Программа внеурочной деятельности "Я и общество"
рабочая программа (3 класс) по теме
Цель курса: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, открытие экспериментирования как нового способа действий школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_priroda_3_klass.docx | 188.31 КБ |
ya_i_obshchestvo_2013_2kl.docx | 238.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании методической Школы воспитательной работы Протокол №___ от «___»_______20__ г. Руководитель мШВР _________ О.В. Визер | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, _________ В.А. Коробец «___»___________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, __________ В.А. Ткач «__»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проектной мастерской «Я и природа»
(основы экологической грамотности)
для обучающихся 3-х классов
на 2013/2014 учебный год
Составил: учитель внеурочной деятельности Перерва Ольга Михайловна, первой квалификационной категории |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору «Я и природа» предназначена для обучающихся 3 класса (2 года обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», желающих расширить свои представления об окружающем мире.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы духовно- нравственного воспитания обучающихся.
Цель курса: ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Курс будет реализован в 2013/2014 учебном году.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс « Я и природа» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я и природа » имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
III. Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности проектная мастерская «Я и природа» относится к социальному направлению и формирует основы экологической грамотности. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс проектной мастерской «Я и природа» изучается в 3 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание
чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Метапредметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений.
Ученик научится:
- использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
- применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
- использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
- умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ (видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).
Ученик получит возможность научиться:
- умение планировать и проводить естественнонаучное задание;
- умение сформулировать предположение-гипотезу,
- планировать простой эксперимент;
- использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;
- представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
- описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;
- оценивать полученный результат в его отношении к гипотезе.
V.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание (темы) раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Формы контроля | |
ауди торные | внеауди торные | ||||||
| |||||||
Введение. Знакомство. Первые шаги по тропинке открытий Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов.
Экологическая разведка. Растения мира Осенние изменения в природе. Воздух и его значение в жизни людей. Кислотный дождь Дым, смог, пыль. Почва. Берегите водоёмы Полезные ископаемые. Путешествие в мир камня | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | объект живой и неживой природы как система признаков и свойств; наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе | наблюдение за погодой, фиксация ее состояний; практическая работа по изучению почвы и полезных ископаемых; знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения | планировать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире | Дневник наблюдений |
9ч | 9ч | ||||||
| |||||||
Правила поведения в природе. Открытия леса. Разнообразие растений. Способы размножение растений Мой зелёный друг. Проект Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края". Итого: | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч | отнесение объекта к группе по определенному критерию; процессы роста и размножения растений и условия их развития | классификация растений на культурные и дикорастущие,получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий | опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач | проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование способность делать основанные на наблюдениях и экспериментах выводы о свойствах растений | участие в мини-конференции «Наши зелёные друзья» |
6ч | 3ч | ||||||
| |||||||
Жизнь животных в неволе. Наши забавные животные. Проект.
