Мониторинг уровня сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
методическая разработка (2 класс)
В данном материале представлена методическая разработка для проведения мониторинга мониторинга: диагностические материалы , критерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»________
Мониторинг
уровня сформированности
количественных представлений
у обучающихся 2 года обучения
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Разработала: учитель IКК
Моравель Екатерина Игорьевна
г. Иркутск, 2023 г.
Мониторинг
уровня сформированности
количественных представлений
у обучающихся 2 года обучения
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Пояснительная записка
Контроль знаний и умений у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР является важным звеном образовательного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону актуального и ближайшего развития обучающихся, выявляет их успехи в учении, пробелы в ЗУН и вносит необходимые коррективы в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Мониторинг осуществляется в разных формах и разными методами, которые выбирает учитель в зависимости от определенных условий. По каждому результату контроля ведется отслеживание западающих звеньев и пробелов в знаниях. После чего учитель определяет пути коррекционной работы.
Цель мониторинга – выявить уровень сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2).
Задачи:
1. Создание условий для проведения мониторинга обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
2. Разработка диагностических заданий в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
3. Обработка полученных результатов работ детей старшей группы и распределение их по уровням.
Ожидаемые результаты:
- Считать (отсчитывать) в пределах 10.
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
- уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
Инструментарий
проведения мониторинга уровня сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР
Данная методика представляет собой задания на определение уровня сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Все задания имеют индивидуальные критерии по балльной системе от 1 до 4. (таблица 1). Критерии оценивания сформированности количественных представлений у обучающихся проводится 2 раза в год в начале и конце учебного года.
Таблица 1 – Оценочная шкала уровня сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР по результатам выполнения заданий.
Название уровня | Характеристика оценивания | Количество баллов |
Высокий | Ребенок ориентируется в обстановке, определяет цель деятельности. Намечает ход выполнения задания. Осуществляет задуманное с помощью рациональных, разнообразных способов действий, соблюдает необходимую последовательность действий. Не отвлекается, самостоятельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом. | 4 балла |
Средний | Ребенок определяет цель деятельности, заранее готовит средства, но может забыть один или несколько необходимых предметов. Ход выполнения продумывает частично. Способы действий не всегда рациональны. Редко сам устраняет допущенные недостатки и неточности, часто отвлекается. Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения. | 3 балла |
Низкий | Ребенок не определяет цель деятельности, выполняет задания под воздействием взрослого или сверстников. Подготовку средств осуществляет несознательно, забывает большинство необходимых предметов. Заранее не продумывает ход выполнения. Действия лишены логичности, целесообразности, как правило, выполняются путем проб и ошибок. Не хочет преодолевать трудности, часто отвлекается. Результат отличается незавершенностью. | 2 балла |
Крайне низкий | Ребенок не может самостоятельно выполнить задание, выполняет его только с помощью взрослого, сверстников. Сам выполняет лишь отдельные действия, как правило, подражает действиям других, отвлекается. Результата деятельности не достигает. | 1 балл |
Для выявления уровня сформированности количественных представлений мною был подобран ряд диагностических заданий.
Диагностика сформированности количественных представлений
4 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого), ответил на вопросы (вербально, невербально).
3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более двух ошибок (исправил их с помощью взрослого), ответил на вопросы (вербально, невербально).
2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, не отвечал.
1 балл – ребенок не сумел выполнить задание.
Задание № 1 – игра-тест «Сосчитай себя»
Цель: выявить умение составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, считать в пределах 10.
Материал: не требуется.
Условия проведения: индивидуально, с каждым ребенком.
Задание 1. Перечислить части тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, живот, спина или др.).
Задание 2. Перечислить парные части тела (уши, виски, брови, глаза, щеки, руки, ноги, коленки или др.).
Задание 3. Показать те части тела, которые можно сосчитать до 10 (пальцы рук и ног, зубы, веснушки или др.).
