Устное народное творчество Кубани 3 класс
план-конспект урока (3 класс) по теме
На уроке прививается интерес к истории родного края, чувство любви к малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kubani_3_klass.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Устное народное творчество Кубани»
Цели: изучение культурных традиций Кубани и ее этнографических особенностей, устного народного творчества. Знакомство с кубанской народной песней, пословицами, поговорками.
Развитие интереса к истории родного края, чувства любви к малой родине.
Оборудование и оформление:
Предметы быта.
Фонограмма кубанской народной песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
Ход урока
- Оргмомент.
- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
- Веселья вам да радости!
- Давно вас ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.
- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.
- Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?
- Гостям-то известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам?
- В тесноте - да не в обиде. Так гласит народная мудрость.
-И сегодня мы приступаем к изучению темы: «Устное народное творчество Кубани».
- – Впервые ли вы встречаете этот термин?
- Как вы его понимаете?
- Кубанская земля богата не только своими черноземами и полезными ископаемыми. Наш край славится богатым устным народным творчеством. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известны прекрасные песни кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песельников и частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.
- Какие виды устного народного творчества вам известны?
- С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.
- Что же такое пословица? Это краткое изречение, которое имеет законченную мысль. В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае». У пословиц, бытующих на Кубани, есть своя особенность. Ведь здесь селились казаки-запорожцы, казаки - линейцы, а потом и крестьяне – преселенцы из центральной губернии России.
- К сегодняшнему уроку вы должны были подобрать кубанские пословицы (чтение пословиц).
- Пословицы можно разделить по тематическому признаку: о труде, об уме, о родине, о дружбе.
- Я раздам листы, на которых написаны пословицы:
1 ряд – находит и читает пословицы о труде;
2 ряд – об уме;
3 ряд – о дружбе.
- Следующий вид УНТ – поговорки. Это изречение, в котором нет законченного суждения.
- В них точно подмечаются черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Использование поговорок в речи делает ее образной и яркой.
«Билого свита не бачить»; «Глазом нэ моргнуть. Усом нэ повэсты».
- А сейчас проведем блиц-опрос: я буду читать поговорки и пословицы на современном языке, а вы должны будете выбрать те кубанские поговорки, которые одинаковы по смыслу, но разные по звучанию.
- Видно неряху по грязной рубахе.
- Яблоко от яблони не далеко падает.
- Хорошо там, где нас нет.
- На Бога надейся, а сам не плошай.
- Один палец – не кулак.
- Молодцы, справились.
- Еще один вид УНТ – загадки. Это замысловатое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. По форме загадки могут быть очень краткими.
- Предлагаю вам отгадать загадки:
- Вист, телепается, всяк за него хватается (рушник)
- Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велят (плэтэнь)
- Новая посудына уся в дырках (решето)
- Пидтыкано, пидшмыкано, а по хате бегае (веник)
- Это была разминка для ума, а сейчас я приглашаю вас на разминку для тела.
- Физминутка.
- Продолжение работы по теме урока.
- В будни и в праздники, в счастье и в беде всегда рядом с казаком была песня. Песня – это его связь с Родиной: с той землей, что полита кровью предков и на которой выпало счастье родится. Пели о доле тяжелой, о матерях, о родном доме. Всегда в песнях казаков воспевается красота родной природы, мать для казака – это сама «степь широкая». Песни можно разделить на несколько групп: походные, обрядовые, лирические и исторические.
- Прослушайте кубанскую песню в исполнении Кубанского казачьего хора.
- О чем поется в песне?
- Что нового для себя вы узнали из этой песни?
- Какие чувства вызвала эта песня?
- Итог урока
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Какие жанры УНТ мы сегодня вспоминали?
- Почему современные люди до сих пор используют в своей речи пословицы, поговорки, придуманные столетия назад?
Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество Кубани.
Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...
Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс
Данный материал предназначен для проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...
Внеклассное чтение "Устное народное творчество" 1 класс
Урок внеклассного чтения в 1 классе. Первое знакомство с устным народным творчеством. Цель урока: обогащать мир чувств, эмоций детей, развитие творческого потенциала. Достижение цели урока происходит...
Тест по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" 2 класс
Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество"...
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
Презентация к уроку по теме "Устное народное творчество". 3 класс.
Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же на уроке ОРКСЭ....
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....