РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая учебная программа
для 4 класса
по адыгейской литературе
(2 часа в неделю, 68 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adyg._liter.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трахова З.А.
Рабочая учебная программа
для 4 класса
по адыгейской литературе
(2 часа в неделю, 68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Адыгейское литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с адыгейским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса адыгейского литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с адыгейским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по адыгейскому литературному чтению 4 класс представлены следующие содержательные линии.
Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Изучение адыгейского литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение адыгейской литературы отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 68 часов, из них 9 часов на уроки внеклассного чтения.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках адыгейского
литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания адыгейской литературы, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения,
на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть читать стихотворения;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 4-5 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-80 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации.
Содержание курса состоит из 10 разделов.
- Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам.
- Тызыхэт природэм фэгъэхьыгъэ сурэтхэр
- Унагъор, 1ахьылхэр, сабыир, ныбджэгъур.
- Тычэфэу тыджэгун, тиш1эныгъи хэдгъэхъон, 1офш1ак1и зэдгъэш1эн.
- К1ымэфэ чэфыр къэблагъэ.
- Мамырныгъэм иухъумак1у
- Гъэтхэ гуахьыр къэсыгъ.
- Ц1ыфыным пае ц1ыфыр къэхъугъ.
- Тэ тищык1агъэр мамырныгъ.
- 1оры1уатэр.
Список литературы по реализации программы.
Учебник для 4 класса «Реджэнхэу тхылъ» Хацац С.М.
Программа «Адыгабзэ»
Адыгэбзэ еджэныр
Хьац1эц1э Сар
Япл1энэрэ класс
(Тхьэмафэм сыхь.2, зэк1эмк1и сыхьат 68.)
№ | Темэр, разделыр | Нэк1у-бгъор | Мафэр | |
Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам - 11 | ||||
1 | Тэ зыбгъэзагъми - Родинэр уян. Яхъул1э С. | Н. 3 | ||
2 | Сихэку к1ас. Мэщбэш1э И. | Н. 4-5 | ||
3 | Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам. Бэрэтэрэ Хь. | Н. 5-6 | ||
4 | Сикъуадж. Яхъул1э С. | Н.6-7 | ||
5 | К1элэц1ык1ухэм ягъэпсэфык1. Сурэтымк1э къэ1отэн | Н.8 | ||
6 | Тэ къытфэнэщтыр. Къумп1ыл Къ. | Н.9 | ||
7 | Адыгэхэр. Мэщбэш1э И. | Н.10 | ||
8 | Лэщэ Адыл «Ч1ы хъураер ц1ык1ущэба ащ тыщызэш1ок1одынк1э » | Н.11-14 | ||
9 | Лъэпкъ чыжьэхэр. Къуекъо Н | Н.15 | ||
10 | Зы орэд ихъишъ. Джэндэрэ М. | Н.14-15 | ||
11 | Тыкъызэрыхъухьагъэр. Кощбэе П. | Н.15-17 | ||
Тызыхэт природэм фэгьэхьыгъэ сурэтхэр - 11 | ||||
1 | А пстэури сэ сиорэд. Мэщбэш1э И. Бжыхьапэм. Пэрэныкъэ М. Тикъэгъэлъэгъуап1. | Н.21-24 | ||
2 | Пчэдыжь тыгъэр. Лъэпц1эрышэ И. | Н.24-25 | ||
3 | Чэрэз. М.Исаковский.Волгэ- урыс псыхъошху. | Н.25-27 | ||
4 | Илъэсым исурэт. Бэрэтэрэ Хь. | Н.28-32 | ||
5 | Нэшанэхэр. Жэнэ Къ. Бжыхьэ пк1ашъ. Бэрэтэрэ Хь. | Н.32-34 | ||
6 | Мэзым тызэрэк1огъагъэр. Сурэтымк1э къэ1отэн. | Н.35 | ||
7 | Адыгэ Республикэм ипсыхъохэр. К1эрэщэ Т. | Н.35-36 | ||
8 | Сыда сэнашъхьэр зык1эгъыгъэр. Къэзэнэ Р. Тэтэжъ мэзым сыздещэ.Нэхэе Р. Къаз 1элхэр. Кощбэе П. | Н.36-42 | ||
9 | Ж/И. сурэтымк1э рассказ « Пцэжъыяшэхэр». Мэзым тэк1о. Бэрэтэрэ Хь. Мэзпэс. Кощбэе П. | Н.43-48 | ||
10 | Илъэсым имазэхэм адыгабзэк1э ц1эу я1эхэр. Мафэмэ ц1эхэу я1эхэр зэгъаш1э. | Н.48-49 | ||
11 | Сыдэущтэу хьалыгъур ти1анэ къытехьэра? Хьалыгъур щы1эныгъэм ылъапс. Жэнэ Къ. | Н.50-52 | ||