В результате выполнения оценивается правильность составления множества, количество найденных ответов, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Задание № 2 – игра-тест «Зажги звезды»
Цель: выявить умение считать в пределах 10, определяя число фигур на карточке, определяя число на слух.
Материал: модель ночного неба – лист бумаги тёмно-синего цвета, по одному на каждого ребенка; кисть; жёлтая краска; числовые карточки с фигурами (карточки, на которых изображено до10 фигур).
Условия проведения: коллективно, каждый ребенок сидит за партой.
Задание 1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.
Задание 2. То же самое выполнить, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по столу, сделанных взрослым.
В результате выполнения оценивается правильность определения числа «звезд» по карточке и ориентируясь на слух, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Задание № 3 – дидактическая игра «Кощей Бессмертный»
Цель: выявить умение считать в пределах 10, разделять предметы на группы по определенному признаку, уравнивать два множества.
Материал: монеты разного достоинства двух видов (например, 1 и 2 рубля), 10 штук.
Условия проведения: индивидуально, ребенок сидит за партой.
Педагог: «Помоги Кощею Бессмертному разделить монеты на две группы (по размеру). Сколько монет в каждой группе? Сколько всего монет? Сколько рублей в каждой группе?». (Объяснить разницу в достоинстве монет).
Ребенок: выполняет задание, отвечает на вопросы.
В результате выполнения оценивается правильность разделения множества на две части, умение считать в пределах 10, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Задание № 4 – игра-тест «Тюлени»
Цель: выявить умение сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
Материал: картинка с изображениями тюленей.
Условия проведения: с 2-мя или 3-мя детьми, дети сидят за столом.
Педагог: «Ребята, посчитайте, сколько тюленей на картинке. Сколько тюленей в бассейне? Сколько тюленей играет в мяч? Каких тюленей больше, которые в бассейне или которые играют в мяч?»
Ребенок: выполняет задание.
В результате выполнения оценивается: умение считать в пределах 10, умение выявлять большее число, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Задание № 5 – игра-тест «Сосчитай зверей»
Цель: выявить умение считать в пределах 10 и использовать порядковые числительные.
Материал: картинка с изображениями зверей.
Условия проведения: с 2-мя или 3-мя детьми.
Педагог: как-то утром разные лесные звери собрались на полянке. Давайте сосчитаем, сколько на полянке зверей. Который по счету медведь? Который по счету волк? Которая по счету лиса? Которая по счету белка? Кто стоит второй по счету? Кто стоит пятый по счету?
Ребенок: выполняет задание.
В результате выполнения оценивается: умение использовать порядковые числительные в пределах 10, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности количественных представлений у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Таблица 2 – Результат выполнения диагностического задания № 1
№ п/п | Имя учащегося | Результат выполнения диагностического задания «Сосчитай себя» | Баллы |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Таблица 3 – Результат выполнения диагностического задания № 2
№ п/п | Имя учащегося | Результат выполнения диагностического задания «Зажги звезды» | Баллы |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Таблица 4 – Результат выполнения диагностического задания № 3
№ п/п | Имя учащегося | Результат выполнения диагностического задания «Кощей Бессмертный» | Баллы |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Таблица 5 – Результат выполнения диагностического задания № 4
№ п/п | Имя учащегося | Результат выполнения диагностического задания «Тюлени» | Баллы |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Таблица 6 – Результат выполнения диагностического задания № 5
№ п/п | Имя учащегося | Результат выполнения диагностического задания «Сосчитай зверей» | Баллы |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Таблица 7 – Сводная таблица выполнения заданий и выявлению уровня сформированности количественных представлений.
Имя ребенка | Номер диагностического задания, набранное количество баллов | Средний балл по итогам выполнения заданий | Уровень математического развития |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему "Времена года. Осень" для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Урок окружающего мира "Времена года. Осень"...
рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател
рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Мониторинг уровня сформированности двигательных умений (навыков) у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
В материале представлен инструментарий диагностических параметров "Двигательные действия" и "Физические способности"....

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс (второй год обучения)
Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...