Методическая разработка по истокам.
методическая разработка (4 класс) на тему

Зарубина Татьяна Львовна

Урок по предмету «Истоки» позволяет глубоко изучать традиции православного праздника, благодаря которым ценности народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. В данной работе предлагается реализация активных форм обучения, одной из которых является инсценирование - игра, а другой – тренинг. Пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, ученики смогут почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа. Научатся на уроке бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 1.01 МБ
Файл конспект урока45.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зарубина Татьяна Львовна, учитель начальных классов Пасха - праздник праздников, торжество торжеств. МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» 2014 г.

Слайд 2

В. Брюсов. «Праздники» Ждать в детстве воскресенья, Дня Пасхи, Рождества, Дня именин, рожденья Иль просто торжества, - Какое восхищенье, Когда вся жизнь – нова!

Слайд 3

Играет и льётся Солнечный свет, В душе раздаётся С утра благовест. В лазури безбрежной Плывут облака, Под ивами нежно Лепечет река. Дыханье весны В зеленеющем лесе... Как радостно жить! Христос Воскресе! В. Морозова.

Слайд 4

Уже распались куколки, Их бабочки прожгли. Пушистые распуколки На вербах расцвели. Пред Вербным воскресением, Все тех, кто молодой, С усмешкой и с пением, Обрызгали водой. Водою обливали их: Пусть свежей будет грудь. И вербой ударяли их: Как верба, нежной будь. Втыкали вербу малую За образа, в углах, Чтоб силой смертно-алою Не встал пожар в домах. Свети нам, радость здешняя, Цветы, земля, вода. Цвети нам, верба вешняя, Цвети с весной всегда. К.Бальмонт. «Праздник Вербы»

Слайд 5

Приметы на Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету; на святой дождь – добрая рожь; на святой гром – к урожаю; солнышко с пасхальной горки в лето катится; если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Слайд 6

Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошко, Выгляни немножко. Солнышко, покатись, Красное, нарядись. Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее.

Слайд 7

Толковый словарь С.И.Ожегова . Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие- нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Слайд 8

Хороводы – хождение по кругу, знаменовавшие движение солнца. Узоры Костромских хороводов. Танец «Пятерка» Танец « Сущевская дорожка»

Слайд 9

Пасхи не бывало без качелей. В каждом дворе устанавливали качели для детей. А в традиционном месте (на площади, выгоне) устанавливали качели общественные. На них катались все кто хотел. Тут же пребывали бабы, мужики и парни с гармошками. Одни любовались весельем, а другие веселились сами. Главную роль здесь можно отвести парням и девушкам, которые без устали катались с утра до вечера.

Слайд 10

Парень. На святой неделюшке Повесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься. Девушка. На горе стоят качели Пойду покачаюся. Нынче лето отгуляю, Зимой повенчаюся. Парень. Красна Пасха пришла Кто нас покачает? Как у нонешних ребят Веревок не бывает!

Слайд 11

Не всё коту Масленица. Без пряников не заигрывают. Не любо – не слушай. Обряд «Пряники ловить»

Слайд 12

Игры с крашенками

Слайд 13

Символы Пасхи .

Слайд 14

«Христос Воскресе!» - поют колокола. И весть та – радостна, светла – Над миром носится волной, И мир внимает вести той. «Христос Воскрес!» - поет земля, Моря, и горы, и поля... И им в ответ звучит с небес: «Воистину Воскрес!» М. Максимович. «Христос Воскресе!»

Слайд 15

Ю. Зубовского «Пасха». Автор. Колоколов певуч и звонок гул... Подснежник беленький весне-принцессе Застенчиво шепнул: 1 чтец. - Христос Воскресе! 2 чтец. - Воистину Воскресе! Автор. Ответила весна. Приветливо шумел ветвями лес, Очнувшись от ледяного сна, Чарующе - ясна Синела даль небес, Земля в предчувствии пленительных чудес Тянулась к солнцу, бодростью сильна, И пели радостно поля, луга, леса: 1 чтец. - Христос Воскрес! 2 чтец. - Воистину Воскрес!