Весенние изменения в природе Экологический марафон. Летний дневник наблюдений Итого: | 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч | условия жизни диких животных; характер взаимоотношений человека и домашних животных | Классификация животных на диких и домашних. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам. Способы проявления эмоций собакой. Обсуждение правил поведении на улице при встрече с неизвестной собакой. | осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе) | использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; | защита исследовательских работ |
3ч | 3ч |
VI. Календарно-тематическое планирование
РАЗДЕЛ_________ Живая и неживая природа __________________ Кол-во часов_____________18_________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| |||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид занятия | Краткое содержание занятия | Оборудование, ЦОР | Домашнее задание | |
теория | практика | ||||||
1 | Введение. | 1 | Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся | Проектор Optjma Компьютер msi | |||
2,3 | Первые шаги по тропинке открытий | 1 | 1 | Экскурсия в школьный зимний сад | http://school-collection.edu.ru | Зарисовать наблюдаемые объекты | |
4,5 | Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов | 1 | 1 | Экскурсия в городской парк и на озеро Янтарное | Проектор Optjma Компьютер msi | Описать и принести объекты живой и неживой природы | |
6 | Экологическая разведка | 1 | Высадкой зеленых насаждений в районе школы. | Фотоаппарат | |||
7,8 | Растения мира | 1 | 1 | Виртуальное путешествие Презентация растений мира их краткая характеристика | Гербарий Проектор Optjma Компьютер msi http://school-collection.edu.ru | Подготовить сообщение о необычном растении. | |
9 | Осенние изменения в природе | 1 | Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений | Записать наблюдения в дневнике. | |||
10. | Воздух и его значение в жизни людей. | 1 | Эксперимен тальная лаборатория, проведение доступных опытов | Приготовить сообщение | |||
11 | Кислотный дождь | 1 | Сообщение обучающихся на данную тему | Приготовить сообщение | |||
12 | Дым, смог, пыль. | 1 | Сообщение обучающихся на данную тему | http://school-collection.edu.ru Проектор Optjma | Приготовить сообщение | ||
13 | Почва. | 1 | Экскурсия, сравнение свойств почвы разной местности | Запись в дневнике наблюдений по итогам экскурсии. | |||
14 | Берегите водоёмы. | 1 | Экскурсия на озеро, сбор мусора на берегу | Интерактивная доска igboard | Рисунок -плакат | ||
15, 16 | Полезные ископаемые. | 1 | 1 | Эксперимен тальная лаборатория. Работа с коллекцией, опыт с песком и глиной | Проектор Optjma Компьютер msi | Приготовить сообщение о полезном ископаемом или драгоценном камне | |
17, 18 | Путешествие в мир камня | 1 | 1 | Мини конференция Презентация детских проектов. | http://school-collection.edu.ru | ||
РАЗДЕЛ_________ Зелёные друзья - растения __________________ Кол-во часов_____________9________________________________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| |||||||
19 | Правила поведения в природе. | 1 | Круглый стол Итог обсуждения правил поведения - памятка | Оформление памятки, рисунок плаката | |||
20-21 | Открытия леса. | 1 | 1 | В городском парке найти объект наблюдения и открытий | Приготовить свой вопрос к викторине | ||
22 ,23 | Разнообразие растений. | 1 | 1 | Викторина по вопросам детей | Проектор Optjma Компьютер msi | ||
24, 25 | Способы размножение растений | 2 | Экспериментальная лаборатория Провести и описать способы размножения растений: семенами, черешками. | Оформить записи в тетради «Мои первые опыты» | |||
26 | Мой зелёный друг. Проект | 1 | Экспериментальная лаборатория. Составление плана работы над проектом | Работа над проектом | |||
27 | Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края". | 1 | Интеллектуальное экологическое соревнование команд | http://school-collection.edu.ru Проектор Optjma | |||
28 | Жизнь животных в неволе. | 1 | Экскурсия в городской приют для животных | Запись в тетрадь наблюдений | |||
РАЗДЕЛ_________ Эти забавные животные __________________ Кол-во часов_____________6________________________________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| |||||||
29, 30 | Наши забавные животные. Проект.
| 1 | 1 | Составление плана работы над проектом, выдвижение гипотез, задач. | Работа над проектом | ||
31, 32 | Весенние изменения в природе | 1 | 1 | Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений | оформление наблюдений | ||
33 | Экологический марафон | 1 | Выполнение конкурсных заданий | ||||
34 | Летний дневник наблюдений | 1 | Круглый стол Обсуждение летних наблюдений и экспериментов |
VII. Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, работать в группе.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: участие обучающихся в работе школьной научной конференции «Эврика. Юниор», выход в Интернет, представление детских проектов на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях, оформление портфолио достижений школьника.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа по курсу «Я и природа» обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.
- М.В. Дубов, Организация проектной деятельности младших школьников.
М.: БАЛАСС», 2010
- Н.Б.Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников.
