Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"
рабочая программа (1, 2 класс)

Небогатова Кристина Андреевна

Программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Страна Экология"100.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  «Дом творчества»

Тайгинского городского округа

Согласовано

педагогическим советом

Протокол № __

от «__»_______2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДО «ДТ» ТГО

________ Н.В. Бастрикова

Приказ №____ от «__» _______2018г.

                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Экология»

возраст учащихся: 7-9 лет,

срок реализации: 2 года,

общее количество часов: 360

Автор-составитель:      

Небогатова Кристина Андреевна,

педагог дополнительного

 образования

Тайга, 2018г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….3
  2. Учебно-тематическое планирование 1 года обучения…………..…….9
  3. Содержание программы 1 года обучения………………………...........10
  4. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения ……………….14
  5. Содержание программы 2 года обучения ……………………………..15
  6. Методическое обеспечение образовательной программы …………..18
  7. Список литературы………. …………………………………………….28

Приложение 1 …………………………………………………………..30

  1. Пояснительная записка

Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Младший школьный возраст - следующий этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №126 от 19.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4 июля 2014г. №41), Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО «ДТ» ТГО.  

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология» представлено описание системы работы по формированию экологических представлений у детей.

Программа «Экология» является модифицированной, имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.

Дети младшего школьного возраста объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Экологическое самосознание у детей младшего школьного возраста сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе. Дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа». Все вышеприведенные данные послужили необходимостью разработки данной общеразвивающей программы, которая подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям - живым существам, являющимся нашими друзьям, младшим братьям, помощниками, кормильцами, за жизнь которых все мы несем ответственность.

Новизна программы.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Программа позволяет детям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Познание экологии частично связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач.

Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети младшего школьного  возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира. Поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:

1. Внесение в банк памяти учащихся сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и т. д.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно - следственные связи, существующие в природе;

2. Запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Педагогические принципы:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
  6. Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
  7. Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  8. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
  9. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Цель: привитие основ экологической культуры  у младших школьников.

Задачи:

  • расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;
  • развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи;
  • обогащать представление детей о природе родного края;
  • формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности;
  • формировать представления о взаимосвязях в природе;
  • закреплять умения правильно вести себя в природе.

Режим занятий.

Программа составлена для детей младшего школьного возраста. Набор детей в группу свободный. Учебные занятия проводятся на первом году обучения 2 раза в неделю по 2 часа, 144  часа  в год; на втором году обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часов в год. Срок реализации программы  – 2 года. Форма обучения – очная.

 Возраст учащихся: 7-9 лет.

Формы и методы работы

  • игра;
  • беседа;
  • иллюстрация;
  • работа в малых группах;
  • экскурсия;
  • практическая работа;
  • наблюдение.

Условия для реализации программы: занятия проводятся в просторном, светлом кабинете. Вспомогательное оборудование и мебель: мультимедийное оборудование, столы, стулья, карандаши, бумага, картинки животных и растений.

При реализации программы используются аудио - и видеоматериалы, различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными, эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Учебные занятия проводятся в нескольких формах, дополняющих друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным: теоретическая форма занятий – это знакомство с определенным учебным материалом в соответствии с программой обучения, а также работа с научно-популярной экологической, художественной литературой, с русским и мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства. Практическая форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями, муляжами и т.д. 

Игровые занятия - активное использование различных игр. Игра является не только средством отдыха детей на занятии, но и выполняет ряд дидактических задач. В игре наиболее ярко проявляются личностные качества каждого ребенка и появляются возможности для коррекции его поведения. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Более того, игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Наконец, игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным, интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым. Однако важно, чтобы игра, вместе с тем, оставляла место для тайны, не превращала бы сокровенное в банальное.

Характерной чертой методики экологического воспитания младших школьников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, – рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях. Эти условия находятся в полном соответствии с потребностями и эволюционно сложившейся приспособленностью живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования (поведения).На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и экспериментально-опытную работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

По окончанию освоения программы учащиеся должны знать:

  • многообразие животных и  растений;
  • роль живой и неживой природы в жизни человека;
  • о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • как нужно ухаживать за домашними животными; особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются;
  • различие живой и неживой природы;
  • стадии роста и развития растений;
  • что такое вода, воздух, солнце, почва;
  • характеристики предметов, их свойства и качества;
  • особенности роста и развития человека.
  • многообразие растительного мира.

Уметь:

  • объяснять экологические зависимости;
  • устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
  • называть условия, необходимые для жизни и роста растений и животных;
  • ухаживать за домашними животными и растениями;
  • без труда выражать свое отношение к живой природе;
  • устанавливать связь между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных;
  • различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения;
  • выделять части комнатных растений: листья, цветы, стебли;
  • производить группировку «живое», «неживое»;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
  • делать элементарные выводы и умозаключения;
  • правильно называть времена года и их признаки.

