ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ "ЭРУДИТ"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа разработана для учащихся начальной школы, занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме, выстраивая квазииследовательскую и проектную деятельность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpionik.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Рассмотрена на МО
учителей нач.классов
Директор МБОУ «СОШ №198» Руководитель МО
В.В.Дроздов А.А.Ашурок
____________________________ ______________________
« »___________2012г « »___________2012г
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №198»
программа внеурочной деятельности
научное общество учащихся
«ЭРУДИТ»
реализует интеллектуальное направление
развития личности школьников
1,2,3,4 классов
(7-11 лет)
Автор И.О.Кириллова
2012/2013уч.год
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Содержание внеурочной деятельности.
- Тематический план.
- Ожидаемые результаты.
- Ресурсное обеспечение реализации программы.
1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база программы:
* основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
* основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
* Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
* Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
* Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Устав МБОУ «СОШ № 198»
Актуальность проблемы:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от педагогов. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Возрастные особенности обучающихся:
Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Цель программы:
* Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Задачи:
* Разработать методику выявления одарённых детей классными руководителями в каждом классе.
* Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
* Создать условия для самореализации одарённых детей.
* Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей, формирования учебных компетенций.
* Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
* При необходимости разрабатывать индивидуальные программы развития одарённых детей.
Требования к уровню образовательных результатов обучающихся:
Уровень сформированности компетентностей оценивается педагогом и старшеклассниками, выступающими в роли экспертов. Методы выявления: наблюдение, анализ способов действия, результатов, портфолио обучающихся. Для удобства использования применяется типологизация компетенций в соответствии с их «индивидуальными» акцентациями (Байденко В.И., Смышляева Л.Г,).
Основным критерием для определения акцентации компетенции выступает доминирующая форма ее проявления в поведении ученика (в учебной или реальной жизненной ситуации):
демонстрация понимания чего-либо – когнитивно-ориентированные компетенции;
демонстрация действия (предметного, вербального, коммуникативного, интеллектуального и др.) – деятельностно-ориентированные компетенции;
демонстрация личностных проявлений (позиции, качества, установки и т.п.) – личностно-ориентированные компетенции. Оценка уровня сформированности компетентностей позволяет оценить их текущее состояние и видеть, где, в чём и с какой динамикой идёт их формирование, планировать работу с «проблемными», «застревающими» компетентностями.
Характеристика уровней сформированности компетенций
в соответствии с их акцентациями
Уровень сформированности компетенции | Акцентация компетенции | Общая характеристика уровня сформированности компетенции |
Низкий (1 балл) | Когнитивно-ориентированная | Поверхностность, неясность, узость, эмпиричность и необоснованность суждений и умозаключений, неспособность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи даже при наличии внешней помощи |
Деятельностно-ориентированная | Неспособность воспроизвести верную последовательность операций, составляющих действие | |
Личностно-ориентированная | При систематическом наблюдении не обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции). | |
Средний (2 балла) | Когнитивно-ориентированная | Незначительные дефициты глубины, ясности, полноты, обоснованности суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные взаимосвязи самостоятельно проявляется при наличии внешней помощи |
Деятельностно-ориентированная | Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие; незначительные неточности в выполнении отдельных операций | |
Личностно-ориентированная | Поведенческие признаки проявления личностного качества в профессиональной деятельности обнаруживаются эпизодически | |
Высокий (3 балла) | Когнитивно-ориентированная | Глубина, отчетливость (ясность), полнота, обоснованность, разумная оригинальность (нестандартность) суждений и умозаключений; способность устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно |
Деятельностно-ориентированная | Полнота и верная последовательность операций, составляющих действие; точность и уверенность их выполнения | |
Личностно-ориентированная | При систематическом наблюдении обнаруживаются поведенческие признаки проявления личностного качества (позиции) во всех ситуациях учебной, профессиональной и др. деятельности |
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
1) на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
2) на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
3) на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
4) на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
* принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
* принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
* принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
* принцип создания условий для совместной работы разновозрастных групп учащихся при минимальном участии учителя;
* принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Технологии, методы и формы работы с одаренными учащимися:
Технологическую базу программы составляют технология гуманно-личностной ориентации педагогического процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала, использования новых и новейших информационно-коммуникационных средств, активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Методы работы: активные методы обучения, методы активного слушания, письма, метод проектов, моделирования.
