Программа внеурочной деятельности "Я и общество"
рабочая программа (3 класс) по теме

Перерва Ольга Михайловна

 

         Цель курса:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, открытие экспериментирования как нового способа действий школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_priroda_3_klass.docx188.31 КБ
Файл ya_i_obshchestvo_2013_2kl.docx238.1 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании методической Школы воспитательной работы

Протокол №___

от  «___»_______20__ г.

Руководитель мШВР

_________        О.В. Визер

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

_________        В.А. Коробец

 «___»___________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

__________         В.А. Ткач

 «__»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

проектной мастерской «Я и природа»

(основы экологической грамотности)

для обучающихся 3-х классов

на 2013/2014 учебный год

Составил:

учитель внеурочной деятельности

Перерва Ольга Михайловна,

 первой квалификационной категории

        

I. Пояснительная записка

            Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору  «Я и природа» предназначена для обучающихся 3 класса (2 года обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», желающих расширить свои представления об окружающем мире.

         Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы духовно- нравственного воспитания обучающихся.

          Цель курса:  ознакомление обучающихся с объектами и  явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования.

 Задачи:  

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

           Курс будет реализован в 2013/2014 учебном году.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс « Я и природа» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я и природа » имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 III. Описание места курса в учебном плане

          Курс внеурочной деятельности проектная мастерская «Я и природа» относится к социальному направлению и формирует основы экологической грамотности. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс проектной мастерской «Я и природа» изучается в 3 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой

природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание

чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового

образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой

способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность

культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами

общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по

отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном

желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений:

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  •  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Метапредметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений.

Ученик научится:

  • использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
  • применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
  • использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
  • умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).

Ученик получит возможность научиться:

  • умение планировать и проводить естественнонаучное задание;
  • умение сформулировать предположение-гипотезу,
  • планировать простой эксперимент;
  •  использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;
  • представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
  • описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;
  • оценивать полученный результат в его отношении к гипотезе.

V.Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание (темы) раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Формы контроля

ауди

торные

внеауди

торные

  1. Живая и неживая природа

Введение.

Знакомство.

Первые шаги по тропинке открытий

Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов.

 

Экологическая разведка.

Растения мира

Осенние изменения в природе.

Воздух и его значение в жизни людей.

Кислотный дождь

Дым, смог, пыль.

Почва.

Берегите водоёмы

Полезные ископаемые.

Путешествие в мир камня

объект живой и неживой природы как система признаков и свойств;

наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе

наблюдение за погодой, фиксация ее состояний;

практическая работа по изучению почвы и полезных ископаемых;

знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения

планировать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире

                                                   Дневник наблюдений    

  1. Зелёные друзья - растения

Правила поведения в природе.

Открытия леса.

Разнообразие растений.

Способы размножение растений

Мой зелёный друг. Проект

Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края".

Итого:

отнесение объекта к группе по определенному критерию;

процессы роста и размножения растений  и  условия их развития

классификация растений на культурные и дикорастущие,получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий

опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование

способность делать основанные на наблюдениях и экспериментах выводы о свойствах растений

   участие в мини-конференции «Наши зелёные друзья»

  1. Эти забавные животные

Жизнь животных в неволе.

Наши забавные животные. Проект.

 

Весенние изменения в природе

Экологический

марафон.

Летний дневник наблюдений

Итого:

 условия жизни диких животных;

 характер взаимоотношений человека и домашних животных

Классификация животных на диких и домашних. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам.

Способы проявления эмоций собакой. Обсуждение правил поведении на улице при встрече с неизвестной собакой.

осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе)

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

защита исследовательских работ

VI. Календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ_________ Живая и неживая природа __________________

Кол-во часов_____________18_________________________________

Ученик научится

  • использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений: смена времён года,
  • фиксировать свои выводы в дневнике наблюдений,
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

Ученик получит возможность научиться

  • планировать простой эксперимент;
  • представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

№ п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование, ЦОР

Домашнее задание

теория

практика

1

Введение.

