РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс) на тему

Трахова Зульфия Аскербиевна

Рабочая  учебная  программа по адыгейскому языку.

4   класс.

3 часа в неделю (всего 102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adyg.yaz_._4_kl._3_chasa.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель : Трахова З.А.

Рабочая  учебная  программа по адыгейскому языку.

4   класс.

3часа в неделю (всего 102 часа)

Пояснительная записка

      Обучение адыгейскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение адыгейскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс адыгейского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по адыгейскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышению уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока адыгейского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
        Преобладание письменной речи (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации

дифференциации обучения.

Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

         В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно.             
Цели обучения
Изучение адыгейского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений адыгейского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
         Место предмета в  учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе регионального компонента государственного стандарта. 2 часа в неделю, 68 часов в год.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Состав слова", «Имя существительное»,  «Имя прилагательное»,  "Числительное" «Местоимение», «Глагол», «Союзы»,

                                                                 

"Предложение", "Текст" . Всего 9 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении адыгейскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
        Для реализации рабочей программы на уроках адыгейского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих.

Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках адыгейского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
         Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения   (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
           
Обучающиеся должны различать и сравнивать:

простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
           

                                                                                 

 Обучающиеся должны уметь:производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты, писать изложения и сочинения. Различать предложения с союзами и без союзов.              

Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения адыгейского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;
•    признаки изученных частей речи;
•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

4

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
•    различать произношение и написание слов;
•   без ошибок списывать несложный текст ;
•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 65-70 слов);

•        грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку

•        производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки ,
  • изменять имена существительные по числам;
  • изменять имена прилагательные по числам в соответствии с числом  существительного;
  • изменять глагол по временам;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения;

                                                                         

 •        писать изложения в 55 - 70 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

 • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
   •адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  •создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
   • овладения нормами адыгейского речевого этикета в ситуациях

повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

                        Список литературы
Учебник для 4 класса Ю. А. Тхаркахо., С. К. Унарокова., Т. Д. Чеучева
Программа "Адыгабзэ" (1-4 кл)

                                                       

                                    АДЫГЭБ3Э ТХЭН

ЯПЛ1ЭНЭРЭ КЛАСС

(Тхьэмафэм сыхь. - 3. 3эк1эмк1и сыхь.- 102)

Тхьэркъохъо Ю. Д, Цуук1 Т. Д., Унэрэкъо С.К.

Темэр,разделыр

Сыхьат пчъ.

Мафэр

К1эджык1ыжьыныр (сыхь.2)

1

Гущы1эухыгъэр.

1

2

Макъэхэмрэ хьарыфхэмрэ. Пычыгъор. Гущы1эмэ

1

язэпыхык1.

Гущы1эр зэрэзэхэтыр (сыхь.10)

3-6

Гущы1эр зэрэзэхэтыр. (К1эджык1ыжьын)

4

7-9

Гущы1эпкъымрэ к1эухымрэ.

3

10

Ж.и. Сурэтымк1э рассказ

1

11-12

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Урысыбзэм къыхэк1ыгъэ гущы1эхэр.

2

Пкъыгъуац1эр (сыхь.19)

13-15

Пкъыгъоц1э унаехэмрэ пкъыгъоц1э къызэрык1охэмрэ

3

16-18

3ы пчъагъэм ит пкъыгъуац1эхэр пэдежхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

3

19-21

Бэ пчъагъэм ит пкъыгьуац1эхэр пэдежхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

3

22-23

Ц1эе1о падежыр: Хэтыр? Сыдыр?

2

24-25

Эргатив падежыр: Хэтым? Сыдым?

2

26

Ж.и. Изложений

1

27-28

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Лэжь падежыр: Хэтк1э? Сыдк1э?

2

29-30

Гъэунэф падежыр: Хэтэу? Сыдэу?

2

31

Контрольнэ диктант

1

                                                                                     

Плъышъуац1эр (сыхь.12)

32

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Плъышъуац1эм имэхьанэрэ упч1эу фагьэуц1ухэрэмрэ

1

33-35

Плъышъуац1эхэр пкъыгъуац1эмэ гъусэ зэрафэхъухэрэр

3

36-38

Пкъыгъуац1эм елъытыгъэу плъышъуац1эр чъып1эу зыдэщытыр

3

39

Уплъэк1у тетхык1ын.