М.: Просвещение», 2011
- Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова, Учусь создавать проект. М.: Вита-пресс, 2011
- А.И. Савенко, Я - исследователь. М.: Вита-пресс, 2011
Оборудование: глобус, компасы, микроскопы, набор готовых микропрепаратов и предметных стёкол, весы учебные, лупа ручная, модели систем органов организма человека, гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), набор лабораторной посуды, штатив с двумя столиками, штатив лабораторный комбинированный.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы
Название цифровых образовательных ресурсов | Электронный адрес |
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции | ЗАО 1С, 2008, сеть Интернет http://school-collection.edu.ru |
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» | http://pedsovet.su/load/100 |
Газета «1 сентября» | www.festival.1september.ru |
Сайт информационной поддержки | www.n-bio.ru |
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе | www.uroki.ru |
Презентации уроков «Начальная школа» | http://nachalka.info/about/193 |
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» | www.km.ru/ed |
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) | |
Школьный портал ПроШколу.ру | http://www.proshkolu.ru |
«Тайны пространства и времени для младших школьников», диск с цифровыми образовательными ресурсами | ЗАО «1С», 2008 г. |
Большая детская энциклопедия для детей | |
Почему и потому. Детская энциклопедия | |
Проектная деятельность в начальной школе. |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании методической Школы воспитательной работы Протокол №___ от «___»_______20__ г. Руководитель мШВР _________ О.В. Визер | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, _________ В.А. Коробец «___»___________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, __________ В.А. Ткач «__»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проектной мастерской « Я и общество»
(основы социально-значимой деятельности)
для обучающихся 2-х классов
на 2013/2014 учебный год
Составил: учитель внеурочной деятельности Перерва Ольга Михайловна, первой квалификационной категории |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору «Я и общество» предназначена для обучающихся 2 класса (2 года обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», желающих расширить свои представления об окружающем мире.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы духовно- нравственного воспитания обучающихся.
Цель курса: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, открытие экспериментирования как нового способа действий школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Курс будет реализован в 2013/2014 учебном году.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс « Я и общество » носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я и общество» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
III. Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности проектная мастерская «Я и общество» относится к социальному направлению и формирует основы социально-значимой деятельности.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс проектной мастерской «Я и общество» изучается во 2 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса
В первые годы школьного обучения духовно-нравственное воспитание происходит, прежде всего, через усвоение норм общения в классном и школьном коллективе.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание
чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса «Я и общество»:
Ученик научится
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
- в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Ученик получит возможность научиться
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты изучения курса «Я и общество»:
Регулятивные УУД:
Ученик научится
- способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем;
- принимать оценку учителем результата своей работы;
- сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
- различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе).
Ученик получит возможность научиться
- вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;
- использовать знаки и символы для составления схемы процесса;
- формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.
Познавательные УУД:
Ученик научится
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в информационных источниках.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Ученик получит возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса «Я и общество»:
Ученик научится:
- использовать социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе),
- оценивать и понимать социальные реальности в повседневной жизни;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать опыт самостоятельного общественного действия;
V. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание (темы) раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Формы контроля | |
Ауди торные | неауди торные | ||||||
Раздел 1. Я и общество (5ч) | |||||||
Введение | 1 | Понятия «личность», «индивидуальность «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. | участие в совместной учебной деятельности работа в группах и в парах ,использовать различные источники информации для характеристики себя и окружающих | нравственная и правовой оценки своих поступков конкретных поступков людей | формулирование собственных оценочных суждений о себе на основе сопоставления фактов | участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; | |
Я среди людей. | 1 | ||||||
Кто я и как выгляжу. | 1 | ||||||
Я – личность | 1 | ||||||
Я и мои роли. | 1 | ||||||
Раздел 2. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок (3ч) | |||||||
Добро и зло в сказках | 1 | Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Главное в сказках - победа добра над злом. | Работа над сочинением сказки, с использованием традиционных художественных средств | Нравственная оценка поступков и слов сказочных героев | Распределение театральных профессий и их исполнение | Театрализация сказки | |
Сочиняем сказку. | 1 | ||||||
Театрализация сказки. | 1 | ||||||
Раздел 3. Праздники (6ч.) | |||||||
Праздники в жизни человека. | 1 | 1 | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. | Разработка правил этикета праздничного общения, подарков | умение составить сценарий семейного праздника | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Презентация проектов. |
Праздники в России. | 1 | 1 | |||||
Что такое новый год. Традиции разных стран. | 2 | ||||||
Раздел 4. История семьи (11ч) | |||||||
Отношение к старшим | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. | Составление истории семьи оформление родословного древа | Основные понятия «семья», – это люди связанные чувством и ответственностью друг друга. уметь аргументированно объяснить почему надо уважать старшее поколение | получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи | Оформление проекта «Моя родословная» | |
Моя родословная | 1 | 1 | |||||
Плохо одному | 1 | ||||||
Товарищи и друзья | 1 | ||||||
Удовольствие – в игре. | 1 | ||||||
Игры наших дедушек ибабушек. | 1 | ||||||
Моя мама | 1 | ||||||
Наша семья. | 1 | ||||||
Семейные традиции. | 1 | 1 | |||||
Раздел 5. Узнаю себя (5ч.) | |||||||
Что в имени твоём?
| 1 | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку | Сбор информации о происхождении и значении имени | Умение найти нужную информацию в различных источниках | формулирование собственных оценочных суждений о себе на основе сопоставления фактов | выполнение творческих работ | |
Я и моё имя. | 1 | 1 | |||||
Ты – это я | 1 | ||||||
Другой человек. | 1 | ||||||
Раздел 6. Чему мы научились(3ч) | |||||||
Мы договариваемся. | 1 | Развивать стремление детей договариваться, выработать соглашение «Мы договорились | Закрепить основные идеи: Я индивидуальность. Ты - это Я, все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям. | Обобщение представлений о своём Я, поддержка положительной установки на другого человека. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Участие в ролевой игре | |
Я-ТЫ-МЫ. | 1 | ||||||
Ступени моего успеха. | 1 |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид занятия | Краткое содержание занятия | Оборудование ЦОР | Домашнее задание | |
теория | практика | ||||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся | Проектор Optjma Компьютер msi | Приготовить сообщение о себе. | ||
2 | Я среди людей. | 1 | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». | http://school-collection.edu.ru | Провести наблюдение за поведением детей | ||
3,4 | Кто я и как выгляжу. | 1 | 1 | Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. | Проектор Optjma Компьютер msi | ||
5 | Я – личность | 1 | Понятия «личность», «индивидуальность»,«неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. | Рассказ о себе, (в школе, дома, с друзьями) | |||
6 | Я и мои роли. | 1 | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире | Проектор Optjma Компьютер msi | |||
7 | Добро и зло в сказках | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. | Проектор Optjma Компьютер msi | Вспомнить любимые сказки | ||
8 | Сочиняем сказку. | 1 | Сочинение коллективной сказки, с использованием традиционных художественных средств | Подготовить элементы костюма | |||
9 | Театрализация сказки. | 1 | Распределение театральных профессий и их исполнение | ||||
10,11 | Праздники в жизни человека. | 1 | 1 | Подарки и их значение в жизни человека | http://school-collection.edu.ru Проектор Optjma | Найти информацию о государственных праздниках | |
12, 13 | Праздники в России. | 1 | 1 | Правила этикета праздничного общения | Рисунки, открытки к праздникам | ||
14, 15 | Что такое новый год. Традиции разных стран. | 1 | 1 | праздники и традиции их проведения в разных странах | Интерактивная доска igboard | Найти информацию о праздновании нового года в разных странах | |
16 | Отношение к старшим | 1 | Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье | Проектор Optjma Компьютер msi | Беседа с родственниками. | ||
17 18 | Моя родословная | 1 | 1 | оформление презентаций | Мобильный класс | ||
19 | Моя мама | 1 | Мама самый родной и главный человек в жизни каждого ребёнка | Проектор Optjma Компьютер msi | Рассказ «Обычный мамин день» | ||
20 | Наша семья. | 1 | семья – это люди связанные чувством и ответственностью друг друга. | http://school-collection.edu.ru | |||
21 22 | Семейные традиции. | 1 | 1 | Экскурсия в библиотеку Семейного чтения. | Проектор Optjma Компьютер msi | ||
23 | Плохо одному | 1 | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества | ||||
24 | Товарищи и друзья | 1 | Верность и бескорыстие в дружбе. | ||||
25 | Удовольствие – в игре. | 1 | Основные этические правила поведения в игре. | Узнать о любимых играх мам, пап, дедушек | |||
26 | Игры наших дедушек и бабушек. | 1 | Делу - время, а потехе час. Игры в которые играли дедушки и бабушки | Сборник игр. | |||
27 | Что в имени твоём?