1

 Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся

Проектор Optjma

Компьютер msi

2,3

Первые шаги по тропинке открытий

1

1

Экскурсия в школьный зимний сад

http://school-collection.edu.ru

Зарисовать наблюдаемые объекты

4,5

Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов 

1

1

Экскурсия в городской парк и на озеро Янтарное

Проектор Optjma

Компьютер msi

Описать и принести

объекты живой и неживой природы

6

Экологическая разведка

1

Высадкой зеленых насаждений в районе школы.

Фотоаппарат

7,8

Растения мира

 1

1

Виртуальное

путешествие  

Презентация растений мира их краткая характеристика

Гербарий

Проектор Optjma

Компьютер msi

http://school-collection.edu.ru

Подготовить сообщение о необычном растении.

9

Осенние изменения в природе

1

Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений

Записать наблюдения в дневнике.

10.

Воздух и его значение в жизни людей.

1

Эксперимен

тальная лаборатория,

проведение доступных опытов

Приготовить сообщение

11

Кислотный дождь

1

Сообщение обучающихся на данную тему

Приготовить сообщение

12

Дым, смог, пыль.

1

Сообщение обучающихся на данную тему

http://school-collection.edu.ru

Проектор Optjma

Приготовить сообщение

13

Почва.

1

Экскурсия, сравнение свойств почвы разной местности

http://school-collection.edu.ru

Запись в дневнике наблюдений по итогам экскурсии.

14

Берегите водоёмы.

1

Экскурсия на озеро, сбор мусора на берегу

Интерактивная доска igboard

Рисунок -плакат

15,

16

Полезные ископаемые.

1

1

Эксперимен

тальная лаборатория.

Работа с коллекцией, опыт с песком и глиной

Проектор Optjma

Компьютер msi

Приготовить сообщение о полезном ископаемом или драгоценном камне

17,

18

Путешествие в мир камня

1

1

Мини конференция

Презентация детских проектов.

http://school-collection.edu.ru

РАЗДЕЛ_________ Зелёные друзья - растения __________________

Кол-во часов_____________9________________________________________________________

Ученик научится

  • использовать выводы из наблюдений и опытов с растениями,
  • фиксировать свои выводы в дневнике наблюдений,
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

Ученик получит возможность научиться

  • планировать простой эксперимент;
  • представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

19

Правила поведения в природе.

1

Круглый стол

Итог обсуждения правил поведения - памятка

Оформление памятки, рисунок плаката

20-21

Открытия леса.

1

1

В городском парке найти объект наблюдения и открытий

Приготовить свой вопрос к викторине

22

,23

Разнообразие растений.

1

1

Викторина по вопросам детей

Проектор Optjma

Компьютер msi

24,

25

Способы размножение растений

2

Экспериментальная лаборатория

Провести и описать способы размножения растений: семенами, черешками.

Оформить записи в тетради «Мои первые опыты»

26

Мой зелёный друг. Проект

1

Экспериментальная лаборатория.

Составление плана работы над проектом

Работа над проектом

27

Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края".

1

Интеллектуальное экологическое соревнование

команд

http://school-collection.edu.ru

Проектор Optjma

28

Жизнь животных в неволе.

1

Экскурсия в городской приют для животных

Запись в тетрадь наблюдений

РАЗДЕЛ_________ Эти забавные животные __________________

Кол-во часов_____________6________________________________________________________

Ученик научится

  • использовать выводы из наблюдений за животными,
  • фиксировать свои выводы в исследовательских работах,
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

Ученик получит возможность научиться

  • планировать простой эксперимент;
  • представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

29,

30

Наши забавные животные. Проект.

 

1

1

Составление плана работы над проектом, выдвижение гипотез, задач.

Работа над проектом

31,

32

Весенние изменения в природе

 1

1

 Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений

оформление наблюдений

33

Экологический марафон

1

Выполнение конкурсных заданий

34

Летний дневник наблюдений

1

Круглый стол

Обсуждение летних наблюдений и экспериментов

VII. Планируемые результаты изучения курса

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, работать в группе.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: участие обучающихся в работе школьной научной конференции «Эврика. Юниор», выход в Интернет, представление детских проектов на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях, оформление портфолио достижений школьника.

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

        Программа по курсу «Я и природа» обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  1. М.В. Дубов, Организация проектной деятельности младших школьников.

М.: БАЛАСС», 2010

  1. Н.Б.Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников.