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Оценка уровня усвоения дополнительной общеразвивающей программы проводится 2 раза в год: в декабре, по окончанию I полугодия (текущая аттестация) и в мае, по итогам учебного года (промежуточная) или по итогам всего курса обучения (итоговая). Для проведения текущей аттестации задания составляются в соответствии с календарно-тематическим планом, исходя из объема изученного материала за полугодие; для проведения итоговой аттестации - исходя из объема изученного материала за учебный год.  (Приложение 1)

  1. Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Живая и неживая природа

20

8

       12

3

Человек

14

6

8

4

Растительный мир

24

8

16

5

Животный мир

10

3

7

6

Лесные ремёсла

12

4

8

7

Мой дом за окном

34

10

24

8

В сетях жизни

12

4

8

9

Общий дом - общие проблемы

14

4

      10

10

Итоговое занятие

2

       2

Итого:

144

48

96

  1. Содержание программы 1 года обучения

Раздел № 1: «Вводное занятие». (2 часа)

Теория: введение. Понятие экология. Техника безопасности.

Практическая работа: просмотр видео-фильмов: «Улыбка природы», «Мальчик и Земля».

Раздел№ 2: «Живая и неживая природа». (20 часов)

Теория: различие живой и неживой природы. Выделение отличительных признаков живой природы. Характерные этапы развития живых организмов. Люди - часть природы. Факторы, необходимые для роста и развития живых объектов: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение. Заповедники нашей страны. Ответственность и бережное отношение к родной природе. Красота природы бесценна, поэтому ее нужно охранять. Растения и животные, их отличительные признаки. Факторы неживой природы, влияющие на растения и животных. Лес и его обитатели. Взаимозависимость обитателей лесного сообщества. Пищевая зависимость друг от друга. Экологические цепочки. Понятия «хищник», «травоядное». Приспособленность хищников к добыванию пищи.Свойства песка, глины, камней, их особенности. Место данных материалов в природе, как они добываются, как их использует человек. Вода, ее свойства. Роль воды в жизни человека и живых организмов. Вода в природе: родники, реки, моря, океаны, озера, осадки и т.п. Круговорот воды в природе.

Практическая работа: игры «Живое - неживое», «Летает - не летает», «Угадай, что в мешочке», «Съедобное – несъедобное», «Что в лесу растет?» «Кто в лесу живет?», «Ручеек», «Мы – капельки», «Цепочки реки». Рассматривание иллюстраций из пособия «Жизненный цикл животных», рассматривание песка, сравнение песка с речными камнями. Отгадывание загадок. Просмотр видео-фильмов: «Красная книга», «Заповедники России», «Вода в природе».

Раздел № 3 «Человек». (14 часов)

Теория: человек и его окружение. Человек и его жилище. Происхождение слова «семья». Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Все мы — соседи по планете. Как устроено тело человека. Забота о своем здоровье. Ситуации, приносящие вред здоровью. Органы чувств, их значение в жизни человека. Назначение мышц, костей, суставов, их роль в строении тела человека. Возможности движения различных частей тела. Назначение и работа сердца. Органы дыхания. Моя безопасность. Типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, дома; при возникновении пожара. Предметы, опасные для жизни и здоровья. Последствия неосторожного обращения с опасными предметами.

Практическая работа: опыты с водой из серии «Волшебница-вода», наблюдение за водой в разных агрегатных состояниях. Составление алгоритма действия «Режим дня в школе и дома». Опыт «Что будет, если у человека не будут сгибаться суставы?». Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление коллективного стенда «Соблюдайте правила безопасности» (знаки запрещающие, предупреждающие и разрешающие).

Игры: «Уроки Мойдодыра» (как правильно мыть руки), «Чистим зубы ежедневно», «На приеме у окулиста, отоларинголога», сюжетно-ролевая игра «Больница», игра «Поликлиника»,  «Зарядка», «Доскажи словечко», «Дорога», «Пожарные», «Полиция». Просмотр видеофильмов «Строение человека», «Органы чувств», «Если ты дома один», «Опасные предметы».

Раздел № 4 «Растительный мир». (24 часа)

Теория: рост и развитие растений. Связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. Знакомство со строением растений. Корень, его функциями и видоизменениями. Представление о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, в лесу, в океане, в горах, в тундре. Установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Знакомство со стеблем, его функциями и видоизменениями. Зависимость всего живого от состояния растительного покрова, Знакомство с функциями и видоизменениями листа. Различие деревьев и кустов по стволу, веткам, особенностям почек. Растительный мир Земли. Значение растений, их строение и умение приспосабливаться к условиям внешней среды. Комнатные растения и правила ухода за ними. Дикорастущие и культурные растения, правила их сбора. Травы, кустарники и деревья, их распознавание по составным частям. Строение цветка, его функции и видоизменения. Строение плода, его функции и видоизменения. Обобщение растений по существенным признакам. Представление о природных явлениях. Зависимость сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Свойства солнечных лучей. Лекарственные растения. Взаимосвязь растительного мира и человека. Правилам сбора и сушки лекарственных растений. Первоначальные представления о составе почвы. Виды почвы в связи с климатическими особенностями. Приспособленность растений к жизни в различных экосистемах.

