Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.
статья по зож (3 класс) по теме
Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий.
Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды проводился в 3х классах, рекомендуется для начальной школы со 2 класса,прежде всего практикуется во внеурочной деятельности, фрагменты проекта могут использоваться на уроках окружающего мира.
Особую роль в проектной деятельности играет презентация проекта учащимися в рамках общешкольной игры -по станциям, которая является финалом длительной исследовательской работы и осуществляет функцию обмена опытом между классами.
К этой статье прилагается конспект открытого итогового занятия(презентации проекта) - "Путешествие капельки", которое проводилось в увлекательной форме театрализованного выступления детей, сыгравших роль жителей некоторых стран, исторически -повлиявших на формирование современной банной культуры народов (Египет,Италия, Турция, Япония, Китай, Финляндия,Россия). Через изучение банной культуры и традиций разных народов, учащимся заранее предоставляется возможность познакомится с картой и географическим положением этих стран, с национальными особенностями жителей (костюмами, манерами, предметами быта).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста.
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после умения проводить правильно любые водные процедуры, правильно использовать различные гигиенические средства, сохранять и укреплять собственное здоровье.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, следить за гигиеной различных частей тела, за гигиеной своей одежды, самостоятельно или с помощью взрослых приводить вещи в порядок, твердо усвоить, что перед приемом пищи необходимо тщательно помыть руки с мылом, перед выходом из дома привести себя в порядок, умыться и причесаться, а так же, сколько раз в неделю и как ухаживать за собой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем школьном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми не только в играх специально направленного содержания, но и в исследовательской проектной деятельности, в которой дети усваивают много новой информации, выполняют различные практические задания, проводят эксперименты, посещают экскурсии и выполняют защиту проекта, представляя продукт этой деятельности. Важно, чтобы эта деятельность была интересна, могла увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают более глубокое отношение детей к ЗОЖ, стимулируют правильное развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Проектная деятельность представляется наиболее эффективной и интересной для работы с детьми по направлению формирования навыков ЗОЖ.
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей и детей.
* Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
* Дидактические игры и упражнения.
* Опыты и эксперименты.
* Чтение художественной литературы.
* Работа с интернет - ресурсами.
* Праздники.
* Работа с родителями.
* Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Перед стартом проекта проводится опрос (анкетирование) на выявление отношения обучающихся к данной теме. Задаются провокационные вопросы (мозговой штурм) по теме будущего проекта, активизирующие мыслительные действия детей.
В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта). Заполняется таблица существующих загрязнений воды, мер борьбы с ними, проводятся опыты по исследованию свойств воды, отличий природной воды от водопроводной, изучение средств гигиены; поиск и сбор необходимой информации из литературных источников и интернет-ресурсов о правилах гигиены, правильном проведении водных процедур и банных традициях других народов, при необходимости учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу.
После завершения работы над проектом обучающиеся каждой ролевой группы (Ученые-экологи, исследователи, литераторы, доктора и этнологи) в классе представляют результаты в виде презентаций, а так же других продуктов проектной деятельности, анализ исследования и разработанных рекомендаций по гигиеническому использованию воды.
