ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Использование системы PECS в процессе формирования учебного поведения у учащихся первых классов с расстройствами аутистического спектра
материал (1 класс)
Проблема готовности к школьному обучению и в частности, проблема формирования учебных навыков рассматривались в работах, Е.Е. Кравцовой, Д.Б.Эльконина, Р.С.Немова. Как отмечают авторы, что к старшему дошкольному возрасту у детей должна быть сформирована мотивационная готовность, волевая готовность, умение организовывать свое пространство. Однако не все дети могут быть готовы к школьному обучению. Особого внимания к подготовке к обучению в школе заслуживают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»
ПЛАН РАБОТЫ
НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Использование системы PECS в процессе формирования учебного поведения у учащихся первых классов с расстройствами аутистического спектра
Учителя начальных классов Шишмаревой нины Александровны
2023-2026гг.
Пояснительная записка
Проблема готовности к школьному обучению и в частности, проблема формирования учебных навыков рассматривались в работах, Е.Е. Кравцовой, Д.Б.Эльконина, Р.С.Немова. Как отмечают авторы, что к старшему дошкольному возрасту у детей должна быть сформирована мотивационная готовность, волевая готовность, умение организовывать свое пространство. Однако не все дети могут быть готовы к школьному обучению. Особого внимания к подготовке к обучению в школе заслуживают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Нарушение формирования эмоциональной сферы при аутизме, которое проявляется в трудностях установления контакта с окружающими, стереотипности поведения, повышенной тревожности, ранимости, страхах, агрессивности (самоагрессии) и негативизме все это приводит к трудностям формирования и организации учебного поведения такого ребенка. В тоже время известно, что не решив задачу организации учебного поведения аутичного ребенка или решив ее частично не возможно впоследствии добиться его продуктивной работы на уроках, осмысленного овладения им такими учебными навыками как чтение, письмо, счет. Таким образом, специально организованная коррекционная работа с детьми с РАС по формированию учебного поведения является актуальной и практически значимой. Всегда остается необходимость поиска наиболее эффективных способов формирования учебного поведения у учащихся первых классов с РАС. Как помочь такому ребенку? В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам). Все чаще используется в работе с детьми с РАС система коммуникации «PECS», разработанная Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году. Это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек — это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи). Использование системы PECS сглаживает нежелательное поведение и позволяет переключить внимание в случае нежелательного поведения. Если применение PECS начинает выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение, то это нежелательное поведение начинает уменьшаться. Исследования указывают на то, что чем лучше у учащегося навыкикоммуникации, тем меньше у него проявления нежелательного поведения. Для младших школьников с РАС такая система является наиболее эффективной при организации учебной деятельность, поскольку она опирается на последовательность схематических изображений и помогает удержать план действий.
Цель: адаптировать и апробировать систему PECS (альтернативная система коммуникации) для формирования учебного поведения у учащихся первых классов с расстройствами аутистического спектра и проверить эффективность ее применения
Задачи 1) изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;
2) применить альтернативную систему коммуникации PECS и определить возможности ее использования в процессе формирования учебного поведения у учащихся первых классов с аутистическими расстройствами;
3) применить развивающие и дидактические игры на занятиях для успешного овладения альтернативной коммуникацией;
4) проанализировать результативность и оценить эффективность работы по использованию карточек PECS.
Предполагаемый результат Разработать коммуникативную книгу и внедрить ее в практику работы.
Этапы проработки материала
Этап | Содержание работы | Сроки | Форма представления результатов |
1. Диагностический | 1. Анализ педагогической деятельности в 1Б классе МБС(К)ОУ «НШ-ДС №10» г.Троицк, выявление затруднений по проблеме. 2. Выявление области затруднений по теме, анализ персональных сайтов учителей начальных классов в данной области. 3. Постановка целей и задач по теме самообразования. 4. Прогнозирование результатов. | сентябрь-декабрь 2024 г | План работы над темой самообразования. |
2. Обучающий | 1. Подбор практических заданий для рабочих листов. 2. Создание рабочих листов для учебных занятий с элементами карточек PECS» | октябрь -декабрь 2024 г | Формирование картотеки по теме. |
3. Практический | 1. Применение коммуникативных игр для детей с интнлектуальной недостаточностью с использованием карточек PECS. 2. Использование карточек PECS на уроках в 1Б классе МБС(К)ОУ «НШ-ДС №10» г. Троицк | 2024г.-2026г | Технологические карты уроков по предметам в начальных классах с применением карточек PECS. |
4. Внедренческий | 1. Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал. 2. Апробация, коррекция, результативности, рекомендации | 2024г-2026г | Выступление на педагогическом совете, открытый урок |
5. Обобщающий | 1. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление результатов в виде творческой работы (портфолио). | 2025г-2026г | Мониторинг, рекомендации для коллег. |
Деятельность по теме самообразования на 2023-2024г
№ п/п | Период работы | Деятельность по реализации темы | Прогнозируемые результаты |
1 | сентябрь | Составление плана работы над индивидуальной методической темой самообразования | План работы по самообразованию |
2 | октябрь | Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы | Составление картотеки коммуникативных игр |
3 | ноябрь | Изучение уровня сформированности учебного поведения у аутичных детей, поступивших в первый класс | |
4 | октябрь-ноябрь | Подготовка материалов; Формирование у обучающихся навыков использования карточек PECS на 1этапе обучения | Изготовление карточек |
5 | январь-декабрь 2024г | Применение развивающих и дидактических игр на занятиях для успешного овладения альтернативной коммуникацией в 1Б классе МБС(К)ОУ «НШ-ДС №10» г. Троицк | Составление коммуникативнфх книг |
6 | январь-март 2024г | Использование карточек PECS на уроках в 1Б классе МБС(К)ОУ «НШ-ДС №10» г. Троицк | |
7 | Апрель-май 2024г | Представление материалов. |
Информационные источники по теме самообразования:
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012]// Консультант Плюс: правовая база: [сайт].-2020.- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.1.2020)
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г.№996-р. – URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2020)
- Национальный проект «Образование»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2020)
4.Бонди Э. , Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS [Текст]. — М.: Теревинф, 2011. — 204с 5. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение [Текст]. — М.: Педагогика, 2000. — 144с. 6. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: СПб.: Питер, 2008. — 272 с. 7. Никольская, О. С. Дети с аутизмом: варианты развития / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 1. — С. 25—32. 8. ГУО «Лоевский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» https://zkroer.schools.by/pages/iz-pedagogicheskogo-opyta-raboty-koschenko-ov 9. Научные Статьи.Ру https://bank.nauchniestati.ru/primery/diplomnaya-rabota-na-temu-ispolzovanie-sistemy-pecs-v-proczesse-formirovaniya-uchebnogo-povedeniya-u-uchashhihsya-pervyh-klassov-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-imwp/ 10. Центр речевого развития «Растишки», г. Санкт-Петербург. https://ppt-online.org/655534 11. Инфоурок http://infourok.ru/ 12.ЧиЧиКо https://chichiko.ru/blog/kartochki-pecs-dlya-detey-s-autizmom/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Основные задачи программы: · развитие понимания речи;· формирование интереса к об...
Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Пояснительная записка Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющ...

Программа индивидуального сопровождения обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра
Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения и коррекции познавательных процессов и развитию речи составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для де...

«Формирование познавательной активности и творческих способностей детей с расстройством аутистического спектра в процессе изобразительной деятельности».
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с расстройством аутистического спектра (РАС)....

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с формирования общеучебных умен...

Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...