Методические разработки занятий по социокультурному курсу "Истоки" во 2 классе
методическая разработка (2 класс) на тему

Рябова Яна Викторовна

Представленный  методический материал носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя разработки занятий для 2 класса начальной школы, основанные на программе социокультурного системного подхода в образовании «Истоки» И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и А.В. Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук.  Предлагаемые методические разработки могут быть использованы специалистами  образовательных учреждений, реализующих  программу социокультурного курса «Истоки» и педагогами дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabova_ya.v._metodicheskiy_material.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ-2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

НОМИНАЦИЯ:

«Изучение культурного наследия народов России и мира»

Роль музыкального наследия народов России

 в реализации социокультурного курса «Истоки»

 в начальной школе (2 класс)

                                                                                     Автор:

                                                                           Рябова Яна Викторовна,

                                                                                  учитель начальных классов

Югорск

2017

Аннотация

        Представленный  методический материал носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя разработки занятий для 2 класса начальной школы, основанные на программе социокультурного системного подхода в образовании «Истоки» И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и А.В. Камкина, профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук. В занятия включён музыкальный репертуар народов России и мира. Приложения содержат рабочую программу социокультурного курса «Истоки» во 2 классе, медиатеку и презентации к представленным конспектам занятий.

В основе реализации данной рабочей программы лежат: педагогическая технология междисциплинарного обучения, технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология (частично). При организации детской деятельности по формированию социокультурных категорий активно используются игровой, деятельностный, эвристический и творческий методы, позволяющие развивать воображение, духовность, творческие способности, проявлять инициативу и самостоятельность, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивая тем самым УУД, определённые  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Использование мультимедийных продуктов позволяет активизировать внимание, разнообразить познавательную, игровую и творческую деятельность.

        Предлагаемые методические разработки могут быть использованы специалистами  образовательных учреждений, реализующих  программу социокультурного курса «Истоки» и педагогами дополнительного образования.

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………………. 4 – 5

2. Занятие по теме «Имя»

    Информационная карта занятия……………………………………………………6 – 7

     Конспект занятия…………………………………………………………………...8 - 13

3. Занятие по теме «Семья»

    Информационная карта занятия……………………………………………………13 – 14

    Конспект занятия №1………………………………………………………………  15 - 18

    Конспект занятия №2………………………………………………………………  19 - 22

4. Занятие по теме «Дом»

    Информационная карта занятия……………………………………………………22 – 23

    Конспект занятия №1………………………………………………………………  24 - 26

    Конспект занятия №2………………………………………………………………  27 - 29

5. Список литературы………………………………………………………………….29

    Приложение 1. «Рабочая программа социокультурного курса «Истоки» (2 класс)

    Приложение 2. Медиатека к рабочей программе по социокультурному курсу «Истоки» (2 класс)

    Приложение 3. Презентации к конспектам занятий.

Пояснительная записка

        В конце ХХ века этнические, культурные и религиозные проблемы современной России стали существенным фактором риска, ослабляющим безопасность и стабильность российского социума в целом. С одной стороны, в нём обострилась тревожная раздражительность и агрессивность. С другой стороны, стал очевиден процесс консолидации этнических систем.

        В таких условиях внутри российских этносов формируются диаметрально противоположные нормы поведения: этноцентризм и глобализм, крайний национализм и открытость к межкультурным коммуникациям, религиозный фундаментализм и религиозная толерантность.

        Важным аспектов является тот факт, что скрытым полигоном различного рода этнокультурных идеологий становится содержание школьного образования, а именно – национально-региональный компонент базисного учебного плана субъектов Российской Федерации. Школа в таких условиях может стать как инструментом закрепления в сознании новых поколений межэтнической нетерпимости, так и средством формирования межэтнического доверия.

        Актуальность состоит в разработке и последовательной реализации образовательной программы, способной формировать «негромкий» патриотизм, органично соединяющий освоение культурного и духовного наследия российской цивилизации с универсалиями цивилизации мировой.

        Сохранение и поддержание культурного многообразия России может рассматриваться в качестве важнейшей задачи современного российского общества. Система образования, как признанный институт сохранения и межпоколенной трансляции ценностей, может заметно усилить своё участие в её решении. Разработкой и внедрением подобной образовательной программы учёные и педагоги-практики исполняют свой профессиональный, гражданский и нравственно-этнический долг перед обществом в момент его кризисных потрясений.

