Методическая разработка "Введение в образовательную пограмму" по Истокам + презентация
методическая разработка (2 класс) по теме

Мурзаева Ольга Юрьевна

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов:

  1. Объяснительная записка.
  2. Методические советы на подготовительный период.
  3. Материально – техническое оснащение.
  4. План занятия.
  5. Конспект учебного занятия.
  6. Методические советы по проведению занятия.
  7. Методические советы на период подведения итогов.
  8. Литература.
  9. Приложение.

Данная методическая разработка может быть использована

педагогами дополнительного образования, учителями

начальных классов, вожатыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_k_raduge.docx106.4 КБ
Файл semya_-_mir_samyh_blizkih_lyudey.pptx586.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа №2

Методическая разработка

Организация и проведение учебного занятия

«Введение в образовательную программу»

                                                                Руководитель кружка  

Мурзаева Ольга Юрьевна

г. Сергач

2012 г.

Аннотация.

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов:

  1. Объяснительная записка.
  2. Методические советы на подготовительный период.
  3. Материально – техническое оснащение.
  4. План занятия.
  5. Конспект учебного занятия.
  6. Методические советы по проведению занятия.
  7. Методические советы на период подведения итогов.
  8. Литература.
  9. Приложение.

Данная методическая разработка может быть использована

педагогами дополнительного образования, учителями

начальных классов, вожатыми.

1.Объяснительная записка.

Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Вводное занятие является одним из главных элементов в системе всего цикла учебных занятий, т.к. именно от первого занятия зависит, сможет ли педагог заинтересовать обучающихся.

Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием.

Для успешного проведения такого занятия необходимо четко определить структуру занятия, подобрать интересные и доступные упражнения, строго дозировать нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями детей, продумать методы и приемы обучения, подобрать инвентарь и оборудование.

Данный подробный план занятия разработан как вводное занятие по Истокам для учеников 2 класса общеобразовательной школы, а также для детей 7-8 лет.

ЦЕЛЬ: заинтересовать детей и родителей перспективой участия в

образовательной программе «Истоки».

ЗАДАЧИ: 

  1. формировать у детей мотивацию к изучению своих истоков;
  2. дать понятие - истоки;
  3. создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей и педагога.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  7-8 лет

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. объяснительно-иллюстративный (беседа,рассказ);
  2. репродуктивный (упражнения, практикум);
  3. ролевой (игра)

Временной режим: 35 минут

  1. Организационный этап - 5 мин.
  2. Основной этап - 25 мин.
  3. Заключительный этап - 5 мин.

База для проведения данного занятия:

Кабинет «Истоки» МБОУ Сергачской СОШ №2

Актуальность

«...Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое счастье»

                                                                                                В.А. Сухомлинский 

Человек обязан помнить прошлое, знать свои истоки. Без знания прошлого - не может быть настоящего и будущего. Истоки жизни зарождаются в семье. Семья всегда была, есть и будет основной средой воспитания ребёнка.

2.Методические советы на подготовительный период:

учебник Истоки, рабочая тетрадь 1ч, свои  «Первые книги».

3. Материально – техническое обеспечение.

Наглядные пособия:

Плакаты «Моя семья», семейные фотографии, солнышко, предметы старины

Раздаточный материал:

Карандаши, листы жёлтой бумаги, ножницы, солнышки, магниты, семена фасоли.

Технические средства:

Мультимедийный  проектор, компьютер, магнитофон,

Оборудование:

Русская печь, ухват, скамейка, стол, 3 стула, самовар, деревянные ложки, лоханка, глиняные чашки, чугунок, рубель, валёк, 2 русские рубахи, традиционный русский женский наряд, 3 деревянных дощечки, самотканый половик.

Оформление доски:

Слайдовая презентация, солнышко, плакат «Моя семья», выставка  «Моя родословная», фотовыставка.

                                                 

4.План занятия.

  1. Организационный момент - 5минут
  2. Вводная часть занятия - 5минут
  3. Введение в историю - 5минут
  4. Введение в теорию - 5минут
  5. Практическая работа -10минут
  6. Подведение итогов - 5минут

 

Цель занятия:  

Раскрыть понятие семья, научить детей заботится о своих родителях

Задачи занятия: 

  1. Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость.
  2. Развитие самооценки, образного мышления (узнавание отдельных образов, соотнесение с личным опытом).
  3. Социокультурное развитие личности. Развитие культуры речи, моторики рук.

Ожидаемые результаты:

Освоить понятие – семья. Семья– мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

5.Конспект учебного занятия 

Этап,

время

Содержание

Результат деятель-

ности

Педагог

Ребёнок (действия, предположение,

ответы детей)

Организацион-ный этап

(5 минут)

Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей

Размышление детей

Понятие - Истоки

Основной этап

 (25 минут)

Объяснение учителя

Пальчиковая гимнастика

Практическая деятельность

Инсценировка басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Физкульт-минутка

Самооценка

Работа с книгой

Рефлексия

Актуализация

Показ

Объяснение, показ, составление солнечных лучиков из детских ладошек

Объяснение заповеди: «Знай и почитай родителей своих»

Показ, разъяснение смысла пословицы «Один за всех и все за одного»

Научить детей самокритичности

Организация работы с книгой. Установка на внимательное чтение мудрой заповеди

Организует ресурсный круг.

