Урок кубановедения "Разнообразие животного мира Краснодарского края"
методическая разработка (3 класс) по теме
Урок кубановедения включает знакомство с животным миром Кубани.Предлагаются кроссворды, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок кубановедения для 3 класса. | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения
3 класс.
«Разнообразие животного мира Краснодарского края»
Автор разработки:
Бабенко Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№30
ст-цы Октябрьской
Крыловского района
Краснодарского края
КУБАНОВЕДЕНИЕ. 3 КЛАСС
Тема: Разнообразие животного мира Краснодарского края. (Урок 2.)
Цели урока:
- расширить представление учащихся о многообразии животного мира Кубани, об исчезающих видах, о роли животных в жизни людей и географии края;
- развивать память, мышление, воображение;
-воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру родного края.
Оборудование: доклады учащихся, таблички с кроссвордами, карточки с заданиями, Красная книга, фотографии диких животных, декорации к песне (плетень, домашние животные), карта Краснодарского края.
Ход урока.
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Деревья, птицы, звери и моря;
Родимый край мой, край судьбы счастливой,
Земля отцов - моя земля.
- Проверка домашнего задания.
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Какие бывают грибы?
- Назовите правила сбора грибов.
- Рассказы о грибах (2 чел.).
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие в животный мир Кубани, вспомним исчезающих животных. Поговорим о значении наших братьев меньших в жизни людей.
- Закрепление изученного.
1. Самостоятельное разгадывание кроссвордов.
1 команда (ДИКИЕ) 2 команда (ДОМАШНИЕ)
- Ребята, предлагаю вам вспомнить тех животных, с которыми уже знакомы.
Разгадывание кроссворда:
1) | 1 в | о | л | к | ||
2 с | у | р | о | к | ||
3 л | и | с | и | ц | а | |
4 р | ы | с | ь |
1.На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(Волк.)
2.Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До зимы в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? ...(Сурок.)
3.Какой зверь опасный
В шубе прекрасной
На двор проникает
Кур там хватает?(Лисица.)
4.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки,
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.(Рысь.)
Ключевое слово:
Кто гуляет по траве
С вешалкой на голове? (Лось.)
2) | 1 к | о | з | а | |||
2 о | в | ц | а | ||||
3 к | у | р | и | ц | а | ||
4 о | с | ё | л | ||||
5 с | в | и | н | ь | я | ||
6 к | о | ш | к | а |
1.В сказке в лес она ходила,
После волка победила.
Деткам жизнь своим спасла,
Молочка им принесла.(Коза.)
2.Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)
3.Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.(Курица.)
4.Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь –
Упрямец ужасный.(Осёл.)
5.Ходит бочка, хвост крючком,
Роет землю пятачком.(Свинья.)
6.Мышка в подполе шуршит,
Кто у норки сторожит? (Кошка.)
Ключевое слово:
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.(Корова.)
Проверка задания. Вывод: дикие - это... .
домашние-это... .
- Инсценировка кубанской народной песни «Як служив я в пана».
- Какую роль играют домашние животные в жизни человека? (дают пищу, одежду, служат)
>
- Ребята, наш край славится не только богатейшими чернозёмами, на которых выращивают урожаи зерновых, овощных и плодовых культур, но и животноводст Например, в Тимашевском районе самый крупный свинооткормочный завод. А в Северском и Горячеключевском районах прекрасные условия для выращивания коз. В предгорных районах и Отрадненском, Лабинском, Новокубанском занимаются овцеводством. Вот птицу выращивают в Славянском, Каневском и Приморско-Ахтарском районах. Очень много мест, где занимаются пчеловодством.
- Внашем районе тоже есть такие предприятия. В станице Крыловской действует птицефабрика «Дуэт», которая выводит новые породы уток, кур, гусей.
- Ребята, назовите продукты, которые получают предприятия с этих заводов и хозяйств.
(мясо, шерсть, мед, яйца, кожу, овчину).
