«Разнообразие животного мира Краснодарского края». Урок кубановедения во 2 классе.
методическая разработка (2 класс) на тему
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_zhivotnogo_mira_krasnodarskogo_kraya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - кубановедение
Класс – 2 «Б»
Учитель – Т.Ф. Сорвина
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края».
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края.
Задачи:
- расширение знаний о животных Краснодарского края;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;
- развитие речи учащихся.
Необходимые ресурсы: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска.
Оборудование: карта Краснодарского края; видеофрагмент о медузе Черного моря; музыка из передачи в мире животных (Paul-Mauriat); картинки с изображениями животных; кроссворд с загадками
Источники информации:
Литература
- Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодарское книжное издательство, 2005.
- Волина В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997.
- Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ “перспективы образования”. Краснодар, 2005.
- Плотников Г.К. Животный мир Кубани. Краснодарское книжное издательство, 2006.
- youtube.com/watch?v=Zj6IF9VF8s0
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Прозвенел звонок - начинается урок!
- Тихо садятся девочки (красивые, аккуратные)
- Тихо садятся мальчики (стройные, подтянутые)
- Каким вы хотите видеть урок?
- Что будете делать для этого?
- Девизом нашего урока будут следующие слова:
Слайд 1.
Будем думать, рассуждать,
Новые знания легко открывать!
- Проверка ранее изученного материала.
- Разгадайте кроссворд. Слайд 2.
(По мере заполнения кроссворда учащиеся рассказывают об известных им растениях).
- Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник)
- Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...
(Крапива) - Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
(Одуванчик)
- Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
(Волчья ягода)
Такая красная,
Но очень опасная.
(Волчья ягода)
- В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт.
(Мята) - Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит.
(Осина)
- Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
- Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
(Ель)
Ш. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока.
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ)
- Сформулируйте тему урока.
- Итак, тема урока: Разнообразие животного мира Краснодарского края. Мы познакомимся с животным миром нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем.
- Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных животных.)
IV. Работа над новым материалом.
ИГРА “Отгадай обитателей”. Работа в группах.
- Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь.
- Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного.
Задание 1 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.
Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь)
- Разместите картинку на карте Краснодарского края.
Слайд 3.
Бурый медведь — самый крупный хищник.
Бурого медведя в крае можно увидеть в гористой местности. Вся жизнь этого большого зверя связана с лесом. На Кубани медведь — самый крупный хищник. Длина тела достигает 2 м, а масса — 300 кг. Иногда попадаются особи весом 450 кг. Голова крупная с короткой мордой и небольшими закругленными ушами. Живут медведи до 40 лет. Берлогу устраивают в сухом укромном месте, чаще под вывороченными корнями деревьев или в расщелинах скал, среди бурелома или лесных завалов. В берлоге медведь проводит зиму не питаясь. Необходимое условие благополучной зимовки — это накопление с осени большого запаса жира. Потревоженный зверь может выйти из берлоги и стать шатуном. Размножение у медведей происходит раз в два года. Самка рождает 1-2 медвежат. В Краснодарском крае охота на медведей строго регламентирована. Сейчас на территории края численность медведя около 300 особей.
- В предгорье и горах живет много животных, которых называют парнокопытными. Пожалуй, самое красивое животное это красавец олень. Главное его украшение - конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Спасаясь от врагов, они могут пробегать огромные расстояния и стараются попасть в реку с быстрым течением. Там олени останавливаются, пытаясь удержаться за дно своими сильными ногами. Это им помогает спасаться от волков, которые обычно не рискуют заходить в воду.
Туры тоже живут высоко в горах. Спасаясь от врагов, они совершают огромные прыжки, до 15 метров, и, падая с горных круч, стараются приземлиться не на ноги, а на свои мощные рога.
V. Физминутка «Упражнения животных» под музыку из передачи в мире животных (Paul-Mauriat)
- «Жираф» - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
- «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
- «Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед.
- «Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем влево-вправо.
- «Цапля» - ногу поднять, руки вперед.
- «Лягушка» - сесть.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
Задание 2 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.
Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и немного назад. (заяц)
- Разместите картинку на карте Краснодарского края.
Слайд 4.
В северо-восточной части края, распространены степные животные. Здесь обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, хомяки. Все они приносят вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями. Из хищников встречаются лисицы, ласки, хорьки.
Задание 3 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.
Она дышит всем телом. Тело студенистое и прозрачное, так как на 95 % состоит из воды. Ротовое отверстие служит как для употребления пищи, так и для её выведения. Около ротового отверстия находятся 4 ротовых лопасти, в них же содержится «обжигающее» вещество, служащее для целей обороны и для добычи пищи. В связи с тем, что она в основном состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. (Медуза).
- Разместите картинку на карте Краснодарского края.
Просмотр видео о медузе-корнерот (Rhizostoma pulmo), которая обитает в Черном и Азовском морях.
В Черном море много рыбы и других морских животных. Но на глубине 200 метров оно заражено сероводородом, и глубоководных рыб там нет. Из рыб промысловое значение имеют белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса, килька, лещ, кефаль, ставрида, скумбрия, камбала. Есть дельфины.
В Азовском море обитают рыбы: тарань, сельдь, осетр, белуга, севрюга, тюлька, шемая, ставрида.
Задание 4 группе “Отгадай животное и место, где он обитает ”.
Они живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже могут служить оружием. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви. (Кабан)
- Разместите картинку на карте Краснодарского края.
Слайд 5.
Барс, или леопард, живет в самых глухих и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое животное. Длина его тела (без хвоста) достигает 1 м 65 см, он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может перелететь более 10 метров. Его добычей бывают и олень, и дикий кабан. А если нет крупной добычи, может поохотиться на птиц и даже на мышей.
VI. Закрепление.
- Распределите животных по местам их обитания.
Слайд 6.
лес | степь | горы |
Кабан | заяц | медведь |
Барс | мышь | олень |
белка | лиса | тур |
Работа по карте-схеме животных краснодарского края. Слайд 6.
- Игра “Чей дом?”
Слайд 7.
- Посмотрите на рисунки, подумайте, чьи это дома? Обоснуйте свой ответ.
VII. Итог урока. Рефлексия. Слайд 8.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
VIII. Домашнее задание: подготовить сообщение о животном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению
Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....
Разнообразие животного мира Краснодарского края 4 класс
Учащиеся знакомятся с животным миром края; учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы....
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края."
Презентация и конспект урока кубановедения по теме "Разнообразие животного мира Краснодарского края." Цели: Познакомить с крупными представителями животного мира Краснодарского края; п...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Урок кубановедения "Разнообразие животного мира Краснодарского края"
Урок кубановедения включает знакомство с животным миром Кубани.Предлагаются кроссворды, загадки....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...