Вопросы, направляющие проект | |
Основополагающий вопрос | Как влияет чистота воды на наше здоровье? |
Проблемные вопросы учебной темы | Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье с помощью воды и гигиены? Каковы условия возникновения культуры гигиенического использования воды? |
Учебные вопросы |
|
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: | |
использование приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Тип проекта: Групповой, творческий. Продолжительность проекта: 8 недель. Информационно-аналитический этап (подготовительный)- 1 неделя: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, анкетирование детей и их родителей; выявляется степень заинтересованности данной темой; составление плана работы; разработка содержания проекта; создание исследовательских творческих групп и группы поддержки из родителей; изучение литературы, интернет - ресурсов. Основной этап. 2 неделя: Проводится вводное занятие «Путешествие в страну гигиены и здоровья», где акцентируется актуальность изучения темы на данном этапе в жизни детей и в обучении ЗОЖ. Занятия по закреплению изученного. 3 неделя: Определение целей и задач в работе каждой группы, распределение обязанностей каждого члена группы; выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми. 4-5 неделя: Совместная образовательная работа с детьми и родителями (родительский клуб-презентация по данной теме) для решения поставленных задач; Изучение этикеток домашних средств гигиены, рациональных способов их применения. Проведение занятий по ознакомлению с правилами гигиены, гигиеническим значением воды, её качеством, о пользе и вреде гигиенических средств, разнообразных способах мытья. Изучение истории использования воды в разных странах, особенностей использования, а также традиций дошедших до наших дней. 6 -7 неделя: Обсуждения хода и выполнения проекта каждой исследовательской группы, учитель направляет деятельность учащихся и корректирует их работу. 8 неделя: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование детей и родителей; защита проекта по группам: предоставление продуктов проектной деятельности (презентация, книжка-раскладушка и мини-спектакль, презентация, коллаж и буклет). Практические задания по изученным направлениям. Защита проекта: совместное творчество групп, обобщающая презентация, театрализованное выступление. |
5. Краткое описание проекта по этапам
Список литературы
- Батмангхенидж. Вода для здоровья. Пер. с английского. Мн. Попурри. 2006. 544 с.
- Бойко Н. Чтобы вода осталась "живой" // Строительство и реконструкция. 6 марта 2003 (№ 3). С.29-31
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
- Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. М, 2001
- Справочник "Общая гигиена", М., 2007
- Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д. Ласкина и [др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Эмото М. Послание воды. София. 2006. 97 с.
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное занятие в 3 классе в аспекте содержания ФГОС
Учреждение: ГБОУ школа № 167
Учитель: Синицына Надежда Витальевна
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема: «Путешествие капельки»
Тип занятия: внеклассное в разделе «Здоровый образ жизни» .
Форма проведения: презентация– путешествие
Форма организации работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, физическая карта Евразии, костюмы для выступления: разных народов, Капельки, Маши, банный веник; для практических заданий: тазики, средства для купания, полотенца, карточки, тесты, плакат и стикеры-капельки для голосования, товары и деньги-капельки для игры «Магазин».
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся в предметной области «Здоровый образ жизни»-культурно-гигиенических представлений и навыков.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом, |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– дать представление об истории и культуре умывания разных народов;
- освоение знаний о современных культурно-гигиенических правилах;
- формирование умений применять изученное на практике.
Планируемые результаты: - принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий;
- прививать интерес к истории и географии.
- оценивать актёрское мастерство и культуру народов;
Ход занятия
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Организационный. Мотивация учебной деятельности. 2 мин. | 1.Клип про капельку-эксперта в области воды. 2. Видео ролик «Маша и Медведь-песенка про умывание». 3. Выступления детей. - Привет! Капелька-это я! А сейчас вы увидите чему посвящается наше занятие… -Привет, а я Маша! -Маша, как ты ужасно выглядишь! | Здравствуйте ребята! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плитке у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без меня вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. | Проверяет готовность к уроку; Организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; Мотивирует к учебной деятельности. Просмотр видеоролика про капельку, мультфильма-муз. | |||||