1

40-41

Плъышъуац1эхэр пэдежхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

2

42

Ж.и. Сурэтымк1э рассказ.

1

43

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Плъышъуац1эмэ ятхык1

1

Пчъэгъац1эр (сыхь.11)

44

Пчъагъац1эм имэхьанэрэ упч1эхэмрэ

1

44-46

Пчъэгьац1эхэр пкъыгьуац1эмэ гьусэ зэрафэхъухэрэр

3

47-48

Пчъэгъэр къызэрык1ырэ пчъэгъац1эхэр

2

49-50

3эк1элъык1уак1эр къызэрык1ырэ пчъэгьац1эхэр

2

52-53

Пчъэгъац1эмэ ятхык1

2

54

Контрольнэ диктант

1

Цlэпапкlэр (сыхь14)

55

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Ц1эпапк1эк1э заджэхэрэр .  

1

56-58

Ц1эпапк1эк1эр пкъыгьуац1эмэ ачъып1эк1э зэрагъэфедэрэр.

3

59-60

Апэрэшъхьэр къэзыгьэлъэгьорэ ц1эпапк1эхэр.

2

61

Ж.и. Сочинение .

1

62-64

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Ят1онэрэшъхьэр къэзыгъэлъэгьорэ ц1эпапк1эк1эхэр

3

65-67

Ц1эпапк1эк1эхэу ар, ахэр. Ц1эпапк1эк1эхэр пчъагъэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр.

3

68

Контрольнэ тетхык1ын

1

Глаголыр (сыхь. 20)

69-70

Глагол зыфа1орэмрэ  иуахътэхэмрэ

2

71

Ж/их. Изложение. 1оф.206.

1

72-74

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Глаголыр шъхьэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

3

75-76

Глаголхэр пчъагьэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

2

77-79

Апэрэшъхьэм ит глаголхэр пчъагьэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр.

3

80-81

Ят1онэрэшъхьэм ит глаголхэр пчъагьэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

2

82

Ж/их. Сурэтымк1э рассказ.

1

83-85

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

Ящэнэрэшъхьэм ит глаголхэр пчъагьэхэмк1э зэрэзэхъок1хэрэр

3

86-87

Глагол лъапсэхэр

2

88

Контрольнэ диктант.

1

3эпхыхэр - 3

89

Хэукъоныгъэьэ ягъэтэрэзыжьын.

3эпхыхэр. Ахэмэ ямэхьан.

1

90-91

3эпхыхэр. Ахэмэ ямэхьан.

2

Гущы1эухыгъэр -10

92

Гущы1эухыгьэм имэхьанэрэ зыфэдэмрэ

1

93

Гущы1эухыгьэм хэт член шъхьа1эхэр

1

94

Гущы1эухыгьэм хэт член гуадзэхэр

1

95

Гущы1эухыгьэ мыубгьугьэр, убгьугьэр

1

96

Гущыlэухыгьэм хэт гущыlэхэр зэрэзэпхыгьэхэр .

1

97

Член зэлъэпкъэгьухэр зыхэт гущы1эухыгьэр

1

98

3эпхыхэмк1э зэгьэк1угьэ член зэлъэпкъэгъухэр

1

99

Лъэпсэужхэмкlэ зэгьэкlугьэ член зэлъэпкъэгъухэр

1

100

3эпх зыхэмыт член зэлъэпкъэгъухэр.

1

101

Уплъэк1у диктант.

1

К1эджык1ыжьыныр. (сыхь.1)

102

Псэлъэ зэпхыгъэр. Письмэм итхык1.Дэпкъ гъэзетым утхэныр. Мэкъэгъэ1ур.

1

Трахова З.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

Рабочая  учебная  программадля  4  классапо адыгейской литературе...

Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,

Рабочая программа  по  английскому языку  класс  3  Enjoy English М.З. Биболетовой,  Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...