Практическая работа: опыты из серии «Корень», «Влияние света, тепла и воды на жизнь растений», опыты из серии «Стебель», опыты из серии «Листья». Уход за растениями уголка природы. Наблюдения за тенью, сезонными изменениями в природе. Рассматривание набора открыток «Растения на службе у человека».

Игры: «Подбери пару: к семечку - взрослое растение», «От зернышка до булочки», «Следопыты», «Кто быстрее?»,  «Найди по описанию», «Кто где растет?», «Какие части есть у растения?», «Составь растение из карточек», «Где у растения …?», «Что где растет», «Что сначала, что потом»,«Где спрятался Флорик?», «Растения разных континентов», «Помощники растений», «Ухаживаем за растениями», «Узнай, чей лист», «С какого дерева листок», «Карлики и великаны», «Найди цветок в букете», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки», «Съедобно - несъедобное», «Урожай». Просмотр видеофильмов «Разнообразие растительного мира на Земле», «Эти удивительные растения», «Строение плода», «Почва», «Мир лекарственных трав».Рассматривание иллюстраций.

Раздел № 5 «Животный мир». (10 часов)

Теория: многообразие животного мира. Взаимосвязь растений и животных со средой обитания: луг, лес. Влияние неблагоприятных экологических факторов на жизнь человека, растений и животных в условиях городской среды. Экосистемы. Взаимосвязь животных и растений в условиях жизни в экологических системах. Многообразие подводного мира. Разнообразие обитающих на поверхности воды и вдоль пруда водных и околоводных организмов. Красота природы у водоемов. Бытовой мусор у водоемов. Вред удобрений.

Практическая работа: рисование отдельных видов растений и животных водоемов, рассматривание иллюстраций. Беседы по картинам

Игры: «Поиск насекомых в природе», «Что растет на лугу?», «Кто живет на лесу?», «Я знаю пять рыб»,  «Звери, птицы, рыбы». Просмотр видеофильмов «Животный мир», «Кто живет в лесу», «природа луга», «Подводный мир», «Экосистема».

Раздел № 6 «Лесные ремёсла». (12  часов)

Теория: народные промыслы. Лесные мотивы в работах. Игрушки пришли из леса. Растения-красители. Рисуем природными красками. Беседы о народных промыслах.  

Практическая работа: рисование природными красками, проект- презентация «Лес», просматривание иллюстраций картин.

        Раздел № 7 « Мой дом за окном». (34 часа)

Теория:  мой дом. Дом, в котором мы живём. Откуда берется и куда девается мусор. Деревья твоего двора. Птицы нашего двора. Дорога от дома до школы. Я и моё окружение. Мой дом, моя семья. Комнатные растения в квартире, в учебном кабинете.

Практическая работа: экскурсия - прогулка «Краски и звуки весны», изготовление кормушек для птиц, уход за комнатными растениями (дома, в классе), «Маленький огород на подоконнике», экскурсия в лес.

Игры: «Я знаю все растения», «Помогаю всем всегда», «Мама, папа, я- вместе дружная семья!»

        Раздел № 8 « В сетях жизни». (12 часов)

Теория:  безопасный интернет. О нитях, сплетающихся в сети. Вместе безопаснее. Информатика для волка. Школа под открытым небом.

Практическая работа: экскурсия на природу.

Игра:  «Юные экологии», «Исследователи».

        Раздел № 9 « Общий дом - общие проблемы». (14 часов)

Теория: что происходит с отходами, которые производят люди? Наши общие проблемы.

Практическая  работа: экологический десант - уборка территории от мусора, работа над проектом «Бережное отношение к растениям», защита проектов.

Игра: «Вместе мы сила!»

        Раздел № 10 «Итоговое занятие». ( 2 часа)

Теория: подведение итогов. Проведение викторины. Награждение по итогам учебного года.

Практическая работа: разгадывание загадок, ребусов, соревнования в командах.

Игра: «Ответы на вопросы», «Почему я?», «Никто кроме нас!».

  1. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Формы контроля

1

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

2

Зоомир

66

12

54

Тест

3

Цветочный калейдоскоп

54

14

40

Тест

4

 Мир леса

36

10

26

Тест, выставка

5

Тайны за горизонтом

21

2

19

Тест, выставка

6

Планета насекомых

15

1

14

Тест

7

Загадка смены времен года

18

1

17

Тест

8

Итоговое занятие

3

-

3

Соревнования

Итого часов:

216

41

175

  1. Содержание программы 2 года обучения

Раздел №1: Вводное занятие (3 ч.)