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области.

Тема: «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств»

                                               

                                                                         

Аннотация.

Урок по предмету «Истоки» позволяет  глубоко изучать традиции православного праздника, благодаря которым  ценности народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. В данной работе предлагается реализация активных форм обучения, одной из которых является инсценирование - игра, а другой – тренинг. Пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, ученики смогут почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа. Научатся на уроке бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

Тема урока: «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств».

Тип урока: урок новых знаний и умений.

Вид урока: интегрированный.

Цели урока:

Цели: 

Образовательные: 

Усвоение предметных знаний

  • знакомство детей с традицией празднования Пасхи.
  • развитие навыков выразительного чтения.

Формирование предметных умений

Формирование умений

  • выборочного чтения
  • составления текста по теме.

Формирование межпредметных умений (ОУУН)

Развитие умений

  • выделять общие признаки                                     
  • проводить  обобщение.
  • делать умозаключения.
  • самоконтроль и взаимоконтроль.

Развивающие: 

Развитие речи

Развитие умений

  • грамотно формулировать мысль
  • выражать мысли правильно построенными предложениями.
  • обогащать словарный запас новыми терминами.

Развитие внимания

 

  • через концентрацию.
  • через переключаемость.
  • через мобильность.

Развитие познавательного интереса

  • развитие интереса к традициям православия  через беседу о Пасхе и подачу информации красочно и наглядно
  • развитие интереса к православным праздникам через  применение заданий творческого  и дифференцированного характера.
  • поисковую деятельность.

Воспитательные: 

Развитие личностных качеств

  • целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их.
  • чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.
  • через формирование бережного отношения к заветам предков.

Формирование активной жизненной позиции

  • формирование собственной точки зрения и умения  её обосновывать. 
  • формирование собственных способов учебной деятельности.
  • формирование чувства сопричастности к православной культуре.

Формы работы: активные формы работы, коллективная (фронтальная) работа, работа в группах, парах, индивидуальная; межпредметная связь с уроками литературы  и музыки.

Методы работы: словесные, наглядные, деятельностные, ИКТ.

Оборудование: учебное пособие «Истоки»,  аудио запись колокольного звона,  слайд – шоу «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств».

Технологическая карта урока

Этап урока.

Структур ный

компонент  

урока

Дидактичес кая

задача

Деятельность

учителя

Деятель ность

учеников

Показатели

выполнения

задачи

Приложение

1. Орг. момент

- Психологич.

настрой.

Создание

рабочей

атмосферы,

эмоциональ ного

настроя.

Психологическая

подготовка

учащихся

к активной

работе

на уроке.

Самоорганизация на работу.

Кратковременность, быстрота

включения

учащихся в

деловой ритм,

готовность класса и

оборудования

Слайд 1

2.     Актуализация   знаний. 

 Активизация

(проблематиза

Активизация

и

актуализация

опорных знаний и

умений.

Создание

ситуации

проблемы

Формирова ние потребности в

усвоении

знаний

Принятие

цели

учениками

Слайд. Стихотворение Брюсова «Праздники»

3.    Введение в тему занятия.

Целеполагание, проблематизация и

мотивация.

Озвучить тему и цель.

Наблюдение

за деятельностью

учащихся.

Принятие темы, цели.

Активность при чтении стихотворения.

Слайд. Стихотворение В. Морозова.

4. История праздника.

Индивидуальные сообщения.

Дать первоначальное представление о празднике.

Организация

устной речи (ответы

на вопросы и

составление

рассказа)

Делают сообщения.

Активность при обсуждении сообщений товарищей.

Слайды, карточки

5. Пасхальные народные приметы.

Анализ народных примет.

Ознакомить с пасхальными приметами.

Организация восприятия пасхальных примет, инсценирования.

Прослушивают пасхальные приметы, инсценируют закличку «Солнышко».