М.: Просвещение», 2011

  1. Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова, Учусь создавать проект. М.: Вита-пресс, 2011
  2. А.И. Савенко, Я - исследователь. М.: Вита-пресс, 2011

Оборудование: глобус, компасы, микроскопы, набор готовых микропрепаратов и предметных стёкол, весы учебные, лупа ручная, модели систем органов организма человека, гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), набор лабораторной  посуды, штатив с двумя столиками, штатив лабораторный комбинированный.

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы

Название цифровых

образовательных ресурсов

Электронный адрес

Электронный инновационный  учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой  цифровой  образовательной коллекции

ЗАО 1С, 2008, сеть Интернет http://school-collection.edu.ru

Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей

«Мы вместе»

http://pedsovet.su/load/100

Газета «1 сентября»

www.festival.1september.ru

Сайт информационной поддержки

www.n-bio.ru

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе

www.uroki.ru

Презентации уроков «Начальная школа»

http://nachalka.info/about/193

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.km.ru/ed

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)

http://nsc.1september.ru/urok

Школьный портал ПроШколу.ру  

http://www.proshkolu.ru

«Тайны пространства и времени для младших школьников», диск с цифровыми образовательными ресурсами

ЗАО «1С», 2008 г.

Большая детская энциклопедия  для детей

http://www.mirknig.com/

Почему и потому. Детская энциклопедия

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Проектная деятельность в начальной школе.

http://standart.edu.ru/



Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании методической Школы воспитательной работы

Протокол №___

от  «___»_______20__ г.

Руководитель мШВР

_________        О.В. Визер

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

_________        В.А. Коробец

 «___»___________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

__________         В.А. Ткач

 «__»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

проектной мастерской « Я и общество»

(основы социально-значимой деятельности)

для обучающихся 2-х классов

на 2013/2014 учебный год

Составил:

учитель внеурочной деятельности

Перерва Ольга Михайловна,

первой квалификационной категории

I. Пояснительная записка

            Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору  «Я и общество» предназначена для обучающихся 2 класса (2 года обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», желающих расширить свои представления об окружающем мире.

         Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы духовно- нравственного воспитания обучающихся.

         Цель курса:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, открытие экспериментирования как нового способа действий школьников.

 Задачи:  

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

         Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

        Курс будет реализован в 2013/2014 учебном году.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс « Я и общество » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я и общество» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

III. Описание места курса в учебном плане

          Курс внеурочной деятельности проектная мастерская «Я и общество» относится к социальному направлению и формирует основы социально-значимой деятельности.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс проектной мастерской «Я и общество» изучается во 2 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса

В первые годы школьного обучения духовно-нравственное воспитание происходит, прежде всего, через усвоение норм общения в классном и школьном коллективе.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного

экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой

природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание

чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового

образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой

способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность

культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами

общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по

отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном

желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса «Я и общество»:

Ученик научится

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
  • в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Ученик получит возможность научиться

  •  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты изучения курса «Я и общество»:

Регулятивные УУД:

Ученик научится

  • способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем;
  • принимать оценку учителем результата своей работы;
  • сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
  • различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе).

Ученик получит возможность научиться

  • вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;
  • использовать знаки и символы для составления схемы процесса;
  • формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Познавательные УУД:

Ученик научится

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в информационных источниках.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Ученик получит возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  •  Слушать и понимать речь других.
  •  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения курса «Я и общество»:

Ученик научится:

  • использовать социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе),
  • оценивать и понимать социальные реальности в повседневной жизни;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать  опыт самостоятельного общественного действия;

                                             V. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание (темы) раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Ауди

торные

неауди

торные

Раздел 1. Я и общество (5ч)

Введение

1

Понятия «личность»,

«индивидуальность

«неповторимость». Внешний и внутренний мир человека.

Я - мой характер, мои знания.

Мое поведение зависит от меня самого.

участие в совместной учебной деятельности работа в группах и в парах ,использовать различные источники информации для характеристики себя и окружающих

нравственная и правовой оценки своих поступков конкретных поступков людей

формулирование собственных оценочных суждений о себе на основе сопоставления фактов

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; 

Я среди людей.

1

Кто я и как выгляжу.

1

Я – личность

1

Я и мои роли.