| 1 | Понятия «имя», Отношение по имени к друзьям. | Проектор Optjma Компьютер msi | Узнать значение своего имени. | ||
28 29 | Я и моё имя. | 1 | Имя и отношение к человеку | http://school-collection.edu.ru | |||
30 | Ты – это я | 1 | Осознание самого себя и друзей, как соотносить себя с ними. | Проектор Optjma Компьютер msi | |||
31 | Другой человек. | 1 | Обобщение представлений о своём - Я, поддержка положительной установки на другого человека. | http://school-collection.edu.ru | |||
32 | Мы договариваемся. | 1 | выработать соглашение «Мы договорились» | Проектор Optjma Компьютер msi | Оформить памятку советов | ||
33 | Я-ТЫ-МЫ. | 1 | все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям. | ||||
34 | Ступени моего успеха. | 1 | Презентация проектов. | Проектор Optjma Компьютер msi |
VII. Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, работать в группе.
- первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: участие обучающихся в работе школьной научной конференции «Эврика.Юниор», выход в Интернет, представление детских проектов на выставках, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях, оформление портфолио достижений школьника.
Личностные:
- осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;
- установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.
Метапредметные:
- способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;
- сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
- различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);
- вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;
- использовать знаки и символы для составления схемы процесса;
- формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.
Предметные:
- представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);
- умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;
- умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);
- умение делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и неживые, старинные и современные и т. д.);
Личностные:
- осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения; знание правил действий при пожаре);
- опыт планирования режима дня, составления других планов действий (в рамках заботы о членах семьи, трудовых дел).
Метапредметные:
- умение вместе с другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт;
- вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения спомощью простых средств и измерительных приборов;
- осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
- составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос);
- представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану.
Предметные:
- представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
- опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, параметров объекта, выбор объекта с заданными характеристиками и пр.);
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа по курсу «Я и общество» обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.
- М.В. Дубов, Организация проектной деятельности младших школьников.
М.: БАЛАСС», 2010
- Н.Б.Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение», 2011
- Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова, Учусь создавать проект. М.: Вита-пресс, 2011
- А.И.Савенков, Я-исследователь. М.: Вита-пресс, 2011
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы
Название цифровых образовательных ресурсов | Электронный адрес |
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции | ЗАО 1С, 2008, сеть Интернет http://school-collection.edu.ru |
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» | http://pedsovet.su/load/100 |
Газета «1 сентября» | www.festival.1september.ru |
Сайт информационной поддержки | www.n-bio.ru |
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе | www.uroki.ru |
Презентации уроков «Начальная школа» | http://nachalka.info/about/193 |
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» | www.km.ru/ed |
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) | |
Школьный портал ПроШколу.ру | http://www.proshkolu.ru |
«Тайны пространства и времени для младших школьников», диск с цифровыми образовательными ресурсами | ЗАО «1С», 2008 г. |
Большая детская энциклопедия для детей | |
Почему и потому. Детская энциклопедия | |
Проектная деятельность в начальной школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ "ЭРУДИТ"
Программа разработана для учащихся начальной школы, занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме, выстраивая квазииследовательскую и проектную деятельность учеников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Научное общество школьников" УМК "Гармония".
Рабочая программа по "Наглядной геометрии" для 1 класса....
Программа внеурочной деятельности "Я в обществе"
Программа внеурочной деятельности для 4 класса...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Научное общество «Знай-ка»» для учащихся 1 класса
Предлагаемая программа предназначена для развития речи учащихся, математических способностей, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьн...
Аннотация на программу внеурочной деятельности для повышения адаптивных способностей детей-инофонов в полиэтническом образовательном и культурном пространстве российского общества
Цель курса: развитие у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного об...