Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
учебно-методический материал
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов.
Цель мастер класса:
- продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
- научить определять и находить универсальные учебные действия;
- смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
В конце проведена рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности.
Юнусова Г.Х.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ№2 с. Акъяр
Цель: анализ возможности формирования УУД в рамках урока.
Задачи:
- продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
- научить определять и находить универсальные учебные действия;
- смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Разрешите начать мастер-класс с юмористического рассказа:
«Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А Вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен? Клиент: «А Вы попробуйте! Наконец официант соглашается: «Ну хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»
Вот так и мы с вами, уважаемые коллеги, должны дать ученикам ту ложку, при помощи которой они смогут «употребить» все средства учебной деятельности, которые сегодня предлагаются.
Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, становятся основой и залогом успеха.
В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися универсальными учебными умениями во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. Я проработала по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова много лет и считаю, что содержание предмета «Русский язык» как и методика преподавания, отвечают всем требованиям концепции развития УУД.
При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий.
Рассмотрим несколько упражнений и постараемся выявить, для формирования каких познавательных универсальных учебных действий создаются условия при их выполнении.
Букварь стр.40
Введение понятия звонкие- глухие согласные. Постановка учебной задачи.
-Назовите первое слово(косы)
-Что изображено на другой картинке?( козы)
-Слова одинаковые или разные?( разные)
-Составим звуковые модели и сравним их.( для удобства сравнения модели располагаются одна под другой)
-Что можете сказать о звуковых моделях? Разные или одинаковые?
-Но слова то разные, значит, должно быть какое-то различие.
Создаётся ситуация «интеллектуального разрыва». Фиксируется в знаково- символической форме.
-В чём? Может в ударении? (нет)В количестве слогов?( нет)
Дети говорят, что слова различаются 3 звуками: «с» и « з»
-Давайте понаблюдаем за этими звуками. Произнесите. Есть ли у них что-то общее? Удивительно: органы речи расположены одинаково при произношении обоих звуков.
-И всё-таки это разные звуки. Чем же они отличаются? Скажите шёпотом «З», что слышите?(«с»)
Вывод: оказывается различие в том, из чего «делаются» эти звуки. Один произносится с голосом, другой - без участия голоса. Такие согласные, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а те, что без голоса- глухими. О таких звуках говорят, что они составляют пару звонкий-глухой.
-Давайте подумаем, как будем отличать в модели звонкость- глухость согласных звуков.( предложения детей)
-А дядюшка Ага предлагает добавлять звоночек в верхнем левом углу для звонких согласных.
Формируемые УУД : способствуют формированию логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
Букварь стр. 50
Постановка учебной задачи на обозначение звуков буквами. Введение букв а,о как значков для обозначения звуков «а», «о».
- Предлагаю вам составить звуковые модели слов палка и полка.
Дети составляют звуковую модель, характеризуя каждый звук.
(Дети замечают, что модели получились одинаковые, а слова разные)
-Значит, к одной и той же модели можно подобрать разные слова?
- Давайте сравним звуки. Оказалось, что все звуки, кроме [а] и [о] одинаковые.
- А как же узнать тогда, где слово палка, а где полка? Значит, наша запись неудобна, т.к. годится для разных слов.
-Ребята, как на модели показать, что слова разные?
Дети предлагают свои значки для различения звуков [о] и[а] (закрасить в разные цвета, нарисовать на значках звука разные фигурки)
- Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова полка и палка?
- Нет, не смогут.
- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться?
- Нет.
- А кто знает, какими значками люди обозначают звуки?
- Буквами.
- Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками – буквами, понятными всем русским людям. Иначе наше письмо не будет понятно для других.
- Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? Чему нам надо научиться?
-Нам нужно научиться обозначать звуки буквами.
Рефлексия
-Какую проблему мы решали на уроке?
Какими значками, понятными для всех, нужно обозначать звуки.
Работа строится через сравнение и анализ слов и звуковых моделей. Ставится учебная задача на обозначение звуков буквами. Выбирается значок для обозначения звука «а»- буква а, для обозначения звука «о»-буква о.
На примере даже такого небольшого количества заданий, я думаю, вы убедились, что занимаясь по системе Д. Б.Эльконина – В. В. Давыдова детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, моделированием, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
Но, конечно, есть много заданий, которые учитель сам подбирает и предлагает детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий.
Формирование умения выделять существенные признаки.
-Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Эти упражнения позволяят целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.
Формируемые УУД : анализ объектов, формирование умения выделять существенные признаки
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …
Формируемые логические УУД: анализ, синтез.
Найди общее у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)
Подобные упражнения, как игры в загадках, анаграммы, метаграммы, шарады и т.д. стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию
Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Учимся определять и находить УУД.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуацию, искать в ней разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступит сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Кораблик».
Подобная работа поможет освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД.
Участники мастер-класса делятся на 4 команды.
Что надо будет сделать?
- Прочитать сказку.
- Определить какие универсальные действия сформированы у героев?
- Подумать какие УУД необходимо сформировать лягушонку-эгоисту?
- Презентация выполненных заданий.
Умеют взаимодействовать - КУУД
Планировать деятельность - РУУД
Быть лидером - ЛУУД
Применять знания в новой ситуации - ПУУД
Распределять роли - КУУД
Что необходимо сформировать?
– Лягушонку-эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.
Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
Как сформировать УУД? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Для дальнейшей работы:
- изучить памятку «Как сформировать Универсальные учебные действия?»; (Приложение №4)
- разделиться 4 группы.
Каждая группа работает с технологической картой урока по русскому языку по теме ««Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
(Приложение №5)
Что надо будет сделать?
- Заполнить в технологической карте столбец «Планируемый результат».
- Дать оценку урока: позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делал для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД?
- Что бы вы сделали по-другому?
- Ознакомиться со схемой самоанализа данного урока.
- Рефлексия.
Вот и закончился наш мастер-класс, где мы проанализировали возможности формирования УУД в рамках урока.
И закончить я хотела бы словами В.В. Давыдова:
Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.
Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»
От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...
Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Мастер – класс: «Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий младших школьников в системе курса окружающий мир»
В данном мастер-классе показано использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития УУД обучающихся 1-4 классов....
Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности
В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантно...