Методическая разработка .Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу Истоки"
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе "Истоки".Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_po_istokam.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Богородская СОШ
Методическая разработка
Организация и проведение учебного занятия
«Введение в образовательную программу «Истоки»
Руководитель ДО: Пугина Татьяна Валентиновна
Богородское
2012 г.
Аннотация.
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социального направления и состоит из следующих разделов:
1. Объяснительная записка
2. Методические советы на подготовительный период.
3. Материально-техническое оснащение.
4. План занятия.
5. Конспект учебного занятия.
6. Методические советы по проведению занятия.
7. Методические советы на период подведения итогов.
8. Литература.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями ГПД.
- Объяснительная записка.
Цель:
Знакомство с учебником «Истоки» и рабочими тетрадями. Символы истоков.
Задачи:
- Осмысление и конкретизация духовно – нравственных категорий, предусмотренных программой;
- Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
- Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, Родине;
- Социокультурное развитие группы.
Возраст: 7-8 лет
База для проведения данного занятия: кабинет начальных классов.
Актуальность: Со временем многое меняется вокруг нас, но есть истины, которые не тускнеют с веками. Истоки нравственности высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Скольким поколениям нашей огромной страны предстоит преодолевать последствия «эпохи бескультурья и хаоса», если нравственное воспитание не вернет утраченные в последние годы позиции!
Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа. Принцип народности воспитания является центральным в трудах К.Д. Ушинского. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».
Обращение к жизни и опыту наших предков в настоящее время, особенно важно, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Одной из приоритетных задач Федерального образовательного стандарта нового поколения является воспитание духовно-нравственной личности.
Ожидаемые результаты: Дети должны понять и осознать что, истоки – это начало, исходная точка, корень, от которого происходит всё остальное. Узнать то, что нас окружает, не только интересно, но и полезно для ума, сердца и души.
2.Методические советы на подготовительный период.
При проведении занятия необходимо учитывать психологические особенности детей. Материал занятия рассчитан на младший школьный возраст- 7, 8 лет. С физиологической точки зрения - это время физического роста. Физическое развитие опережает нервно - психическое. У детей неуравновешенны процессы торможения и возбуждения. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В это время происходит смена образа и стиля жизни, новый вид деятельности – учебная деятельность. Она становится ведущей.
Решающим компонентом является мотивация данной деятельности. Главными мотивами учебной деятельности являются:
-познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приёмами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний;
- социальные (ответственность, стремление получить одобрение);
- узколичные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу).
Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден ещё словарный запас.
В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала.
Дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребёнок в семье.
Содержание занятий сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие идет только на позитивном материале.
3.Материально- техническое оснащение.
Технические средства: компьютер, мультимедийное оборудование, экран, музыкальный центр, звоночек, очки разного цвета.
Учебные пособия: учебник «Истоки» для 2 класса, рабочие тетради «Истоки» для 1,2,3,4,5,6,7,8 классов.
Аудиоряд: грамзапись песни «С голубого ручейка», слова – М.Пляцковского, музыка – В.Шаинского.
Наглядно-иллюстративный материал: иллюстрации «Родник», «Радуга»
План занятия.
Присоединение – первый этап урока. Его назначение – эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.
Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.
Основной этап – развертывание темы и её закрепление проводятся в активной форме – работа в ресурсном круге и четвёрках.
Духовные усилия и активность учащихся проявляются на протяжении всего урока. В собеседовании важно создать ситуацию положительного развития. В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности и доверия.
После понимания духовно – нравственного смысла категории идет направленность на свою жизнь.
Заключительный этап помогает оценить пережитое, осознать приобретенное в уме, сердце, и душе.
Урок заканчивается вознаграждением – добрым словом учителя, благодарным взглядом.
Конспект вводного учебного занятия «Введение в Истоки»
Ход урока.
1.Присоединение к детям и теме урока.
Учитель: Я, рада видеть вас, ребята. Улыбнемся друг другу. Интересно, по какой дороге знаний поведёт нас новый предмет? (Да).
- Послушайте внимательно знакомую вам песню. Расскажите, о чем поётся в ней? (Прослушивание грамзаписи.)
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки даже радуга проснется!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Добрый лес простится с тишиной,
И захлопает в зеленые ладоши
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки
От улыбки станет всем теплей
И слону, и даже маленькой улитке.
Так пускай, повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки.
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Учитель:
- А с чего начинается ручеёк? ( С капелек дождя.)
- А с чего начинается наша жизнь? (С рождения.)
Учитель: Истоки – так называется наш предмет. Рассмотрите иллюстрации.
Истоки, источник, родник, ключ – то, что даёт начало большим рекам, бьёт изнутри (из – под земли). Есть источник тепла, света, знаний. Истоки – это начало, питает нас, наши корни.
В предмете «Истоки» мудрые знания. Знать, а как правильно, делать как можно меньше зла и больше добра. Эти знания в учебниках «Истоки» для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 классов.
2.Основной этап.
Рассматривание детьми учебного пособия «Истоки» -2. Знакомство с обращением авторов к детям.
Учитель: Книга «Истоки» поможет вам лучше узнать мир, в котором вы живёте. Она расскажет вам об очень простом, понятном, например, об имени и доме. Но в этом простом понятном вы научитесь открывать его истоки. Вы увидите много нового, скрытого, поучительного. Вы, услышите, как даже в самом простом и знакомом зазвучат голоса и чувства наших предков.