Участие в анализе примет, исполнении заклички.

Слайды, текст заклички.

6. Пасхальные игры.

Работа с

толковым

словарём

Проверить

умения

учеников

работать с

толковым словарем.

Наблюдение

за работой

Работа в

группах,

выполнение

задания

поискового

характера

Определение

понятия

«обряд»,

выполнение

дополнитель

ного

задания

Толковый

словарь, слайды.

Работа с

учебником

Развитие

интереса к

православному празднику.

Координация

деятельности

во время

работы

Выработка

правильного

чтения

Осознанность восприятия материала.

учебник

Региональная минутка. Хороводы, обряды Костромского района.

Ознакомление с региональными пасхальными обрядами.

Организация

дифференциро

ванной

(групповой и

индивидуальной) работы

Выполнение

заданий  по

поговоркам,

выполнение

обрядов.

Правиль ность и

быстрота выполнения

индивиду ального

задания,

активность

участия в

групповой

и коллектив

ной работе

Слайды, карточки,

рисунки

Инсцени ровка «Качели»

Развитие

творческой

индивидуализации и

самореализации учеников

Создание

условий для

инсценирования

Выступление

учеников

Просмотр,

анализ

ситуаций

Слайд

7.  Символы Пасхи.

Компьютерная

презентация

Развитие

восприятия

Организация

показа

слайдов

Просмотр и

анализ

слайдов

Нацеленность

учеников на

практическую работу.

Слайд - шоу с

музыкальным

сопровождением

8.   Практическая работа.

Оформление пасхального яйца.

Интеграция.

Организация практической работы.

Раскрашивают яйцо красным цветом, рисуют желтой краской крест. Пишут буквы Х.В. – Христос Воскрес.

Результативность работы.

Слайд.

Шаблоны пасхальных яиц.

9. Пасхальные игры с крашенками.

Игровая деятельность.

Ознакомить через деятельность с видами игр с крашенками в Костромском крае.

Организация игровой деятельности.

Игровая деятельность.

Активность.

Слайд. Материал для игр.

10. Пасхальные обычаи.

Инсценирование.

Развитие

творческой

индивидуализации и

самореализации учеников

Создание

условий для

инсценирования

Выступление

учеников

Просмотр,

анализ

ситуаций

Звон колокола. Колокольчики.

11. Развивающий тренинг.

1 вопрос. Как трудится душа человека на празднике?

2 вопрос. Как ты понимаешь: праздник – дело святое? Что необходимо, чтобы праздник принес радость?

Развитие умения работать в ресурсном круге.

Организация тренинга.

Участие в тренинге, обсуждение вопросов.

Активность, позитивные ответы учеников.

Слайд.

Итог урока

Анализ

успешности

овладения

ЗУН и

способами

деятельности

Организация

общения для

самостоятельного

подведения

итогов.

Самооценка

активности

учеников,

качества

учебной

деятельности

Составление

картины

деятельности

на уроке:

«Мы

узнали…»,

«Мы

научились...»

«Мы

смогли...»,

«У нас не

получилось…»,

«Нам

необходимо

поработать

над…»

Формулирование

новых

понятий,

осознание

необходимости

знаний и

умений и

путей их

формирования,

выявление

причин

успеха и

неуспеха

собственной

деятельности

каждым

Карточки

для

самооценки

12. Домашнее задание.

Информация о д/з и

инструктаж по его

выполнению

Сообщить разноуровневое дифференцированное  д/з, провести инструктаж по его выполнению.

Проверить правильность понимания задания и методики его выполнения.

Запись д/з, постановка вопросов по содержанию и выполнению

задания.

Понимание д/з, точность и корректность вопросов.

Дневник.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-Какие праздники принято отмечать в ваших семьях?

- Какие православные праздники герой стихотворения В. Брюсова «Праздники» вспоминает с восхищением?

