ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
материал
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой, которая готовит ребёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социальному взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishmaryova_n.a._plan_po_samoorazovaniyu_3.docx | 61.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»
ПЛАН РАБОТЫ
НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
преподавателя: Шишмарёвой Нины Александровны
ФИО преподавателя
2022-2023
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой, которая готовит ребёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социальному взаимодействию. Социализация детей с расстройством аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и, социальной адаптации детей с аутизмом. Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Социализация детей с РАС в общеобразовательной школе
в условиях ресурсного класса
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества.
Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи
индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных
отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет
на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки
зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой,
которая готовит ребёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социальному
взаимодействию.
Дети с расстройствами аутистического спектра составляют наиболее трудно
адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Но для того,
чтобы ребенок с аутизмом социализировался, не требуется дорогостоящих препаратов
и медицинских приборов. Для таких детей, прежде всего, необходимы люди.
Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального»
поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы
члены общества были готовы принимать «других» и считали их абсолютно
полноценными
Цель: Создание специальных образовательных условий для успешной социальной адаптации в процессе внеурочной деятельности.
Задачи:
- провести мониторинг и диагностику затруднений в поведении и обучении ребенка;
- организовать специальные условия для коррекционных мероприятий;
- оказать психолого- педагогическую помощь родителям и включить их в решение развивающих и коррекционных задач.
Предполагаемый результат:
- развитие коммуникативных умений, навыков обучающихся, социального взаимодействия и внутреннего потенциала, успешная адаптация и социализация в обществе.
Этапы проработки материала
Этап | Содержание работы | Сроки | Форма представления результатов |
1. Диагностический | 1. Анализ педагогической деятельности и затруднений. 3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | сентябрь – декабрь 2022 | План работы над темой самообразования |
2. Обучающий | 1. Изучение нормативно- правовой документации, психолого-педагогической,научной и методической литературы. 2. Подбор теоретического материала. | сентябрь – декабрь 2022 | Мониторинг и диагностику затруднений в поведении и обучении ребенка |
3. Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | январь-декабрь 2023 | 1.Создание картотеки социальных историй для использования в ходе занятий по внеурочной деятельности 2. Участие в конкурсах. |
4. Внедренческий | 1. Создание собственных наработок по выбранной темы. | январь-декабрь 2023 | Публикации заработанных материалов Открытые мероприятия |
5.Обобщающий | Обобщение опыта работы. | январь- май 2023 | Выступление на педагогическом совете Форма представления результатов в обобщении опыта в виде творческой работы. |
Деятельность по теме самообразования
№ п/п | Период работы | Деятельность по реализации темы | Прогнозируемые результаты |
1 | сентябрь | Составление Плана работы над индивидуальной методической темой самообразования | План работы по самообразованию |
2 | октябрь | Изучение нормативно-правовой документации (Закон об образовании РФ, ФГОС НОО ОВЗ, СанПиН) | Составление картотеки |
3 | ноябрь | Изучение психолого-педагогической литературы по теме | |
4 | октябрь-ноябрь | Подбор и организация диагностических мероприятий . | Составление SWOT-анализа |
5 | декабрь | Анализ персональных сайтов с целью составления банка материалов социальных историй. | |
6 | январь-декабрь 2023г | Применение социальных историй в ходе занятий по внеурочной деятельности. | Составление банка |
7 | январь-март 2023г | Организация диагностических мероприятий для выявления уровня развития социальных навыков. | |
8 | Апрель-май 2023г | Обобщение опыта работы, оформление результатов в виде творческой работы (портфолио). Представление материалов. |
Информационные источники по теме самообразования:
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012: одобрен Советом Федерации 26.12.2012]// Консультант Плюс: правовая база: [сайт].-2020.- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.1.2020)
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29мая 2015г.№996-р. – URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2020)
- Национальный проект «Образование»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.11.2020)
4. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / А.С. Захаренко, Ю.А. Рокицкая, Т.А. Шепель и др. – Ч: ЧГПУ, 2016.- 130 с. ISBN 978-5-91283-689-3 5. Публикация «Организация внеурочной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях ФГОС» https://znanio.ru/media/organizatsiya-vneurochnoj-deyatelnosti-obuchayuschihsya-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-fgos-2650055
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
«Формирование познавательной активности и творческих способностей детей с расстройством аутистического спектра в процессе изобразительной деятельности».
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с расстройством аутистического спектра (РАС)....
«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....
Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.
Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....
Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия (2 класс, обучающиеся с расстройством аутистического спектра). Тема занятия: Развитие мышления.
Способствовать формированию интеллектуальных способностей обучающегося....
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...