        Программа социокультурного курса «Истоки» стала преверженцем российских традиций, преемственности поколений, уважения к православному духовному наследию Отечества, стремления в разумной стабильности. В то же время она демонстрирует терпимость и уважение к иным культурам.

        Это послужило основой для разработки рабочей программы для 2 класса по социокультурному курсу «Истоки» с использованием музыкального этнического компонента.

        В 2016-2017 учебном году во 2 классе МБОУ «СОШ №4» стал реализовываться инновационный проект «Навстречу музыке» совместно с «Детской школой искусств города Югорска». В проекте была сформирована система музыкально-творческого развития учащихся как комплексного явления, которая строится на приобщении детей к музыкальному культурному наследию через творческую деятельность. Одним из аспектов реализации проекта стала совместная разработка музыкального репертуара для межэтнического, социокультурного развития личности младших школьников. В классе обучаются представители различных национальностей – русские, башкиры, татары, украинцы, немцы. Все они, приобщаясь от занятия к занятию к образцам русской музыкальной культуры, познают и культуру своих народов, стремятся душой к родному очагу, согретому теплом родных и близких людей, приобретают ясные ориентиры, помогающие противостоять агрессии массовой культуры. В течение года, анализируя методом наблюдения изменения, происходящие с каждым участником проекта и класса в целом, педагоги отмечают эффективность использования данной программы для развития социокультурного стержня учебно-воспитательного процесса  в начальной школе.

Тема занятия: «Имя».

Цель занятия: создание условий для развития способности дорожить своим именем, гордиться  своими предками, передавать свои впечатления и чувства в художественной форме.

Задачи:

- способствовать осознанию того, что означает имя человека, для чего оно даётся, почему нужно дорожить своим именем;

        - продолжить наполнение таких социокультурных категорий, как «имя», «семья», «доброе качество», «добродетель», «почитание», «почитание культур»;

        - закреплять умение решать проблемные ситуации;

        - развивать навыки работы в микрогруппе, коммуникативные навыки общения;

- развивать умение слышать и воспринимать красоту поэтического слова и музыкальных произведений народов России;

- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;

-развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;

- развивать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля;

- способствовать развитию процесса духовного созидания учащихся, педагога и родителей;

        - воспитывать чувство сопричастности к жизни окружающего мира.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Планируемые результаты формирования характеристик выпускника начальной школы (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования):

- любит и почитает свою семью, свою Родину;

- отстаивает свою индивидуально-личностную позицию;

- имеет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
        --владеет
 эстетическими потребностями, ценностями и чувствами;

- развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирует установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям;

- осваивает способы решения проблем поискового и творческого характера;

- умеет планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

- осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- активно использует речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

- использует различные способы поиска для сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готов слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- овладевает начальными сведениями о явлениях действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Форма проведения занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

- словесный, наглядный, эмоциональный, познавательный, социальный, проблемно-поисковый, эвристический (метод открытий);

- логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность,  разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия,  ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, междисциплинарного обучения, сотрудничества.

Предварительная работа: поинтересоваться у родителей, в честь кого дано Имя.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: «Волшебный цветок» со значением имён детей класса; медиатека; презентация.

Раздаточный:

- для учащихся: 3 листа для групповой работы, напечатанные на карточках слова, клей.

- для родителей: текст стихотворения Юрия Благова «Выбор имени».

Класс: 2.

Количество участников: 16.

Время реализации: 30 минут.

Место реализации: учебный класс.

№ п/п

Этап

Содержание

Оборудование и

музсопровождение

Слайд

1.

Психологического настроя,

1 мин.

Педагог с учениками занимают свои рабочие места.

- Ребята, сегодня мы с вами и с нашими родителями опять сядем рядком, да поговорим ладком… А на какую тему, вы узнаете, отгадав мою загадку.

- «Тебе дано, а люди пользуются» (имя).

Сегодня мы поговорим о значении имени для человека.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

1-2

2.

Беседа и присоединение к теме.

5 мин.

- Может ли человек жить без имени? Почему вы заулыбались?

- Конечно, без имени жить никак нельзя! Как же тогда различать людей? Как к ним обращаться?

- «Хорошо там и тут, где по имени зовут», говорили раньше, и говорят сейчас. Вы согласны с этой мудростью? Почему?