          Ждать в детстве воскресенья,

Дня Пасхи, Рождества,

Дня именин, рожденья

Иль просто торжества, -

Какое восхищенье,

Когда вся жизнь – нова!

3. Введение в тему занятия.

- Сегодня мы узнаем и проиграем удивительный праздник праздников возрождения мира и воскрешения природы и человека – Пасху.

Играет и льётся

Солнечный свет,

В душе раздаётся

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе...

Как радостно жить!

Христос Воскресе!

В. Морозова.

   4. История праздника.

(Ученики делают сообщения о празднике.)

Пасха праздновалась в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием, после первого весеннего новолуния и практически приходилась на вторую половину марта – первую половину апреля. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще – Светлое Воскресение, а еще – Христов день. Само слово «Пасха» переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление» (от египетского рабства).

Христианская Пасха от греческого «пейсах» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Но с V века Пасха превратилась в радостный праздник Воскресения Христова.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. Только успеет выглянуть солнышко, природа оживает, и все, «и млад и стар», готовятся с радостью встретить «праздников праздник и торжество из торжеств» - Пасху Христову.

Наступает весна, пробуждается лес, солнце согревает воздух. (Слайд – Бакшеев Василий Николаевич «Весенний пейзаж».) Верили славяне, что Великий Гром Гремучий каждую весну поднимается ото сна и, сев на своих коней – сизые тучи, - хлещет золотой вожжой Мать Сыру Землю... Мать – земля от того молодеет и красит лицо зеленью, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам ее разливается... (Слайд – Крымов Николай Петрович «Весной после дождя».)

 Все оживает вокруг. Животворящая небесная стрела будит и мёртвых в могиле... Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых людей. Слышат гробные жильцы всё, видят всё, что люди на земле делают, слово только молвить не могут.

Картины Бакшеева Василия Николаевича «Весенний пейзаж», Коровина Константина Алексеевича «Весна», Крымова Николая Петровича «Весной после дождя», Переплётчикова Василия Васильевича «Ранняя весна» - помогают увидеть мир пробуждающейся природы.

Конец марта – апрель – это время пробуждения природы, победы тепла над холодом, праздник воскрешения, возрождения природы.  За неделю до Пасхи в  воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает  и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы.  Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возжённых свечах, верующие стоят до конца службы.   Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.

Уже распались куколки,

Их бабочки прожгли.

Пушистые распуколки

На вербах расцвели.

Пред Вербным воскресением,

Все тех, кто молодой,

С усмешкой и с пением,

Обрызгали водой.

Водою обливали их:

Пусть свежей будет грудь.

И вербой ударяли их:

Как верба, нежной будь.

Втыкали вербу малую

За образа, в углах,

Чтоб силой смертно-алою

Не встал пожар в домах.

Свети нам, радость здешняя,

Цветы, земля, вода.

Цвети нам, верба вешняя,

Цвети с весной всегда.

К.Бальмонт. «Праздник Вербы»

5. Пасхальные народные приметы.

Пасха у народа связана и с солнцем. Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрой солнца связывали и виды на урожай, на погоду. В первый день Пасхи примечали:

  • на Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету;
  • на святой дождь – добрая рожь;
  • на святой гром – к урожаю;
  • солнышко с пасхальной горки в лето катится;
  • если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое;
  • если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый;
  • бровь станет чесаться – кланяться с милым;
  • умываться с красным яйцам – быть румяной;
  • если на первое приветствие «Христос Воскресе» не ответить «Воистину Воскресе», а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполниться;
  • старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове;
  • старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то им можно вылечить болезни. А если освещенную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть: если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, песенками.

Учащиеся инсценируют:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

6. Пасхальные игры.

К числу праздничных увеселений относились:

  • хороводы;
  • обряд «Пряники ловить»;
  • игры с крашенками.

Хороводы – хождение по кругу, знаменовавшие движение солнца. Разнообразные выкрики во время движения должны способствовать быстрейшему пробуждению природы. Рассмотрите узоры Костромских хороводов и дайте им название.

