Методическая разработка по теме: «Мир бесконфликтного общения».
методическая разработка (3 класс) на тему

Червякова Анна Игоревна
Методическая разработка представляет собой занятие с элементами тренинга для учеников 3 класса по теме: «Мир бесконфликтного общения». Тренинговое занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Целью занятия является формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, а также обучение детей разнообразным безопасным способам выражения агрессии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_beskonfliktnogo_obshcheniya.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский ХМАО-Югра

Методическая разработка по теме:

«Мир бесконфликтного общения»

 Червякова Анна Игоревна

педагог-психолог МБОУ СОШ №2

г. Советский, 2016

Краткая аннотация.

Методическая разработка представляет собой занятие с элементами тренинга для учеников 3 класса по теме: «Мир бесконфликтного общения». Тренинговое занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Целью занятия является формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, а также обучение детей разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с основными правилами бесконфликтного общения;

- научить детей безопасным способам выражения чувств гнева и раздражения.

2. Развивающие:

- развить познавательный интерес учащихся;

- активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почувствовать, «услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл;

- развить социально-коммуникативные качества учащихся;

- способствовать всестороннему развитию детей;

-снять накопившееся напряжение.

3. Воспитательные:

- воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

- помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

- закрепить полученные знания и навыки в повседневной жизни ребёнка;

- сформировать социально одобряемые формы поведения.

Ход занятия

1.Вводнаячасть.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, быстро мыслить и действовать.

Психолог (держит в руках глобус): Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам совершить путешествие по нашему миру.

У слова МИР много значений (Слайд 2). Приведу пример двух основных значений из толкового словаря Ожегова:

1. МИР - Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир. Первые в мире. Чемпион мира. Мир тесен.

2. МИР - Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье мир. Сохранить мир на Земле.

Вам понятны значения слова МИР?

Ребята, сейчас посмотрите на интерактивную доску.Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово (слайд 3).

7  3  8   4  6  1  5   2

К  Н  Т  Ф И  К  Л  О

Молодцы!(Получилось слово КОНФЛИКТ).

Поднимите руку, кто уже слышал это слово.

Ребята, что такое конфликт? Как вы думаете?(слайд 4)

Конфликт - это осознанное столкновение, серьёзное разногласие, спор между людьми.

Чтобы конфликты не возникали, каждому человеку необходимо знать и соблюдать правила бесконфликтного общения. 

Давайте подумаем, какой теме будет посвящено наше занятие?

Тема нашего занятия: «Мир бесконфликтного общения» (слайд 5)

Я предлагаю отправиться в путешествие. Давайте  посетим каждый материк Земного шара(слайд 6). На каждом материке вас будет ждать задание. Его необходимо выполнить для того, что бы получить конверт, в котором будет написано одно из основных правил бесконфликтного общения.

Упражнение «В путешествие отправляется тот...».

Инструкция: дети стоят в кругу. Психолог, начиная упражнение, произносит слова: «В путешествие отправляется тот...» После фразы все те, у кого есть такие качества, должны собраться в одном месте.

В путешествие отправляется тот.. у кого светлые волосы; у кого карие глаза; у кого есть сестра; кто любит смеяться; кому нравится учиться; кто носит платья; кто умеет кататься на лыжах; у кого есть велосипед; у кого есть брат; у кого темные волосы; кто любит мороженое.

Молодцы!

Ребята, мы с вами оказались на материке, который называется Австралия(слайд 7).Австралия является основной частью государства Австралийский Союз. Это относительно небольшой материк. В Австралии обитает самая ядовитая змея в мире - прибрежный тайпан, яд от одного укуса которого может убить 100 человек сразу! 

Ваше задание- всем вместе изобразить одну большую змею.Для этого встаньте друг за другом и положите руки на плечи впередистоящего. Первый человек-голова змеи, а последний - ее хвост. Медленно двигаемся в сторону следующего материка.

Молодцы! Вы выполнили задание- получите конверт. (Дети получают конверт с правилом №1Будьте доброжелательны,улыбчивы.Суть всех приемов бесконфликтного общения такова, что еще до начала разговора нужно настраивать себя только позитивно. Не стоит заранее в собеседнике видеть врага.)(слайд 8)

2.Основная часть.

Цель: формирование навыков бесконфликтного общения.

Психолог: Ребята, мы с вами оказались на материке, который называется Африка.(слайд 9) Африка- самый жаркий материк на Земле.

