«Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда» методическая разработка праздника.
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Историческая роль битвы под Сталинградом, исторические события в истории страны, закрепление знания полученные о Сталинградской битве;
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить усвоения материала, способствовать развитию у учащихся внимания, гордости, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sssss_stalingradskaya_bitva._khod_uroka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №1» г. Николаевск
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
«Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»
методическая разработка праздника.
Составила и провела
учитель начальных классов
Пастухова Светлана Анатольевна
2006 год
Тема: «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»
Цель: раскрыть нравственные истоки подвига защитников Сталинграда.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения материала по теме «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда», осознание исторической роли битвы под Сталинградом, исторических событий в истории страны, закрепить знания полученные о Сталинградской битве;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить усвоения материала, способствовать развитию у учащихся внимания, гордости, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию патриотизма на примере подвига героев Сталинградской битвы.
формированию интереса к историческим событиям, любви к своему городу, гордости за своих земляков, свой народ.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «нравственные истоки подвига», «героизм», уметь сопереживать, передавать пережитые эмоции в воспроизводимых произведениях.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель с помощью учителя, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию.
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать синхронно.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество. (КУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с добытым материалом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная работа.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация.
Ход мероприятия
Ученик читает стихотворение: «Моя Родина - Великая Россия», на фоне лирической музыки.
Россия – Родина святая... Люблю тебя я всей душой Россия - ты обитель рая Горжусь Великою страной | От Запада до Поднебесной С сияньем северных ночей Природа красоты чудесной Земля родная, нет милей. |
Звучит первый куплет песни в исполнении Марка Бернеса.
«С чего начинается Родина»
Учитель:
Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух, которым дышим, за траву, по которой ходим, за шум лесов, за дождик, за снега.
Родина добрая, наших долгов не считает. Но случается и напомнит нам о них. Это значит: Родина в опасности и долг вернуть ей надо мужеством и отвагой. Она и тут не напомнила бы. Да хочет, чтобы ее богатства остались нам, не достались врагу.
Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Которые остановили натиск отборных дивизий Гитлера.
Звучит фонограмма «Священная война»
Учитель: Сегодня 2 февраля мы все празднуем разгром немцев у стен Сталинграда, в ходе которого была полностью окружена 330 – тысячная фашистская армия, мы, отдавая дань глубочайшего признания героическому подвигу защитников Сталинграда, перелистаем с вами страницы истории и ответим на главный вопрос:
- Что помогло защитникам Сталинграда в невероятно тяжелых условиях не только устоять, но и нанести сокрушительное поражение фашистскому агрессору, под игом которого стонали народы Европы?
Ученик: Трудно наверное найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в великой битве второй мировой войны, решалась судьба нашего государства.
Ученик: у слайда с картой «Сталинградская битва» 1 слайд.
В 1941 году в битве под Москвой наносится сокрушительный удар по планам врага на молниеносную войну.
Но летом 1942 года фашисты, собрав еще более крупные силы, начинают новое наступление на юге. Гитлеровское командование бросает в бой свои лучшие войска с далеко идущей целью: захватить богатейшие с/х районы страны, достигнуть Волги, открыть путь на Кавказ к нефти Грозного и Баку. 17 июля 1942 года на реках Чир и Цимла, протоках Дона, встретились передовые отряды нашей 62 – й армии с перешедшим в наступлением врагом. Началась Сталинградская битва.
Ученик: у слайда с картой «Сталинградская битва», читает стихи 1 слайд.
Пора! Уже в донских станицах
Враги пытают нашу честь,
Ведь порох есть в пороховницах
И ярость есть, и сила есть!
Пора! Бестрепетно и смело
Пойдем вперед сквозь кровь и дым
И наше святое дело
На поруганье не дадим!
А Сурков
Ученик: у слайда с картой «Сталинградская битва» 2 слайд
Гитлеровское командование рассчитывало с ходу выйти к Волге силами одной, наиболее укомплектованной 61 полевой Армии Паулюса. Но уже первые бои в большой излучине Дона заставили врага повернуть с Кавказа на Сталинградское направление. Мужество и стойкость советских солдат сорвали планы фашистов. Они перешли к обороне. Разбить мощную группировку врага в районе Сталинграда должны были войска трех фронтов – Юго – Западного (ком. ген. Н. Ф. Ватутин), Донского (ком. ген. К. К. Рокоссовский) и Сталинградского (ком. ген. А. И. Еременко).
