, а учителям реализовывать разные педагогические и методические подходы в его преподавании.

При отборе материала к рабочей программе «Чудесный город» учитывалась специфика культуротворческой школы. Культуротворческая школа ориентирована на междисциплинарную интеграцию, которая осуществляется как воссоздание целостной картины мира, соответствующей особенностям возрастного развития и мировосприятия ребенка. В понимании культуротворческой образовательной модели, интеграция это моделирование междисциплинарного проблемного поля, открывающего равные, но разнообразные возможности получения образования. На уровне образовательных технологий интеграция являет собой педагогическое взаимодействие в системах учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администратор; на уровне организационного и методического сопровождения интеграция есть координация векторов общего и дополнительного образования, учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающая открытость образовательного пространства школы.

В нашем образовательном учреждении сформирована образовательная и воспитательная среда, которая открывает равные, но разнообразные возможности для творческой самореализации личности учащегося. Разрабатываются и апробируются программы и методики по гармоничному развитию личности, через воспитание гражданско-нравственных чувств, патриотизма и любви к своей Родине.

  1. Место учебного предмета (курса) в учебном плане:

В соответствии с Законом об образовании РФ региональный (национально-региональный) компонент образования введен как обязательный в современную структуру образования. Актуальность введения регионального компонента образования в обширной полинациональной, поликонфессиональной и поликультурной России обусловлена потребностью развития общества (необходимостью воспитывать «чувство Родины»), перспективами развития региона (грамотным использованием природных ресурсов, экономического, культурного потенциала региона), развитием личности школьника (социального опыта и социальной направленности личности), а также повышением качества образования (максимальным использованием образовательного, культурного потенциала региона).

       . За прошедшие годы накоплен позитивный опыт преподавания этого нового курса, а также выявлены его недостатки. В Петербурге реализуется вариативный подход в практике преподавания курса «История и культура Санкт-Петербурга», что предоставляет возможность учащимся осваивать культурный потенциал города разными способами, а учителям реализовывать разные педагогические и методические подходы в его преподавании.

Рабочая программа «Чудесный город» позволяет выявить задатки и способности ребенка, т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Для оптимального развития выявленных задатков и способностей созданы все необходимые условия. Это реализуется с помощью различных педагогических технологий: сотрудничество, личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровье сберегающие, развивающее обучение, технология «Развития критического мышления» (ТРКМ), технология образования ТОГИС, технология АМО (активные методы обучения), кейс-технология (метод анализа конкретной ситуации), технология проблемного обучения, Интернет-квест, технология проектной деятельности.

В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как: учебные экскурсии, дистанционное обучение, групповые занятия, индивидуальные занятия, зачётные занятия.

В процессе изучения программы «Чудесный город» используются такие методы как: индивидуальный подход, раскрытия индивидуальности, совместное преобразование среды, метод погружения, организация деятельности и опыта поведения, метод культурной идентификации, формирования сознания и информирования.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Чудесный город» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

Методы организации обучения с использованием ИКТ на уроках во 2 классе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и исследовательский.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной и внеучебной деятельности;
  •  эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

                                             II. Содержание тем учебного курса (предмета)

(34 часа в год)

Введение (1 час)

Знакомство с учебным пособием «Чудесный город. Петербургская тетрадь» (Как ориентироваться в Петербургской тетради: знакомство с оглавлением, знаками-символами, со сказочными героями-городовиками).

Раздел I . МИР ГОРОДА (8 часов)

Тема 1. Город «живой»

«Санкт-Петербург – чудесный город». Главная «клеточка» города – дом. «Сосуды» и «легкие» города – реки и каналы, парки и сады («Синее» и «зеленое» на карте города). Наш квартал (учебная прогулка по кварталу, в котором расположена школа).

Тема 2. Город и горожане

Горожане – создатели города, горожане – разрушители города. Горожане-соседи.

Раздел II. УДИВИТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (15 часов)

Тема 3. Визитная карточка города

Имя и день рождения города. Опознавательный знак Санкт-Петербурга.

Тема 4. Природные особенности Санкт-Петербурга

Местоположение нашего города. Нева – главная «улица» нашего города. Петербург – город рек и каналов. Санкт-Петербург – город на островах.

Тема 5. Сказочный наряд Петербурга

Санкт-Петербург – «музей мостов». Сказочный наряд петербургских рек и каналов. Сказочный наряд улиц Петербурга. «Сказочный зверинец» в нашем городе.

Тема 6. Богатый и щедрый Санкт-Петербург

«Город – труженик…» (Санкт-Петербург как экономический центр).

Тема 7. Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы

Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы. Тяжелое испытание нашего города и горожан. Знаменитые петербуржцы.

Раздел III. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (8 часов)

Тема 8. Зимний дворец – дворец славы российской

«Здесь жили когда-то цари и царицы…». Вокруг Зимнего дворца. «Огромный зеленый фигурный ларец…». Строители Зимнего дворца.

 Тема 9. Наш район

Что особенного есть в твоем районе?

 Тема 10. Повторение и обобщение

Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург»

IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия, допущенные к использованию органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по образованию.

Литература для учителя

  • Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Часть 1. – СПб.: СМИО Пресс, 2012.
  • Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Любое издание.
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

Литература для учащихся

  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск I-II. – СПб.: Корона принт, 2010.
  • Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Часть 1. – СПб.: СМИО Пресс, 2012.
  •  «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н.Г. Гаврилова, Н.Л. Григорьева, Н.Е. Абакумова. – СПб., «Химера», 1997.
  • Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т.Н. Сокольницкая, Н.В. Завьялова, Ж.И. Иванова и др. – СПб., «Химера», 1997.
  • Григорян Н.В. Задачник для петербургских школьников. – СПб., 1997.
  • Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. – СПб., 1994-1995.
  • Журнал «Автобус», 1995-2008.
  • Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского (публикации в журнале «Искорка», 1980-е гг.).
  • Чубинец Е.Л., Дмитриев В.К. Петербургская азбука. Учебное пособие для начальной школы. – СПб., Корона принт, 2011.

Медиаресурсы

  • Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию / Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
  • Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
  • Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» – видеофильм. СПб., 1998.

Оборудование

  • Компьютер учителя с возможностью выхода в интернет;
  • Smart Board;
  • Проектор EPSON EB-450 Wi;
  • Документ камера Aver Vision;
  • Мобильный класс (компьютеры для учеников AQUARIUS);
  • Мобильная портативная лаборатория LabDisk ГЛОМИР;
  • USB флэш-накопитель Optiva OFD-02.

Программное обеспечение

  • Система автоматизации тестирования MimioVote;
  • Текстовый процессор Microsoft Word;
  • Программа для создания презентаций Microsoft Power Point;
  • Программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
  • Редактор кроссвордов на компьютере;
  • On-line мастер кроссвордов;
  • Программа для создания видеороликов Windows Movie Maker.

Интернет-ресурсы

  • Детские электронные презентации и клипы / URL: http://viki.rdf.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов / URL: http://school-collection.edu.ru/
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам / URL: http://window.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов / URL: http://fcior.edu.ru/ 

Интернет-ресурсы о Санкт-Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводная презентация к проекту "Я - петербуржец".

В презентации дается план работы над проектом....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Я - Петербуржец"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Я - Петербуржец"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Я -Петербуржец" 2 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для  2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для 2 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для  2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Я-Петербуржец"

Цель данной программы:воспитание детей истинными петербуржцами,знающими и любящими свой город,умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность....