Мастер класс
методическая разработка

Батуева Ольга Геннадьевна

Приминение на уроке приёма развития критического мышления "Кубик Блума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_kubik_bluma.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Техника Кубик Блума»

I часть Вступление (презентация)

Слайд 1: Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги! Меня зовут Батуева Ольга Геннадьевна, работаю учителем начальных классов и представляю Ворот-Онгойскую основную общеобразовательную школу.

Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Помашите ручками, кто готов творчески работать!

Потопайте те, кто умеет мечтать!

Похлопайте те, кто любит свою работу и детей !

Слайд 2: Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

  • Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

  • Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Слайд 3. Эта притча тесно связана с ФГОС третьего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена.

Понятие функциональной грамотности объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Слайд 4: Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

Сегодня я хочу предложить вам прием технологии развития критического мышления на примере, для развития читательской грамотности. А именно, как лучше понимать и запоминать прочитанное.

 Но прежде, давайте вкратце познакомимся с приемом. И задача учителя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Слайд 5: Вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный педагогом и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Слайд 6: Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Слайд 7: Суть техники заключается в следующем: после чтения вам необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены начала вопросов и заданий для работы над прочитанным текстом: «Почему…», «Придумай…», «Поделись…», «Назови…», «Предложи…», «Объясни…»

Слайд 8:

  • Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее

можно использовать на занятии? Т.к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.

  • Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или

предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?

  • Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

После броска кубика следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него или составить окончание для задания и выполнить его. Очевидно, чем большее количество раз вы бросаете кубик и, следовательно, на большее количество вопросов отвечаете и больше заданий выполняете, тем выше эффективность методики и лучше ваше понимание текста.

II часть Мастер-класс (практическое занятие на фокус-группе)

Слайд 9: (рассказ Осеевой «Хорошее»)

Прочитайте текст. Поиграем в кубик (по очереди перекидывают Кубик и отвечают на вопросы и задания Кубика)

Примерные вопросы от детей по граням Кубика:

Грань Почему…

-Почему Юрику захотелось что-нибудь сделать хорошее?

-Почему Юрик думал о том, чтобы помочь близким, надо подвергнуть опасности?

-Почему Юра не осуществил своей мечты?

Грань Назови…

-Назови действующие лица в рассказе.

-Назови как отреагировали члены семьи?

-Назови ситуации, которые он себе представил.

Грань Объясни…

-Объясни смысл названия рассказа.

-Объясни, почему мама погладила по голове Юру?

-Объясни, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

Грань Придумай…

-Придумай другой конец рассказа.

-Придумай другой заголовок рассказа.

-Придумай как Юра выполнит просьбу каждого члена семьи.

Грань Поделись…

-Поделись своими общими впечатлениями о рассказе.

-Поделись своими эмоциями, которые вызвал у тебя рассказ.

-Поделись своим мнением о мальчике, какой он.

Грань Предложи…

-Предложи, что ответят члены семьи Юре, когда он выполнит их просьбу?

-Предложи другой способ, который поможет Юре.

-Предложи свою просьбу, от которой Юра не смог бы отказаться.

III часть Заключение

«Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках. Кубик Блума можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, физики, химии, информатики, биологии, истории, обществознания.

Слайд 4. Ввек 21- век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит

Какими дети быть должны

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...