Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»
статья
Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
В начальной школе выполнение данной задачи напрямую зависит от положительной мотивации к познавательной активности.
Несмотря на то, что тема познавательного интереса младших школьников достаточно рассмотрена в научной литературе, данная проблема по-прежнему остается актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»
Марченко Ольга Леонидовна, учитель начальных классов НЧОУ «ГЕЛИОС» 1 категории
Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
В начальной школе выполнение данной задачи напрямую зависит от положительной мотивации к познавательной активности.
Несмотря на то, что тема познавательного интереса младших школьников достаточно рассмотрена в научной литературе, данная проблема по-прежнему остается актуальной.
В своей статье хочу представить программу развития формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на примере НЧОУ «ГЕЛИОС».
Я считаю, что программа, направленная на формирование познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, будет эффективна, если:
- она будет осуществляться на научно - педагогической основе;
- будут выявлены педагогические условия формирования познавательного интереса;
- будут выявлены особенности и уровни формирования познавательного интереса;
- используется комплекс творческих заданий по предметам;
- осуществляется мотивация младших школьников.
В первую очередь я исследовала само понятие «познавательный интерес».
В широком смысле слова интерес - это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение разнообразных навыков.
Интерес к знаниям или познавательный интерес - это направленность личности ребёнка на овладение знаниями в различных предметных областях.
На развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.
Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Чтобы развить познавательные интересы и познавательную активность, я разработала программу развития формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы «ГЕЛИОС».
Цель программы: включение детей младшего школьного возраста в игровые ситуации учебной деятельности, привлечение к творческой деятельности, стимулирование их интереса через творческую деятельность на уроке литературного чтения и поисково-исследовательскую деятельность на занятиях проектная деятельность.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел включает в себя комплекс дидактических игр по развитию речи на уроках литературного чтения. В ходе работы над первым разделом программы происходит развитие познавательных интересов, познавательных процессов, интеллекта, творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Второй раздел включает в себя комплекс из 7 занятий проектной деятельности. В ходе работы над вторым разделом программы происходит развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка с использованием новых образовательных педагогических и информационных технологий, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.
Раздел 1.
№ занятия | Дата проведения | Количество часов | Тема занятия |
I четверть 1 | 1 | Сочинение стихотворения, посвященного маме. | |
2 | 1 | Лимерик. Сочиняем лимерик. | |
II четверть 3 | 1 | Создание книги лимериков. | |
4 | 1 | Сочинение сказки. | |
III четверть 5 | 1 | Создание книги сказок. | |
6 | 1 | Сочинение поучения учителям. | |
IV четверть 7 | 1 | Сочинение на свободную тему. |
Раздел 2.
№ занятия | Дата проведения | Количество часов | Тема занятия |
1 | 1 | Виды проектов. Выбор темы проекта, обозначить этапы проекта, определение целей, задач, гипотезы. | |
2 | 1 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | |
3 | 1 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | |
4 | 1 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | |
5 | 1 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | |
6 | 1 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | |
7 | 1 | Практическая работа. Защита проекта |
В заключение следует сказать, что формирование познавательного интереса в учебной и внеучебной деятельности младших школьников будет эффективным при соблюдении условий формирования и развития познавательных интересов младших школьников (содержание материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной работе указаны определения всех познавательных процессов, зависимость познавательного интереса от развитости познавательных процессов, упражнения на развитие внимания, памяти, абс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-64593-1367952200.jpg)
Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»
Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337848-1383914719.jpg)
"Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста"
Выступление на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970951-1510217708.jpg)
Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усили...
Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Познавательный интерес - это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социаль...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-558962-1422809544.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Практическaя значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивaющей работе, напрaвленной на устранение трудностей в освоении обра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313245-1612837086.jpg)
Доклад на тему: «Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
Доклад на тему:«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста кпознавательно-исследовательской деятельности»...