1

Раздел 2. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (3ч)

Добро  и зло в сказках

1

Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Главное в сказках - победа добра над злом.

Работа над сочинением сказки, с использованием традиционных художественных средств

Нравственная оценка поступков и слов сказочных героев

Распределение театральных профессий и их исполнение

Театрализация сказки

Сочиняем сказку.

1

Театрализация сказки.

1

Раздел 3. Праздники (6ч.)

Праздники в жизни человека.

1

1

Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека.

Разработка правил этикета праздничного общения, подарков

умение составить сценарий семейного праздника

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Презентация проектов.

Праздники в России.

1

1

Что такое новый год.

Традиции разных стран.

2

Раздел 4. История семьи (11ч)

Отношение к старшим

1

Добрые и злые поступки, их последствия.

Добро и зло в отношениях между людьми.

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки).

Отношения поколений в семье.

Составление истории семьи оформление родословного древа

Основные понятия «семья»,  – это люди связанные чувством и ответственностью друг друга.

уметь аргументированно объяснить

почему надо уважать старшее поколение

получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи

Оформление проекта «Моя родословная»

Моя родословная

1

1

Плохо одному

1

Товарищи и друзья

1

Удовольствие – в игре.

1

Игры наших дедушек ибабушек.

1

Моя мама

1

Наша семья.

1

Семейные традиции.

1

1

Раздел 5. Узнаю себя (5ч.)

Что в имени твоём?

   

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку

Сбор информации о происхождении и значении имени

Умение найти нужную информацию в различных источниках

формулирование собственных оценочных суждений о себе на основе сопоставления фактов

выполнение творческих работ

Я и моё имя.

1

1

Ты – это я

1

Другой человек.

1

Раздел 6. Чему мы научились(3ч)

Мы договариваемся.

1

Развивать стремление детей договариваться, выработать соглашение «Мы договорились

Закрепить основные идеи:

Я индивидуальность. Ты - это Я, все люди взаимозависимы, моё

 Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

Обобщение представлений о своём Я, поддержка положительной установки на другого человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Участие в ролевой игре

Я-ТЫ-МЫ.

1

Ступени моего успеха.

1

 

VI. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия

Краткое содержание занятия

Оборудование ЦОР

Домашнее задание

теория

практика

1

Введение

1

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся

Проектор Optjma

Компьютер msi

Приготовить сообщение о себе.

2

Я среди людей.

1

Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они».

http://school-collection.edu.ru

Провести наблюдение за поведением детей

3,4

Кто я и как выгляжу.

1

1

Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе.

Проектор Optjma

Компьютер msi

5

Я – личность

1

Понятия «личность», «индивидуальность»,«неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека.

Рассказ о себе, (в школе, дома, с друзьями)  

6

Я и мои роли.

1

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире

Проектор Optjma

Компьютер msi

7

Добро  и зло в сказках

1

Добрые и злые поступки, их последствия.

Проектор Optjma

Компьютер msi

Вспомнить любимые сказки

8

Сочиняем сказку.

1

Сочинение коллективной сказки, с использованием традиционных художественных средств

Подготовить элементы костюма

9

Театрализация сказки.

1

Распределение театральных профессий и их исполнение

10,11

Праздники в жизни человека.

1

1

Подарки и их значение в жизни человека

http://school-collection.edu.ru

Проектор Optjma

Найти информацию о государственных праздниках

12, 13

Праздники в России.

1

1

Правила этикета праздничного общения

http://school-collection.edu.ru

Рисунки, открытки к праздникам

14, 15

Что такое новый год.

Традиции разных стран.

1

1

праздники и традиции их проведения в разных странах

Интерактивная доска igboard

Найти информацию о праздновании нового года в разных странах

16

Отношение к старшим

1

Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье

Проектор Optjma

Компьютер msi

Беседа с родственниками.

17

18

Моя родословная

1

1

оформление презентаций

Мобильный класс

19

Моя мама

1

Мама самый родной и главный человек в жизни каждого ребёнка

Проектор Optjma

Компьютер msi

Рассказ «Обычный мамин день»

20

Наша семья.

1

 семья – это люди связанные чувством и ответственностью друг друга.

http://school-collection.edu.ru

21

22

Семейные традиции.