В Костромской губернии существовал обряд «Пряники ловить».

Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие- нибудь религиозные представления, бытовые традиции

Обряд «Пряники ловить» состоял в том, что в хоровод становятся только девушки, а юноши должны  попасть в ту девушку, которая нравилась. Девушки ловили пряники, заговаривая тем счастливое замужество, сладкое житьё.

- Попробуйте определить, работая в паре, поговорку, соответствующую ситуации.

Не всё коту Масленица.

Без пряников не заигрывают.

Не любо – не слушай.

- Очень важно было в пасхальную неделю качаться на качелях.

- Как вы думаете, почему молодёжь устраивала соревнование – кто выше поднимется на качелях? (Верили: чем выше и больше качаешься в праздник, тем лучше будет урожай.). В каждом дворе устанавливали качели для детей. А в традиционном месте (на площади, выгоне) устанавливали качели общественные. На них катались все кто хотел. Тут же пребывали бабы, мужики и парни с гармошками. Одни любовались весельем, а другие веселились сами. Главную роль здесь можно отвести парням и девушкам, которые без устали катались с утра до вечера.

При этом пели (на мотив частушек).

Парень.      На святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

Девушка.   На горе стоят качели

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

Парень.     Красна Пасха пришла

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не бывает!

7. Символы Пасхи.

- Символы праздника  кулич, паска, яйцо.

Кулич – обрядовый сдобный хлеб. Для кулича важнее высота, чем ширина, с выпуклой верхней корочкой. Символическое назначение кулича – заговаривать обильный урожай, благополучную жизнь.

Паска – обрядовое угощение из творога и сливочного масла с добавлением сладостей. Традиционно паска имела форму усеченной пирамиды, с изображением на её гранях креста и букв ХВ.

- Что нужно положить в паску?

сухие фрукты

орехи

сухарики

зелень

(В паску как символ обилия кладут сухие сладкие орехи – заговаривающие сладкую жизнь, орехи – закликающие долголетие и богатство. Ничего другого в паску класть не положено.)

- Яйцо служит символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и льда, - иными словами, перехода из небытия в бытие.

Основным узором на яйце стал крест на красном фоне. Краску получали из луковой шелухи. Использовали и желтый цвет, который получали из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая.

В зависимости от способа окраски: «писанки» -расписные, «крашенки» - крашеные (без узора). Использовались для «писанок» растительные узоры: цветок – процветание, квадрат – обилие, крест – знания. Яйцо покрывают воском, трубочкой наносят основные линии рисунка. Когда яйцо остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, затем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск – и «писанка» готова.

Для «крашенки» используют вареные яйца, которые потом съедались, а для «писанки» -  сырые и обязательно оплодотворенные. Особым уважением пользуется в народе первое расписанное яйцо – оно не портилось до следующего года. Позднее появились яйца сделанные из дерева (их называли «яйчатами»), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Такие яйца предназначались для хранения в «красном углу» - перед иконами.

7. Практическая работа.

- Попробуем расписать яйцо, используя древние значения узоров. (Раскрашивают яйцо красным цветом, рисуют желтой краской крест. Пишут буквы Х.В. – Христос Воскрес.)

8. Пасхальные игры с крашенками.

Крашеными яйцами принято обмениваться. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено около 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были костяные и деревянные, резные и расписные.

Одним из праздничных развлечений в Костромской области была игра с пасхальными яйцами.

- Давайте и мы с вами поиграем по древнему обычаю.

1 игра. Ребята раскладывают принесенные яйца на столе разными кучками и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры находится вне класса. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?» Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведется до тех пор, пока все крашенки не разберут.

2 игра. Соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. Одновременно дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3 игра. Катание пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Надо скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежат внизу; выигрывает тот, кому это удается.

9. Пасхальные обычаи.

В Пасху исполняются заветные мечты, поэтому желания произносились на заутрени. Во время пасхальной службы девушки тихо шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочках, да парчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Для исполнения желания необходимо ударить в колокол.