- Уважаемые мамы и папы, как вы ласково называете своих детей?

- Ребята, а почему вы сейчас улыбаетесь? Какое чувство вы испытываете, когда слышите от близких людей свои ласковые имена?

- Как вы думаете, о чём говорят ваши фамилия, имя и отчество?

- Имя – это бесценный дар, оно даётся один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изображать.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

3 - 5

3.

Групповая работа с карточками.

5 мин.

Большинство имён существуют тысячи лет, в каждом скрыт свой смысл. Сейчас каждая группа поработает с карточками. Определите, что означают следующие имена. К каждому имени подберите и приклейте соответствующий ему смысл. (Владимир – владеющий миром, Святослав – святая слава, Людмила – милая людям, Ярослав – яркая слава; работы вывешиваются на доску). Есть ли у кого-то друзья с такими именами? Есть ли такие имена у ваших мам, пап, бабушек, дедушек, вас?

листы бумаги с напечатанными словами, чистые листы для наклеивания слов, клей

4.

Продолжение беседы. Работа с «Волшебным цветком».

8 мин.

-  Ребята, знаете ли вы, что означают ваши имена? Давайте обратимся к нашему «Волшебному цветку». Найдите лепесток со своим именем и прочитайте его смысл.

- Посмотрите, какой глубокий смысл заложен нашими предками в каждом Имени, будь это имя русское, башкирское или татарское! Имя несёт в себе доброту, терпение, заботу, трудолюбие, мужество, смелость, гостеприимство. Поэтому выбор имени всегда был важным событием для всего рода. Какое имя дать? Как это правильно сделать? Давайте послушаем стихотворение Юрия Брагова «Выбор имени», его нам прочитает мама Азамата.[ 5 ]

- Хорошим именем был назван мальчик – Пётр, что означает твёрдый, надёжный, как кремень, а ласково оно звучит Петруша, Петенька. Это – имя святого Петра.

- Рождение ребенка в любой религии – знаменательное и торжественное событие. А наречение его именем – важная и ответственная процедура. Распространение основных мировых религий сказалось и на традициях имянаречения. У каждого народа есть целый ряд имен, которые можно назвать церковными или каноническими.

- По церковной традиции,

православные имена младденцам выбирают родители. Родственники и священник могут помочь советами. Главное условие – выбранное имя должно присутствовать в православных святцах.

 Католические имена собраны в католических святцах, некоторые имена присутствуют и в католическом, и в православном календаре. Многие из них имеют библейское (древнееврейское) происхождение. В средние века католический именник пополнился германскими, испанскими и латинскими именами. Приверженцы католицизма трепетно относятся к своим именам, не признают сокращений и искажений имен, используют только их каноническую форму. Если для православного верующего его святой покровитель – довольно абстрактная и недоступная величина, то католик призывает своего святого на помощь во всех повседневных делах.

Ни одно мусульманское имя не дается просто так. Здесь учитываются и религиозные традиции, и значение имени, и его звучание. Среди этих имен можно обнаружить имена с персидскими, тюркскими, арабскими, татарскими корнями. В общем-то, мусульманским является любое имя, которое не противоречит исламским законам. Мужские имена в основном выбираются из имен-эпитетов Аллаха и имен его пророков. Девочек называют именами, которые упоминаются в Коране или обладают красивым, нежным значением.

- Знаете ли вы, ребята, в честь кого назвали именно вас? Может нам помогут родители?

«Волшебный цветок» с именами детей; стихотворение «Выбор имени»; презентация, компьютер, экран, проектор

6-9

5.

Имя разных народов в музыке. Именины.

5 мин.

- В нашем классе учатся дети разных национальностей, у каждого народа есть своя музыкальная культура. Не обошла она и имена. Давайте прослушаем несколько произведений из русской, татарской и башкирской культур. Какие имена вы услышите? Будет ли среди них ваше имя?

- Как вы ни происходил выбор имени в любой культуре, знайте, что вы наречены именем святого. Издавна живёт вера в то, что святой – твой покровитель и заступник на всю жизнь. Дома постарайтесь узнать о своём святом как можно больше, родители вам в этом обязательно помогут. А главное – вы должны знать день его памяти, потому что это день ваших именин. Меня зовут Яна, но Бог меня знает как Татиану, это моё церковное имя. День её почитания – 25 января, это день моих именин, а день моего рождения – 31 августа. Постарайтесь такую информацию узнать и про себя.

