РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс) на тему

Трахова Зульфия Аскербиевна

Рабочая  учебная  программа

для  4  класса

по адыгейской литературе

                                  (2 часа в неделю, 68 часов)                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adyg._liter.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трахова З.А.

Рабочая  учебная  программа

для  4  класса

по адыгейской литературе

(2 часа в неделю, 68 часов)                                   

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

        Адыгейское литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с адыгейским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса адыгейского литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с адыгейским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по адыгейскому литературному чтению 4 класс представлены  следующие  содержательные линии.

         Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.  

        Цели обучения

Изучение  адыгейского литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в  учебном плане

В учебном плане на изучение адыгейской литературы отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68 часов, из них 9 часов на уроки внеклассного чтения. 

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках адыгейского

литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания адыгейской литературы, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения,

на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть читать стихотворения;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 4-5 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-80 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса,  логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации.

Содержание курса состоит из 10 разделов.

- Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам.

- Тызыхэт природэм фэгъэхьыгъэ сурэтхэр

- Унагъор, 1ахьылхэр, сабыир, ныбджэгъур.

- Тычэфэу тыджэгун, тиш1эныгъи хэдгъэхъон, 1офш1ак1и зэдгъэш1эн.

- К1ымэфэ чэфыр къэблагъэ.

- Мамырныгъэм иухъумак1у

- Гъэтхэ гуахьыр къэсыгъ.

- Ц1ыфыным пае ц1ыфыр къэхъугъ.

- Тэ тищык1агъэр мамырныгъ.

- 1оры1уатэр.

Список литературы по реализации программы.

Учебник для 4 класса «Реджэнхэу тхылъ» Хацац С.М.

Программа «Адыгабзэ»

Адыгэбзэ еджэныр

Хьац1эц1э Сар

Япл1энэрэ класс

(Тхьэмафэм сыхь.2, зэк1эмк1и сыхьат 68.)

Темэр, разделыр

Нэк1у-бгъор

Мафэр

Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам - 11

1

Тэ зыбгъэзагъми - Родинэр уян. Яхъул1э С.

Н. 3

2

Сихэку к1ас. Мэщбэш1э И.

Н. 4-5

3

Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам. Бэрэтэрэ Хь.

Н. 5-6

4

Сикъуадж. Яхъул1э С.

Н.6-7

5

К1элэц1ык1ухэм ягъэпсэфык1. Сурэтымк1э къэ1отэн

Н.8

6

Тэ къытфэнэщтыр. Къумп1ыл Къ.

Н.9

7

Адыгэхэр. Мэщбэш1э И.

Н.10

8

Лэщэ Адыл «Ч1ы хъураер ц1ык1ущэба ащ тыщызэш1ок1одынк1э »

Н.11-14

9

Лъэпкъ чыжьэхэр.  Къуекъо Н

Н.15

10

Зы орэд ихъишъ.  Джэндэрэ М.

Н.14-15

11

Тыкъызэрыхъухьагъэр.  Кощбэе П.

Н.15-17

Тызыхэт природэм фэгьэхьыгъэ сурэтхэр - 11

1

А пстэури сэ сиорэд. Мэщбэш1э И.    Бжыхьапэм. Пэрэныкъэ М. Тикъэгъэлъэгъуап1.

Н.21-24

2

Пчэдыжь тыгъэр. Лъэпц1эрышэ И.

Н.24-25

3

Чэрэз. М.Исаковский.Волгэ- урыс псыхъошху.

Н.25-27

4

Илъэсым исурэт. Бэрэтэрэ Хь.

Н.28-32

5

Нэшанэхэр. Жэнэ Къ. Бжыхьэ пк1ашъ. Бэрэтэрэ Хь.

Н.32-34

6

Мэзым тызэрэк1огъагъэр. Сурэтымк1э къэ1отэн.

Н.35

7

Адыгэ Республикэм ипсыхъохэр. К1эрэщэ Т.

Н.35-36

8

  Сыда сэнашъхьэр зык1эгъыгъэр. Къэзэнэ Р. Тэтэжъ мэзым сыздещэ.Нэхэе Р. Къаз 1элхэр. Кощбэе П.

Н.36-42

9

 Ж/И. сурэтымк1э рассказ « Пцэжъыяшэхэр». Мэзым тэк1о. Бэрэтэрэ Хь.  Мэзпэс. Кощбэе П.

Н.43-48

10

Илъэсым имазэхэм адыгабзэк1э ц1эу я1эхэр. Мафэмэ ц1эхэу я1эхэр зэгъаш1э.

Н.48-49

11

Сыдэущтэу хьалыгъур ти1анэ къытехьэра? Хьалыгъур щы1эныгъэм ылъапс. Жэнэ Къ.

Н.50-52

Унагьор, 1ахьылэр,  сабыир - 6

1

Зэнэкъокъух скъошхэр. 'Бэрэтэрэ Хь.

Н.53-54

2

Е пш1агъэу ш1у ущымыгугъ. Гут1э С. Тимур къыщыш1ыгъэр. Цуякъо Ю.