Ученик: у слайда с картой «Сталинградская битва» 3 слайд
Утром 19 сентября 1942 года в донской степи, окутанной туманом, загрохотали тысячи пушек. Это начали артподготовку войска – Юго – Западного и Донского фронтов. Мощный огненный обстрел причинил врагу тяжелые потери, нарушил его оборону. Через полтора часа перешли в атаку пехота и танки. Они прорвали оборону противника и устремились на юго – запад, в направлении на город Калач. На другое день южнее Сталинграда перешел в наступление Сталинградский фронт. 23 ноября войска Юго – Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калача, в хуторе Советский.
Там были окружены 22 дивизии общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров
Дети читают стихи: «Я помню бой в степи, под Сталинградом»
Я помню бой в степи, под Сталинградом. Не сделать шагу, чтоб не упасть. Но кто-то полз туда | … Расстались мы с сержантом в сорок пятом, Сергей Викулов |
Ученик:
«Люди вросли в камень, слились с городом в одно целое, и камни города стали живыми», - писал Евгений Кригер.
«Будем же сражаться так, чтобы жены нас не высмеяли, матери не прокляли, дети нас не стыдились...» - писал Борис Горбатов.
Учитель: (портрет Каплунова) слайд 4
В Сталинграде шли бои за каждую улицу за каждый дом. Шли бои на земле и в воздухе. Каждую минуту совершался подвиг, и таких подвигов было множество. О них слагались легенды, песни. Бойцы равнялись на героев, повторяли их подвиги. Один из таких героев Илья каплунов - стрелок бронебойщик. 21 декабря 1942 года, 9 пушек, 18 пулеметов били по высоте которую оборонял красноармеец. Все товарищи пали в бою, но остались верными приказу Родины: «НИ ШАГУ НАЗАД!». Каплунов поражал фашистов из снайперской высотки, за тем перебежал в окоп убитого товарища и приготовился к танковой атаке. На него шли танки. Он слышал рев моторов, чувствовал, как содрогается земля. Уничтожив 5 танков, подбил еще 3 и получил второе ранение. Сил небыло, Илья бросился на танк, прижимая к себе гранату. Своим подвигом, Илья Каплунов встал в шеренгу героев земли русской.
Ученик: «Как крепка ты земля Волгограда»
Как крепка ты, земля Волгограда,
И на ощупь еще горяча!
В ржавой глине осколки снаряда,
Рваный камень, куски кирпича...
Искореженный остров железный,
Обгоревший осколок крыла...
В эту вязкую землю как в бездну,
Черной свастикой мощь пролегла.
Только вьюгой волчица завыла,
Стала снегом ее укрывать!....
Все укрыла и похоронила,
Чтоб вовек из земли ей не встать.
Изумленному миру в награду
Схоронила ты, тыщи смертей!...
Как крепка ты, земля Волгограда,
Не бывает таких крепостей.
М. Дорошин
В исполнении учеников звучит песня о защитниках Родины.
Ученик: (портрет Я.Ф. Павлова) слайд 5
В городе Волгограде много исторических памятников, один из них Дом Павлова.
Дом Павлова – это дом солдатской славы. В сентябре 1942 года группа советских разведчиков захватила в самом центре города четырехэтажное здание и там закрепилась. Четыре советских бойца во главе с сержантом Яковом Павловым заминировали подходы к дому, поставили проволочные заграждения, вырыли траншею до подвала мельницы, оборудовали пулеметные гнезда. Так этот дом превратился в бастион, который парализовал действия врага. Гитлеровцы решили уничтожить дом, но их планы были сорваны. Якову Федоровичу Павлову присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученики по 2 куплета читают отрывок из стихотворения: «Всегда в сердце»
«За каждый дом!» Но небыло домов – Обугленные, страшные осколки. «За каждый метр!» Но к Волге от холмов С тягучим воем наползали танки. И оставались метры до воды. И Волга холодела от беды.... | «За каждый дом!» И шквалами свинца Врага встречали черных стен провалы. «За каждый метр!» До капли... До конца.... И танкам их броня не помогала. Полз по воде горящей нефти смрад, И каждый камень звали Сталинград! Нинель Мордовина |
Учитель:
- что вело войнов на подвиг?