медиатека – папка «Имя»

компьютер, колонка; презентация, экран, проектор

10

6.

Итог занятия. Ресурсный круг «Имя и доброе качество». Рефлексия.

5 минут

- Давайте мы закончим наше занятие ресурсным кругом «Имя и доброе качество». Передавая этот звонкий колокольчик, вы будете называть своё имя и доброе качество, которое вас характеризует. Каждый в круге повторит ваше имя и ваше доброе качество.

колокольчик

7.

Домашнее задание.

1 мин.

Узнать день почитания своего святого (день своих именин); по возможности найти музыкальное произведение, в котором звучит ваше Имя.

проектор, экран, компьютер, презентация.

11

Тема занятия: «Семья» (2 занятия).

Цель занятия: создание условий для развития понятия о том, что семья – это мир самых близких людей.

Задачи:

- способствовать осознанию роли семьи в жизни человека;

        - продолжить наполнение таких социокультурных категорий, как «любовь», «семья», «забота», «согласие», «почитание родителей», «благословение», «почитание культур»;

        - закреплять умение решать проблемные ситуации;

        - развивать коммуникативные навыки общения;

- развивать умение слышать и воспринимать красоту поэтического слова и музыкальных произведений народов России;

- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;

-развивать навыки связной монологической и выразительной речи;

- способствовать развитию процесса духовного созидания учащихся, педагога и родителей;

        - воспитывать чувство сопричастности к жизни своей семьи, гордости за неё.

Тип занятия: формирование и закрепление новых знаний.

Планируемые результаты формирования характеристик выпускника начальной школы (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования):

- любит и почитает свою семью, свою Родину;

- отстаивает свою индивидуально-личностную позицию;

- имеет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

- развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирует установки на наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям;

- умеет планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

- осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- активно использует речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

- использует различные способы поиска для сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готов слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- овладевает начальными сведениями о явлениях действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Форма проведения занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

- словесный, наглядный, эмоциональный, познавательный, социальный, проблемно-поисковый, эвристический (метод открытий);

- логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность,  разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия,  ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, междисциплинарного обучения, сотрудничества, здоровьесберегающая (частично).

Предварительная работа: организовать выставку семейных фотографий; приготовить колосок пшеницы, тыквенное семечко.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: медиатека, папка «Семья»; презентации; пословицы о семье;  семейные фото; иконы.

Раздаточный:

- для учащихся: учебное пособие, карточки с пословицами; листы для рисования, цветные карандаши; земля и контейнер для посадки; перчатки; лейка с водой; тыквенные семечки.

Класс: 2.

Количество участников: 16.

Время реализации: 30 минут.

Место реализации: учебный класс.

Занятие №1

№ п/п

Этап

Содержание

Оборудование и

музсопровождение

Слайд

1.

Психологического настроя,

2 мин.

Педагог с учениками садятся в круг.

- Удивительное чувство радости и тепла возникает у меня, ребята, когда я вижу ваши глазки… Куда же сегодня приведёт нас с вами истоковская дорога?  Давайте посмотрим на слайд презентации. Прочитай нам, Сонечка, это стихотворение.

- Где мы с вами сейчас оказались?

- Как можно назвать одним словом вас и ваших родных, живущих вместе? (Семья).

- Кто сегодня утром сказал вам ласковое слово? А кому вы сказали?

- Вы улыбаетесь, глазки ваши светятся радостью. Вы представили родных, услышали родные голоса, почувствовали радость от общения с ними.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

1-3

2.

Беседа о семье.

7 мин.

- Вы сегодня принесли свои семейные фотографии. Кто хочет рассказать нам о своей семье?

выставка семейных фотографий

3.

Практическая групповая работа.

7 мин.

- Семья существует тогда, когда папа и мама понимают друг друга, доверяют друг другу, заботятся о своих детях и престарелых родителях. Дети тоже помогают родителям в семейных делах. Между членами семьи есть согласие.

- Сейчас каждая группа сопоставит текст в учебном пособии на стр. 9-11 с иллюстрациями и ответит на вопросы: о чём напоминает слово «семья»? Какие загадки и поучительные открытия есть в слове «семья»? Есть ли в вашей семье увлечения и любимые занятия? [2]

учебные пособия, листы для работы

4.

Индивидуальная творческая работа.

