Устное народное творчество Кубани.
методическая разработка (4 класс) на тему

Алексеева Ирина Викторовна

Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с различными видами устного народного творчества Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_Kubani..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

г. Тимашевск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Районный семинар директоров общеобразовательных школ

Открытый урок кубановедения  в 4 «В» классе

 «Устное народное творчество Кубани»

И.В.Алексеева,

учитель начальных классов

октябрь,2007

    Тема урока: Устный журнал «Кубань в пословицах и поговорках»

Цели и задачи урока:

  1. сформировать представление об устном народном творчестве на Кубани;

  1. привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории;

  1. мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование урока: мультимедийная презентация; венки из цветов для гостей; грамота Екатерины II в свитке; горох,фасоль и семечки на блюде для игры.

Ход урока:

Я спешу сказать вам –«Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – « Радости!»

Удач, успехов и везенья!

Всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

-Жемчужиной России называют землю кубанскую. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.

Кубань моя! Жемчужина России!

Пшеницы безграничные поля!

Ну, где ещё такое небо синее?

Ну, где ещё такие тополя?

-Древняя земля кубанская. Ещё в 1792 году переселились на Кубань запорожские казаки и стали они называться  казаками черноморскими.

-Дарована им была высочайшая грамота от самой императрицы Екатерины 2,  и говорилось в ГРАМОТЕ  той: 

      Усердная Нам служба Войска Черноморского приобрели Наше внимание и милость.

      Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморского Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение остров Фанагорию со всей землёй, лежащей на правой стороне Кубани, так, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.

       Войску Черноморскому же предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.

      На подлинном подписано собственного Ея Императорского Величества рукою:

                                                                                                                             Екатерина II

- Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками – переселенцами. Названия для первых 40 станиц казаки принесли с собой с Украины: они были произведены от имён известных казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская.) или от названий родных городов: Полтава

(ст. Полтавская), и Корсунь (Корсунская).    

-Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они - хранители истинно  народной мудрости.

-А какие виды устного народного творчества известны вам? (Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, песни, шутки, прибаутки, частушки, сказки).

-Сегодня на нашем уроке мы перелистаем страницы устного журнала «Кубань в пословицах и поговорках».

1 страница «Пословицы»

-В народе говорят: «Речь без пословицы –всё равно, что еда без соли». Что же  такое пословица? (художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в краткой форме)

-Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений : «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае».

-Пословицы можно разделить на три группы таким образом:

1). Те, которые употребляются только в переносном смысле.

«Гарбатова магила исправить»

«Кажна хата горем напхата»

2). Те, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются и в переносном значении:

«Куй желизо покы гарячо»

«Што пасейиш, то и пажнеш»

3). Те, которые употребляются только в прямом смысле:

«Пры солнышки типло, пры матири дабро»

«Добра слава лэжить, а худа бижить»

А сейчас поиграем. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

«Землю красит солнце, а человека ….»

«Без труда не вынешь……»

«Маленькое дело лучше……»

«Человек без друзей, что…..»

«Сам погибай, а……..»

«Не красна изба углами, а ……..»

«Нет друга ищи, а………»

2 страница «Поговорки»

- Что такое поговорка? (меткое образное выражение)

-Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её яркой и образной.

-Попробуйте объяснить значение следующих поговорок:

 «Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты» (не обращать внимания);

«Билого свита нэ бачить» (чрезмерная занятость);

«В кажну дирку затычка» (о назойливом, любопытном человеке);

«На вэрби –груши» (небылицы о невероятном).

-А сейчас поиграем (блиц –опрос): из поговорок, записанных на доске, выбрать те, которые подходят к данному описанию:

1). Как говорят о человеке, совершившем неблаговерный поступок? (Дурна кров грае).

2). Что говорят о хозяйке, неумело принимающей гостей? (Умила готувать, та нэ умила годувать).

3). Как можно сказать о тяжелом невыносимом положении? (Хоть с хаты тикай).

4). Как говорят о неудачном обмене? (Выменять шило на мыло).

5). Обвинить кого –то без вины. (Найты крайниго).

3 страница «Хороводная»

-Встанем в хоровод и исполним песню «Во поле берёза стояла»,  с имитацией движения.

Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла, люли, люли, стояла.

Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати, люли, люли заломати.

Я ж пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю,

Люли, люли, заломаю, люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли,  три гудочка, люли, люли, три гудочка.

А четвёртую   балалайку, а четвёртую –балалайку,

Люли, люли, балалайку, люли, люли, балалайку.

Стану в балалайку играти, стану в балалайку играти,

Люли, люли, играти, люли, люли, играти.

4 страница «Фразеологизмы»

-Что такое фразеологизм? (устойчивое выражение, сочетание, равное по значению одному слову).

-Объясните фразеологизмы, показав их пантомимой (учащиеся подходят к столу учителя и берут произвольно листочки, на которых написан тот фразеологизм, который они должны показать):

«Давай милый посидим плечико о плечико»;

«Что – то миленький зазнался: мимо ходит петухом»;

«Они же склонили низко головы и опустили долу взор»;

«Моя милка каждый день кучери наводит»

- В какой ситуации они могут быть произнесены?

5 страница «Частушечная»

-А что же за праздник без весёлых частушек?

1. Не надевай , милый, кубаночку,

    Без кубаночки люблю.

    А то многие влюбляются в кубаночку твою.

2. Просторный народ у нас на Кубани.

    Под окном  -огород, в огороде –баня.

3. Базар большой

    Кукурузы нету.

    Пойду собирать

    По белому свету.

4. Ой, Кубань, моя Кубань,

     Зелёные садочки.

    У соседей –все  сыны,

    У меня   все дочки.

5. Гармонист, играй побойче!

    Гармонист, придай огня!

   Как задумаешь жениться,

   В жёны выбери меня!

6. Ой, Кубань –реченька

    Течёт глубокая.

    Который год хожу

    Я одинокая.

7. Гармонист, гармонист,

    Не смотри глазами вниз.

    Смотри прямо на меня,

    Буду завлекать тебя!

8. Самолёт летит,

    Крылышки качаются

    Возьми, миленький, с собой,

    Чтобы не печалиться.

9. Мне не надо пуд гороху,

    Мне одну горошинку

    Мне не надо двух корявых,

    Мне одну хорошеньку.

10. Разрешите станцевать,

      Разрешите топнуть.

     Неужели в вашем доме половицы лопнут?

11. Чернобровый казачок

       Пляшет со мной гопачок.

      Вдарила вприсядку,

      Пошла без оглядки.

12. На Кубани, на просторе

      Любим баню, любим квас,

      А ещё в большом фаворе

     Нынче ярмарка у нас!

6 страница «Игровая»

- Множество игр придумали кубанцы. Мы с вами поиграем в одну из них. Игра «Курочки – петушки». В тарелочках смешаны горох и фасоль. Какая команда быстрее их разделит.

Итог:

Кубань, Кубань –души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо.

Твоя бы песня в вышине плыла.

Исполнение гимна Кубани всеми участниками праздника.

                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество на Кубани"

Разработка внеклассного мероприятия, в которой собраны и проанализированы пословицы и поговорки кубаснского казачества...

Устное народное творчество Кубани 3 класс

На уроке прививается интерес к истории родного края, чувство любви к малой родине....

История Кубани в устном народном творчестве

Кубань в пословицах и поговорках...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...