«За что я благодарен своим родителям?

Размышление и рассуждение

Игровая деятельность.

Готовят руку для практической деятельности

Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом.

Практическая деятельность детей: обведение ладошек, запись имён самых родных людей.

Просмотр инсценировки, размышление,

выводы

Разминка.  Выводы и сравнение

Определяют свои качества

Размышление.

Развивают чтение и внимание

Образно  мыслят

Что я вижу…

Что я слышу…

Что я чувствую…

Определение понятия - Семья

Вспоминают членов своей семьи

Солнышко из детских ладошек

Доказывай любовь своими поступками, а не словами

Отдых.

А какой я?

Систематизация знаний детей

Развивать чувство благодарности

Заключительный этап

 (5 минут)

Обобщение полученных знаний.Домашнее задание Пожелание детям. Подарки.

Систематизация знаний  о разнообразных истоках, о  семье.

Показывают и высказывают отношения к занятию.

1.Организационный момент.

Присоединение детей к теме занятия.

(Ученики сидят в классе – кабинете Истоков за соединёнными партами)

Учитель:

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии кружка «Истоки» мы постараемся выяснить, что означает слово истоки, и что для каждого человека на земле всего дороже.

-А как вы думаете, что означает слово истоки?

Ответы детей:

Учитель делает обобщение сказанного детьми

Истоки - это начало, исходная точка, корень от которого происходит всё остальное.

Знать истоки всего того, что нас окружает, не только интересно, но и полезно для ума, сердца и души.

2.Основной момент.

Беседа с элементами практической деятельности.

( У детей в руках семя фасоли)

-Как вы думаете, а зачем у вас в руках семя фасоли?

Ответы детей:

У всего есть своё начало, всё начинается с истока. Вот и из маленького семени вырастет большое, красивое, полезное растение, если за ним ухаживать, беречь его, то оно будет крепким и сильным.

А у  человека,  какие истоки?

Ответы детей:

У каждого человека есть семья. Это и есть ваше начало жизни, ваши истоки. (Презентация сл.№1), (Презентация сл.№2)

Семья- мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.

- Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, даёт росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение (Презентация сл. №3), а от Бога – венчание.

                                           (Презентация сл. №4)

Из маленького семени, посаженного в землю, появляется росток, а на нём расцветают первые цветочки. Сколько цветочков – столько сынков и дочек.

Вот и семья крепнет и превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки.

А сейчас давайте отдохнём и вспомним свою семью. Закройте глазки.

(Пальчиковая гимнастика перед практической работой)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик — я.
Вместе — дружная семья!

Учитель:

Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

                                                  (Презентация сл. №5)

Учитель:

Постоянные мысли о тебе, даже если ты не рядом; молитва о твоём здоровье, успехе, счастье. Лад, ладушки, ладошки, ладить… Всё это добрые признаки семьи.

Практическая деятельность

- Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.

(Ладошки вырезать и прикрепить к солнышку на доске)

Инсценировка и разбор басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Учитель:

- Очень важно своими поступками, а не только словами  доказывать свою любовь.

Физкультминутка

   Положите руки друг другу на плечи и покачайтесь все в одну сторону, а теперь в том же положении в разные стороны. Что получается?

- Дети, вы знаете, что отношения в семье бывают разными. Не секрет, что иногда мы огорчаем своих родных. Ведь по одному человеку обо всей семье судят. В семье должно быть всегда так: «Один за всех и все за одного»

- Каким должен быть член семьи, чтобы молва о семье была доброй?

(Презентация сл. №6)

- Прочитайте некоторые качества человека, записанные на экране, и выберите ценные для себя. (Слова записаны на экране).

- Подумайте о себе молча: А я какой (ая)?

Учитель: 

- Как важно иногда поговорить с самим собой, со своей совестью. Это обязательно поможет вам в жизни, чтобы быть нужным семье, ближним своим, беречь своё и чужое доброе имя.

Работа с учебником «Истоки» (с.9) 

Автор учебника предлагает помнить мудрую заповедь. Прочитайте её.

Что значит почитать родителей? (Презентация сл. №7)

Почитать (уважать) родителей – значит:

- в детстве их слушаться;

- в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте заботиться.

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе  дали святое имя.

Давайте закроем глаза и подумаем о своей семье. (Презентация сл. №8)

Ресурсный круг

«За что я благодарен своим родителям?»

Что я вижу…

Что я слышу…

Что я чувствую…

3. Заключительный этап.

Учитель даёт каждому ученику в руки фасольку. На экране появляется запись: (Презентация сл.№9)

Я за всё расплачусь – посажу семена,

И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена –

В том, как люди меня помянут.