6 мин.

- Посмотрите, в руках у Светиной мамы колосок пшеницы. Как вы думаете, какое отношение он имеет к теме нашего занятия? (Предположения детей).

- А теперь послушайте, что расскажет об этом колоске Светина мама Анастасия Фёдоровна.

- Посмотрите, как похож колосок на дружную семью человека! Как едины в нём зёрнышки! Как красив колосок от этого! Маленькое семя, зёрнышко, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Его нужно с любовью взращивать, чтобы получились новые колоски.

- Нарисуйте, как из маленького семени, посаженного в землю, появляется крепкий росток, а на нём расцветают первые цветочки. Сколько цветочков – столько сынков и дочек.

Пока вы работаете, послушайте, какую песню о семье написал российский поэт и композитор Александр Ермолов. Она называется «Семья».

колосок пшеницы, презентация, проектор, экран, компьютер, экран; листы для рисования, цветные карандаши; медиатека, папка «Семья»

4

5.

Беседа о родительском благословении и почитании.

Активное занятие – работа в паре.

- Как же создаётся семья? Молодые должны получить родительское благословение. Благословить – это получить от родителей добрые слова согласия на создание новой молодой семьи. У каждого народа России существуют свои традиции благословления.

- В православии во время благословления родители крестят молодых: жениха – иконой Христа Спасителя, невесту – иконой Богородицы. Традиционно в России для этих целей выбирают икону для жениха Христа Спас Вседержитель, для невесты – Казанскую, Владимирскую, Тихвинскую Умиление. Давая молодым напутствие, родители могут прочитать специальную молитву, а могут помолиться своими словами – главное, чтобы молитва шла от чистого сердца.

- В мусульманских странах благословение родителей должно проходить обязательно в присутствии двух свидетелей.

- И вот состоялась молодая семья, много лет просуществовала, много деток на свет появилось, аж семь дочерей. Послушайте, какая дальше с ними приключилась история.

- «Было у матери семь дочерей. Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как дочери говорят: «Я соскучилась», «Я ждала», «Я плакала», «Мне трудно без тебя», «Ты мне снилась», «Я встречала тебя». А последняя дочь ничего не сказала, хотя ей хотелось сказать очень много. Она помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.[5]

- Как вы думаете, как нужно доказывать родителям свою любовь? (Своими поступками).

- Давайте послушаем песню «Ты не бойся, мама». Какие чувства она у вас вызовет?  (Беседа после прослушивания).

- Работа в паре «Подберите пословицы к сегодняшнему разговору» (работа с карточками).

презентация, проектор, экран, компьютер, экран; карточки для парной работы с пословицами; медиатека, папка «Семья»; иконы

5-6

6.

Итог занятия.

Ресурсный круг.

Домашнее задание.

- Зачитайте пословицы, подходящие к нашему сегодняшнему разговору.

- Сейчас каждый по очереди возьмёт в руки наш колосок и продолжит фразу «В семье на меня надеются, потому что…»

- Домашнее задание: принести тыквенное семечко; узнать у родителей, что значит «Дорожить доброй молвой о семье».

колосок; презентация; карточка с поговоркой

7

Занятие №2

№ п/п

Этап

Содержание

Оборудование и

музсопровождение

Слайд

1.

Присоединение к теме.

0, 5 мин.

- Ребята, сегодня мы опять отправимся с вами в светлый и святой мир вашей семьи. Послушайте это замечательное стихотворение Валентина Берестова (слайд).

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

1-2

2.

Беседа с элементами практической индивидуальной деятельности.

7, 5 мин.

- Какие слова тронули ваше сердце?

Почему две последние строчки выделены красным цветом?

- Все члены твоей семьи, особенно, мама, постоянно думают о тебе, если ты не рядом: молятся о твоём здоровье, счастье, успехе… Лад, ладушки, ладошки, ладить – посмотрите, сколько прекрасных слов и все они – добрые признаки семьи.

- Возьмите чистый лист бумаги, карандаши, обведите свою ладошку и напишите на ней имена родных, которые любят вас, и которых любите вы.

- Расскажите, за что вас любят? За что вы любите? За что люди уважают вашу семью? Кто поинтересовался у родителей, что значит «Дорожить доброй молвой о семье»

листы бумаги, карандаши

3

3.

Групповая практическая работа.

5 мин.