Теория: цели, задачи и содержание программы обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Выполнение летних творческих заданий.

Практическая работа: экскурсия в лес, сбор природного материала.

Раздел №2: «Зоомир» (66 ч.)

Теория:  Аквариум и его обитатели. Знакомство с  понятием аквариум, его обитателями и с правилами ухода за рыбками. Холодноводные рыбы местных водоёмов. Рекомендации по содержанию холодноводных рыб местных водоёмов, знакомство с некоторыми видами. Многообразие водных обитателей. Знакомство с разнообразием подводного мира. Юный орнитолог

Содержание пернатых.  Правила ухода за птицами, техника безопасности. Материалы и инструменты. Декоративные птицы. Знакомство с конкретными видами птиц, характерными особенностями их поведения. Птицы нашего леса. Повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом. Содержание млекопитающих. Знакомство с группой млекопитающих, правилами  общения с животными. Домашние животные. Повторение ранее изученного. Знакомство с повадками  животных. Театрализованное представление «Кошкин дом». Заповедники Кузбасса. История возникновения в крае заповедников. Заповедники.

Практическая работа: установка аквариума в уголке природы, уход за его обитателями. Виртуальная экскурсия на водоём, наблюдение за рыбами (карась). Коллективная  работа «Подводный мир».  Уход за птицами. Наблюдение, составление рассказа о птицах. Мелкий ремонт клеток. Наблюдение за попугаями. Рисуем птиц. Экскурсия в лес, наблюдение за птицами, изготовление кормушек. Целевая прогулка по посёлку «Мы в ответе кого приручили» (помощь животным, попавшим в беду). Просмотр фильма о заповедниках Кузбасса. Фильм о красоте родного края. Рисуем  красоту родного края.

Раздел №3:  «Цветочный калейдоскоп» (54ч.)

Теоретия:  комнатные цветы. Десять золотых правил ухода за комнатными растениями . Секреты успеха выращивания растений. Содержание растений дома. Неотложная помощь комнатным растениям. Цветы. Растения леса. Повторение ранее  изученного. Знакомство с новыми видами растений леса. Растения луга.  Повторение , знакомство с растениями луга . Красная книга

Знакомство с растениями Красной книги. Размножение растений. Размножение отводами.  Знакомство с методами размножения цветов отводами в домашних условиях. Знакомство с правилами размножения цветов черенками. Знакомство с методами размножения растений усами. Знакомство с правилами размножения растений корневыми отпрысками. Общие правила размножения растений.  

Практическая работа: высаживание цветов, пересадка, полив, уход за цветами. Составление букетов из цветов, картины. Рисуем акварелью «Цветы луга», продолжаем составлять букеты из цветов. Размножение отводами на практике. Размножение цветов черенками на практике. Размножение растений усами на практике. Размножение растений корневыми отпрысками на практике . Подведение итога знаний о правилах размножения растений.

Раздел №4:  «Мир леса». (36 ч.)

Теория: повторение свойств и методов обработки природного материала. Конструирование из природного материала. Поделки из дерева. Методы обработки дерева. Поделки из шишек и желудей. Повторение основ изготовления поделок из природного материала. Подбор материала в зависимости от тематики. Технология изготовления объемной поделки  из природного материала.  Поделки из ракушек .Техника выполнения поделок из ракушек. Картины в стиле флористики. Повторение основ флористики. Творческая работа. Постановка целей и задач. Определение темы работы. Совместное обсуждение выбора материала и плана работы.

Практическая работа: сортировка природного материала. Изготовление фигурок из коряг и дерева. Выполнение поделок  по заданной тематике. Выполнение поделок по замыслу. Выполнение работ: панно, животные, птицы. Коллективная работа над картиной. Самостоятельная творческая работа детей.

 Раздел №5:  «Тайны за горизонтом»  (21 ч.)

Теория: географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Практическая работа: экскурс в историю географических открытий, конкурс  «Самый наблюдательный». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Изготовление модели Земли из цветного пластилина или бумаги. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам.

Раздел №6:  «Планета насекомых» (15 ч)

Теория: разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практическая  работа:  предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Выполнение зарисовок. Проектная работа.

Раздел №7: «Загадка смены времен года» (18ч.)

Теория: вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Практическая  работа:  виртуальная экскурсия в обсерваторию. Просмотр учебного фильма. Проектная деятельность. Составление режима дня. Викторина «Какой месяц?». Ирга «Дни недели».

Раздел №8: Итоговое занятие (3 ч.)

Практическая работа: Подведение итогов учебного года. Проведение игры «Зов Джунглей». Награждение.

