СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЭВЕНКИЙСКОГО КЛАССА МОБУ СОШ № 26 Г. ЯКУТСКА)
статья

Алексеева Евдокия Гавриловна

В настоящее время уровень погружения детей в родную культуру  является недостаточным.  Статья посвящена исследованию процесса инкультурации детей младшего школьного возраста посредством организации интегрированных уроков и внеурочной деятельности в эвенкийском классе МОБУ СОШ №26 г.Якутска.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алексеева Евдокия Гавриловна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26 г. Якутск

rozhina-90@mail.ru

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ЭВЕНКИЙСКОГО КЛАССА МОБУ СОШ № 26 Г. ЯКУТСКА)

Аннотация. В настоящее время уровень погружения детей в родную культуру  является недостаточным.  Статья посвящена исследованию процесса инкультурации детей младшего школьного возраста посредством организации интегрированных уроков и внеурочной деятельности в эвенкийском классе МОБУ СОШ №26 г.Якутска.

Ключевые слова: инкультурация, эвенки, традиционная  культура,  интегрированный урок, внеурочная деятельность.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в классе с эвенкийским языком обучения. Традиционная культура играет важную роль в жизни этноса. В ней аккумулируется опыт, знания,  национальная самобытность народа. В современных условиях и быстрых темпах урбанизации механизмы ее передачи от поколения к поколению нарушены. Современные  дети, обучающиеся в городских школах,  часто не знают истоков родной культуры. Особенно остро эта стоит в отношении учащихся из числа  коренных малочисленных народов Севера.

Одним из основных направлений инкультурации в городской среде является популяризация традиционной культуры путём проведения эффективных мероприятий по пропаганде народного творчества. Эффективное применение управленческих методов обеспечит наиболее высокий уровень приобщения детей к эвенкийской культуре. Исследование учитывает историко-культурную и этническую специфику Республики Саха (Якутия), эвенкийского народа, потребности обучающихся и их родителей.

Целью является исследование процесса инкультурации младших школьников на примере эвенкийского класса МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.

В соответствии с поставленной целью исследования выдвигаются следующие задачи:

1.        выявить элементы традиционной эвенкийской культуры, через приобщение к которым возможно осуществлять инкультурацию младших школьников ;

2. рассмотреть  методы  приобщения детей младшего школьного возраста к культуре эвенков;

3.        разработать последовательность инкультурации младших школьников на основе использования интегрированных уроков и внеурочной деятельности в  эвенкийском классе МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.

Oбъeкт иccлeдoвaния. Инкультурация младших школьников.

Пpeдмeт иccлeдoвaния. Создание условий для инкультурации детей младшего школьного возраста в формировании эвенкийской культуры.

Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ, историко-культурологический метод, организационно-административный метод, метод сравнительного анализа и метод социологического опроса.

Гипотеза исследования: При процессах редукции традиционной культуры эвенков остро встает вопрос ее сохранения в современных условиях. В этой связи необходимо обратить особое внимание на создание среды для погружения представителей коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), а именно эвенков в родную культуру. В итоге выдвигается гипотеза, что создание условий для младших школьников будет способствовать процессу инкультурации данной возрастной группы и восприятию элементов и форм традиционной культуры эвенков.

Основным социальным институтом в Республике Саха (Якутия) являются образовательные учреждения, а именно общеобразовательные школы, которые должны учитывать вопросы инкультурации детей коренных малочисленных народов, в частности, эвенков.

Под «инкультурацией» понимается процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру, изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры.

Методом опроса нами исследован процесс инкультурации детей в районах компактного проживания эвенков Республики Саха (Якутия), в таких как с. Оленек, с. Хатыстыр, с. Иенгра, г. Нерюнгри. В районах компактного проживания эвенков дети с раннего возраста усваивают традиционный образ жизни, обычаи, нормы родной культуры, которые передаются  из рода в род. Дети, живущие в своем родном крае,  больше приближены к своей исконной этнической среде, к самобытным укладам жизни, основам национальной культуры, нежели от городских детей. Здесь в приоритете воспитание учеников с учетом сохранения этноса, традиционного образа жизни и с необходимостью возрождения родного языка.

  Двумя главными направлениями инкультурации в современной городской среде являются, во-первых, школьное образование и, во-вторых, популяризация традиционной культуры путём проведения неформальных мероприятий и поддержания народного творчества.        

   Внеурочная деятельность – самый эффективный способ для инкультурации детей к определенной этнической культуре. Она ставит в приоритете цель для приобщения детей к постижению культурных традиций и ценностей.

Для сохранения культуры малочисленных народов Севера 22 января 2020 года Управлением образования совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов РС(Я), Институтом национальных школ РС(Я) и администрацией МОБУ СОШ № 26 было решено открыть в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 26» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа г. Якутска дополнительный первый класс с изучением эвенкийского языка в качестве экспериментальной площадки.

Реализация цели процесса инкультурации подрастающего поколения к эвенкийской культуре возможна путем обучения, образования и дополнительного образования. Для достижения данной цели нами выбрана методика интегрированного обучения в предметах обязательной части учебного плана.

На уроках русского языка и математики используется методика чистописания с элементами эвенкийских орнаментов. В начальной школе главной задачей является формирование каллиграфического навыка письма младших школьников. Каждый орнамент имеет свое значение. Основой эвенкийского орнамента является окружающая природа. Мы используем для письма книгу Сафьянниковой Т.М. «Орнаменты и украшения эвенков»[7].

Учебные предметы «Технология» и «Изобразительное искусство» тесно связаны со многими науками, как окружающий мир, культурой народов Республики Саха (Якутия), математика, русский язык и так далее. Курс «Культура народов Республики Саха (Якутия)» является одним из основных механизмов формирования этнокультурной и региональной идентичностей. Культурологическими задачами этого курса являются: приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства, воспитание у детей любви к родному краю, направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа.

