Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая азбука"
рабочая программа
Рабочая программа «Финансовая азбука» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2014 год.
Программа «Финансовая азбука» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Актуальность программы «Финансовая азбука» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Поэтому введение курса «Финансовая азбука» помогает создать условия для развития личности ребенка, мотивации к обучению для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №25»
Программа
внеурочной деятельности учащихся
кружок «Финансовая азбука»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 1-4 классов
Рабочая программа «Финансовая азбука» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2014 год.
Программа «Финансовая азбука» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Актуальность программы «Финансовая азбука» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Поэтому введение курса «Финансовая азбука» помогает создать условия для развития личности ребенка, мотивации к обучению для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.
Цель курса: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами и экономики семьи.
Задачи программы:
- Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
- Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
- Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
- Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.
- Развивать культуру экономического мышления.
- Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные УУД:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая азбука» являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчетов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая азбука» основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации занятий по программе внеурочной деятельности «Финансовая азбука» используются: рассказы, беседы, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием.
1 год обучения
Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком «Финансовая азбука».
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком.
Тема 2. Что такое деньги?
Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний.
Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами.
Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами.
Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией.
Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидации.
Тема 5. Свойства драгоценных металлов.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Тема 6. Появление первых монет.
История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет.
Тема 7. Первые монеты разных государств.
Появление первых монет в разных государствах.
Тема 8. Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Интерактивная викторина, направленная на закрепление и обобщение полученных ранее знаний о деньгах и истории их возникновения.
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)
Тема 1. Устройство монеты.
Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт.
Тема 2. Изобретение бумажных денег.
Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это связано.
Тема 3. Защита монет и бумажных денег от подделок.
Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире. Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. И почему подделки иногда бывают лучше оригинала.
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)
Тема 1. Древнерусские товарные деньги.
Знакомство с древнерусскими товарными деньгами.
Тема 2. Клады. «Меховые деньги».
Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили меха ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные денежки надолго сохранили название меховой денежной системы.
Тема 3. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка».
Тема 4. Первые русские монеты.
Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Тема 5. Пословицы и поговорки про деньги.
Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость, лаконичный жизненный совет о том, как принимать решения (в том числе финансовые), какие правила могут стать основой культуры каждого человека и семьи, культуры финансового поведения. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам, впоследствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям.
Тема 7. Дизайн купюры сказочной страны.
Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.
Раздел 4. Современные деньги России и других стран (6 ч)
Тема 1. Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.
Знакомство с современными деньгами различных стран мира.
Тема 2. Современные деньги России.
Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег. Интересные факты.
Тема 3. Появление безналичных денег.
Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных расчетов.
Тема 4. Банк. Функции банкоматов.
Банк, банкомат, банковская карта.
Тема 5. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль денег?
Тема 6. Итоговое занятие «Финансовая азбука».
Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.
2 год обучения
Раздел 1. Откуда в семье деньги (12 ч)
Тема 1. Откуда в семье деньги? Клады, лотереи, наследство.
Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Тема 2. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье».
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Тема 3. Пенсии, пособия, стипендии.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
Тема 4. Аренда и проценты в банке, кредиты.
Кто такой собственник, и как он получает арендную плату и проценты. Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия получения.
Тема 5. Инсценировка сказки «Заработанный рубль».
Просмотр грузинской видео-сказки «Заработанный рубль», ее инсценировка.
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
Тема 1. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.
Тема 2. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».
Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Тема 3. Цена вредных привычек в семейном бюджете.
Подсчет расходов семьи на «вредные привычки», анализ, определение и оценка вариантов повышения личного и семейного доходов.
Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)
Тема 1. Расходы и доходы. Считаем деньги.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Тема 2. Что такое экономия? Кого называют банкротом?
Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет».
Что такое управление деньгами. Советы.
Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)
Тема 1. Что такое сбережения?
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Тема 2. Куда и как откладывать деньги?
Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Коллекционирование.
Тема 3. Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».
Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал.
Тема 4. Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».
3 год обучения
Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч)
Тема 1. Откуда деньги в семье?
Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё деньги могут появиться в семье.
Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.
Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада или же получение наследства.
Тема 3. Основной источник дохода современного человека.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы.
Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
Тема 7. Денежный займ.
При нехватке денег их можно взять взаймы.
Тема 8. Имущество. Аренда.
Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду. Примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.
Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения.
Тема 10. Мошенничество.
Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды мошенничества.
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.
Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на продукты и коммунальные платежи.
Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.
Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по степени необходимости.
Тема 4. Сбережения.
Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения.
Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых.
Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)
Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Тема 2. Учет доходов и расходов.
Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.
Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами.
Тема 4. Способы экономии.
Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение, нахождение более выгодного и доступного способа экономии.
Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».
Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)
Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Тема 2. Копилки.
Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок.
Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.
Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости.
Тема 4. Ценные бумаги.
Виды ценных бумаг, их применение.
Тема 5. Акции. Дивиденды.
Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды.
Тема 6. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения».
4 год обучения
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? (11ч)
Тема 1. История появления денег. Товарные деньги.
Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Тема 3. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».
Тема 4. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 5. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 6. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти разницу. Какими картами пользуются чаще и почему.
Тема 7. Исследование «Деньги современности».
Тема 8. Валюты. Валютный курс.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Тема 9. Интерактивная викторина «Деньги».
Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение полученных знаний
Тема 10. Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? (5ч)
Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли.
Тема 2. Как заработать деньги?
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Тема 3. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи.
Тема 4. Вот я вырасту и стану…
Написание проекта кем я стану, когда вырасту.
Раздел 3.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7ч)
Тема 1. На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр.
Тема 2. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.
Дать определение ежемесячным и ежегодным расходам. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Тема 3. Обязательные расходы. Желательные расходы.
Чем обязательные расходы отличаются от желательных.
Тема 4. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы, примеры и классификация.
Тема 5. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.
Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждение воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Тема 6. Составление собственного плана расходов.
Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (11ч)
Тема 1. Как правильно планировать семейный бюджет?
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Из чего состоит семейный бюджет.
Тема 2. Как тратить с умом?
Тема 3. Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».
Практическое занятие: рассчитываем, сколько денежных средств понадобится школьнику на неделю/месяц.
Тема 4. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Как сэкономить, чтобы появились дополнительные денежные средства. На что их можно потратить, а можно отложить, на что то важное.
Тема 5. Если расходы превышают доходы, образуются долги.
Что необходимо сделать, чтобы не было долгов, метомы и приемы.
Тема 6. Игра «Древо решений».
Тема 7. Товары и услуги.
Товары и услуги в маркетинге. Уровни товара, виды товара. Виды услуг.
Тема 8. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия».
Тема 9. Творческий проект «Мое предприятие».
Тема 10. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Заключительное занятие по ступенькам финансовой грамотности.
Программа «Финансовая азбука» предназначена для учащихся 1-4 классов в общем объеме 131 час. Количество часов за год: 1 класс – 32 часа, 2 класс - 33 часа, 3 класс - 33 часа, 4 класс - 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч) | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с кружком «По ступенькам финансовой грамотности». | 1 |
2 | Что такое деньги? | 1 |
3 | Как появились деньги. Появление обмена товарами. | 1 |
4 | Появление первых денег – товары с высокой ликвидацией. | 1 |
5 | Свойства драгоценных металлов. | 1 |
6-7 | Появление первых монет. | 2 |
8-9 | Первые монеты разных государств. | 2 |
10 | Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?» | 1 |
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч) | ||
11-12 | Устройство монеты. | 2 |
13-14 | Изобретение бумажных денег. | 2 |