Унагьор, 1ахьылэр, сабыир - 6 | ||||
1 | Зэнэкъокъух скъошхэр. 'Бэрэтэрэ Хь. | Н.53-54 | ||
2 | Е пш1агъэу ш1у ущымыгугъ. Гут1э С. Тимур къыщыш1ыгъэр. Цуякъо Ю. | Н.54-58 | ||
3 | Тхылъыпlэ тхьап. А зыр щыгъупшагъэп. Сит1ысып1э сэ сыщыс. Цуякъо Дж. | Н.59-61 | ||
4 | Ц1ыфым ытам. Нэхэе Р. | Н.62-64 | ||
5 | Шъыпкъэм изэхаш1. | Н. 64-65 | ||
6 | Ш1ухьафтын. Кощбэе П. | Н.62-63 | ||
Тычэфэу тыджэгун, тиш1эныгьи хэдгъэхъон - 5 | ||||
1 | Сигъыгы ц1ык1у. Хьэдэгъэл1э А. | Н.69-70 | ||
2 | 1офшlэным тlэ екlоу зытэгъасэ. Хьэкlэмызэ Б. | Н.70-71 | ||
3 | Физкультурник ныбжьык1эм иорэд. | Н.71-72 | ||
4 | Гъур. Кощбэе П. | Н. 70-71 | ||
5 | Къангъэбылъ. Кощбэе П. | Н.72-73 | ||
Кlымэфэ чэфыр къэблагъэ - 4 | ||||
1 | Кlымаф. Къуекъо Н. | Н.76-77 | ||
2 | Кlымэфэ мыл. Бэрэтэрэ Хь. | Н.77-78 | ||
3 | Лlыжъ щтыргъукl. Пэрэныкъо М. | Н.78-80 | ||
4 | Кlымафэм узэрэджэгущтхэр. Сурэтымкlэ къэlотэн | Н. 80 | ||
Мамырныгъэм иухъумакlу - 5 | ||||
1 | Мамыр къэралым тыриухъумак1у. Мэщбэш1э И. | Н.81-82 | ||
2 | Ушэтыпl. Шэуджэн А. | Н.82-87 | ||
3 | Хъусен иlуашъхь. Бэрэтэрэ Хь. | Н.88-89 | ||
4 | Пхъэгулъ чъыгхэр. lэшъынэ Хь. | Н.89-95 | ||
5 | Лlыхъужъым иорэд. Жэнэ Къ. | Н.95-96 | ||
Гъэтхэ гуахьыр къэсыгъ - 8 | ||||
1 | Гъатхэм илъэмакъ. Цуякъо Дж. Къашхъо, нашхъо,шхъонт1э зак1.Къуекъо Н.Гъатхэм.А.Чехов. | Н.97-99 | ||
2 | Сянэ ыlэхэр. Лъэпцlэрышэ И. Гъатхэу сигуш1уагъу. Бэрэтэрэ Хь. | Н.99-101 | ||
3 | Сян. Сурэтымкlэ сочинение. | Н.101 | ||
4 | Сянэ гушlон. Цlуякъо Дж. Адэ шъо шъош1а? | Н.102 | ||
5 | Сянэ ышlагъэр. Жэнэ Къ. | Н.103 | ||
6 | Гъэмафэр. Бэрэтэрэ Хь. | Н.105-106 | ||
7 | Юннатхэм яхат. Пэрэныкъо М. | Н.104 | ||
8 | Сик1элэгъум сишъэогъугъэхэр. Скребицкий Г. | Н.107-111 | ||
ЦlЫфыным пае цlыфыр къэхъугъ - 8 | ||||
1 | Адыгэмэ яшlуфэс зэхыкlэхэр. Гъыщ Н. | Н.112-114 | ||
2 | Ятэрэ ыкъорэ. lэшъынэ Хь. | Н.114 | ||
3 | Палътэу фаб. Кощбэе П. | Н.115-119 | ||
4 | Хэта о узыфэдэр.Дорохов А. Бэчрэ Чэхъурэ. Жэнэ Къ. | Н.119-123 | ||
5 | Гущыlэр. Цуякъо Дж. | Н.123-124 | ||
6 | Адыгэ лlыжъхэр. Мэщбэшlэ И. | Н.124-125 | ||
7 | Лэжакlомрэ армэумрэ. Гутlэ С. | Н.125-127 | ||
8 | Мышъэмрэ баджэмрэ. Пэрэныкъо М. | Н.127-129 | ||
Тэ тищыкlагъэр мамырныгъ - 2 | ||||
1 | Мамыр шlуфэс. Бэрэтэрэ Хь. Сшlоигъор. Пэрэныкъо М. | Н.130-131 | ||
2 | Тэ тищыкlагъэр мамырныгъ.Телешев Н. | Н.132 | ||
1орыlуатэхэр - 7 | ||||
1 | Гущыlэжъхэр. | Н.133-136 | ||
2 | Хырыхыхьэхэр. | Н.136-138 | ||
3 | Акъылрэ къулаирэ. Пшысэ. | Н.138-141 | ||
4 | Хымахьэр къихьи унахьэр рифыгъ. | Н.141-142 | ||
5 | Лъэпшъ къехъул1агъэр. | Н.142-148 | ||
6 | Л1ыжъымрэ къэрэу лъащэмрэ. | Н.148-155 | ||
7 | Тыгъужъ нэшъур. | Н.155-156 | ||
Зэк1эмк1и - 68 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС
Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....
Рабочая программа по удмуртской литературе для 3 класса(удмурт кылъя 3 классын ужаны дышетисьлы программа)
Рабочая программа поможет учителю систематизировать материал на весь учебный год....
Рабочая программа по удмуртской литературе для 4 класса(удмурт кылъя 4 классын ужаны дышетисьлы программа)
Рабочая программа поможет учителю удмуртского языка и литературы систематизировать весь программный материал по удмуртской литературе в 4 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДЫГЙСКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Рабочая учебная программа по адыгейскому языку.4 класс.3 часа в неделю (всего 102 часа)...
Рабочая программа по удмуртской литературе для 2 класса(2 классын удмурт лыдзон урокъесын ужаны программа)
(2 классын удмурт лыдзон урокъесын ужаны программа)...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...