6.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

6.1. I год обучения

Тема раздела

Программное содержание

Описание приемов и методов организации УВП, техническое оснащение занятий

Методические виды продукции

Наблюдения, опыты

Дидактический материал

1. Вводное занятие.

Знакомство с понятием «Экология», профессией эколог. Отличие планеты Земля от других планет.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование, глобус

Видеофильмы «Мальчик и Земля», «Улыбка природы»

Рассматривание глобуса

Экологические знаки

2.Живая и неживая природа

Обучение умению различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы. Как все живое растет? Растения и животные. Красная книга. Кто живет в  заповеднике? Кто главный в лесу? Живые цепочки. Сравнение песка, глины и камней. Царица-водица. Удивительные свойства воды.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, карточки с изображением живой и неживой природы

Игра «Живое-неживое»

«Летает-не летает» «Угадай, что в мешочке», «Съедобное-несъедобное», «Где находится неживое», «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «Ручеек», «Мы–капельки»Просмотр видеофильма «Заповедники России»

«Животные Красной книги». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о воде. Игры

Проведение серии наблюдений «Живое-неживое». Наблюдение за кошкой, определение кем она является: хищником или травоядным животным. Рассматривание  песка

Сравнение песка с речными камнями

Что тяжелее?

Забьем гвоздик в песок, камень, глину. Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне, опыты с водой, паром, льдом

Работа со схемой «Живое-неживое»; придумывание условных обозначений для понятий живая и неживая природа. Составление, совместно с детьми, «Красной книги» с использованием опорных сигналов. Составление схемы «Цепочки питания». Схемы «Свойства песка, глины, камней». Схема «Круговорот воды в природе».

3.Человек

Научить детей рассуждать о тех людях, которые окружают его дома, в детском саду, на улице. Человек и его жилище. Удивительные превращения Грязнулькина в Чистюлькина. Кто он: здоровый человек? Органы чувств. Внутренние механизмы организма человека. Моя безопасность.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Игра «Мои друзья», «Мой дом», «Помоги человечку вырасти». «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Слепой и поводырь», «Где звенит колокольчик?», «Поликлиника»,

 «Зарядка»,

«На приеме у окулиста, отоларинголога»,

 «Больница». «Дорога», «Пожарные», «Полиция».

Просмотр видеофильма «Вода и ее превращения», «Строение человека», «Когда ты дома один»

Рассматривание иллюстраций из пособия «Органы чувств»

Отгадывание загадок.

Наблюдение за окружением детей. Наблюдение за окружением детей дома. Опыты с водой из серии «Волшебница-вода» наблюдение за водой в разных агрегатных состояниях. Практическое занятие «Чистим зубы ежедневно». Наблюдение за особенностями движения человека, Опыт «Что будет, если у человека не будут сгибаться суставы?»

Схемы «Окружение человека», «Моя комната в моем доме». Составление алгоритма действия «Уроки Мойдодыра» (как правильно мыть руки)

Составление схемы «Что хорошо и плохо для здоровья человека», составление алгоритма действия «Режим дня в школе и дома» .Моделирование на тему «Расскажем все о яблоке» (Что нам поможет увидеть яблоко? Определи по запаху, где лежит яблоко.и т.д.). «Суставы». Изготовление коллективного стенда «Соблюдайте правила безопасности» (знаки запрещающие, предупреждающие и разрешающие)

4. Растительный мир.

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; ознакомление в корнем, его функциями и видоизменениями. Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям. Растения – легкие земли. Как растут растения. Культурные и дикорастущие растения. Растения, которые украшают нашу жизнь. Строение цветка. Строение плода. Многообразие овощей. Польза овощей для нашего здоровья. У Солнышка в гостях. Зеленая аптека. Чудесная кладовая - почва

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Игра «Подбери пару» - к семечку - взрослое растение,  «От зернышка до булочки», «Найди по описанию», «Листья»,  «Что где растет» «Что сначала, что потом», «Узнай, чей лист», «С какого дерева листок», «Карлики и великаны», «Где спрятался Флорик?», «Растения разных континентов», «Помощники растений» «Ухаживаем за растениями», «Составь букет», «Чем отличаются цветы разных растений», «Найди цветок в букете»  

Уход за растениями уголка природы. Рассматривание иллюстраций. Беседа о лекарственных травах, рассматривание набора открыток «Растения на службе у человека»

Опыты из серии «Корень».  Опыт «Как дышат растения?» Рассматривание гербария с листьями разной формы. Опыты из серии «Листья». Просмотр видеофильма «Разнообразие растительного мира на Земле». Наблюдения во время прогулок. Сравнение плодов культурных и дикорастущих растений (Яблоки, плоды малины, смородины). Цикл наблюдений за комнатными растениями. Серия опытов из цикла «Цветок», «Роль почвы в жизни растений»

Составление схемы развития горошины.

