Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
материал

Гень Оксана Владимировна

отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_22.doc556.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о  работе учителя начальных классов ГеньО.В.

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»

над индивидуальной методической темой самообразования

«Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год

"Все наши замыслы, все поиски и построения

 превращаются в прах, если у ученика

 нет желания учиться"


В. А.Сухомлинский

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу в этом направлении вызывают школьники с задержкой психического развития. Вместе с тем, поскольку "обучение ведет развитие" (Л.С. Выготский), основным способом коррекции и компенсации нарушений развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.

На сегодняшний день формирование учебной мотивации у школьников с ЗПР изучено недостаточно. Имеющиеся данные о формировании учебной мотивации у нормально развивающихся детей  свидетельствуют о том, что оно совершается в ходе самой учебной деятельности и определяется ее структурой и содержанием. Можно предположить, что и у школьников с ЗПР общие закономерности развития учебной мотивации должны быть теми же. Однако, задержка психического развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обычного обучения.  

Для развития мотивационной сферы учащихся на уроках  мною была сформулирована следующая проблема: как, используя различные методы обучения, формы работы, приемы,   активизировать учебную деятельность школьников с ЗПР,

Цель : использовать разнообразные методы обучения, формы работы, приемы, на уроках математики для   развития мотивационной сферы  обучающихся с ЗПР.

Гипотеза: использование разнообразных форм работы, методов, приемов на уроках математики      развивает мотивацию обучения, что   способствует повышению успешному обучению  обучающихся с ЗПР.

Исходя из цели и гипотезы, получены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мотивационной сферы учащихся с ЗПР
  2. Рассмотреть особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
  3. Разработать систему упражнений, направленных на формирование положительной учебной мотивации  обучающихся с ЗПР на уроках

Работая над реализацией поставленных цели и задач, мною была изучена следующая литература:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - 352с.
  3.  Воронова Н. Мотивация учебной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 21-24; № 5. - С. 28-31.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
  5. Лебединская К.С. Задержка психического развития.//Хрестоматия. Детская патопсихология. - М., 2000. - С.50
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. – 144 с.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  8. Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности. - М., 1982.

Ознакомилась с материалами видеолекции:

«Мотивация учебной деятельности младших школьников: психолого-педагогические аспекты»

Определение понятие мотивации.

Термин "мотивация" по-разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон, 1969, и мн. др.).

В работах, посвященных учебной мотивации, мы встречаемся с теми же подходами, которые применительно к мотивации в целом. Так, Л.И. Божович (1972) определила учебные мотивы как "то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости". А.К. Маркова (1978) подчеркивает другую сторону учебной мотивации - ее направленность: "мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности".

Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее извне "в готовом виде". Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее.

А.К. Маркова (1978), проведшая цикл глубоких и всесторонних экспериментальных исследований по проблеме учебной мотивации школьников, стоит в целом на тех же позициях. Она определяет учебную мотивацию как "одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности". Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности.

При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данной категории.

Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические. Это потребности в:

  • ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;
  • обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.

Таким образом, изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ученик. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

В своей работе я опиралась на эти данные и на особые образовательные потребности   обучающихся с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов обучающихся  и их творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ  ЗА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ...

отчет МО учителей начальных классов

творческий отчет учителей начальных классов в шуточной форме....

Отчет МО учителей начальных классов

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...

Отчет работы учителя начальных классов по реализации программы «Орлята России».

    В течение 2023-2024 учебного года обучающиеся 2 класса МБОУ «Троицкая средняя школа» под моим руководством   стали   участниками   р...