15-16 | Защита монет и бумажных денег от подделок. | 2 |
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч) | ||
17 | Древнерусские товарные деньги. | 1 |
18 | Клады. «Меховые деньги». | 1 |
19-20 | Происхождение слов «деньги», «рубль». «копейка». | 2 |
21-22 | Первые русские монеты. | 2 |
23-24 | Пословицы и поговорки про деньги. | 2 |
25-26 | Дизайн купюры сказочной страны. | 2 |
Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч) | ||
27 | Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. | 1 |
28 | Современные деньги России. | 1 |
29 | Появление безналичных денег. | 1 |
30 | Банк. Функции банкоматов. | 1 |
31-32 | Наличные, безналичные и электронные деньги. | 2 |
33 | Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности». | 1 |
Итого: | 33 |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
Раздел 1. Откуда в семье деньги? (12 ч) | ||
1. | Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. | 3 |
2. | Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы семьи». | 2 |
3. | Пенсии, пособия, стипендии. | 2 |
4. | Аренда и проценты в банке, кредиты. | 2 |
5. | Инсценировка сказки «Заработанный рубль». | 3 |
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч) | ||
1. | На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. | 2 |
2. | Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин». | 2 |
3. | Цена вредных привычек в семейном бюджете. | 2 |
Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч) | ||
1. | Расходы и доходы. Расходы на самое необходимое. | 2 |
2. | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 2 |
3. | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». | 3 |
Раздел 4. Как делать сбережения? (9 ч) | ||
1. | Что такое сбережения? | 2 |
2. | Куда и как откладываются деньги? | 2 |
3. | Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия». | 2 |
4. | Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи». | 3 |
Итого: | 34 |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 15 ч) | ||
1. | Откуда деньги в семье? | 1 |
2. | Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | 2 |
3. | Основной источник дохода современного человека. | 1 |
4. | Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. | 2 |
5. | Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. | 1 |
6. | Пенсия. Стипендия. Пособие. | 2 |
7. | Денежный займ. | 1 |
8. | Имущество. Аренда. | 1 |
9. | Проценты по вкладам. Кредиты. | 2 |
10. | Мошенничество. | 2 |
Раздел 2. На что тратятся деньги ( 7ч) | ||
1. | Обмен денег на товары и услуги. | 1 |
2. | Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. | 1 |
3. | Обязательные и необязательные расходы. | 1 |
4. | Сбережения. | 2 |
5. | Долги. Вредные привычки. Хобби. | 2 |
Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч) | ||
1. | Бюджет – план доходов и расходов. | 1 |
2. | Учет доходов и расходов. | 1 |
3. | Сравниваем доходы и расходы. | 1 |
4. | Способы экономии. | 1 |
5. | Игра по станциям «Как можно управлять своими деньгами». | 1 |
Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч) | ||
1. | Превышение доходов над расходами. Сбережения. | 1 |
2. | Копилки. | 1 |
3. | Банковский вклад. Недвижимость. | 1 |
4. | Ценные бумаги. | 1 |
5. | Акции. Дивиденды. | 1 |
6. | Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения». | 2 |
Итого: | 34 |
4 год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов |
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? ( 11ч) | ||
1. | История появления денег. Товарные деньги. | 1 |
2. | История монет. | 1 |
3. | Мини-исследование «Монеты Древней Руси». | 1 |
4. | Бумажные деньги. | 1 |
5. | Безналичные деньги. | 1 |
6. | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 |
7. | Исследование «Деньги современности». | 2 |
8. | Валюты. Валютный курс. | 1 |
9. | Интерактивная викторина «Деньги». | 1 |
10. | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? ( 5ч) | ||
1. | Откуда в семье берутся деньги? | 1 |
2. | Как заработать деньги? | 1 |
3. | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | 2 |
4. | Вот я вырасту и стану ... | 1 |
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать ( 7ч) | ||
1. | На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. | 1 |
2. | Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. | 1 |
3. | Обязательные расходы. Желательные расходы. | 1 |
4. | Переменные расходы. Сезонные расходы. | 1 |
5. | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. | 1 |
6. | Составление собственного плана расходов. | 2 |
Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал ( 12ч) | ||
1. | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 |
2. | Как тратить с умом? | 1 |
3. | Мини-исследование «Примерный бюджет школьника». | 1 |
4. | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. | 1 |
5. | Если расходы превышают доходы, образуются долги. | 1 |
6. | Игра «Дерево решений». | 1 |
7. | Товары и услуги. | 1 |
8. | Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». | 2 |
9. | Творческий проект «Мое предприятие». | 1 |
10. | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 |
Итого: | 34 |
Литература:
автор Петр Кошель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

КРАТКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АЗБУКА ЖИЗНИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука жизни» составлена на основе следующих документов:- требования Федерального государственного образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...