Придумывание условных обозначений для разных видов корней. Подбор условных обозначений для листьев различной формы. Моделирование биоценозов пустыни, леса, луга с различными растениями. Классификация «Культурные и дикорастущие растения». Паспорт комнатного растения: Карточка с условными обозначениями условий жизни для каждого растения, особенностей внешнего вида, мест обитания в природе Составление алгоритма действия «Сбор и заготовка лекарственных растений». Изготовление модели «Слои  почвы» (в стеклянной банке дети слой за слоем располагают глину, песок, чернозем)

5. Животный  мир

Выявить и обогатить представления детей о многообразии животного мира. Сбережем удивительный мир растений и животных леса. Взаимосвязь растений и животных. Многообразие подводного мира. На пруду

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Игры: «Кто в лесу живет?»,  «Птицы леса»,  «У каждого свой дом» «Живая пирамида», «Что растет на лугу?», «Кто живет лесу?», «Я знаю пять рыб», «Звери, птицы, рыбы».

 Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Рисование отдельных видов растений и животных водоемов, рассматривание иллюстраций

Рассматривание «Лесные находки». Сбор коллекции муляжей «Насекомые». Наблюдение за одуванчиком.

Составление схемы «Цепочки питания». Изготовление модели биоценоза «Луг», «Лес». Изготовление модели биоценоза «Водоем».

6.Лесные ремесла

Понятие «ремесло», виды ремёсел, определение и значение «Лесные ремесла»

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Самоопределение слова ремесло, рассказ о лесных ремеслах

просмотр презентации, видеоролика «Лесные ремесла»

Составление синквейна, рисунок на тему «Лесные ремесла»

7. Мой дом за окном

Дом, в котором мы живем

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Беседа «Наши соседи», что у меня во дворе? Что окружает мой дом?

Какой мой дом?

Видеоролик «Какие бывают дома»

Рисунок макеты своего дома, краткй рассказ о своем рисунке

8.В сетях жизни

Представление о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами.

Основные понятия : цепи питания, сети питания

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование, задания на смекалку

Сети жизни - что это?

Игра « Всезнайка»

Просмотр видеоролика «Все живое и неживой. Цепи в жизни»

Моделирование взаимоотношений видов в экосистеме.

Составление цепи жизни и питания, ответы на вопросы по теме занятия.Вывод

9. Общий дом – общие проблемы

Углубление и расширение экологических знаний.

Формирование бережного отношения к природе

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование, загадки,задания на логическое мышление

Игра « Спасатели»

Ответы на загадки

Ответы на вопросы «Мои пернатые друзья»

презентация

Формулировка правил поведения в лесу и на природе

Выработка активной жизненной позиции за « Общий дом в котором мы живем»

Повышение уровня экологической культуры

10.Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Итоговое занятие. Что мы узнали? Контрольная проверка знаний учащихся

Просмотр презентации , ответ на контрольные вопросы (викторина)

Составление плана проекта и его реализация

6.2. II год обучения

Тема раздела

Программное содержание

Описание приемов и методов организации УВП, техническое оснащение занятий

Методические виды продукции

Наблюдения, опыты

Дидактический материал

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в лес, сбор природного материала.

Беседа, игра, практическая работа.

Видео-инструктаж по технике безопасности

Наблюдения в лесу. Что видим? Какие листочки от какого дерева? Сбор природного материала

Листовки по технике безопасности, памятки.

2.Зоомир

Аквариум и его обитатели. Знакомство с понятием аквариум, его обитателями и с правилами ухода за рыбками.

Холодноводные рыб местных водоёмов. Рекомендации по содержанию холодноводных рыб местных водоёмов, знакомство с некоторыми видами. Экскурсия на водоём.

Многообразие водных обитателей. Знакомство с разнообразием подводного мира. Коллективная работа «Подводный мир»

Юный орнитолог. Содержание пернатых. Правила ухода за птицами, ТБ. Наблюдение, составление рассказа о птицах.

Декоративные птицы. Знакомство с конкретными видами птиц, характерными особенностями их поведения. Наблюдение за попугаями, рисуем птиц.

Птицы нашего леса. Содержание млекопитающих. Знакомство с группой млекопитающих, правилами общения с животными. Целевая прогулка по посёлку «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

Домашние животные. Повторение ранее изученного, знакомство с повадками животных. Театрализованное представление «Кошкин дом».

Заповедники. История возникновения заповедников. Просмотр фильма о заповедниках. Рисуем красоту родного края.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное обеспечение, экскурсия, наблюдение

Видео «Что у нас в аквариуме?»

Фильм о подводном мире

«Что нужно птичкам?»

Просмотр видеофильма «Заповедники России»

«Животные Красной книги». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о воде. Игры

Наблюдение за холодноводными рыбами, наблюдение за птицами нашего города, наблюдение за домашними животными.