- Отношения в семье бывают разные. Не секрет, что мы иногда огорчаем своих родных. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Каким должен быть каждый член семьи, чтобы молва о всей семье была доброй?

- Каждая группе выберет ценные для каждого человека качества, они записаны на карточках, на чистых карточках можете добавить свои слова. Давайте устроим соревнование, какая группа наберёт больше ценных человеческих качеств. (Работа проводится под песню «Моя семья»).

- А теперь после нашего обсуждения посмотрите на каждую карточку и спросите себя «А я такой?» Кто захочет сказать о себе несколько слов?

- Молодцы, это очень важно – уметь разговаривать со своей совестью. Это обязательно оможет вам в жизни, чтобы быть нужным семье, ближним своим, беречь своё и чужое доброе имя.

карточки для групповой работы; медиатека, папка «Семья»

4.

Беседа о почитании матерей с музыкальным сопровождением.

8 мин.

- Послушайте стихотворение замечательного туркменского поэта Расула Гамзатова «Мамина колыбельная, как она мне запомнилась». [5 ]

- Расскажите, каким мама хочет видеть своего сына? Предполагает ли она, что жизнь её сына будет непростой?

- Всю жизнь мамы молятся за вас, начиная с рождения поют вам колыбельные песни, убаюкивая вас, отгоняя от вас злых духов, призывая к вам здоровье и удачу. И на каком языке бы не звучала мамина колыбельная, она всегда будет самой нежной, ласковой и доброй песней на земле. Давайте прослушаем несколько колыбельных песен народов России. Можете положить руки на парту, опустить на них головку, закрыть глазки и отдохнуть…

медиатека, папка «Семья»; учебник «Истоковедение»;

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

4

5.

Работа в четвёрках с учебным пособием.

5 мин.

- Сейчас каждая четвёрка в тексте учебного пособия на стр. 10 найдёт ответ на следующие вопросы: [2]

- Какую очень мудрую заповедь предлагает помнить автор?

- Что значит почитать родителей?

Учебное пособие по «Истоковедению»

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

5-6

6.

Ресурсный круг

«За что я благодарен своим родителям».

Итог занятия.

4 мин.

- У меня есть это маленькое тыквенное семечко, но в нём собраны добрые и сердечные качества, которые ценили наши предки. Ценим мы их и сейчас, и надеемся, что эти качества сохранятся и в будущем. Передавая друг другу эту семечку, скажите, за что вы благодарны своим родителям.

- Я знаю, что многие из вас тоже принесли сегодня своё тыквенное семечко. Если у кого-то не получилось это сделать, мы обязательно поделимся с вами. Давайте посадим наши семечки в землю, понаблюдаем за их ростом, будем ухаживать за ними, как за родными. Посмотрите на слайд, какие замечательные слова!

«Я за всё расплачусь – посажу семена,

И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена –

В том, как люди меня помянут!»  [5]

- Дома узнайте у родных, о ком в вашем роду идёт добрая молва. По возможности принесите фотографию этого человека.

тыквенные семечки; земля для посадки; перчатки, лопатки, лейка с водой;

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

7-8

Тема занятия: «Дом» (2 занятия)

Цель занятия: создание условий для развития способности дорожить своим домом, родным очагом, гордиться  своими предками, хранить память о них, передавать свои впечатления и чувства при помощи музыки и художественного слова.

Задачи:

- способствовать осознанию того, что означает дом для человека, почему нужно его беречь и охранять;

        - продолжить наполнение  социокультурных категорий «дом», «территория семьи», «мир вещей», «домашний порядок», «ритмы домашней жизни», «праздники и будни», «семейные реликвии и святыни»;

        - развивать навыки работы в микрогруппе, коммуникативные навыки общения;

- развивать умение слышать и воспринимать красоту поэтического слова и музыкальных произведений народов России;

- развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;

-развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями, аргументировать свою мысль;

- способствовать развитию процесса духовного созидания учащихся, педагога и родителей;

        - воспитывать чувство сопричастности к жизни окружающего мира.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Планируемые результаты формирования характеристик выпускника начальной школы (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования):

- любит и почитает свою семью, свой дом, свою Родину;

- отстаивает свою индивидуально-личностную позицию;

- имеет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
        - владеет
 эстетическими потребностями, ценностями и чувствами;

- развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирует установки на бережное отношение к духовным ценностям;

- осваивает способы решения проблем поискового и творческого характера;

- умеет планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

- осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- активно использует речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных, познавательных задач;

- использует различные способы поиска для сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готов слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- овладевает начальными сведениями о явлениях действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Форма проведения занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:

- словесный, наглядный, эмоциональный, познавательный, социальный, проблемно-поисковый, эвристический (метод открытий);

- логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность,  разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия,  ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, междисциплинарного обучения, сотрудничества.

