Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец»
рабочая программа (1 класс) на тему

Дубкова Надежда Александровна

Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zya_peterburzhets.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 256

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Принято:

Советом ОУ

Протокол № 1    

от 26 августа 2016 г.

Утверждаю:

ГБОУ СОШ № 256

__________Т. М. Христюк

Приказ № 127    

от 29 августа 2016 г.

Программа внеурочной деятельности

Духовно-нравственное направление

«Я - петербуржец»

Учитель начальных классов:

Дубкова Надежда Александровна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

        Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности.

        В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному  культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений.

Программа дает возможность приобрести новый опыт: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса  «Я - петербуржец» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

        Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города, учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли.

Цели и задачи курса

        Целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

   Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   1. Способствовать формированию у учащихся:

   -   познавательного интереса к изучению города;

   - элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

   На основе этих знаний:

   2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

   3. Начать формирование краеведческих умений:

   - грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

   - ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

   - соотносить объект на карте с городским пространством;

   - пользоваться краеведческой литературой;

   - рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

   - описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

   - соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.

   4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:

   - работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);

   - подбирать слова, характеризующие объект;

   - выявлять главные признаки объекта;

   - сравнивать объекты и делать выводы;

   - обосновывать свою точку зрения;

   - переносить знания, полученные на других учебных предметах.

   5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:

   - формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

   - выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

   6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

   - изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

   7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

   - соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.  

Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

        Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.

Методы обучения

        Реализации задач курса ««Я - петербуржец»» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская, коллективные рассказы по определенной теме, составление и разгадывание кроссвордов, составление вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих заданий..

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

1.        Цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.

2.        Съемно-разъемные аппликации.

3.        Карты города, области.

4.        Видеоматериалы, презентации

5.        Предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков

        Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу

Личностные результаты

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.

-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формы организации внеурочной деятельности

В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

• лекции;

• практические занятия

• экскурсии

• исследовательская деятельность

• презентации, конкурсы

• самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

Рабочая программа «Я - петербуржец» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

• построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

• приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;

• возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

• возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

• активизация познавательной деятельности;

• поддержка устойчивого интереса к обучению;

• формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

• развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

• создание ситуации успеха.

Метапредметные результаты

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

-Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

-Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

-Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

-Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

-Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Основное содержание программы

        Что значит город для меня. Любимые места в городе.

 Основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей). Стихи русских поэтов о городе.

        Символы города. Выставка рисунков. Знакомство с символами Санкт-Петербурга (герб, гимн), выставка рисунков

        Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости. Крепость на острове. Архитектор Трезини. Флюгер на шпиле (ангел).

        Экскурсия «Петропавловская крепость». Посещение  «Петропавловской крепости». Викторина «Петропавловская крепость». Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки о Неве, стихи русских поэтов о городе.

        Адмиралтейство – владыка морей. Местонахождения Адмиралтейства. Происхождение названия. Шпиль Адмиралтейства – один из главных городских ориентиров. Внешний облик Адмиралтейства. Кораблик Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная. Дворцовый причал. Сторожевые львы дворцового причала. Выставка рисунков «Адмиралтейство». Конкурс рисунков. Поэтические произведения, посвященные Адмиралтейству. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов.

        Зимний дворец – дворец славы российской. Здание Зимнего дворца, внешний облик.  Архитектор Растрелли Б. Ф. Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. Местонахождение Дворцовой площади. Происхождение названия и ансамбль Дворцовой площади. Назначение Дворцовой площади. Александрийская колонна. Здание Главного штаба (скульптурная группа арки). Викторина «Зимний дворец». Прослушивание музыкальных и поэтических произведений посвященных ансамблю Дворцовой площади

        Стрелка Васильевского острова. Местонахождение Васильевского острова. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. Биржа – внешний облик здания. Причал и набережная Стрелки Васильевского острова. Жизнь и служба ансамбля Стрелки. В прошлом: главный торговый порт России на Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни;

        Подвигу твоему, Ленинград. Блокадного город «Цветок жизни», памятники «Зенитка» «Катюша», «Разорванное кольцо». Посещение музея «Дорога жизни». Город – герой Ленинград. Героическая оборона Ленинграда (Пулково).

Знакомство с местами боев с фашистскими захватчиками под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Посещение монумента героической обороне Ленинграда на площади Победы, Пулковского военного кладбища, памятника «Пулковский рубеж».

        Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей». Местоположение площади. Облик площади. Площадь Декабристов (Сенатская площадь) — символ бывшей столицы, основанной по воле Петра I, но «украшенной потомками стократ».

         Медный всадник — первый памятник в России. Создатели памятника — Э.-М. Фальконе, Е. Хайлов, землекопы, каменотесы, литейщики.  История создания памятника «Медный всадник» Выставка  рисунков. Здания Сената и Синода Исаакиевский собор Название. Облик. Скульптурное убранство собора. Название площади. Декабристы.

        Исаакиевский собор – собор соборов. Исаакиевский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Монферан.

Музеи Санкт-Петербурга. Игра-путешествие «Мы идем в музей». Этическая игра «Поведение в музее». Викторины, конкурсы, загадки

        Русский музей - создатели музея. Экскурсия в Русский музей.

Посещение Русского музея. Знакомство с Русским музеем и его знаменитыми экспонатами.

        Пригороды города Санкт – Петербурга.

Игра по станциям «Я – петербуржец». Ориентирование в виртуальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты); Награждение победителей игры.

 Викторины, игры.

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки, стихи русских поэтов о городе.

        В конце изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург, первые постройки города и истории их создания,

- знать символы Санкт-Петербурга (герб, гимн),

- называть основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей),

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада),

- называть основные реки и каналы города,

- знать и узнавать по фотографиям, на пешеходных экскурсиях мосты и набережные,

- знать историю создания памятника «Медный всадник»,

- детские театры СПб.

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект,

- уметь показать на карте, изучаемый объект,

- узнавать по описанию достопримечательность

        В результате освоения программы учащиеся научатся: В результате успешного освоения программы «Я - петербуржец» учащиеся:

•        углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;

•        приобретут навыки культурного поведения;

•        сформируют уважительное отношение к историческим личностям;

•        приобретут способности художественно-образного восприятия города;

•        сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;

•        повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;

•        сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры

•        грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

•        указывать хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);

•        называть самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечислять достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);

•        называть особенности петербургского населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывать самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых петербуржцев (согласно программе).  

•        Ориентироваться по карте-схеме города

        - читать легенду карты-схемы;

        - находить  географические ориентиры (правый, левый берег реки; север-юг, запад-восток);

        - определять центр города;

        - находить культурные памятники наследия разных эпох;

        - определять направление роста территории города.  

•        Ориентироваться в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);

•        объяснять необходимость бережного отношения к памятникам наследия; соблюдения правил поведения в общественном месте; дают оценку собственного поведения;

•        регулярно посещать музей, городские экскурсии вместе с классом; сообщать одноклассникам об интересных спектаклях, концертах, прогулках, совершенных вместе с родителями;

•        самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

•        узнавать объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник; соотносить изображение и эпоху;

•        комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;

•         устно описывать объект, используя  памятку, предложенную учителем;

•        составлять письменный рассказ об объекте или человеке;

•        извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом.  

Календарно - тематическое планирование занятий

По программе «Я - петербуржец»

2016 - 2017 учебный год

1 класс

Тема урока

Кол-во час.

Дата по плану

Дата по факту

1

Что значит город для меня. Любимые места в городе.

1

05.09.2016

2

Символы города. Выставка рисунков.

1

05.09.2016

3

Отличие города от деревни

1

12.09.2016

4

Петр I – основатель нашего города

1

12.09.2016

5

Болезни города

1

19.09.2016

6

Конкурс рисунков «чем я могу помочь городу»

1

19.09.2016

7

Транспорт Санкт-Петербурга. От конки до трамвая.

1

26.09.2016

8

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

Атланты

и кариатиды.

1

26.09.2016

9

Фантастические животные

1

03.10.2016

10

Самые занимательные названия в нашем городе

1

03.10.2016

11

Адмиралтейство – владыка морей

1

10.10.2016

12

Выставка рисунков «Адмиралтейство»

1

10.10.2016

13

Кунсткамера – первый музей России

1

17.10.2016

14

Зимний дворец – дворец славы российской

1

17.10.2016

15

Викторина «Зимний дворец»

1

24.10.2016

16

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга

1

24.10.2016

17

Викторина «Петропавловская крепость».