(Презентация сл. №10)

Прочитайте вопрос:

- Что в будущем я могу сделать для того, чтобы моя семья была крепкой и дружной? (подумайте об этом дома)

Учитель: 

Фасольки наполнились добрыми, сердечными качествами, которые ценили наши предки.

Ценим их мы  и сейчас и надеемся, что эти качества сохранятся в будущем. Возможно, вы фасольку потеряете, а может быть посадите и понаблюдаете за ее ростом, ухаживая за растением как за родным.

Ребята, как вы теперь понимаете, что такое семья?

Ответы детей:

Учитель: (Презентация сл.№11)

Да, действительно, семья — это прежде всего родные и близкие нам люди, которые любят нас маленькими и большими, хорошими и плохими, радостными и грустными …

Как хорошо, что есть семья!
И у тебя, и у меня!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть, и у детей!

-Ребята принесли на занятие фотографии своей семьи. Вы можете их посмотреть

 А дома вместе с родителями выполните задание  (Презентация сл.№12)

Сегодня  я хочу подарить вам на память маленькое солнышко.

Пусть оно напоминает о нашей встречи.

Пусть в ваших семьях будет больше ярких, солнечных, радужных дней. Берегите своих родителей!

(Презентация сл. №13)

Учитель:

-Дорогие ребята, если вы считаете, что сегодняшнее занятие было для вас полезным и интересным, то поднимите свои солнышки вверх.

Посмотрите в нашем классе сразу стало теплее и светлее.

И я желаю вам чистого мирного неба над головой, пусть всегда вам светит солнце.

(Дети расходятся под песню «Солнечный круг»)

6.Методические советы по проведению занятия:

- ФОРМА ЗАНЯТИЯ: 

групповая.

- МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

объяснительно-иллюстративный (беседа,рассказ);

репродуктивный (упражнения, практикум);

ролевой (игра)

7.Методические советы на период  подведения итогов  занятия:

-Награждение (памятные сувениры солнышки)

-Организация экскурсии по кабинету  «Истоки»

8.Список литературы:

1.Камкин А.В. Истоки. Учебник. 2 класс. - М.:  Издательский дом

 «Истоки», 2007.

2.Котельникова Н.В.,  Бандяк  О.А. Под общей редакцией  

Кузьмина  И.А.  Истоки. Рабочая тетрадь для 2-го класса 1 часть.

3.Камкин А.В., Кузьмин И.А. Программа для начальной школы.

4.Глаголева О., Щёголева Е. – М.: Эксмо, 2011. Православие: полная энциклопедия для новоначальных.

9.Приложение:

  1. Презентация  к  занятию «Семья – мир самых близких людей»
  2. Басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
  3. Семейные  фотографии
  4. Плакат «Моя семья»
  5. Фотография моей семьи
  6. Родословные детей 2«б» класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья – мир самых близких людей.

Слайд 2

Актуальность. Семья всегда была, есть и будет основной средой воспитания ребенка. Коли есть отец и мать, так ребенку благодать. При солнышке – тепло, а при матери добро.

Слайд 3

Благословение - это залог долгой и счастливой семейной жизни, ведь одновременно с одобрением со стороны родителей молодожены получали заступничество перед Богом.

Слайд 4

ВЕНЧА́НИЕ — церковный обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны), это духовное соединение двух любящих сердец .

Слайд 5

На что и клад, коли в семье лад. Мама и папа –самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудную минуту. Твои родители - самые близкие тебе люди. Люби и береги их…

Слайд 6

А какой я? Вспыльчивый, вредный, добрый , исполнительный , капризный, лживый, неряшливый, жадный, умный , болтливый, вежливый , заботливый , внимательный , воспитанный , безответственный, хозяйственный , любимый , талантливый , любящий , беззаботный, неблагодарный, бережливый .

Слайд 7

Почитать (уважать) родителей-значит : -в детстве их слушаться; -в молодости – советоваться; -в зрелом возрасте заботиться.

Слайд 8

Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?» - я вижу… - я слышу… - я чувствую…

Слайд 9

Я за всё расплачусь – посажу семена, И ростки доброты воспрянут . И проявится жизни моей цена- В том, как люди меня помянут.

Слайд 10

Что я могу сделать для того, чтобы моя семья была крепкой и дружной?

Слайд 11

Семья – это прежде всего родные и близкие нам люди, которые любят нас маленькими и большими, хорошими и плохими, радостными и грустными… Как хорошо, что есть семья! И у тебя, и у меня! У птиц, и рыбок, и зверей! У взрослых есть и у детей!

Слайд 12

Желаю всем весёлого настроения. Берегите свою семью! Изучайте истоки! Пусть всегда вам светит солнце!!!

Слайд 13

Домашнее задание Напишите в своей книге : За что я благодарен своим родным? Свои солнышки и рисунки вложите в книгу.

Слайд 14

Пусть Вам всегда светит солнце!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка .Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу Истоки"

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе "Истоки".Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учит...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....