Давайте вспомним, какие животные обитают в Африке?

Упражнение   «Обезьянка и зеркало»

Ход упражнения: Каждый участник берет за руку соседа справа. Дети разбились по парам. Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет организовать наблюдение и обсуждение.

Инструкция: Один из пары изображает обезьянку. С помощью мимики и жестов показывает эмоцию (грусть, безразличие, восторг, злость, радость, испуг, удивление, обида, счастье) и смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором повторяются все движения и мимика. (Через некоторое время участники меняются ролями.)

Рефлексия: какая роль (обезьянки или «зеркала»), давалась легче и почему? Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения? Какое влияние оказывали изображаемые эмоциональные состояния? Положительные или отрицательные эмоции было приятнее показывать?

(Дети получают конверт с правилом №2Избегайте действия или, наоборот, бездействия, которое порождает конфликт.Иными словами: не стоит создавать конфликтоген,  в роли которого могут выступать как интонация, которую собеседник сочтет за оскорбительную, так и выражение вашего лица). (слайд 10)

Давайте закроем глаза и перенесемся на материк, который называется Антарктида (слайд 11). Антарктида — это материк, который расположен прямо на самом юге нашей планеты, но климат в Антарктиде крайне суров. Антарктиду называют "Материк за облаками". Почему же он «оказался» за облаками? Во всем виноват лед, который покрывает Антарктиду очень толстым слоем. Из-за льда ее высота достигает больше 2 километров над уровнем моря, и этот материк считается самым высоким на Земле.

Упражнение: “Облака”.

Оборудование:  листки, вырезанные в форме облака; простой карандаш.

Инструкция:Закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Все мы с вами произносили обидные слова вслух. (Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака).

Ребята, напишите (простым карандашом на облаке) обидное слово, сказанное вами.

Сейчас наше облако медленно превращается в тучу. Простым карандашом заштрихуйте ваше облако-тучу.

А что чувствуют люди, которые обижают? Легко ли живётся такому человеку?  (ответы детей: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть).

Что бы такое не случилось с вами, да и с окружающими вас людьми, мы должны найти лекарство от обиды.

Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды?

Вывод: Лучшее лекарство от обиды - улыбнувшись, сказать “ПРОСТИ”, “ИЗВИНИ”.

Сейчас попросите прощение за сказанное вами обидное слово. Возьмите в руку ластик и «превратите» свою тучку обратно в облако.

Скажите, трудно было извиниться?

Обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело.

А сейчас, когда вы попросили прощения у обиженного вами человека, какие чувства у вас на душе?

(Дети получают конверт с правилом №3Относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам).(слайд 12)

Беремся за руки и переходим к следующему материку. Мы оказались на материке, который называется Южная Америка(слайд 13). В состав материка входят 12 стран, а также множество островов, которые разделены между государствами. Ребята, как вы думаете, легко ли жителям стольких стран мирно жить и не конфликтовать?

Упражнение: «Действия в конфликтной ситуации»

Оборудование: таблички с запрещающими и разрешающими действиями.

Инструкция: наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите красную надпись, а красный цвет – цвет опасности, и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять  с человека накопившуюся в нём агрессию.

А на 2-й половине доски вы видите зелёную, разрешающую надпись. Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные упражнения, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось.  

Возьмите со стола таблички, читайте их и прикрепляйте на доску с нужной стороны.  (Дети читают таблички с запрещающими и разрешающими действиями и прикрепляют их на доску). (Приложение 1).

(Дети получают конверт с правилом №4 Если вы принялись критиковать собеседника, то делайте это осторожно. Критику следует направлять не на личность, ее индивидуальные качества, а на конкретный поступок.)   (слайд 14)

Динамическая пауза.

Оборудование: магнитофон, диск с записью музыки для динамической паузы.

Ребята, давайте представим, что мы попали в воздушный поток и нас уносит ветром, ветер кружит нас и поднимает вверх, а затем опускает вниз, как воздушные шары. Мы кружимся вокруг себя, приседаем, встаем и снова кружимся. Представьте себя большими воздушными шарами.

Давайте полетим наФестиваль воздушных шаров? (слайд 15)

Фестиваль воздушных шаров в Нью-Джерси (США) является одним из самых зрелищных и популярных мероприятий, проводимых в Северной Америке. Ветер перенес нас на материк, который называется Северная Америка(слайд 16).В Североамериканском регионе расположены две особо крупных страны: США и Канада.