- Давайте запишем в словарик новые слова (свиноводство, овцеводство, пчеловодство, животноводство).
- Игра «Кто эти звери и птицы?».
Кишка - кошка Пивень - петух
Кочет - петух Гэля - теленок
Качка - утка Псына - собака
- Так называли животных на кубанском наречии.
- Рассказы учащихся о диких животных Кубани с показом фотографий и картинок.
Учитель. Вдавние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы; и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, огромного южного слона, а в горных пещерах устраивали свои жилища саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые страны.
Ученик 1. Вы, наверное, знаете и самых распространенных животных - это заяц, лиса, волк и медведь. У нас тепло, и звери часто меняют свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма.
Ученик 2. А заяц не меняет свою шубку - зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь виден па земле. И что? А ничего - в момент слопают! Заяц относится к грызунам.
Ученик 3. А вот волк и лиса - это хищники. Вы знаете, что хищниками называют животных, которые питаются другими животными. Очень много лисиц и в нашем районе, а вот волки встречаются реже.
Ученик 4. В предгорье и горах, и в нашей местности живут дикие кабаны. В старину их называли вепрями. У них большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые служат оружием. Кабаны - всеядные. Но не попадайся на их пути!
Ученик 5. К хищникам относятся и дикие кошки. Самые крупные из них барс и рысь. Рысь, как и барс, всегда охотится из засады. Она подолгу живёт на одном месте и не любит менять своих привычек. Рысь очень кровожадная, любит кровь внутренностей. Обычно она разгрызает брюхо жертвы и выедает печень.
Ученик 6. Пожалуй, самое красивое животное - это красавец олень. Главное его украшение - конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Спасаясь от врагов, они могут пробегать огромные расстояния и стараются попасть в реку с быстрым течением. Там олени останавливаются, пытаясь удержаться за дно своими сильными ногами. Это им помогает спасаться от волков, которые обычно не рискуют заходить в воду.
- Игра - физминутка. Учитель называет или показывает картинку с изображением животного. Если животное дикое - хлопают, если домашнее - приседают.
волк, лось, гусь, собака, петух, зубр и т. д.
- Самостоятельная работа.
- А теперь составьте простейшие пищевые цепочки: расставьте всех по местам, кто чем питается?
- вариант ВОЛК, ТРАВА, ЗАЯЦ
- вариант РЫСЬ, ГУСЕНИЦА, ПТИЦА
- вариант ПЕТУХ, ПШЕНО, ЛИСА (Проверка задания, 3 человека).
8. Красная книга (знакомство с исчезающими животными).
- Ребята! К сожалению, многие виды животных нашего края исчезают. Они занесены в Красную книгу (показ книги). Для того, чтобы сохранить и возродить исчезающие виды животных и растений в 1924 году был создан Кавказский заповедник. Здесь можно встретить и огромных зубров, и хищницу рысь, и огромных бизонов. А как много птиц, котрые исчезают: это марабу, розовые чайки, чёрные лебеди, журавли, степная дрофа, пеликаны, бакланы.
(ученики рассматривают стенд с картинками животных из Красной книги).
Звучит стихотворение Б. Дубровина
«Красная книга».
Охранястя Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Мы леса и поля обижаем,
Обижаем животных и птиц.
Мы, конечно, себя прощаем,
Но грядущее нас не простит!
- Итог урока.
- Ребята, почему исчезают и вымирают животные?
- Что нужно делать, чтобы этого не происходило?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
Сделать Красную книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие животного мира Краснодарского края 4 класс
Учащиеся знакомятся с животным миром края; учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы....
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями животного мира Краснодарского края; п...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
«Разнообразие животного мира Краснодарского края». Урок кубановедения во 2 классе.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Тип урока: комбинированный.Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края....
Урок - игра "Разнообразие растительного мира Краснодарского края"
Урок - игра "Разнообразие растительного мира Краснодарского края"...