Составление рекомендаций по уходу за рыбками в аквариуме.

Коллективная работа «Подводный мир»

Составление рассказа о птицах.

Рисование попугая.

Театрализованное представление «Кошкин Дом»

3.Цветочный калейдоскоп

Комнатные цветы. 10 золотых правил ухода за комнатными растениями. Секреты успеха выращивания растений.

Содержание растений дома. Высаживание цветов, пересадка полив, уход.

«Зелёная служба» Айболита. Неотложная помощь комнатным растениям.

Растения леса. Повторение ранее изученного. Знакомство с новыми растениями леса, составление букета, картины.

Растения луга. Повторение, знакомство с растениями луга. Рисуем акварелью «Цветы луга».

Красная книга. Знакомство с растениями Красной книги.

Размножение растений. Размножение отводами, черенками, усами и отпрысками.

Общие правила размножения.

Подведение итогов знаний о правилах размножения растений.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Отгадывание загадок.

Игра «Где какой цветок?»

«Помоги цветочку»

«Добрый доктор Айболит»

«Волшебная лейка»

Видео-фрагмент «Лесной букет»

Видео «Как размножаются растения»

Наблюдение за комнатными, лесными, луговыми растениями.

Оказание помощи цветам(полив, уход, пересадка)

Составление лесного букета.

Рисование акварелью.

Итоговая работа

Составление памятки «Как правильно ухаживать за комнатными растениями»

Изображение комнатных, лесных и луговых растений.

Составление лесного букета.

Наглядные пособия по рисованию акварелью.

Страницы Красной книги

Составление правил размножения растений.

4. Мир леса

Конструирование из лесного материала. Свойства и методы обработки.

Поделки из дерева. Изготовление фигурок из коряг и дерева.

Поделки из шишек и желудей. Повторение основ изготовление из природного материала. Подбор материала в зависимости от тематики. Технология изготовления объёмной поделки из природного материала.

 Поделки из ракушек. Техника выполнения поделки из ракушки. Выполнение работ: панно, животные, птицы. 

Картины в стиле флористики.

Изучение основ флористики. Коллективная работа над картиной.

Творческая работа. Постановка целей и задач, определение темы работы. Совместное обсуждение выбора материала и плана работы. Самостоятельная творческая работа детей.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование, работа в группах.

Изучение методов и свойств обработки лесного материала. Просмотр иллюстраций.

Просмотр видео-фрагментов

Подбор материала, просмотр фильма «Юный флорист»

Изготовление фигурок из коряг и дерева

Выполнение поделки из шишек и желудей

Изготовление панно, картин.

Выполнение коллективной работы.

5. Тайны за горизонтом 

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Экскурс в историю географических открытий, конкурс  «Самый наблюдательный». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Изготовление модели Земли из цветного пластилина или бумаги. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

 

Просмотр презентации. Конкурс  «Самый наблюдательный». 

Проведение ТБ.

Подготовка инструментов.

Игры на свежем воздухе. Изготовление модели Земли из цветного пластилина или бумаги. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам.

6. Планета насекомых

Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых. предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. Выполнение зарисовок. Проектная работа.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Просмотр презентаций «Жуки», «Бабочки», «Насекомые»

просмотр презентации, видеоролика

Проектная работа.

Игры «Кто это?», «Кто где живет?»

7. Загадка смены времен года

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Виртуальная экскурсия в обсерваторию. Просмотр учебного фильма. Проектная деятельность. Составление режима дня. Викторина «Какой месяц?». Игра «Дни недели».

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование

Презентации «Времена года»

Викторина «Какой месяц»

Просмотр презентации, видеороликов.

Проектная работа. Составление режима дня. Игра «Дни недели».

8.Итогоое занятие

Подведение итогов учебного года.

Беседа, игра, практическая работа, физминутка, мультимедийное оборудование, задания на смекалку, соревнования

Игра «Джунгли зовут»

«Друг всегда поможет»

«Быстрый и ловкий»

Тестовые задания  на время

Изготовление эмблемы

Проведение соревнований

Работа в командах

Награждение

Подведение итогов

7.Список литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А./Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
  2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.
  3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
  4. Гончаров Н.В. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
  5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: «Просвещение», 1981. - 80с.
  6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – 2-е изд., М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 192 с.
  7.  Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.– М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 80с.
  8. Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Чита: Изд-во «ЗабГПУ», 2002. – 76с.
  9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М./Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: «Учитель», 2012. – 333 с.
  10. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе – Волгоград: «Учитель», 2012.- 72 с.
  11. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
  12. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет.– М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
  13. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое воспитание в детском саду» - М.:«Мозаика-Синтез», 2010. – 82 с.
  14. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 96 с.
  15. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия – Волгоград: «Учитель», 2007. – 139с. ISBN 5- 7057 – 1035 -6
  16. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе Дошкольник. - 1998. -№ 8.
  17. Плешаков А. А. Зеленый дом Мир вокруг нас. – Москва:  «Просвещение», 2001. – 286 с.
  18. Плешаков А.А.Зеленый дом: программно-методические материалы – Москва: «Просвещение», 2000. – 295 с.
  19. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., «Линка-Пресс», 2002 г. – 192 с.
  20. Турыгина С.В., Кашина Н.А.  «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 121 с.
  21. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов.  – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 128 с.
  22. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое Пособие.– Спб.: «Детство-Пресс», 2011. – 128 с.