Формы работы:
* творческие мастерские;
* индивидуальные и групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружки по интересам;
* совместные и индивидуальные занятия исследовательской деятельностью;
* предметные недели;
* предметные конкурсы;
* интеллектуальный марафон;
* научно-практические конференции;
* участие в олимпиадах;
* проектная деятельность
Кружок по интересам обеспечивает:
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция, защита проектов работает на:
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся и навыка публичных выступлений.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Предметная неделя даёт ученикам:
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Все эти формы внеурочной деятельности обеспечивают самореализацию учащихся во внеклассной работе.
Новизна программы: данная программа обеспечивает внеурочную образовательную деятельность в разновозрастных группах учащихся сменного состава, как в различных предметных областях, так и в области решения нестандартных изобретательских (компетентностных) задач и носит системный характер, что обеспечивает высокие результаты работы. Подбор заданий осуществляется как из печатных изданий соответствующей тематики, так и разрабатывается лично автором данной программы.
2.Содержание внеурочной деятельности.
Подбор заданий для индивидуальной и групповой работы обеспечивает развитие в первую очередь высших психических функций: памяти, внимания, мышления, креативности. Следующим объектом развития выдвигается межличностное взаимодействие, развитие умений работать в паре, группе; уметь культурно высказать собственное мнение, критиковать оппонента, приходить к общему мнению. Данные умения развиваются как средствами предметной деятельности, охватывая русский язык, математику, окружающий мир, технологию, изобразительное искусство, так и на примерах житейских ситуаций, с которыми учащиеся регулярно сталкиваются.
Объём учебной нагрузки: 102ч в год, 12ч в месяц, 2ч в неделю для ученика/3ч для педагога
3.Тематический план.
№ уч. недели | Индивидуальные занятия | Групповые занятия 1-4 класс (1 час) | |
1-2 класс (1 час) | 3-4 класс (1 час) | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Игра – знакомство «Змея». Игра «Азбука». |
2 | Построение предметов, штриховка. | Состав предметов. Анализ и синтез. Границы и области. | Игра «Азбука». |
3 | Тренировка внимания. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Тренировка внимания. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Игра «Азбука». |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Тренировка слуховой памяти. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Игра «Азбука». |
5 | Тренировка зрительной памяти. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Тренировка зрительной памяти. Логически- поисковые задания. Нестандартные задачи. | Мозговой штурм. Новая школа. |
6 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания с использованием полосок. | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания с использованием полосок. | Мозговой штурм. Дом. |
7 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. | Мозговой штурм. Круги в графстве Уолтшир. |
8 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. | Мозговой штурм. Человек будущего. |
9 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. Кроссворды. | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически – поисковые задания. Кроссворды. | Мозговой штурм. Экспедиция в пустыне. |
10 | Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задания. | Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задания. | Мозговой штурм. Жизнь за Полярным кругом. |
11 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра «Крестики – нолики». | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра «Крестики – нолики». | Мозговой штурм. Правдолюбцы и лжецы. |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра «Морской бой». | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Игра «Морской бой». | Мозговой штурм. «Изобретение» новых слов. |
13 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины « Зимние забавы». | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины « Зимние забавы». | ТРКМЧП. Приёмы активного слушания. |
14 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания Нестандартные задачи. Составление рифмы. | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания Нестандартные задачи. Составление рифмы. | ТРКМЧП. Приёмы активного чтения. |
15 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины « Царевна – лягушка». | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины « Царевна – лягушка». | ТРКМЧП. Знаки инсерта. |
16 | Тренировка концентрации внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение модели жилого дома. | Тренировка концентрации внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение модели жилого дома. | ТРКМЧП. Таблица «Знаю-хочу узнать- узнал» |
17 | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. ( Построение модели корабля.) | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. ( Построение модели корабля.) | ТРКМЧП. Организация информации в кластеры. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) | ТРКМЧП. Синквейн и другие формы творческой рефлексии. |
19 | Совершенствование воображения. Логически – поисковые задания. | Совершенствование воображения. Логически – поисковые задания. | ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия. |
20 | Ребусы. (Построение модели вездехода.) | Ребусы. (Построение модели вездехода.) | ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия. |
21 | Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. | Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
22 | Римские цифры. Задачи и ребусы. | Римские цифры. Задачи и ребусы. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
23 | Измерение времени. Часы и циферблат. | Измерение времени. Часы и циферблат. | ТРКМЧП. Зигзаг. |
24 | Развитие языка. Фонетика. | Развитие языка. Фонетика. Транскрипция. | ТРКМЧП. Кубик. |
25 | Развитие языка. Лексика и фразеология. | Развитие языка. Лексика и фразеология. | ТРКМЧП. Кубик. |
26 | Развитие языка. История языка. | Развитие языка. История языка. Архаизмы. | Игра «Карусель». |
27 | Развитие языка. Морфология. | Развитие языка. Морфология. | Игра «Карусель». |
28 | Развитие языка. Словообразование. | Развитие языка. Словообразование. | Игра «Карусель». |
29 | Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. | Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. | Игра «Карусель». |
30 | Развитие языка. Терминология. | Развитие языка. Терминология. | Игра «Шпаргалка». |
31 | Мир вокруг нас. Царство природы. | Мир вокруг нас. Царство природы. | Игра «Шпаргалка». |
32 | Мир вокруг нас. Невидимые нити. | Мир вокруг нас. Невидимые нити. | Игра «Шпаргалка». |
33 | Мир вокруг нас. Экологические проблемы. | Мир вокруг нас. Экологические проблемы. | Мозговой штурм. Есть ли жизнь на Марсе? |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Игра – викторина «Самый умный» |
Приложения (демонстрационный и раздаточный материал):
Компьютерные презентации в формате PoverPoint для игры «Азбука» (подарки, калейдоскоп, еда, спорт, мультфильмы, личности, мировые бренды, учёные).
Детские популярные энциклопедии различной тематики.
Модели циферблата.
Наборы счётных палочек.
4.Ожидаемые результаты, критерии оценки, формы контроля, методы оценки и диагностики.
Ожидаемые результаты:
- Создание модели работы с одаренными учащимися.
- Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения.
- Прирост качественной успеваемости среди обучающихся.
- Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях;
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей;
- Популяризация конкурсной деятельности, воспитание активности и стремления к участию в интеллектуальных соревнованиях;
- Издание сборников творческих работ учащихся по итогам олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.
Критерии оценки:
динамика участия учеников в академических/неакадемических олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, викторинах (расширение спектра деятельности);
динамика уровня участия (рост уровня участия);
динамика количества победителей, уровня занятых призовых мест.
Формы контроля: сбор и анализ данных.
Методы оценки, диагностики и прогнозирования: расчёт средних значений количественных данных, их сравнение.
5.Ресурсное обеспечение реализации программы (кадровая и материально-техническая база).
Кадровое – кружок ведёт учитель высшей квалификационной категории Кириллова И.О., член рабочей группы по разработке олимпиадных заданий, автор многих заданий городских и областных олимпиад.
Материально-техническое – кабинет для занятий оснащён компьютером, мультимедийным проектором и экраном, имеются наборы геометрических фигур, счётных палочек, конструкторов для каждого ученика.
Финансовое – оплата труда преподавателя производится из часов внеурочной деятельности согласно БУП.
Информационно-методическое обеспечение-
1). Нормативно-правовое обеспечение: положение МБОУ «СОШ №198»
* О проведении школьного тура предметных олимпиад
* О проведении предметной недели (декады)
* Об интеллектуальном марафоне «Умники и Умницы», конкурсах, викторинах и т.п.
2). Программное обеспечение: Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
3). Издание материалов кружка, предоставление информации для сайта школы, иллюстрированных отчетов.
Рекомендуемая литература:
- Браверман Э.М. п/ред. В.Г.Разумовского Творческий поиск учителей: книга для учителя, М. 1993г
- Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков, М. 1999г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок; Совсем необычный урок, М. 2001 г.
- Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. п/ред. С.М. Годника, М. 1998г.
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
- Смышляева Л.Г. Проектирование и реализация компетестно-ориентированных образовательных программ: авторская методическая разработка, ТГПУ, 2013. – 12с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Программа внеурочной деятельности "Я и общество"
Цель курса: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, тво...
Рабочая программа "Я в обществе"
Рабочая программа метапредметного проекта направлена на формирование навыков общения, ораторского мастерства, норм поведения в обществе....
Программа внеурочной деятельности "Я в обществе"
Программа внеурочной деятельности для 4 класса...
Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса
Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...
Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества
Цель курса: развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного об...