рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 6б общеобразовател
рабочая программа

рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2  , 6б  класса   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Окружающий мир», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hb_trud_s.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………..

 

1.1.Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2

1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 в 6б классе.

2. Особенности организации учебной деятельности для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2

 по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

4.Планируемые результаты освоения для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2

предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

 

1.Пояснительная записка.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 в  6б классе.

        Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР  Вариант 2  6б класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации.

        Структура и содержание  программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2  составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи, письма и развития речи, математики, рисования,  уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда, уроков развития речи, предметных уроков, экскурсий, уроков хозяйственно-бытового труда, и  рассчитана на 34 часа в год, по 1 занятию в неделю (продолжительностью 20 минут). На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому обучающемуся, воспитаннику со сложными дефектами работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей диагноза и уровня развития  обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 

Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2  6б  общеобразовательной организации.           

Срок реализации настоящей программы по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» - 1 учебный год.

Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2  , 6б  класса   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Окружающий мир», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».

Цель: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР обрести доступную им степень самостоятельности в общественной жизни, обеспечивающую их бытовую независимость от окружающих.

Задачи предмета:

- учить самостоятельному уходу  за одеждой;

- учить подготовке одежды к хранению;

- учить ремонтировать одежду: пришивать пуговицы, вешалку;

- учить приёмам стирки и сушки мелких вещей;

- формировать у детей навык ухода за одеждой и обувью по сезонам;

- формировать навык ежедневной уборки жилого помещения;

- формировать навык ухода за мебелью;

- знакомить с правилами ухода за комнатными растениями;

- формировать навык сервировка стола;

- знакомить с правилами мытья и хранения чайной посуды;

- воспитывать бережное отношение к вещам, предметам быта;

- учить заботиться о своём здоровье;

-способствовать овладению обучающегося, воспитанника доступным теоретическим и практическим материалом, необходимым в повседневной жизни в трудовой деятельности;

- формировать общеучебные умения и навыки для усвоения программного материала по предмету;

-формировать навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, общества;

- изучать правила техники безопасности при работе, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию;

- познакомить с понятиями "личная гигиена ", "уборка помещений ", "уход за одеждой и обувью", "уход за комнатными растениями";

- научить пользоваться необходимыми для трудовой деятельности инструментами и приспособлениями.

Основополагающие принципы.

В основу программы по предмету  «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2  6б класса положены следующие принципы:

- принцип гуманизма – вера в возможности обучающегося, субъективного, позитивного подхода к каждому обучающемуся, воспитаннику со сложными дефектами;

- принцип системности – рассмотрение обучающегося, воспитанника со сложными дефектами как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта, введение в  содержание  обучения  разделов,  которые  предусматривают  восполнение   пробелов   предшествующего    развития,    формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей обучающегося, воспитанника и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы, определение оптимального содержания учебного материала и его отбор  в соответствии с поставленными задачами;

- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося, воспитанника - принцип активного привлечения ближайшего окружения обучающихся, воспитанников со сложными дефектами;

- принцип деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту и индивидуальным особенностям, обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, использование методов и  приёмов  обучения  с  ориентацией  на  «зону ближайшего  развития»  ребёнка,  создание  оптимальных  условий   для реализации его потенциальных возможностей;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, целей работы;

- коррекционная  направленность  учебно  –  воспитательного  процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и   речи обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2,  преодоление  индивидуальных недостатков развития;

- принцип учёта эмоциональной сложности материала.

 2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

             Основные направления коррекционной деятельности по предмету:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие психомоторики и сенсорных процессов.

                                            Формы обучения:

      Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР   на уроке являются индивидуально-фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Формами организации учебного процесса могут быть практические работы, игровые тренинги, самостоятельные работы под контролем учителя, коллективный общественно-полезный труд и другие, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

                                                  Методы обучения:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация;

-практические –  упражнения, игры и коррекционные задания;

-фронтальный и индивидуальный опрос;

- методы стимуляции.

       Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), класса (познавательных и личностных): какими знаниями по предмету владеет обучающийся, воспитанник, какие трудности он испытывает в овладении ими, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его трудовых способностей.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

                                               Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

- комплексного применения знаний и умений;

- урок закрепления знаний, умений, навыков;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

-комбинированный урок;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-нестандартные уроки (урок-игра, урок- путешествие, урок- сказка)

        Структура каждого урока определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя следующие части: организационный момент, основную часть, итог урока. В структуре каждого урока предусмотрены динамические паузы для снятия физического и умственного напряжения. В содержание динамических пауз входят игровые упражнения, подвижные игры, ритмические  движения по музыку, зарядки для глаз.

Используются ТСО:  музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Виды учебной деятельности:

- поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

                                 Система межпредметных связей

         Уроки по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 4б классе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР  тесно связаны с другими предметами:

- математика;

- письмо и развитие речи;

- чтение и развитие речи;

- рисование;

- социально-бытовая ориентировка;

- развитие речи, предметные уроки, экскурсии;

- ритмика;

- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;

                                  Содержание рабочей программы

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

  Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.

  Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.

2. Уход за одеждой и обувью.

  Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. Чистка щёткой платья, пальто, головного убора.

  Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытьё резиновой обуви.

  Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.

  Навыки владения иглой и напёрстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитьё по проколам.

Практическая работа. Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.

3. Уход за жилищем.

  Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.

  Наш дом. Название мебели и её назначение. Гигиенические правила уборки класса. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).

Дежурство по классу. (Подготовка для доски мела, влажной тряпки, удаление пыли со столов, стульев, подоконников).

Практическая работа. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щётка, совок).

4. Приготовление пищи.

  Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.

  Практическая работа. Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.

3.Учебно-тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе для обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР Вариант 2 

4.Планируемые результаты освоения обучающегося, воспитанника с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР предмета «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» в 6б классе.

     Характеристика обучающегося, воспитанника:

     индивидуальное обучение на дому.

Группа/

уровень

Возможности обучающегося, воспитанника

Ф. И.

обучающегося, воспитанника

I  группа/

уровень

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности.  Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения.

II группа/ уровень

III группа/ уровень

IV группа/ уровень

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.        

Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится  могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими  осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки. 

Газюк В.

Основные требования к уровню подготовки обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по предмету

К концу учебного года обучающийся, воспитанник должен  знать: 

- виды служебных и жилых помещений;

санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и служебных помещений;

- правила и последовательность уборки;

- назначение моющих и чистящих средств, пылесоса и правила техники безопасности при работе с ними;

- правила ухода за комнатными растениями;

- виды работ на пришкольном участке, название предметов уборочного инвентаря, - правила безопасной работы с ним и порядок хранения, правила уборки дорожек, палисадников и крыльца;

 - правила ежедневного и сезонного ухода за одеждой и обувью;

- виды тканей, ручных швов, правил техники безопасной работы при шитье, работе с ножницами, иголкой;

- знать и различать виды сезонной одежды и обуви, их назначение;  

- знать и различать предметы ухода за одеждой и обувью;

-  сроки смены белья;

- приёмы стирки и сушки, мелких вещей;  

- знать и различать виды жилых помещений;

- гигиенические требования к жилому помещению;

-  правила ежедневной уборки жилых помещений;

- знать и различать предметы уборочного  инвентаря и его назначение;

- знать и различать виды мебели и её назначение;

- знать и различать основные продукты питания;

- правила обработки овощей и фруктов;

- правила хранения пищи и продуктов питания.