- Давайте вместе звонить в колокол, встречая праздник и приумножая радость.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

(Звонит колокол)

«Христос Воскресе!» - поют колокола.

И весть та – радостна, светла –

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос Воскрес!» - поет земля,

Моря, и горы, и поля...

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес!»

М. Максимович. «Христос Воскресе!»

Чтение по ролям стихотворения Ю. Зубовского «Пасха».

Автор.

Колоколов певуч и звонок гул...

Подснежник беленький весне-принцессе

Застенчиво шепнул:

1 чтец.

- Христос Воскресе!

2 чтец.

- Воистину Воскресе!

Автор.

Ответила весна.

Приветливо шумел ветвями лес,

Очнувшись от ледяного сна,

Чарующе - ясна

Синела даль небес,

Земля в предчувствии пленительных чудес

Тянулась к солнцу, бодростью сильна,

И пели радостно поля, луга, леса:

1 чтец.

- Христос Воскрес!

2 чтец.

- Воистину Воскрес!

10. Развивающий тренинг.

1 вопрос. Как трудится душа человека на празднике?

2 вопрос. Как ты понимаешь: праздник – дело святое? Что необходимо, чтобы праздник принес радость? (Добро. Во все следующие дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху русские государи посещали тюрьмы, больницы, пленных иностранцев и колодников и приветствуя их: «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей. В наше время необходимо посещать больный, стариков, которых надобно угостить пасхальным куличем, развеять их одиночество. Пусть и сегодня будет в чести милосердный обычай. Радость. Согласие. Взаимопомощь. Заветы предков.)

11. Домашнее задание (на выбор).

А) Если человек, которого вы хотите поздравить с Пасхой, находится далеко, вы можете отправить ему пасхальную открытку. Дома оформить и подписать поздравительную открытку.

Б) Разучить пасхальные игры и обряды Костромской области.

Приложение 1.

По выражению православных христиан, Пасха – праздник праздников. Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победа добра над злом, света над тьмой – смысл этого праздника. В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году – пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь – Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением, начинается крестный ход. Но Пасха – это не только молитвы, но и развлечения. Во-первых, застолье. Каждый может позволить себе любую пищу. Устраиваются всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях. На Пасху принято поздравлять друг друга с праздником, при этом дарят крашеные яйца.

Приложение 2.

За неделю до Пасхи в  воскресенье празднуется праздник, иначе называем Вербным воскресением. Освящение вербы бывает  и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы.  Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возжённых свечах, верующие стоят до конца службы.  Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов.

Александр Александрович Блок  

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.  Пасха – это ожидание весны. Нежные цветы – тюльпаны, нарциссы, гиацинты - украшают наш дом на Пасху. Можно заранее поставить в воду берёзовые и ивовые веточки. Они распустятся в тепле, и твою семью порадуют живые зелёные листочки.

    Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью!  

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет  любить людей так же,  как любит Он.

    - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.

- Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

     И в тот же миг куриное яйцо  - скромное подношение императору – стало ярко - красным…

В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. В Церкви c древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом. Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу есть во всех христианских странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.  Главным украшением стола являются, конечно, куличи  и  пасхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Введение в образовательную пограмму" по Истокам + презентация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов: ...

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

методическая разработка праздника. «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»

Раскрытие нравственных истоков подвига защитников Сталинграда. "Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух,  которым дышим, за траву,  по которой ходим, за шум лесов, за дождик,  за...

«Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда» методическая разработка праздника.

Историческая роль битвы под Сталинградом, исторические события в истории страны, закрепление знания полученные о Сталинградской битве;Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностну...

Методическая разработка .Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу Истоки"

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе "Истоки".Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учит...

Методические разработки занятий по социокультурному курсу "Истоки" во 2 классе

Представленный  методический материал носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя разработки занятий для 2 класса начальной школы, основанные на программе социокуль...