Предварительная работа: подготовить выставку семейных реликвий, предметов старины, угощение для праздничного семейного чаепития, приглашения для родителей.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: медиатека; презентация; выставка семейных реликвий; празднично накрытый для чаепития стол; подкова.

Раздаточный: для учащихся: учебные пособия, рабочие тетради, карандаши.

Класс: 2.

Количество участников: 16.

Время реализации: 30 минут.

Место реализации: учебный класс.

Занятие №1

№ п/п

Этап

Содержание

Оборудование и

музсопровождение

Слайд

1.

Присоединение к теме занятия.

3 мин.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Давайте подарим друг другу улыбку и отправимся в путь-дорогу.

- Послушайте, с какого замечательно весёлого стихотворения я хочу начать нашу сегодняшнюю встречу. [ 5 ]

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

- Каким вам показался дом в этом стихотворении? О чём он вам рассказал?

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

1-2

2.

 Работа с учебным пособием в микрогруппах.

Ресурсный круг «Дом».

15 мин.

- Давайте послушаем вместе с вами песню, которая называется «Родительский дом». Представьте, что речь идёт именно о вашем доме. Какие чувства вызовет у вас эта песня?

- Как вы понимаете утверждение «родительский дом – начало начал»?

- Давайте сравним ваши определения с текстом учебника – поработаем в микрогруппах на с. 17  учебного пособия. [2]

- Расскажите об отношение к своему дому. Начните своё высказывание так, как оно начинается на слайде.

- Ребята, а мне иногда кажется, что мой дом живой. А вам? Вспомните утро, дом наполняется звуками, торопливой суетой. И за всей этой сценой как бы наблюдает наш дом. Мы уходим из дома по своим делам, всё затихает. А дом терпеливо ждёт нашего возвращения. Вечером он собирает нас вновь, облегчённо вздыхая, слушает нашу неторопливую беседу. Каждый уголок окрашивается тёплыи светом. В доме уютно и спокойно.

- Вот о таком спокойном уютном доме и поют все народности нашей России, да и всего мира. Мы слушали с вами песню на русском языке. А теперь давайте послушаем хантыйскую и монгольскую песню о доме.

медиатека, папка «Дом»; учебное пособие;

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

3-5

3.

Беседа с домом. Работа с художественным словом.

8 мин.

- Представьте, что вы беседует с вашим домом. Как бы вы ответили на его вопросы? Прочтите их на слайде.

- Есть очень забавная русская шутка «Нехотелка», я хочу, чтобы вы её обязательно послушали. Вдруг кто-нибудь узнает в ней себя? Тогда вы смелый человек, если самому себе сможете в этом признаться. Но я надеюсь, что это не про вас. (Чтение педагогом произведения). [5 ]

- Так чему учит нас дом?

- А сейчас каждая группа попробует объяснить смысл народных пословиц, записанных на доске. Вы можете немного посовещаться.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

6-8

4.

Итог урока.

Домашнее задание.

2 мин.

- К следующему уроку мы изготовим на уроке технологии красивые приглашения для родителей на следующее занятие.

- Поинтересуйтесь у них, что значит «Дорожить домом»?

- По разрешению родителей принесите из дома какую-нибудь семейную реликвию, вы устроим интересную выставку. Остальное будет для вас сюрпризом.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

9

Занятие №2

№ п/п

Этап

Содержание

Оборудование и

музсопровождение

Слайд

1.

Присоединение к теме занятия.

3 мин.

- Иду я вверх по лестнице, иду к себе домой. Дом встречает нас. А вот и ключ-кроссворд от дома. Если вы его разгадаете, узнаете слово-понятие, без которого не может жить любой дом. Посмотрите на картинки на слайде, определите, что это за предметы, возьмите нужную букву из этого слова и разгадайте кроссворд. Можно работать в паре.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

1-2

2.

Беседа с элементами практической деятельности.

7 мин.