Упражнение «Конфликтный шарик»

Ребята, у меня в руках красный шарик. Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нёмвоздух –чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным

Ребята, а теперь я сделаю так, чтобы он взорвался, иголкой лопну свой шарик.

Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения и гнева быть безопасным? Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? 

 Ребята, если шарик -это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Давайте сейчас вы сами надуете ещё один красный шарик, но завязывать его не надо. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу. Вы помните, что шарик это человек, а воздух внутри него чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите  из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился?

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого – ни будь?

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

(Дети получают конверт с правилом №5Никогда никому не завидуйте. Зависть озлобляет людей и разрушает их отношения.)(слайд 17)

3.Заключительная часть.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; снятие мышечных зажимов; отработка навыка рефлексии

Ребята, какой материк осталось посетить?(слайд 18)

Евразия -самый больший из материков, его площадь составляет около 54 миллионов квадратных километров. Наша страна-Россия занимает достаточно обширную территорию Евразии.

В России существует большое количество пословиц и поговорок.

Задание: вспомните пословицу по теме нашего занятия «Мир бесконфликтного общения»

Ответ: Худой мир лучше доброй ссоры.

Худой — в пословице имеет старое значение "плохой". Тогда у нас получится "Плохой мир лучше доброй ссоры" А смысл в том, что лучше хоть какой-то мир, чем большая война.

(Дети получают конверт с правилом №6Никогда никого не обижайте. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь).(слайд 19)

Ребята, мы с вами путешествовали по материкам, а сейчас я предлагаю совершить вам еще одно путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт над материками, полет над планетой Земля.(слайд 20)

Релаксационное упражнение «Полёт над планетой Земля»

Оборудование: магнитофон, диск с записью релаксационной музыки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох… вдох…выдох…

Вы чувствуете, как ваши ноги  постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…

А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца. Почувствуйте его приятное тепло.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля.

Вы видите материки и океаны…

Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…

Рефлексия: Понравилось ли упражнение? Какие чувства испытывали во время упражнения?

Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего занятия и повторим еще раз правила бесконфликтного общения (дети сами читают правила, которые были написаны в конвертах).

1. Будьте доброжелательны, улыбчивы.

Суть всех приемов бесконфликтного общения такова, что еще до начала разговора нужно настраивать себя только позитивно. Не стоит заранее в собеседнике видеть врага.

2. Избегайте действия или, наоборот, бездействия, которое порождает конфликт. Иными словами: не стоит создавать конфликтоген,  в роли которого могут выступать как интонация, которую собеседник сочтет за оскорбительную, так и выражение вашего лица.

3. Относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам.

4. Если вы принялись критиковать собеседника, то делайте это осторожно. Критику следует направлять не на личность, ее индивидуальные качества, а на конкретный поступок.

5. Никогда никому не завидуйте. Зависть озлобляет людей и разрушает их отношения.

6. Никогда никого не обижайте. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь.

А сейчас давайте вспомним значения слова Мир.

(слайд 21)Ребята, в нашем мире мы обязаны жить мирно!!!

Попрошу похлопать в ладоши всех, кто согласен со мной.

Эти аплодисменты вам.

Всем спасибо за работу. До свидания.

Приложение 1

Оскорблять

Злиться

Жаловаться

Грубить

Спорить

Обвинять

Обижаться

Запугивать

Драться

Сердиться

Обдумывать

Отжиматься

Громко петь

Говорить то, что чувствуешь

Смеяться

Физическим трудом заниматься

Спортом заниматься

Досчитать до 10

Красить (рисовать)

Колотить подушку

Умыться холодной водой

Пойти к психологу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Уроки общения» для 2-4 классов.

Одно из занятий для учащихся 2-4 классов на тему общения и дружбы....

Методическая разработка курса занятий по развитию общения для учащихся начальных классов.

Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь учителя в дан...

Методическая разработка на тему "Урок английского языка в 3 классе на тему "Clever animals" по ФГОС"

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка в 3 классе по ФГОС на тему "Clever animals" с использованием ИКТ. Материал включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.Задачи:    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...

Внеклассное мероприятие, 2 класс, тема: Правило бесконфликтного общения

Класс: 2 «Б»Тема: «Правило бесконфликтного общения».Цели: формирование представлений о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с понятием «конфли...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...