Вам предстоит совершить четыре путешествия. Сначала вы войдёте в мир дома и семьи. Этому отведен раздел «Родной очаг». Попытайтесь почувствовать свои корни, сердечное богатство нашего рода.
В разделе «Родные просторы» вы научитесь читать их образный язык, видеть в них мудрые советы предков.
Раздел «Труд земной» расскажет о труде, доброте, согласии и взаимопомощи. Такой труд делал богатым наше Отечество, обогащал и душу человека.
Последнее путешествие будет в мир слова, праздника, книги. А ещё в мир иконы и храма. Именно там вы увидите «Труд души». Вы почувствуете, как она радуется, благодарит, надеется, молится.
Беседа с элементами практической деятельности
Учитель: Я поделюсь с вами секретом. Я - волшебная. Правда – правда. Ты – тоже волшебный. Ты ведь тоже «Я» сам для себя.
Задание:
- Посмотрите на свои руки. Покрутите ими. Улыбнитесь. Похлопайте. Выполнять мои просьбы помогает тебе твоё «Я». Уши дадут знать – что говорят, как звучит музыка. И только сердце сжимается от жалости или колотится от радости.
И это тоже необыкновенно и чудесно. Ты, твоё волшебное «Я» - это чудо! Относись к этому чуду с уважением. Но не забывай, что и все остальные люди такие же удивительные, волшебные «Я».
-Каким мы видим мир вокруг нас? А если наденем разного цвета очки? (Дети надевают цветные очки). Походите по классу, загляните в окно.
- Что вы видите? (Дети передают право ответа прикосновением).
- Мир разный? На что похож?
Радуга знаний будет сопровождать вас в ходе всех уроков. (Дети рассматривают символы на обложке учебного пособия).
Учитель: Какой ещё символ вы видите? (Колокол).
- Этот колокол поможет вам услышать мир.
Ресурсный круг.
1) Подготовительный этап.
- Передавая звоночек, друг другу, скажите, что вы могли слышать, когда смотрели на мир.
-Посмотрите на рисунок с изображением мальчика и девочки.
- Что видят, слышат, чувствуют эти дети?
2) Основной этап.
Дети высказываются по кругу. Учитель подводит итог.
Учитель: Вы так же, как и мальчик с девочкой, которые присутствуют с вами на уроках, видят, слышат и чувствуют удивительную жизнь окружающего нас мира: родной мир, который дарит нам тепло и заботу близких людей; деревню – как маленькую, добрую родину – мать; город – любимый и дорогой; лес, очень красивый в любое время года; дорогу – убегающую вдаль далёкую, реку – величаво несущую свои полные воды в бескрайнее море; ниву и поле – это «чудное приволье…».
3) Рефлексия.
-Чем запомнился этот ресурсный круг?
Итоги общения в круге.
3.Итог занятия.
- О чём расскажет нам новый предмет? Что вы скажите своим родным о новом предмете «Истоки»?
Дети благодарят друг друга за работу.
Методические советы по проведению занятия и периода подведения итогов.
Основой проведения занятия являются активные формы. Методика активных форм обучения предусматривает:
Активное участие всей группы учащихся в практических занятиях, что позволяет взаиморазвиваться. При этом каждый ребёнок имеет возможность посредством обратной связи получить объективную оценку социокультурного развития.
Активные формы позволяют учителю избегать монологичности, назидательности и построить совместную деятельность на деятельное общение (общение на уровне «взрослый - взрослый», в позиции «рядом»).
Активные формы обучения оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние школьников. Испытываемый ими эмоциональный подъем, ощущение сопричастности общему делу позволяют снизить чувство напряженности, тревоги, беспокойства, повышают интеллектуальную активность.
Ресурсный круг - одна из активных форм обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер.
Список литературы для педагога.
1. Закон Российской Федерации « Об образовании»;
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российс кой Федерации до 2010 г.
4. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. № 4594)
5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.)
6. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
7. Устав МБОУ Богородской СОШ.
8. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Программа для начальной школы.
9. Истоковедение. Т. 1, 5, 2, 6. Издание второе, дополненное. Издательский дом «Истоки», Москва, 2005.
10. Истоковедение. Т.8. Издательский дом «Истоки», Москва, 2009.
Список литературы для учащихся.
1. Камкин А.В. Истоки. Учебник. 2 класс. - М.: Издательский дом «Истоки», 2007.
2. Истоки. Рабочая тетрадь для 2-го класса в 2-х частях. Котельникова Н.В., Бандяк О.А. Под общей редакцией Кузьмина И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация и проведение школьной интерактивной игры "Бегущий класс"
Одна из задач ФГОС – развитие у учащихся метапредметных навыков. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Данная игр...
Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"
Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....
Методические рекомендации по организации и проведению учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.
Данные методические рекомендации посвящены методике организации и проведения учебных игр на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими шк...
Участие в районном конкурсе"«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»:
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценива...
«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»:
Математика- дисциплина, лежащая в основе всех точных наук. Ее знания играют огромную роль в жизни человека, ведь все вокруг нас подчиняется основным математическим законам...В 2021 году вместе с...