- Да, ребята, вы верно отгадали слово «уклад». Как вы понимаете, что такое «уклад»? А теперь давайте посмотрим, как это понятие объясняет в своём словаре С.И. Ожегов.

- Зачем нужен дому порядок и уклад?

- А теперь прочитайте текст в учебном пособии на с. 17-18 и рассмотрите иллюстрации. Чем уклад жизни этого дома похож на уклад жизни вашего дома? [2]

- Посмотрите на слайд. Вам знакомо это правило? Как вы его понимаете? Подтвердите это словами текста учебного пособия.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация; учебное пособие

3-4

3.

Работа с выставкой семейных реликвий. Работа в тетрадях.

17 мин.

- Сегодня наше занятие проходит в замечательной тёплой обстановке, мы с вами как-будто дома, нас сегодня окружают дорогие вам и вашим родителям вещи – семейные реликвии. А кто из вас сможет пояснить, что такое «реликвия»? Да, это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с событиями прошлого. Расскажите о ваших семейных реликвиях, а ваши родители вам помогут.

- Очень трогательно, что Илья смог принести очень ценную вещь – ордена своего прадедушки. Давайте послушаем песню М. Исаковского, она называется «Куда б ни шёл, ни ехал ты». Вслушайтесь в слова, проникнитесь ими.

- А теперь проведём парную работу «Родственные вещи» в рабочих тетрадях на с. 13. Можете пригласить поучаствовать родителей. [1]

выставка семейных реликвий; медиатека, папка «Дом»;

рабочие тетради;

проектор,

компьютер,

экран,

презентация;

5

4.

Ресурсный круг «Что я сделал для того, чтобы в моём доме было тепло и уютно».

3 мин.

Праздничное чаепитие за рамками занятия.

- Передавая друг другу эту подковку, скажите, а что вы сделали для того, чтобы ваш дом был тёплым и уютным?

- Посмотрите на слайд. О чём шутливо говорили наши предки?

- Есть ли у вас любимые домашние праздники?  Каким становится ваш дом в праздники? В праздники дом становится нарядным, шумным, весёлым. Приходят гости. Стол накрывается белой скатертью. Ставится красивая посуда, пышущий жаром самовар. Вкусно пахнет пирогами, прямо как у нас сегодня в классе! Проходите, гости дорогие, садитесь, пожалуйста, за праздничный стол, угощайтесь! Во время чаепития звучат плясовые мелодии разных народов.

проектор,

компьютер,

экран,

презентация;

праздничные угощения; медиатека папка «Дом».

6-7

Список использованной литературы.

1. О.А. Бандяк, Н.В. Котельникова,  Истоки, рабочая тетрадь для 2 класс общеобразовательных учебных заведений (в 2 частях). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

2. А.В. Камкин, учебник «Истоки», 2 класс. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013.

3. И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова «Истоковедение». Том 5. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

4. И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова «Истоковедение». Том 6. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013.

5. И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова «Истоковедение». Том 8. – М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

Интернет-ресурсы для создания медиатеки

1. http://freemuzichka.com/;

2. http://iplayer.fm/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия. "Толерантность" в 4 классе

Цель – введение понятия «толерантность»,  определение, зачем это качество  нам необходимо в жизни.Задачи:1) Осознание учащимися для чего нужна им толерантность, и зачем данное качество...

Методическая разработка занятия-игры для 1 класса «Моя любимая игрушка»

Дать возможность учащимся вспомнить о своей любимой игрушке, показать значение игрушки в жизни, взрослого и ребёнка, а также  воспитывать умение общаться, быть искренним и честным....

Методическая разработка занятия для детей начальных классов "Планета Земля. Суша и вода"

На занятии дается представление о том, что большую часть поверхности Земли занимает вода, а суша представлена материками; где находятся полюса и что такое экватор. В конце занятия дети приходят к пони...

Методическая разработка занятия в ГПД 4 класса Лобачевой Лилианы Михайловны. Тема занятия: Такие разные птицы.

Цель занятия: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделит на группы.Задачи:Образовательная:  расширить знани...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

Методическая разработка занятия для учащихся 2 класса по теме : «Загадочное путешествие по Стране «Арифметики» («Обобщение изученного по теме «Что узнали. Чему научились»).

Аннотация       Проведение открытого урока в форме путешествия способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявления у них инициативы, помогает формировать ...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки....