Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vd_azbuka_zdorovya.docx | 454.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты (далее – учреждение);
с учётом:
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- авторских программ: «Валеология» - автор В. М. Мельничук, «Полезные привычки» - автор Международная организация ХОУП, «Разговор о правильном питании» - автор М. М. Безруких,
«Полезные привычки» - автор И. А. Родикова.
Программа предусматривает межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, технологией, изобразительным искусством, физической культурой, музыкой.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 1-4 классов, в том числе и учащихся с ОВЗ.
Цель:
- становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование у детей желания быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Программа рассчитана на 4 года.
Общий объём учебного времени для изучения курса 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – по 34 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых нормах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов | Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Способ достижения – достигается во взаимодействии учащихся между собой на уровне класса, учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой учащийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). | Получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды учреждения, где не обязательно положительный настрой, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Способ достижения – достигается во взаимодействии учащегося с социальными субъектами за пределами учреждения, в открытой общественной среде. |
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- желание осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя; делать самоанализ; прогнозировать ситуацию.
- важно научить ребёнка самого заботиться о своём здоровье, сформировать у него установки на поддержание здоровья без применения медикаментозных средств, адаптироваться в
условиях «конфликта» организма со временем, который возникает между геофизическими и внутренними ритмами организма.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, в произведении, в другом источнике информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение проблемы с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, отрывком учебного фильма;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса в процессе занятия.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне нескольких предложений или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, первоначальным представлениям о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
- соблюдать свой режим дня;
- выполнять правила личной гигиены;
- выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;
- приобретать первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
- выполнять правила безопасного поведения на улице, на природе, на проезжей части, дома, в школе;
- выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;
- осваивать навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- определять причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах и ушибах;
- использовать различные виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- выполнять физические упражнения, способствующие гармоничному развитию человека.
Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс | ||
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
Дружи с водой (2 ч) | ||
Знакомство с советами Доктора воды. Личная гигиена. Значение воды в жизни человека. | Практическое занятие. Работа в парах. | Игровая, познавательная. |
Забота об органах чувств (5 ч) | ||
Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению. | Практическое занятие. Работа в парах, группах. | Игровая, познавательная, творческая. |
Уход за зубами (3 ч) | ||
Профилактика заболеваний зубов. Гигиена полости рта. Меры, необходимые для профилактики зубных болезней. Вредные привычки, способствующие повреждению и заболеваниям зубов. Основные гигиенические правила, способствующие сохранению здоровья в полости рта. | Практические занятия, работа в парах, группах, игра, беседа по содержанию текста. | Игровая, познавательная, творческая, проблемно- ценностное общение. |
Уход за руками и ногами (1 ч) | ||
Правила личной гигиены. Определение понятия «личная гигиена». Соблюдение правил личной гигиены: уход за телом, ногтями, руками. Соблюдение правил личной гигиены в общественных местах. | Практические занятия, работа в парах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная. |
Как следует питаться (2 ч) | ||
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Знакомство с доктором Здоровая Пища. | Практические занятия, работа в парах; интеллектуальная беседа, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная. |
Как сделать сон полезным (1 ч) | ||
Сон и его значение для здоровья человека. Зачем человеку сон и сколько нежно спать. От чего зависит полноценный сон. Гигиена сна. Сон – лучшее лекарство. Повторение правил здоровья. Анализ ситуаций. | Практические занятия, работа в парах; беседа. | Игровая, творческая (практическая), познавательная. |
Настроение в школе (2 ч) | ||
Определение понятия «настроение». Каким бывает настроение. Способы улучшения настроения в школе. Встреча с доктором Любовь. | Практические занятия, работа в парах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Настроение после школы (1 ч) | ||
Практическое овладение приемами по улучшению собственного настроения. | Практические занятия, работа в парах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Поведение в школе (2 ч) | ||
Личная безопасность школьника. Правила | Практические занятия, | Игровая, творческая |
безопасного поведения в школе на уроках и переменах. Соблюдение правил пожарной безопасности. Анализ ситуаций. | работа в парах, группах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия. | (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | |||
Вредные привычки (2 ч) | |||||
Вредные привычки: виды привычек, профилактика вредных привычек, влияние вредных привычек на здоровье человека. Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. | Практические занятия, работа в парах, группах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | |||
Мышцы, кости и суставы (2 ч) | |||||
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина. Рассказ учителя. Встреча с доктором Стройная Осанка. Оздоровительная минутка. Правила для поддержания правильной осанки. | Практические занятия, работа в парах, группах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | |||
Как закаляться (2 ч) | |||||
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Советы по закаливанию. Как принимать солнечные и воздушные ванны. Берегись солнечных ожогов. | Работа в парах; интеллектуальная беседа, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | |||
Как правильно вести себя на воде (1 ч) | |||||
Правила безопасности на воде. Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | Практические занятия, работа в парах, группах; интеллектуальная беседа, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | |||
Народные игры (2 ч) | |||||
Спартакиада народов Севера России (знакомство с историей возникновения). Рассказ о воркутинских спортсменах. Игры народов коми: «Охота на куропаток», «Льдинки, ветер и мороз», «Бег в снегоступах», «Нарты – сани», «Олени и пастухи», «Волк и олени», «Тройной прыжок», «Отбивка оленей», «Ловля оленей», «Оленья упряжка» и т. д. Подвижные игры на свежем воздухе, на перемене. | Практические беседа по текста, постановка картин». | занятия, содержанию дискуссия, «живых | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. | ||
Подвижные игры (3 ч) | |||||
Игры на переменах, игры в школьном дворе, организация физминуток. | Практические постановка картин». | занятия, «живых | Игровая, (практическая). | творческая | |
Доктора природы (2 ч) | |||||
Встреча с докторами здоровья. Повторение правил здоровья. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. | Практические беседа по текста, постановка картин». | занятия, содержанию дискуссия, «живых | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности | |
Почему мы болеем (3 ч) | |||
Причины болезни. Признаки болезни. | Практические | занятия, | Игровая, творческая |
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков | беседа по | содержанию | (практическая), |
здоровья». Оздоровительная минутка. | текста, | дискуссия, | познавательная, |
Повторение мудрых слов. Анализ ситуаций в | постановка | «живых | проблемно-ценностное |
стихотворениях. Оздоровительная минутка. | картин». | общение. | |
Кто и как предохраняет нас от болезней (2 ч) | |||
Как организм помогает себе сам. Здоровый | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
образ жизни. Повторение причин болезни. | работа в парах; беседа по | (практическая), | |
Рассказ учителя. Режим дня. | содержанию текста. | познавательная, | |
Оздоровительная минутка. | проблемно-ценностное | ||
общение. | |||
Кто нас лечит (1 ч) | |||
Какие врачи нас лечат. Повторение | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
составляющих здорового образа жизни. | работа в группах, парах; | (практическая), | |
Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. | беседа по содержанию | познавательная, | |
Самоанализ здоровья. | текста. Дискуссия. | проблемно-ценностное | |
общение. | |||
Прививки от болезней (2 ч) | |||
Инфекционные болезни. Прививки от | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
болезней. Слово учителя. Словарная работа. | работа в парах, группах; | (практическая), | |
Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций | интеллектуальная беседа, | познавательная, | |
в стихотворениях и рассказах | беседа по содержанию | проблемно-ценностное | |
Оздоровительная минутка. | текста, дискуссия. | общение. | |
Что нужно знать о лекарствах (2 ч) | |||
Какие лекарства мы выбираем. Домашняя | Практические | занятия, | Игровая, творческая |
аптечка. Понятие «аптечка». Лекарственные | беседа по | содержанию | (практическая), |
и перевязочные материалы, которыми | текста, | дискуссия, | познавательная, |
комплектуется аптечка первой медицинской | постановка | «живых | проблемно-ценностное |
помощи. Работа с аптечкой первой | картин». | общение. | |
медицинской помощи. Словарная работа. | |||
Оздоровительная минутка. Аптека дома. | |||
Оздоровительная минутка. Это полезно | |||
знать! | |||
Как избежать отравлений (2 ч) | |||
Отравление лекарством. Пищевые | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
отравления. Оздоровительная минутка. | беседа по содержанию | (практическая), | |
Признаки лекарственного отравления, | текста, дискуссия. | познавательная, | |
пищевого отравления. Первая помощь при | проблемно-ценностное | ||
отравлениях. | общение. | ||
Безопасность при любой погоде (2 ч) | |||
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
и гроза. Повторение правил. Правила | работа в парах; круглый | (практическая), | |
поведения при грозе. Оздоровительная | стол, интеллектуальная | познавательная, | |
минутка. Помоги себе сам! | игра, беседа по | проблемно-ценностное | |
содержанию текста, | общение. | ||
постановка «живых | |||
картин». | |||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2 ч) | |||
Опасность в нашем доме. Как вести себя на | Практические занятия, | Игровая, творческая | |
улице. Правила безопасного поведения в | работа в парах; круглый | (практическая), | |
доме. Оздоровительная минутка. Правило | стол, интеллектуальная | познавательная, | |
перехода улицы в местах, где нет светофора. | игра, беседа по | проблемно-ценностное | |
Заучивание слов. Правила безопасности | содержанию текста, | общение. | |
поведения в транспорте. | постановка «живых |
картин». | ||
Правила безопасного поведения на воде (1 ч) | ||
Вода – наш друг. Встреча с доктором Вода. | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Правила поведения на воде. | работа в парах; | (практическая), |
Оздоровительная минутка. Когда опасность | интеллектуальная игра, | познавательная, |
рядом (личная безопасность школьника). | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Правила общения с огнём (1 ч) | ||
Чтобы огонь не причинил вреда. Беседа | Практические занятия, | Игровая, творческая |
«Чем опасен огонь?» Обсуждение ситуаций. | работа в группах; | (практическая), |
Оздоровительная минутка. Правила | интеллектуальная игра, | познавательная, |
поведения при пожаре в доме. | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Как уберечься от поражения электрическим током (1 ч) | ||
Чем опасен электрический ток. Рассказ | Практические занятия, | Игровая, творческая |
учителя. Словарная работа. Первая помощь | работа в парах; беседа по | (практическая), |
пострадавшему. Оздоровительная минутка. | содержанию текста, | познавательная, |
постановка «живых | проблемно-ценностное | |
картин». | общение. | |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов (1 ч) | ||
Травмы. Виды травм. Оказание первой | Практические занятия, | Игровая, творческая |
помощи при порезах, ушибах, переломах. | работа в парах; беседа по | (практическая), |
Оздоровительная минутка. Заучивание слов. | содержанию текста, | познавательная, |
Составление памятки. | постановка «живых | проблемно-ценностное |
картин». | общение. | |
Как защититься от насекомых (1 ч) | ||
Укусы насекомых. Беседа по теме. Анализ | Практические занятия, | Игровая, творческая |
ситуаций Признаки аллергии. Помоги себе | работа в парах, группах; | (практическая), |
сам. Оздоровительная минутка. Словарная | беседа по содержанию | познавательная, |
работа. Заучивание слов. | текста, постановка «живых | проблемно-ценностное |
картин». | общение. | |
Предосторожности при обращении с животными (1 ч) | ||
Что мы знаем про кошек и собак. Беседа о | Практические занятия; | Игровая, творческая |
домашних животных. Обсуждение | беседа по содержанию | (практическая), |
стихотворения. Правила обращения с | текста, постановка «живых | познавательная, |
животными. Оздоровительная минутка. | картин». | проблемно-ценностное |
Составление правил. Это интересно! | общение. | |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом (2 ч) | ||
Отравление ядовитыми веществами. | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Отравление угарным газом. Виды | работа в парах; беседа по | (практическая), |
отравлений. Рассказ учителя. | содержанию текста, | познавательная, |
Оздоровительная минутка. Признаки | постановка «живых | проблемно-ценностное |
отравления ядовитыми веществами. | картин». | общение. |
Словарная работа. Первая помощь при | ||
отравлениях. | ||
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях (2 ч) | ||
Как помочь себе при тепловом ударе. Как | Практические занятия, | Игровая, творческая |
уберечься от мороза. Рассказ учителя. | работа в парах; круглый | (практическая), |
Признаки теплового удара. Оздоровительная | стол, интеллектуальная | познавательная, |
минутка. Помоги себе сам! Признаки | игра, беседа по | проблемно-ценностное |
обморожения. Составление правил. | содержанию текста, | общение. |
постановка «живых | ||
картин». | ||
Первая помощь при травмах (3 ч) |
Растяжение связок и вывих костей. | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Переломы. Если ты ушибся и порезался. | работа в группах; | (практическая), |
Повторение «Какие бывают травмы». | интеллектуальная игра, | познавательная, |
Рассказ учителя. Виды переломов. Признаки | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
растяжения связок и вывиха костей. | текста, постановка «живых | общение. |
Оздоровительная минутка. | картин». | |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос (1 ч) | ||
Если в глаз, ухо, нос или горло попало | Практические занятия, | Игровая, творческая |
постороннее. Если соринка попала в глаз. | работа в группах; | (практическая), |
Оздоровительная минутка. Когда крошка | интеллектуальная игра. | познавательная, |
попала в горло. Если что-то попало в ухо. | проблемно-ценностное | |
общение. | ||
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1 ч) | ||
Укусы змей. Рассказ учителя. Это интересно! | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Признаки укусы змеи. Оздоровительная | работа в группах; | (практическая), |
минутка. Первая помощь при укусе змеи. | интеллектуальная игра. | познавательная, |
проблемно-ценностное | ||
общение. | ||
Сегодняшние заботы медицины (3 ч) | ||
Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю | Практические занятия, | Игровая, творческая |
движение. | работа в группах; | (практическая), |
интеллектуальная игра, | познавательная, | |
беседа по содержанию | проблемно-ценностное | |
текста. | общение. |
3 класс | ||
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
Чего не надо бояться (1 ч) | ||
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Работа со стихотворениями и рассказами. | работа в парах; | (практическая), |
интеллектуальная игра, | познавательная, | |
беседа по содержанию | проблемно-ценностное | |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2 ч) | ||
Учимся думать. Спеши делать добро. | Практические занятия, | Игровая, творческая |
Заучивание пословицы. Беседа «Доброта, | работа в парах; | (практическая), |
отзывчивость, скромность». | интеллектуальная игра, | познавательная, |
беседа по содержанию | проблемно-ценностное | |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Почему мы говорим неправду (2 ч) | ||
Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в | Практические занятия, | Игровая, творческая |
пословицах и поговорках. Беседа «Что такое | работа в группах, парах; | (практическая), |
ложь?». Заучивание слов. Заучивание | интеллектуальная игра, | познавательная, |
пословиц о правде и лжи. | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Почему мы не слушаемся родителей (2 ч) | ||
Надо ли прислушиваться к советам | Практические занятия, | Игровая, творческая |
родителей. Почему дети и родители не | работа в группах, парах; | (практическая), |
всегда понимают друг друга. Беседа по теме. | интеллектуальная игра, | познавательная, |
Оздоровительная минутка. | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
текста, постановка «живых | общение. | |
картин». | ||
Надо ли уметь сдерживать себя (2 ч) |
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность. Толкование пословиц и крылатых выражений. Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. | Практические занятия, работа в группах, парах; беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2 ч) | ||
Как отучить себя от вредных привычек. Что такое «Вредные привычки». Заучивание слов. | Практические занятия, работа в группах, парах; беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как относиться к подаркам (2 ч) | ||
Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Понятие «эмоция» и его происхождение. Составление памятки «Это полезно помнить!» | Практические занятия, работа в группах, парах; беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как следует относиться к наказаниям (1 ч) | ||
Наказание. Анализ ситуаций в стихотворении а. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как нужно одеваться (1 ч) | ||
Одежда. Правила подбора одежды по сезону. Сезонные изменения и как их принимает человек. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как вести себя с незнакомыми людьми (1 ч) | ||
Ответственное поведение. Составление памяток. Чтение стихов. Анализ ситуаций. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как вести себя, когда что – то болит (1 ч) | ||
Определение понятия «боль». Анализ ситуаций в стихотворениях разных авторов. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как вести себя за столом (2 ч) | ||
Сервировка стола. Правила поведения за столом. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Анализ ситуаций. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как вести себя в гостях (1 ч) | ||
Ты идёшь в гости. Анализ ситуаций. Составление приглашений. Составление памятки. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как вести себя в общественных местах (2 ч) | ||
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе. Анализ | Практические занятия, работа в парах, группах, | Игровая, творческая (практическая), |
ситуаций в стихотворениях и рассказах. | беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | познавательная, проблемно-ценностное общение. |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки (2 ч) | ||
Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Чтение стихотворений о «волшебных» словах. | Практические занятия, работа в парах, группах, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Что делать, если не хочется в школу (1 ч) | ||
Помоги себе сам. Анализ ситуаций в стихотворениях и рассказах. Работа с мудрыми мыслями. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Чем заняться после школы (1 ч) | ||
Умей организовать свой досуг. Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Анализ ситуаций в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как выбрать друзей (2 ч) | ||
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Работа с пословицами. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как помочь родителям (1 ч) | ||
Как доставить родителям радость. Чем я могу помочь маме и папе. Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. | Практические занятия, работа в группах, парах; беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Как помочь больным и беспомощным (2 ч) | ||
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Анализ ситуаций в рассказах и стихотворениях. Толкование пословиц. Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка. Чтение стихотворений о доброте. | Практические занятия, работа в группах, парах; круглый стол, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Повторение (3 ч) | ||
Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни. Работа над пословицами о здоровье. Урок - соревнование. Писатели детям. | Практические занятия, работа в группах, парах, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
4 класс | ||
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
Наше здоровье (4 ч) | ||
Что такое здоровье. Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Встреча с медсестрой. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, |
Оздоровительная минутка. | проблемно-ценностное общение. | |
Как помочь сохранить себе здоровье (3 ч) | ||
Факторы, укрепляющие здоровье. Физическая активность и здоровье. Роль физической активности в жизни человека. Влияние двигательной активности на умственное и физическое развитие. Статистическая и динамическая работа мышц. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Что зависит от моего решения (2 ч) | ||
Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Психологический тренинг. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Злой волшебник – табак (1 ч) | ||
Что мы знаем о курении. Встреча с медработником. Работа над пословицами. Оздоровительная минутка. Это интересно! | Практические занятия, беседа по содержанию текста, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч) | ||
Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Анализ ситуаций. Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Толкование пословиц. Психологический тренинг. Работа со стихотворениями. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, интеллектуальная беседа, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Помоги себе сам (1 ч) | ||
Волевое поведение. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, интеллектуальная беседа, дискуссия, постановка «живых картин». | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Злой волшебник – алкоголь (3 ч) | ||
Алкоголь – ошибка. Встреча с медработником. Это интересно! Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Работа над стихотворениями. Анализ ситуаций. Психологический тренинг. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, интеллектуальная беседа, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Злой волшебник – наркотик (2 ч) | ||
Наркотик – тренинг безопасного поведения. Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Повторение правил. Психологический тренинг. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, интеллектуальная беседа. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное общение. |
Мы – одна семья (2 ч) | ||
Мальчишки и девчонки. Моя семья. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций в стихотворениях и рассказах. Оздоровительная минутка. | Практические занятия, беседа по содержанию текста, интеллектуальная беседа, дискуссия. | Игровая, творческая (практическая), познавательная, проблемно-ценностное |
общение. | ||
Повторение (11 ч) | ||
Что такое дружба. Умеем ли мы правильно | Практические занятия, | Игровая, творческая |
питаться. Я выбираю кашу. Чистота и | работа в парах, группах; | (практическая), |
здоровье. Откуда берутся грязнули. Будем | интеллектуальная беседа, | познавательная, |
делать хорошо и не будем плохо. Я здоровье | беседа по содержанию | проблемно-ценностное |
берегу – сам себе я помогу. Разыгрывание | текста, дискуссия, | общение. |
ситуаций. Это интересно! Отгадывание | постановка «живых | |
загадок. Оздоровительная минутка. | картин». | |
Инсценировка. Встреча с Доктором | ||
Айболитом. Праздник чистоты с | ||
Мойдодыром. Анализ ситуаций в | ||
стихотворениях. Работа с пословицами. | ||
Высказывания о доброте. Посещение | ||
медицинского кабинета. |
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов в теме | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Дружи с водой | 2 | 2,5 | 0,5 |
2 | Забота об органах чувств | 5 | 3,5 | 1,5 |
3 | Уход за зубами | 3 | 1,5 | 1,5 |
4 | Уход за руками и ногами | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
6 | Как сделать сон полезным | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Настроение в школе | 2 | 1,5 | 0,5 |
8 | Настроение после школы | 1 | 1 | |
9 | Поведение в школе | 2 | 1 | 1 |
10 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
11 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 2 | |
12 | Как закаляться | 2 | 1 | 1 |
13 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Народные игры | 2 | 1 | 1 |
15 | Подвижные игры | 3 | 3 | |
16 | Доктора природы | 2 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 18,5 | 14,5 |
2 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов в теме | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Почему мы болеем | 3 | 2 | 1 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1,5 | 1 |
3 | Кто нас лечит | 1 | 1 | |
4 | Прививки от болезней | 2 | 2 | |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1,5 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 2 | |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 1 | |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 | 1 | |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Как защититься от насекомых | 1 | 1 | |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 | 1 | |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1,5 | 0,5 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях | 2 | 1 | 1 |
17 | Первая помощь при травмах | 3 | 2 | 1 |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Первая помощь при укусах змей, собак и кошек | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 | 1,5 | 1,5 |
Итого | 34 | 24 | 10 |
3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов в теме | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Чего не надо бояться | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | 1,5 | 0,5 |
3 | Почему мы говорим неправду | 2 | 1,5 | 0,5 |
4 | Почему мы не слушаемся родителей | 2 | 1,5 | 0,5 |
5 | Надо ли уметь сдерживать себя | 2 | 1,5 | 0,5 |
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | 1 | 1 |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | 1 | 1 |
8 | Как следует относиться к наказаниям | 1 | 1 | |
9 | Как нужно одеваться | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Как вести себя, когда что-то болит | 1 | 1 | |
12 | Как вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | 1 | |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | 1 | 1 |
16 | Что делать если не хочется идти в школу | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Чем заняться после школы | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Как выбрать друзей | 2 | 2 | |
19 | Как помочь родителям | 1 | 1 | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | 2 | |
21 | Повторение | 3 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 22,5 | 11,5 |
4 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов в теме | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Наше здоровье (4 ч) | 4 | 3 | 1 |
2 | Как помочь сохранить себе здоровье | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Что зависит от моего решения | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Злой волшебник - табак | 1 | 1 | |
5 | Почему некоторые привычки называются вредными | 5 | 4 | 1 |
6 | Помоги себе сам | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Злой волшебник - алкоголь | 3 | 3 | |
8 | Злой волшебник - наркотик | 2 | 2 | |
9 | Мы – одна семья | 2 | 2 | |
10 | Повторение | 11 | 6,5 | 4,5 |
Итого | 34 | 23 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё здоровье"
Рабочая программа внеурочной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни. Срок реализации 4 года. 1-4 классы....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" для 1-4 классов...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 4 класс
Рабочая программа по КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» составлена на основании:- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"
Содержит 3 необходимых раздела...