1

1

Экскурсия в библиотеку Семейного чтения.

Проектор Optjma

Компьютер msi

23

Плохо одному

1

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества

http://school-collection.edu.ru

24

Товарищи и друзья

1

Верность и бескорыстие в дружбе.

25

Удовольствие – в игре.

1

Основные этические правила поведения в игре.

Узнать о любимых играх мам, пап, дедушек

26

Игры наших дедушек и бабушек.

1

Делу - время, а потехе час. Игры в которые играли дедушки и бабушки

  Сборник игр.

27

Что в имени твоём?

   

1

Понятия «имя», Отношение по имени к друзьям.

Проектор Optjma

Компьютер msi

Узнать значение своего имени.

28

29

Я и моё имя.

1

Имя и отношение к человеку

http://school-collection.edu.ru

30

Ты – это я

1

Осознание самого себя и друзей, как соотносить себя с ними.

Проектор Optjma

Компьютер msi

31

Другой человек.

1

Обобщение представлений о своём - Я, поддержка положительной установки на другого человека.

http://school-collection.edu.ru

32

Мы договариваемся.

1

выработать соглашение «Мы договорились»

Проектор Optjma

Компьютер msi

Оформить памятку советов

33

Я-ТЫ-МЫ.

1

все люди взаимозависимы, моё  Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям.

34

Ступени моего успеха.

1

Презентация проектов.

Проектор Optjma

Компьютер msi

VII. Планируемые результаты изучения курса

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, работать в группе.

- первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень результатов  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: участие обучающихся в работе школьной научной конференции «Эврика.Юниор», выход в Интернет, представление детских проектов на выставках, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях, оформление портфолио достижений школьника.

Личностные:

  • осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;
  • установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Метапредметные:

  • способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;
  • сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
  • различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);
  • вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;
  • использовать знаки и символы для составления схемы процесса;
  • формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Предметные:

  • представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);
  • умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;
  • умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);
  • умение делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и неживые, старинные и современные и т. д.);

Личностные:

  • осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы и желании участвовать в общих делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной  дискуссии;
  • установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения; знание правил действий при пожаре);
  • опыт планирования режима дня, составления других планов действий (в рамках заботы о членах семьи, трудовых дел).

Метапредметные:

  • умение вместе с другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт;
  • вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения спомощью простых средств и измерительных приборов;
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая спра­вочную литературу); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
  • составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос);
  • представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану.

Предметные:

  • представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
  • опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
  • опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, параметров объекта, выбор объекта с заданными характеристиками и пр.);

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

        Программа по курсу «Я и общество» обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  1. М.В. Дубов, Организация проектной деятельности младших школьников.

М.: БАЛАСС», 2010

  1. Н.Б.Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение», 2011
  2. Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова, Учусь создавать проект. М.: Вита-пресс, 2011
  3. А.И.Савенков, Я-исследователь. М.: Вита-пресс, 2011

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы

Название цифровых

образовательных ресурсов

Электронный адрес

Электронный инновационный  учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой  цифровой  образовательной коллекции

ЗАО 1С, 2008, сеть Интернет http://school-collection.edu.ru

Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей

«Мы вместе»

http://pedsovet.su/load/100

Газета «1 сентября»

www.festival.1september.ru

Сайт информационной поддержки

www.n-bio.ru

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе

www.uroki.ru

Презентации уроков «Начальная школа»

http://nachalka.info/about/193

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.km.ru/ed

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)

http://nsc.1september.ru/urok

Школьный портал ПроШколу.ру  

http://www.proshkolu.ru

«Тайны пространства и времени для младших школьников», диск с цифровыми образовательными ресурсами

ЗАО «1С», 2008 г.

Большая детская энциклопедия  для детей

http://www.mirknig.com/

Почему и потому. Детская энциклопедия

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Проектная деятельность в начальной школе.

http://standart.edu.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ "ЭРУДИТ"

Программа разработана для учащихся начальной школы, занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме, выстраивая квазииследовательскую и проектную деятельность учеников....

Программа внеурочной деятельности "Я в обществе"

Программа внеурочной деятельности для 4 класса...

Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса

Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...

Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества

Цель курса:  развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание  и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного об...