На курсах «Физическая культура» мы используем элементы традиционных игр и состязаний эвенков, такие как: «Прыжки через нарты», «Ноори», «Ловля хариуса» , «Бег с грузом»[2]. Физические упражнения и игры издавна были неотъемлемой частью в жизни человека, которые были тесно связаны с традиционными обрядами, трудовой деятельностью народа, и использовались в качестве воспитания и физического развития подрастающего поколения. Учебный предмет содействует возрождению национальной духовной культуры и игр коренных малочисленных народов эвенков, повышению физической подготовленности учеников, совершенствованию двигательных умений и навыков, формированию здорового образа жизни.

             Учебный предмет «Музыка» включает пение на эвенкийском языке. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства. Музыкальная культура эвенков активно развивается и в настоящее время, обогащаясь элементами современной музыки. На уроках мы используем сборник «Обрядовая поэзия и песни эвенков» Г.И. Варламовой, А.Н. Мыреевой, Ю.И. Шейкина. Курс «Музыка» формирует у учащихся интерес к музыкальному фольклору народов Севера.

 На основании выдвинутой гипотезы нами была разработана модель внеурочной деятельности для инкультурации детей младшего школьного возраста (рис. 1).

 Рисунок 1

Модель внеурочной деятельности для инкультурации

детей младшего школьного возраста

Направление внеурочной деятельности

Духовное        

Кружок «Гиркилэн» (танцевальный)

Кружок «Сигункан» (северные напевы)

Общекультурное

Кружок «Кэргэнми» (эвенкийские сказки)

Декоративно-прикладное

Кружок «Северное сияние» (традиционное рукоделие)

Духовное направление: нами разработана рабочая программа «Гиркилэн». Программа включает традиционные эвенкийские танцы. Она тесно связана с окружающей природой и воплощает в себе различных духов, тотемные обожествления, различные явления природы, традиционные обряды и верования эвенков. Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс традиционных танцев эвенков способствуют детей не только в повышении правильного физического развития, но и приобщают подрастающее поколение к этнической культуре.

Мы разработали программу курса «Сигункан», которая включает знакомство с музыкальной культурой эвенков. Цель программы обусловлена в сохранении, изучении и пропаганды народного творчества эвенков, знакомстве с музыкальным фольклором эвенков и особенностями эвенкийских песен.

Общекультурное направление: программа курса «Кэргэнми» включает в себя изучение эвенкийских сказок, представляющая собой богатый материал для постижения богатства родного языка и его фольклорных истоков. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. На курсе младшие школьники знакомятся с эвенкийской сказкой, составляют монолог на основе прочитанного, обязательным моментом является инсценировка сказки.

Декоративно-прикладное: для сохранения декоративно-прикладного искусства эвенков мы разработали программу курса «Северное сияние» по обучению традиционным видам рукоделия эвенкийского народа. Традиционное декоративно-прикладное искусство – это бесценное наследие народов Севера, этнографическое богатство, сакральная ценность предметов и их декора [3].

Таким образом, через внеурочную деятельность и интегрированные уроки можно осуществить индивидуальный процесс инкультурации, который выражает собой повседневное общение с себе подобными. Здесь происходит неразрывная связь с эвенкийской культурой и формирование устойчивой культурной идентичности младшего школьника. Этнопедагогические ценности латентны в культуре повседневности, поэтому они являются естественной предпосылкой и обязательным условием инкультурации.

Обобщая сказанное выше, необходимо заключить, что в контексте городской среды, где дети редко имеют возможность на практике столкнуться с традиционными элементами собственной культуры. Проведение такого рода мероприятий является крайне важным.

Исходя из выше изложенного, предлагаю следующие организационные методы:

1.        Необходимо открыть дополнительные эвенкийские классы во многих городских школах для поддержания сохранения культуры эвенков;

2.        Разработать модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности;

3.        Внедрить изучение эвенкийской культуры в качестве интегрированных уроков  и внеурочной деятельности в многонациональных школах города.

4.    Разработать дополнительную литературу по изучению языка в средней  и основной школе.

Литература

1.        Анисимова, А.А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников. - Пенза, 2018. – С. 197 с.

2.        Варламов, А.Н. Традиционные игры и состязания эвенков. - Якутск: Изд-во «Северовед», 1997. – С. 12.

3.        Дугарова, Ц.Д. Воспитательная работа как средство инкультурации личности школьника // Материалы международной научно-практической конференции «Образование и воспитание в XXI веке: глобальные и региональные аспекты» (25-28 ноября 2003 года). Часть П. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. – С 130.

4.        Жапова, Н.А. Роль культорологии в современном образовании. Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дизентеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. - Улан-Удэ, 2007. – С. 143.

5.        Марфусалова, В.П. Функциональные проблемы языков коренных малочисленных народов Севера и создание условий для эффективной организации процесса обучения детей [Электронный ресурс] / В.П. Марфусалова // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, № 4 – URL: http://mir-nauki.com.pdf.

6.        Мыреева, А.Н. / В.П. Марфусалова / Ж.В. Захарова / Министерство образования Республики Саха (Якутия) // Традиционная культура эвенков: Учебное пособие для школ Севера. - Якутск: Офсет, 2005. – С  92.

7.        Сафьянникова Т. М. Орнаменты и украшения эвенков [Текст] / Т. М. Сафьянникова – Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. – 423 с.

8.        https://urok.1sept.ru/articles/411336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме  «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.

Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»

Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государстве...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....

Дидактическая игра «Страны и континенты» для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пелле с углубленным изучением отдельных предметов

Дидактическая игра «Страны и континенты»для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пеллес углубленным изучение...