- что рождало их массовый героизм? Жажда славы? Нет. Они свято исполняли свой воинский долг... Ибо каждый понимал, за что воюет.
А воевали они за счастье жить в мирной стране, ведь каждый из них отвечал за судьбу отечества, и хотел, чтобы судьба эта была светлой, счастливой.
Так сражались и погибали верные сыны Родины.
Учитель: фотографии ветеранов ВОВ. слайд 6
Боевое ядро фронта составляли коммунисты и комсомольцы. Быть впереди всех, сражаться лучше всех - вот единственная привилегия, которую они имели в рядах бойцов. В войсках Сталинградского, Юго – Западного и Донского фронтов. Защитники Сталинграда достойно выполняли свой долг перед Родиной, не упустив ни одной возможности для укрепления города. Шесть с половиной месяцев длилась битва за Сталинград. У гитлеровцев были все преимущества. У нас же – узкий край Волги на правам берегу.
Дети поют песню о защитниках Родины.
Ученик: фотографии Мамаева Кургана во время сражения и после ВОВ. Слайд 7
Самые ожесточенные бои шли на главной высоте города, Мамаевом кургане – его высота 102 м Фашиские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Здесь в течении 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь... Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.
Ученик читает стихотворение «Мамаев курган»
Мамаев курган под тобой Сталинград
И Волга – подарок природы,
Здесь мыслями я улетаю назад.
В кровавые страшные годы...
Здесь чувства парят, как орел над землей
Здесь память встает, как живая
И думаю я, о той битве былой,
Все мелкое прочь забывая.
Здесь Родина - Мать поднимает свой меч.
Какой же я малый пред нею!
Хочу свои чувства словами облечь,
Но только сказать не умею.
- Голос Левитана, сообщает о разгроме немецких войск под Сталинградом.
Учитель: После победы в Сталинградской битве, наступает коренной перелом в ВОВ. За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя. После войны Сталинград был переименован в Волгоград.
8 мая 1965 года г. Волгограду присвоено звание «Город-герой»
Героев наградили орденами, медалями. В их честь назвали улицы и дома, площади и корабли....
- Нужно ли это мертвым?
- Нет.
- Это нужно живым.
- Для чего?
Чтобы не забыли подвиг Сталинграда. Города на Волге.
Ученик читает отрывок из стихотворения «Всегда в сердце»
Шагают в школу внуки тех солдат,
Чье мужество не знало измерений.
И вечной славой будет Сталинград!
Звучать в сердцах грядущих поколений.
....Мне память шепчет пересохшим ртом:
- Вот здесь...
За каждый метр....
За каждый дом....
Нинель Мордовина
Звучит фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойца...............»
Дети вручают цветы ветеранам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника " День матери"
Цели: развитие творческих и актерских способностей детей; воспитание любви и чувства благодарности к маме. Первый ученик: Нынче праздник, праздник, Праздник наших милых мам! Второй ученик: Этот пра...
Методическая разработка праздника "Новый год шагает по планете"
Презентация подготовлена таким образом, что можно провести новогодний праздник познавательно и весело....
Методическая разработка праздника "Вперёд, богатыри!"
Конспект+ презентация совместного с родителями театрализованного физкультурно-оздоровительного праздника.В спортивных эстафетах участвуют команды-дружины, которые возглавляют богатыри-папы. Роли...
методическая разработка праздника. «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»
Раскрытие нравственных истоков подвига защитников Сталинграда. "Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух, которым дышим, за траву, по которой ходим, за шум лесов, за дождик, за...
Праздник первой отметки (методическая разработка праздника)
Мероприятие проводится в конце первой четверти во 2 классе....
Методическая разработка праздника ко Дню Защитника Отечества
В данной методической разработке представлен сценарий праздника, проводимого в начальной школе....
Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...