Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества
статья по логопедии

Аскульская Любовь Владимировна

Цель курса:  развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание  и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения  к многонациональному поликультурному составу российского общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества

Создание данного курса продиктовано тем, что в последнeе время наблюдается ухудшение социально-экономической ситуации в стране, сопровождающеeся массовыми миграциями сeмей различных национальностей. Увeличивается число дeтей, находящихся в условиях вынужденного двуязычия, испытывающих серьезные трудности в овладении русским языком, нe владеющих, в достаточной мeре, русским языком к момeнту поступления в школу. Вслeдствие этого дети испытывают затруднeния в процессе школьного обучения, часто оказываются неуспевающими по всeм предметам. Чрезвычайно важно для детей-мигрантов, не владеющих русским языком или плохо говорящих на нем, овладеть им в полной мере, т.к. это  самый верный путь к его быстрейшей адаптации и социализации.

       Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время миграционные процессы значительно увеличили приток детей, для которых русский язык является иностранным. По мнению Л. В. Величковой, это приводит к тому, что в общеобразовательных школах в одном классе одновременно обучаются до 8-10 детей, говорящих на разных языках. Они, как правило, не хотят терять родной язык, в связи, с чем обучение детей русскому языку протекает в условиях двуязычия. На данном этапе возникла необходимость  создания дополнительных условий  для изучения русского языка и адаптации детей - инофонов в образовательной среде.

         Новизна: программ по формированию у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, опирающихся на своеобразие того или иного языка, не существует.

Предложенные занятия разработаны для учащихся-инофонов начальной школы (1-3 год обучения) по 2 часа в неделю (68 часа в год).

Цель курса:  развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание  и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения  к многонациональному поликультурному составу российского общества.

Практическая значимость программы

Данная программа или ее элементы могут быть использованы в рамках основной общеобразовательной программы в работе с детьми-инофонами для развития учебных компетенций и параметров личностной и социальной сферы с целью повышения адаптивных способностей в полиэтническом образовательном и культурном пространстве.

Прежде чем работать над содержанием программы мы изучили особенности  татарского, башкирского, азербайджанского, чеченского, украинского, цыганского и молдавского языков и доказали, что выделенные особенности влияют на сформированность фонематических процессов в устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы.

Данные  сопоставительного анализа русского языка и языков детей-билингвов, учет закономерностей влияния одного языка на другой, а именно явления, когда двуязычный индивид отождествляет фонему родного языка с фонемой изучаемого,  позволят учителю уменьшить количество ошибок обучающихся в устной и письменной речи.

По окончании курса дети, овладевающие русским (неродным) языком, должны:

•        уметь пользоваться усвоенными речевыми операциями в изменяющихся ситуациях общения;

•        свободно общаться со сверстниками в классе и во внеурочной деятельности; активно пользоваться различными способами словообразования;

•        понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого;

•        овладеть навыками диалогической речи;

•        выполнять просьбы, выбирать предмет или сюжетную картину по описанию, оценивать то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;

•        уметь применять первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

•        уметь опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам»

Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познаватель­ных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...

Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса

Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...

Статья "Культурно-образовательная программа внеурочной деятельности МИР СЕМЕЙНОГО ОЧАГА"

Культурно-образовательная программа "Мир семейного очага" представляет собой модель сотрудничества даже не двух, а трех социокультурных институтов - Школы, Музея и Семьи. Ее миссия заключает...

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Веселый английский»

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Веселый английский»...

Аннотации к программам внеурочной деятельности

Аннотации к программам внеурочной деятельности. В мире книг. Занимательная математика. Истоки. Удивительный мир слов. Умники и умницы. Методические рекомендации к организации внеурочной деятельн...

Аннотация к программе внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Аннотация к программе внеурочной деятельности "Театральный сундучок"...