Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
материал
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_22.doc | 556.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В.
МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»
над индивидуальной методической темой самообразования
«Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
"Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться"
В. А.Сухомлинский
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу в этом направлении вызывают школьники с задержкой психического развития. Вместе с тем, поскольку "обучение ведет развитие" (Л.С. Выготский), основным способом коррекции и компенсации нарушений развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.
На сегодняшний день формирование учебной мотивации у школьников с ЗПР изучено недостаточно. Имеющиеся данные о формировании учебной мотивации у нормально развивающихся детей свидетельствуют о том, что оно совершается в ходе самой учебной деятельности и определяется ее структурой и содержанием. Можно предположить, что и у школьников с ЗПР общие закономерности развития учебной мотивации должны быть теми же. Однако, задержка психического развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обычного обучения.
Для развития мотивационной сферы учащихся на уроках мною была сформулирована следующая проблема: как, используя различные методы обучения, формы работы, приемы, активизировать учебную деятельность школьников с ЗПР,
Цель : использовать разнообразные методы обучения, формы работы, приемы, на уроках математики для развития мотивационной сферы обучающихся с ЗПР.
Гипотеза: использование разнообразных форм работы, методов, приемов на уроках математики развивает мотивацию обучения, что способствует повышению успешному обучению обучающихся с ЗПР.
Исходя из цели и гипотезы, получены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мотивационной сферы учащихся с ЗПР
- Рассмотреть особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
- Разработать систему упражнений, направленных на формирование положительной учебной мотивации обучающихся с ЗПР на уроках
Работая над реализацией поставленных цели и задач, мною была изучена следующая литература:
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - 352с.
- Воронова Н. Мотивация учебной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 21-24; № 5. - С. 28-31.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
- Лебединская К.С. Задержка психического развития.//Хрестоматия. Детская патопсихология. - М., 2000. - С.50
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 144 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности. - М., 1982.
Ознакомилась с материалами видеолекции:
«Мотивация учебной деятельности младших школьников: психолого-педагогические аспекты»
Определение понятие мотивации.
Термин "мотивация" по-разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон, 1969, и мн. др.).
В работах, посвященных учебной мотивации, мы встречаемся с теми же подходами, которые применительно к мотивации в целом. Так, Л.И. Божович (1972) определила учебные мотивы как "то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости". А.К. Маркова (1978) подчеркивает другую сторону учебной мотивации - ее направленность: "мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности".
Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее извне "в готовом виде". Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее.
А.К. Маркова (1978), проведшая цикл глубоких и всесторонних экспериментальных исследований по проблеме учебной мотивации школьников, стоит в целом на тех же позициях. Она определяет учебную мотивацию как "одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности". Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности.
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данной категории.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические. Это потребности в:
- ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;
- обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.
Таким образом, изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ученик. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.
В своей работе я опиралась на эти данные и на особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов обучающихся и их творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ ЗА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ...
отчет МО учителей начальных классов
творческий отчет учителей начальных классов в шуточной форме....
Отчет МО учителей начальных классов
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...
Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"
Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...
Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию: «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения"
Методическая копилка интересных приемов формирования учебной мотивации...
Отчет работы учителя начальных классов по реализации программы «Орлята России».
В течение 2023-2024 учебного года обучающиеся 2 класса МБОУ «Троицкая средняя школа» под моим руководством стали участниками р...