Приложение 1

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации

  1. Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний у школьников

Критерии сформированности экологических знаний:

  • знания о мире животных;
  • знания о растительном мире;
  • знания о человеке;
  •   знания о неживой природе.

В целях диагностики данных компонентов экологической воспитанности используется один из вариантов методики, разработанной на кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

Схема изучения знаний о животных.

  1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
  2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
  3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
  4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
  5. Относятся ли животных к живым существам, и по каким признакам?
  6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
  7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадии роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам:

  1. Кто это?
  2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы).
  3. Найди модели к этим группам животных.
  4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
  5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
  6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
  7. Почему это происходит?

Схема изучения знаний о растениях

  1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
  2. Знают ли органы растений и их функции?
  3. Знают ли стадии развития и роста растений?
  4. Знают ли их потребности?
  5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
  6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
  7. Относят ли растения к живым существам?
  8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).

Методика диагностики: Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

 Беседа по картинкам:

  1. Назови растение.
  2. Где растет?
  3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
  4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
  5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
  6. Почему они любят много света, влаги?
  7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
  8. Почему это происходит?
  9. 9. Игра «Путаница».
  1. расположи части растений правильно;
  2. почему части растений нужно расположить именно так?
  3. зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

10. Игра «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Схема изучения знаний о человеке

  1. Знает ли ребенок, как устроен его организм, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно?
  2. Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?
  3. Зачем человеку уши? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке?
  4. Знает ли ребенок, для чего человеку нужны зубы? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать?
  5. Знают ли дети, для чего нужен нос? Как ты заботишься о своем носе?
  6. Зачем человеку кожа? (Это «броня» организма.) Что угрожает коже? (Загрязнение.)
  7. Знает ли ребенок внутренние органы? (Легкие, сердце, желудок, почки, печень.) Какую функцию они выполняют?
  8. Знают ли дети, что делает кровь? (доставляет питательные вещества и кислород, удаляя углекислый газ и продукты обмена, включая яды.)
  9. Знают ли дети, что скелет – наша опора? Что надо делать, чтобы осанка была правильной?

Методика диагностики: Беседа; рассматривание таблиц, иллюстраций; деловые игры «Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»; разыгрывание ситуаций, рисунки: мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время сидят у телеэкрана, мальчик чистит зубы, девочка причесывается и др. (показать правильные действия); правила безопасности (на воде, на дороге и т. д.);карточки с изображением продуктов: полезные (укрепляют здоровье) – рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, груши и т. п., неполезные (разрушают здоровье) – фанта, пепси, чипсы, торты, жирное мясо, «Сникерс», шоколадные конфеты и т. п. (можно этикетки от продуктов); опыты.

Схема изучения знаний детей о неживой природе

Вода

  1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)
  2. Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море)
  3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?
  4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная.Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)
  5. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)
  6. Знают ли дети, что растет в воде?
  7. Знают ли дети, кто живет в воде?
  8. Кому нужна вода?
  9.  Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Методика диагностики: Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); опыты с водой; рассматривание рисунков, фотографий водоемов и водных растений,  иллюстраций с изображением кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

Солнце

  1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)
  2. Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень.Смена дня и ночи.)
  3. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
  4. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)
  5. Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
  6. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
  7. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
  8.  Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Методика диагностики: Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условия холода и жары.

Камни, песок, глина

  1. Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)
  2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)
  3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
  4. Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)
  5. Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
  6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

  1. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)
  2. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
  3. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
  4. Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
  5. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.    

Результаты диагностики

Имя

ребен-ка

Уровень сформированности начал экологической культуры

Результат диагностики

животные

растения

человек

нежив.прир.

балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

балл

уровни

Уровни оценивания: высокий – от 70 -100%

                         средний – от 50 – 70%

                         низкий – менее 50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЦветоЭкоГрад»

Программа «ЦветоЭкоГрад» естественнонаучной направленности  закладывает основы экологических знаний у младших школьников и базу для  формирования у них начал экологической культу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для младших школьников"

Программа "Экология для младших школьников" направлена на формирование у детей экологического мышления, посредством накопления знаний об окружающем мире и на основе практическ...