1

14.11.2016

18

Петропавловская крепость – крепость музей

1

14.11.2016

19

Экскурсия «Петропавловская крепость»

1

21.11.2016

20

Экскурсия «Петропавловская крепость»

1

21.11.2016

21

Зоологический музей

1

28.11.2016

22

Зоологический музей

1

28.11.2016

23

Меншиковский дворец и Домик Петра

1

05.12.2016

24

Меншиковский дворец и Домик Петра

1

05.12.2016

25

Стрелка Васильевского острова

1

12.12.2016

26

 Жизнь и служба ансамбля Стрелки

1

12.12.2016

27

Жизнь и служба ансамбля Стрелки

1

19.12.2016

28

Экскурсия на почту

1

19.12.2016

29

Посещение театра

1

26.12.2016

30

Посещение театра

1

26.12.2016

31

Исаакиевский собор – собор соборов.

1

16.01.2017

32

Исаакиевский собор. Конкурс рисунков.

1

16.01.2017

33

Подвигу твоему, Ленинград.

1

23.01.2017

34

Город – герой Ленинград.

1

23.01.2017

35

Экскурсия в музей хлеба.

1

30.01.2017

36

Экскурсия в музей хлеба.

1

30.01.2017

37

Медный всадник. Выставка рисунков.

1

13.02.2017

38

Медный всадник. Выставка рисунков.

1

13.02.2017

39

Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей»

1

20.02.2017

40

Прогулка по городу.

1

20.02.2017

41

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

1

27.02.2017

42

Аничков дворец. Аничков мост.

1

27.02.2017

43

Мой Адмиралтейский район

1

06.03.2017

44

Юсуповский сад

1

06.03.2017

45

Музеи Санкт-Петербурга.

1

13.03.2017

46

Русский музей - создатели музея. Экскурсия в Русский музей.

1

13.03.2017

47

Пригороды СПб. Петергоф.

1

20.03.2017

48

Пригороды СПб. Петергоф.

1

20.03.2017

49

Пригороды СПб. Пушкин

1

03.04.2017

50

Пригороды СПб. Пушкин

1

03.04.2017

51

Пригороды СПб. Павловск

1

10.04.2017

52

Пригороды СПб. Павловск

1

10.04.2017

53

Пригороды СПб. Гатчина

1

17.04.2017

54

Пригороды СПб. Гатчина

1

17.04.2017

55

Сочинение «Мои родственники во время войны». Презентация лучших работ.

1

24.04.2017

56

Известные ученые – петербуржцы!

1

24.04.2017

57

Презентация проекта «Я – экскурсовод»

1

15.05.2017

58

Презентация проекта «Я – экскурсовод»

1

15.05.2017

59

Викторина по теме «Пригороды СПб»

1

22.05.2017

60

Выставка рисунков. «Любимый город»

1

22.05.2017

61

Прогулки по району. Повторение изученного.

1

62

Прогулки по району. Повторение изученного.

1

63

 Интеллектуальная игра «Удивительный Санкт-Петербург».

1

64

Рисунки «Санкт - Петербург»

1

65

Викторины, игры.

1

66

Итоговое занятие

1

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.        Ермолаева Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь.Ч.1,2.  – СПб: «СМИО Пресс», 2009.

2.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. – СПб: «КОРОНА принт», 2012.

3.        Дмитриев В.К. Книга – игра с наклейками.- СПБ: - «КОРОНА принт», 2011.

4.        Яковлева Н. А. Наш город — Санкт-Петербург. – СПб: Специальная Литература, 1999.

5.        Кудрявцева Т. А. Азбука Санкт-Петербурга. – СПб: «Искусство СПБ», 2010.

6.        Интернет-ресурсы, видео-материалы

7.        Карта – схема города

8.        Наборы иллюстраций, открыток с достопримечательностями СПб.

Интернет-ресурсы:

 1. http://www.spb-rf.ru/muzey_detskiy.htm - Музеи для детей.

 2. http://peterburg2.ru/deti/ - Детский раздел Peterburg2.ru

3. http://baby-scool.narod.ru/media/book/zagadki/spb.html -

- Загадки о Санкт-Петербурге для детей

4. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/peterburg/mp3/index.html -

- Песни о Санкт-Петербурге для детей

5. http://baby-scool.narod.ru/media/book/poesiya/s-p-b/index.html - Стихи о Санкт-Петербурге

6. http://www.kindergorod.ru/rasskazyi_detyam.htm -

- История Санкт-Петербурга в рассказах для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец"....

Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс

Программа внеурочной деятельности  «Я - петербуржец» ,4 класс...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе "Я-Петербуржец"

Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Я -Петербуржец" 2 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для  2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для 2 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности « Я-Петербуржец» для  2 класса составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федер...