методическая разработка урока по ОПД 14 Деловое общение
план-конспект
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету «Деловое общение» по специальности «Механизация сельского хозяйства»
Дата_____Курс -3; Группа- 31
ФИО преподавателя: Загдажапова Санжима Доржиевна
Тема раздела №III: Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении
Тема урока № 3: Темперамент, виды темперамента
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Лекция
Цель:
формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить студентов с понятием «темперамент», его видами Развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики темперамента, проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения практических задач
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, культуру диалога. Научить различать виды темперамента, научить контролировать проявления своего темперамента
Методы обучения: групповой;
Средства обучения: Использование сведений из периодической печати, дополнительной литературы; проектор
Организация и ход урока:
1.Организационная часть:
1.1.Выявление отсутствующих студентов»;
1.2.Организация внимания и готовности студентов к занятию;
2.Сообщение темы и целевая установка на урок;
3.Саморпроверка знаний;
Ход урока.
Организационный момент.
Урок начинается с цитаты Вильгельма Вундт (1832 – 1920) – выдающегося немецкого психолога и физиолога:.
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».
1 слайд
- Сегодня мы с вами поговорим о темпераменте. Скажите, а что вы знаете о темпераменте, что это такое? (ответы учеников)
2 слайд
Цель:
формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить студентов с понятием «темперамент», его видами Развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики темперамента, проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения практических задач
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, культуру диалога. Научить различать виды темперамента, научить контролировать проявления своего темперамента
Методы обучения: групповой;
Средства обучения: Использование сведений из периодической печати, дополнительной 3 слайд
- Прежде чем дать определение темперамента, давайте отправимся в небольшое историческое путешествие по психологии (работа с проектором)
В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Гиппократ — вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
4 слайд
Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов.
Виды темперамента:
■ Холерический – от слова «желчь»
■ Сангвинический – от слова «кровь»
■ Флегматический – от слова «слизь»
■ Меланхолический – от слова «черная желчь»
5 слайд
Иван Петрович Павлов - русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью.
«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.
5
слайд 6
Типология темперамента по И.П.Павлову:
7 слайд
Сравнительный анализ темперамента по Гиппократу и по И.П.Павлову.
Темперамент по Гиппократу | Краткая характеристика | Свойства нервной системы по Павлову
|
ФЛЕГМАТИК | Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный | Сильный Уравновешенный Малоподвижный |
САНГВИНИК | Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный | Сильный Уравновешенный Подвижный |
ХОЛЕРИК | Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный | Сильный Неуравновешенный Подвижный |
МЕЛАНХОЛИК | Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный | Слабый Неуравновешенный Сдержанный |
- Исходя из многолетних исследований темперамента, на сегодняшний день существует следующее определение темперамента:
Слайд 8
Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации.
— это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.
Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера; относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям как человека, так и животных].
Слайд 9
На основе исследований Гиппократа, И.П.Павлова и др. выделяют 4 вида темперамента:
- Флегматик
- Холерик
- Меланхолик
- Сангвиник
Слайд 10
- Знаете ли вы свой тип темперамента?! Давайте проведем небольшой тест, на выявление вашего темперамента
Инструкция: «Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!»
Слайд 11
Выбор студентами подходящей картинки.
Слайд 12
- А теперь подведем результаты нашего теста.
Если вы выбрали картинку по номером 1, вам присущ тип темперамента - Холерик
2. Меланхолик
3. Сангвиник
4. Флегматик.
- А теперь, давайте ознакомимся с характеристикой каждого темперамента.
Слайд 13
Сангвиник (лат. sanguis [сангвис], «кровь», «жизненная сила» — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание крови). Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник — это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.
Иван Петрович Павлов считал, что у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны. Он [Павлов] относил данный тип темперамента к сильному типу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.
Слайд 14
Меланхо́лик (др.-греч. Мелане-холеς «одержимый меланхолией»[1], отμελαγχολία «излияние чёрной жёлчи», ← μέλας «чёрный; тёмный» + χολή«жёлчь; гнев»; буквально: «чёрная жёлчь» — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа, характеризующийся инертностью нервной системы, слабостью процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (характерно преобладание процессов торможения), повышенной чувствительностью и высокой реактивностью психики.
Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные трудности и неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Меланхолики отличаются высокой сенситивностью и эмоциональной чувствительностью, как следствие возникает легкоранимость. В некоторых сферах деятельности это является желательной личностной чертой, так как высокая эмоциональная чувствительность людей с меланхолическим темпераментом позволяет улавливать тончайшие эмоциональные выражения окружающих, особенно утончённых личностей].
Для меланхоликов также характерно преобладание подавленного настроения и слабость волевой деятельности, проявляющаяся, например, в неуверенности в себе и нерешительности.
При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.
И. П. Павлов относил данный тип темперамента к «слабому», тормозному типу нервной системы.
«Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всём видит и ожидает только плохое, опасное.»
— И. П. Павлов. Полное собрание сочинений, Т. 3, кн. 2, С. 86.
Слайд 15
Холе́рик (греч. χολή [холе] «желчь» — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике.
Холерик — это субъект, обладающий одним из четырёх основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, часто бывает агрессивным.
Иван Петрович Павлов относил холерика к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Слайд 16
Флегматик (греч. φλέγμα [флегма] — мокрота, слизь) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа.
Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надёжную память, а их решение является продуманным, взвешенным и без риска.
У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. Павлов относил данный тип темперамента к сильному типу.
При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.
- Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Слайд 17, 18
- Известные личности и их темперамент
Слайд 19
- А теперь давайте посмотрим на интересные особенности свойственные представителям разных темпераментов: Слайды 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26.
Видео-ролик для закрепления темы
Вопросы на определения темперамента (Слайды)
Итог урока
- Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать. Слайд 26, 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка курса занятий по развитию общения для учащихся начальных классов.
Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь учителя в дан...

Методическая разработка по теме: «Мир бесконфликтного общения».
Методическая разработка представляет собой занятие с элементами тренинга для учеников 3 класса по теме: «Мир бесконфликтного общения». Тренинговое занятие состоит из 3 частей: вводной, осн...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.Задачи: рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...