Объявление темы урока. 3 мин | Сегодня на уроке мы продолжим разговор о здоровом образе жизни и совершим путешествие. Тема урока «Путешествие капельки». Мы узнаем об истории умывания с древних времен до настоящего времен и познакомимся с культурой разных народов. | Просмотр клипа «Маша и Медведь-песенка про умывание» Капелька -Маша, мы отправляемся в историческое путешествие по разным странам, чтобы ты узнала, какие интересные традиции умывания существуют на свете и научилась сама правильно умываться. | ||||||
Актуализация знаний. Постановка цели занятия. 3 мин. | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи; Определяют цели урока; - Мы хотели бы узнать, какие традиции существуют в разных странах, с чего началась история развития культуры мытья, -узнать правила современного купания и уметь их выполнять. - Выработать рекомендации для сохранения здоровья. | Организует актуализацию знаний, необходимых для решения учебной задачи. | ||||||
Поиск решения. 15 мин. | 1.Выступление Капельки и Клеопатры. 2.Выступление Капельки и «жителя Древнего Рима» Знакомство с римскими термами. 3. Знакомство с восточной культурой, турецким хамамом и выступление «жительницы Турции» 4. Знакомство с культурой Китая и Японии.- выступления детей с ролями жителей этих стран. Знакомство с офуро. 5. Знакомство с культурой Скандинавской страны-Финляндии и финской сауной. Выступление «жительницы Финляндии» 6. Знакомство с культурой России начинается с просмотра отрывка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»- «Песня про баню». Выступление Капельки. Выступление Россиянина. Подведение итогов путешествия. | Работа с информацией. Показ Египта на карте (магнит) -Наше Путешествие начинается с Египта, Капелька, почему? Рецепт Клеопатры: -Клеопатра принимала молочные ванны и славилась бархатной кожей. Рецепт: 4ст. Ложки мёда смешать с 1 л молока, добавить 4ст. Ложки оливкового масла,3 капли эфирного масла мяты, вылить в ванну. -Дальше наше путешествие продолжается в Италию, Капелька, расскажи, почему? Показ на карте Италии. -Культура современного мытья началась с Древнего Рима. Римляне первыми построили АКВЕДУКИ – водоводы, для доставки воды в город и её использовании в городских банях- термах. В день расходовалось 750 тысяч литров. На одного римлянина по 1000 литров. -Наше путешествие продолжается на восток, Капелька, расскажи, почему? - После падения римской империи процветала исламская культура. Стала известной восточная баня- ХАМАМ, впервые построенная в Турции. - Путешествуем дальше на Восток и познакомимся с банной культурой Китая и Японии. Показ на карте: Турции, Китая, Японии. - Дальше мы продолжим путешествие в страну, которая больше всего повлияла на нашу русскую культуру мытья- это северная страна –Финляндия. Показ на карте. Капелька: - На возникновение культуры мытья в России повлияла банная культура Скандинавии и существующие финские бани- САУНЫ. Сауна совмещает черты римской сухой и русской влажной бани.
-Посмотрите, ребята, с какой культурой мы сейчас познакомимся… Капелька: -Маша, тебе понравилось наше путешествие? -Ты узнала много интересного, теперь я дарю тебе правила купания, соблюдай их и познакомь с ними всех ребят. -Ребята, познакомьтесь с правилами и рекомендациями современного купания: | - организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в форме театрализованного выступления заранее подготовленных учеников Капелька -Египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Выступление «Клеопатры» -Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Бани представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась.
- Баня состояла из двух этажей. Под ними в подвале устанавливались пылающие очаги, а на первом этаже были расположены большие камни – лежанки, нагреваемые очагами. На втором этаже посредине находился контрастный бассейн, а также помещения для занятий гимнастикой, лечебница с медицинскими инструментами. Выступление «Жителя Древнего Рима» В ТЕРМАХ использовалась вода из термальных (горячих) источников, полы подогревались этой водой и были очень горячие-60-70 градусов, поэтому ходили в банях в специальных деревянных сандалиях. -Сначала посетители выбирали помещение с сухим или влажным жаром, в которых полагалось находиться не более 15 минут. Затем переходили в помещение для мытья, где стояли огромные медные ёмкости с водой, в них смывали пот и грязь. После этого переходили в помещения для различного ухода за телом: массажа, ухода за ногтями на ногах и руках, а также лечения зубов и лечебного кровопускания. - В термах римляне любили проводить целый день и занимались не только банными процедурами, но и чтением книг, беседами, пением, гимнастикой и спортом, устраивали пиршества. Выступление «жительницы Турции» - «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», - так говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади -Хозяин турецкой бани – миндер – каждому посетителю, даже бедняку, поднимался навстречу, приветствовал объятиями, как долгожданного гостя. Процедура восточной бани состоит из пяти основных действий: разогрев тела, энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия – релаксация- это расслабление и отдых. Выступление «Китаянки» и «Японки» -В китайской паровой бане сначала клиент распаривался, а потом специальные банщицы отирали его от грязи одноразовыми специальными мочалками без мыла. По буддистским законам было запрещено изготовление мыла (так как приходилось для этого убивать животных) и люди привыкли мыться только горячей водой. -Японцы принимают ванну- ОФУРО, чтобы снять напряжение и усталость, а не для мытья. Ванная состоит из двух комнат. В одной –умывальник, зеркало, там снимают одежду. В другой- душ и офуро. Сначала японцы моются под душем, затем чистыми принимают офуро, где вода очень горячая-40-42 градуса с различными добавками из трав и минералов. Выступление «Жительницы Финляндии» - Посреди помещения сауны находится каменный очаг. Огонь печи раскаляет камни. Когда камни достаточно накалятся, огонь гасят и бревна сауны отмывают изнутри от пепла и золы, дверь и выходное отверстие под потолком плотно закрывают. Когда сауна немного выстоится, внутрь заносят чан с водой и заготовленные веники, которые замачивают, после чего начинают париться. После парения моются. Просмотр отрывка мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»- «Песня про баню». Выступление капельки: Выступление Россиянина. -Русскую баню отличает от финской очень влажный нагретый воздух. В баню приходили не только очистить тело, но и душу – избавиться от «нечистой силы». Особенный ритуал совершали обмахивая тело дубовым или берёзовым веником. Это был отличный массаж, пропаривание тела и насыщение кожи витаминами, содержащимися в листьях веников. После парилки ныряли в речку или озеро, а затем мылись в бане мочалкой с мылом. | |||||
Физминутка 2 мин Включение нового знания в систему знаний. 13 мин. | - Итак, мы познакомились с культурой мытья разных народов, с историей возникновения культуры современного купания, его правилами и теперь нам предстоит, используя полученные знания, выполнить правильно практические задания:
| Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся: выполним упражнения под музыку «Маша и Медведь-песенка про умывание» Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания. Помогает оценить работу, подводит итог работы каждой из групп, оценку, выдает «деньги-капельки», консультирует по индивидуальной работе. Практическое задание выполняется под музыку «Маша и Медведь-песенка про умывание» | Работа по группам. Выполнение практических заданий. Делают выводы. Зарабатывают «деньги-капельки» для заключительной игры «Магазин» Устанавливают взаимосвязи между новым знанием и уже изученным учебным материалом. Осмысляют возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации. | |||||
Рефлексия. 10 мин. | -Какое новое знание мы открыли на нашем занятии? (о культуре купания и истории развития) -На какие еще вопросы сегодня мы нашли ответы? (научились правильно купаться, применяли знания, знакомились со средствами для купания, делали выводы, ) -Что было особенно интересно на уроке? -Что было полезно?
Игра в «Магазин»: | - Я предлагаю вам следующее домашнее задание: - Познакомить родителей с полученными знаниями. -Повторить опыт правильного купания самостоятельно, учитывая полученные рекомендации. Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке; Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта; Согласовывает дом. задание. Подводит перед игрой итоги работе учеников на уроке: чем лучше работали, тем больше «денег-капелек» и лучшие товары (призы) могут приобрести. Объясняет правила игры. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Осмысляют личностные результаты урока. Намечают дальнейшие цели деятельности. Осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности. Определяют домашнее задание. Играют в «Магазин»: на заработанные «деньги –капельки» приобретают товары, которые предоставляются в качестве призов за хорошую и активную работу, творчество и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».
План работы педагога –наставника На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....
Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...
“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....
Воспитательный час на тему Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью методов мнемотехники у детей с ОВЗ
Привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведе...
"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Максимальное овладение навыками самообслуживания, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, -...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только тр...