Н.54-58

3

Тхылъыпlэ тхьап. А зыр щыгъупшагъэп. Сит1ысып1э сэ сыщыс.  Цуякъо Дж.

Н.59-61

4

Ц1ыфым ытам. Нэхэе Р.

Н.62-64

5

Шъыпкъэм изэхаш1.

Н. 64-65

6

Ш1ухьафтын. Кощбэе П.

Н.62-63

Тычэфэу тыджэгун, тиш1эныгьи хэдгъэхъон - 5

1

Сигъыгы ц1ык1у. Хьэдэгъэл1э А.

Н.69-70

2

1офшlэным тlэ екlоу зытэгъасэ. Хьэкlэмызэ Б.

Н.70-71

3

Физкультурник ныбжьык1эм иорэд.

Н.71-72

4

Гъур. Кощбэе П.

Н. 70-71

5

Къангъэбылъ. Кощбэе П.

Н.72-73

Кlымэфэ чэфыр къэблагъэ - 4

1

Кlымаф. Къуекъо Н.

Н.76-77

2

Кlымэфэ мыл. Бэрэтэрэ Хь.

Н.77-78

3

Лlыжъ щтыргъукl. Пэрэныкъо М.

Н.78-80

4

Кlымафэм узэрэджэгущтхэр. Сурэтымкlэ къэlотэн

Н. 80

Мамырныгъэм иухъумакlу - 5

1

Мамыр къэралым тыриухъумак1у. Мэщбэш1э И.    

Н.81-82

2

Ушэтыпl. Шэуджэн А.

Н.82-87

3

Хъусен иlуашъхь. Бэрэтэрэ Хь.

Н.88-89

4

Пхъэгулъ  чъыгхэр. lэшъынэ Хь.

Н.89-95

5

Лlыхъужъым иорэд. Жэнэ Къ.

Н.95-96

Гъэтхэ гуахьыр къэсыгъ - 8

1

Гъатхэм илъэмакъ. Цуякъо Дж. Къашхъо, нашхъо,шхъонт1э зак1.Къуекъо Н.Гъатхэм.А.Чехов.

Н.97-99

2

Сянэ ыlэхэр. Лъэпцlэрышэ И. Гъатхэу сигуш1уагъу. Бэрэтэрэ Хь.

Н.99-101

3

Сян. Сурэтымкlэ сочинение.

Н.101

4

Сянэ гушlон. Цlуякъо Дж. Адэ шъо шъош1а?

Н.102

5

Сянэ ышlагъэр. Жэнэ Къ.

Н.103

6

Гъэмафэр. Бэрэтэрэ Хь.

Н.105-106

7

Юннатхэм яхат. Пэрэныкъо М.

Н.104

8

Сик1элэгъум сишъэогъугъэхэр. Скребицкий Г.

Н.107-111

ЦlЫфыным пае цlыфыр къэхъугъ - 8

1

Адыгэмэ яшlуфэс зэхыкlэхэр. Гъыщ Н.

Н.112-114

2

Ятэрэ ыкъорэ. lэшъынэ Хь.

Н.114

3

Палътэу фаб. Кощбэе П.

Н.115-119

4

 Хэта о узыфэдэр.Дорохов А. Бэчрэ Чэхъурэ. Жэнэ Къ.

Н.119-123

5

Гущыlэр. Цуякъо Дж.

Н.123-124

6

Адыгэ лlыжъхэр. Мэщбэшlэ И.

Н.124-125

7

Лэжакlомрэ  армэумрэ. Гутlэ С.

Н.125-127

8

Мышъэмрэ баджэмрэ. Пэрэныкъо М.

Н.127-129

Тэ тищыкlагъэр мамырныгъ - 2

1

Мамыр шlуфэс. Бэрэтэрэ Хь. Сшlоигъор. Пэрэныкъо М.

Н.130-131

2

Тэ тищыкlагъэр мамырныгъ.Телешев Н.

Н.132

1орыlуатэхэр - 7

1

Гущыlэжъхэр.

Н.133-136

2

Хырыхыхьэхэр.

Н.136-138

3

Акъылрэ къулаирэ. Пшысэ.

Н.138-141

4

Хымахьэр къихьи унахьэр рифыгъ.

Н.141-142

5

Лъэпшъ къехъул1агъэр.

Н.142-148

6

Л1ыжъымрэ къэрэу лъащэмрэ.

Н.148-155

7

Тыгъужъ нэшъур.

Н.155-156

Зэк1эмк1и - 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....

Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

Рабочая программа по удмуртской литературе для 3 класса(удмурт кылъя 3 классын ужаны дышетисьлы программа)

Рабочая программа поможет учителю систематизировать материал на весь учебный год....

Рабочая программа по удмуртской литературе для 4 класса(удмурт кылъя 4 классын ужаны дышетисьлы программа)

Рабочая программа поможет учителю удмуртского языка и литературы систематизировать весь программный материал по удмуртской литературе в 4 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Рабочая  учебная  программа по адыгейскому языку.4   класс.3 часа в неделю (всего 102 часа)...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...