Обучающийся, воспитанник должен уметь:

- делать генеральную и ежедневную уборку жилого и служебного помещения;

- пользоваться моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами;

- технологически правильно ухаживать за комнатными растениями;

- использовать по назначению инвентарь для садовых работ и правильно хранить его;

- соблюдать технику безопасности во время работы;

- дежурить по классу, по столовой;

- убирать и соблюдать порядок на своём рабочем месте;

- протирать подоконник;

- ухаживать за школьной мебелью;

- ухаживать за комнатными растениями: поливать, чистить и промывать поддон;

- выполнять сухую уборку пола;

- обрабатывать уборочный инвентарь после работы;

- мыть чайную посуду;

- сгребать граблями мусор;

- подметать дорожки метлой;

- собирать мусор в кучи;

- узнавать лицевую и изнаночную стороны;

- выполнять косой обмёточный стежок; шов вподгибку с открытым срезом;

- пришивать пуговицу со сквозными отверстиями;

- пришивать метку.

- ухаживать за обувью;

- готовить обувь к хранению;

- ухаживать  за одеждой, подготовка одежды к хранению;

- ремонтировать одежду: пришивать пуговицы, готовую вешалку;

- менять одежду по сезонам;

- ухаживать за мебелью;

- ухаживать за комнатными растениями;

- сервировать стол, мыть и хранить чайную посуду.

Обучающиеся, воспитанники должны научиться:

- получать удовлетворение от результатов своего труда;

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания».

5.1. Учебно-методическое обеспечение.

      Занятия по реализации данной программы проводятся в учебном кабинете. Кабинет оснащен методическими пособиями и учебниками для занятий с обучающимися, воспитанниками, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития обучающихся, воспитанников со сложными дефектами. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей количеству и росту детей, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с обучающимися, воспитанниками используется видео и аудио записи, музыкальное сопровождение.

                                            Наглядные пособия

                                                       

№ п/п

                                                  Наименование

Инвентарный номер

1

Обувь. Её виды.

2

Столовые приборы.

Развивающие игры

1.

« Умные пальчики»

2.

« Геометрические формы»

3.

« Конструктор» №1

4.

« Конструктор» №2

5.

« Конструктор» №3

6.

« Конструктор» №4

7.

Геометрический конструктор

8.

Мозаика

9.

Кубики-сказки

10.

Кубики строительные

                                                         Литература

1.Бгажнокова И М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта . Дефектология, 1997г.  №1

2. Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998г

3. Ершова Н.В., Аскерова И.В., О.А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого  развития».- СПб.:  ООО «Издательство   «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.

4. Зайцев  Г.Д. «Уроки Айболита». Расти здоровым.  Санкт – Петербург Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001 г..

5. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1996.

6. Смирнова Т.В. «Ребёнок познаёт мир» Игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников. Волгоград «Учитель»,  2008.

7. Тихомирова Л.Ф. «Уроки на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет» Ярославль.

                                      Материально-техническое обеспечение:

Перечень оборудования и дидактического материала:

- стеллаж для хранения предметов гигиены, зеркало;

- предметы гигиены: мыльница, мыло, специальные щёточки для рук, жидкое мыло, зубная паста, зубные щётки, футляры для зубных щёток, расчёски (индивидуально для каждого ребёнка);

- знаковые обозначения, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта (картинки с изображением предметов и их контуров, геометрических форм) и т. п.;

- сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайка и др.);

- разбрызгиватели воды, палочки для рыхления, детские вёдра, щётки-сметки, лейки,  тазики;

- наборы цветной бумаги и картона разной плотности, клей, кисточки для клея, стаканчики под кисточки, тряпочки, дощечки для работы с клеем;

- атрибуты для проведения ремонта детских книг;

-  иголки (большие деревянные и пластмассовые с широким ушком); толстые нитки, шнуры;

- ткани различной фактуры; ножницы с закругленными концами.

Разработчик программы:

Рыбакова Татьяна Алексеевна,    

учитель начальных классов,

учитель первой квалификационной категории.                                            _________________

                                                                                                                                    Подпись

Учитель:                                      Рыбакова Татьяна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельнос...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Мониторинг уровня сформированности навыков по соблюдению правил дорожного движения у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 2).

Учитывая динамичность педагогических процессов, необходимо иметь возможность постоянного отслеживания их результатов с целью оптимизации данных процессов. Иначе говоря, процесс формирования навыков по...