Методическая разработка по кубановедению "Казачка и оружие"
методическая разработка (4 класс) на тему
Методическая разработка по кубановедению может использоваться на внеклассных уроках, меоприятиях или классных часах в 6-9 классах. В разработке представлены сведения о казачках, о их подвигах и заслугах перед Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по кубановедению | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий тематического мероприятия по кубановедению.
Тема: «Казачка и оружие». (Путешествие в историю). 6-9 класс.
Цели: учить детей знать историю родного края; воспитывать чувство патриотизма, закреплять знания, умения и навыки по истории казачества, развивать мышление и память.
Оборудование: иллюстрации и фотографии на данную тему, художественная литература.
Ход занятия.
Учитель: Все привыкли к тому, что если война, то воины должны быть, в первую очередь, мужчины. Но ведь не только мужчина может защищать свою Родину, семью, честь. Женщина также способна встать на защиту. И таковыми по праву могут считаться наши землячки – казачки.
Ученик 1: То ли явор у двери сарая,
То ли ветер сдвигает засов?
Горемычница вольного края
Просит милости у образов.
Ученик 2: Молит небо за ратника-сына:
От меча и от пули сберечь!
-Я сама тебя сокол растила,
Приторочила бурку оплечь.
Ученик 3: Я коня вороного седлала
Чтоб топтал он беду на скаку,
Саблю дедову, крепость кинжала
Положила в ножны казаку.
Ученик 4: -Кто ты, женщина - лунность седая?
Болью душу свою не порань!
-Я станичница вольного края,
Я казацкая ваша Кубань! (Иван Варавва).
Учитель: Трудно представить, что вынесла на своих плечах женщина в Черномории: голод, холод, болезни, неурожаи, падежи скота. Казачка держала в своих руках экономическую жизнь края. Ей обязаны были существованием казачий дом и семья. Выражаясь образно, когда казак уходил на линию, казачка становилась казаком.
Ученик 1: Война, без сомнения, занятие мужское и специальное оружие для самообороны женщин создавалось только в исключительные моменты истории. Само участие женщин в военных столкновениях обычно было случайным или вынужденным. Наиболее «воинственными» в любой стране мира являлись женщины пограничных районов – таковы, например кубанские казачки.
Ученик 2: Для казачек, как представительниц казачьего сословия, характерно использование боевого оружия. Жёны казаков, согласно традициям, должны были владеть элементами боевых навыков (в том числе и навыками общения с огнестрельным и холодным оружием).
Учитель: У женщин из воинской среды было больше возможностей научиться и реально владеть различными видами мужского боевого оружия, которое они при необходимости использовали для самообороны.
Казачки Кубани, для обороны от горцев, пользовались огнестрельным оружием. Дерзкие черкесы, украдкой пробирающиеся тёмной ночью в казачью станицу на грабёж, нередко имели дело с казачкой, и бывали случаи, когда казачек награждали Георгиевским орденом за военные подвиги.
Ученик 3: В станице Пашковской казачка застрелила из ружья горца, пытавшегося пленить её вместе с волами. Убитый черкес был привезён на том же самом возу, на котором ехала воинственная казачка в станичное правление. За свой подвиг казачка была награждена орденом.
Учитель: Ружья и пистолеты казачки брали с собой не только на валы во время обороны станицы от горцев, но и для самообороны в лесу, в поле, на дороге.
Ружья были гладкоствольными, и для обращения с ними нужна была не только недюжинная сила, но и специальный навык.
Ученик 4: Из холодного оружия казачки Кубани использовали шашки и кинжалы. Шашка была значительно короче и легче сабли, что делало её более осваиваемой женщинами.
Ученик 5: Похищенная горцами 16-летняя лабинская казачка Анна Сердюкова, воспользовавшись их оружием, троих из них зарубила шашкой, двоих зарезала кинжалом и одного застрелила из пистолета.
Учитель: Кубанские казачки владели мужским оружием достаточно профессионально. Но основным оружием казачек выступали подручные средства – это сельскохозяйственные орудия (косы, вилы, серпы, топоры) и орудия быта (столовые ножи, ухват, кочерга).
Коса являлась традиционным оружием крестьян. Существовало даже такое понятие как «боевая коса», когда лезвие перековывалось (или снималось), вертикально перевязывалась и получалась своеобразная штыковая пика, которая одновременно выступала и колющим и рубящим оружием.
Ученик 1: Не менее традиционным оружием выступал обычный топор. Он использовался многими поколениями женщин. Общеизвестен подвиг Прасковьи – кружевницы, которая зарубила топором троих французов, после чего возглавила партизанский отряд.
Ученик 2: В годы Первой мировой войны отважно билась с врагами кубанская «кавалерист-девица» - казачка Елена Чоба. Ещё до войны в своей родной станице Роговской она была известна как лихая наездница, не уступавшая мужчинам в умении владеть оружием.
Ученик 3: Она попросилась в действующую армию, и ей не было отказано. К этому решению её подтолкнула весть о гибели мужа Михаила Чоба.
Ученик 4: Елена остригла волосы, оделась в казачью форму, взяла себе мужское имя и уехала на фронт. Сражалась она так отважно, что мало кто мог предположить, что молодой «безусый казак Михаил», идущий наравне с бывалыми воинами в атаку – женщина.
Учитель: Однажды, когда казачья батарея была взята в кольцо противником, и, казалось, вырваться из него было невозможно, на выручку поспешила Елена Чоба. Она помогла спасти батарею и товарищей. За этот подвиг храбрая казачка получила Георгиевский крест 4 степени. Её храбрость была также отмечена Георгиевским крестом 3 степени и медалями.
Ученик 5: Всё было в нелёгкой боевой судьбе Елены Чобы: и потери товарищей, и награды, и ранения. «Казак-девица» - так иногда говорят о ней… Конечно, казак! Да ещё какой! Но главное всё-таки то, что она женщина, любящая и преданная. И подвиг её – это, прежде всего подвиг любви и верности.
Учитель: историческим мраком покрыта масса случаев, когда казачки отстаивали своё добро и защищали себя, семью, Родину. Не было ни одной отрасли и ни одной важной стороны в жизни, в которой женщина – казачка не заменила бы мужчину – казака. Это была и жена, и мать, и хозяйка, и работница и даже в военном деле казачья помощница.
Ребята, сегодня мы с вами путешествовали в прошлое нашего края. Вы узнали, какие были женщины на Кубани. И я надеюсь, что вы гордитесь нашими предками и сможете так же смело защищать нашу Родину, как это делали казачки.
Ученики все вместе: Есть заповедное слово,
В нём наша радость и грусть,
Ратная слава былого…
Это – казацкая Русь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...