мастер-класс. Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников» мастер-класс
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме
мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 47 КБ |
dokument_microsoft_word.doc | 36.5 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Школа профессионального мастерства
Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»
мастер-класс
Подготовила: Щербакова И. А.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 12 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Губкин
2009 г.
Программа мастер – класса
Тема опыта. Организация дифференцированного подхода к обучению математике в начальных классах в режиме перехода школы к профильному обучению (по УМК «Начальная школа ХХI века».
Тема мастер- класса: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»
Цель мастер- класса: развивать логическое мышление, математическую речь, умение сравнивать и обобщать;
воспитывать интерес к математике, положительные качества в процессе работы в парах, группах; приобщить к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.
Алгоритм технологии мастер- класса
- Презентация педагогического опыта учителем – мастером
- Представление системы учебных занятий
- Проведение имитационной игры:
- учебное занятие со слушателями
- демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися
4. Моделирование:
- выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели в режиме технологии учителя – мастера.
- обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей.
5. Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя – мастера и слушателей.
Содержание занятия
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.
Слайд 1
Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.
Слайд 2
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.
«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа. 2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен. 3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36 36-9=27 36-27=9 9 в 3 раза < 27 4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного? ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»
Слайд 3
Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например. (слайд) Часто на своих уроках использую загадки-шутки. Например,
- Золушкин башмачек-простой или золотой?
- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?
- Сколько человек тянули репку?
- У колобка на шее был бантик или галстук?
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Слайд 4
Решая задачи развивающего характера заметила,что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.
На устном счете использую вот такие задания:
«Даны выражения 1. Что можно сказать об этих множителях? ( Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7 2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного? А) Одинаковый набор цифр б) Сумма цифр значений произведений равна 18
3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? ( сумма цифр равна 9)
4. разделите полученные числа на 9
5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)
6. разделите 486 на 18, получится 27.
Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »
Слайд 5
На этом слайде вы видите задания, развивающее внимание, быстроту реакции.
Слайд 6
Пи изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:
- Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
- В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
- Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
- Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
- Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?
Слайд 7 Стала на уроках математики вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,
«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.
- установите закономерность
- продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12
- Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)
Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? ( Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.
- Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
- – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »
Слайд 8
При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую след. задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»
Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.
Предварительный просмотр:
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач , связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.
Слайд 1
Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.
Слайд 2
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.
«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа. 2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен. 3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36 36-9=27 36-27=9 9 в 3 раза < 27 4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного? ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»
Слайд 3
Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например. (слайд) Часто на своих уроках использую загадки-шутки. Например,
- Золушкин башмачек-простой или золотой?
- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?
- Сколько человек тянули репку?
- У колобка на шее был бантик или галстук?
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Слайд 4
Решая задачи развивающего характера заметила,что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.
На устном счете использую вот такие задания:
«Даны выражения 1. Что можно сказать об этих множителях? ( Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7 2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного? А) Одинаковый набор цифр б) Сумма цифр значений произведений равна 18
3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? ( сумма цифр равна 9)
4. разделите полученные числа на 9
5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)
6. разделите 486 на 18, получится 27.
Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »
Слайд 5
На этом слайде вы видите задания, развивающее внимание, быстроту реакции.
Слайд 6
Пи изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:
- Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
- В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
- Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
- Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
- Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?
Слайд 7 Стала на уроках математики вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,
«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.
- установите закономерность
- продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12
- Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)
Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? ( Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.
- Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
- – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »
Слайд 8
При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую след. задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»
Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.
Проверь себя _____________________________________________
- Соедини отрывки из мифов с их названиями.
«Он обещал, что, пропев песню, сам Древнегреческий миф «Дедал и Икар»
лишит себя жизни».
«Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в Славянский миф «Ярило-Солнце»
широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»
1989 – начало работы в МОУ СОШ №12 2001 – участие в Федеральном эксперименте по усовершенство-ванию структуры и содержания общего образования, программа «Школа - 2100» 2005 - Работа по УМК «Начальная школа ХХ I века»
Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников
Логические задачи: 1. 22, 25, 28, … 2. 5, 15. …35 3. 739, 638, … 4. 909, 899, … 5. 6, 12, 18. … 6. 2, 3, 5, 8, 13, … 7. 111, 211, 221, …
4 7 8 1) 478, 487, 748, 784, 847, 874 2) 487-478=9 784-748=36 874-847=27 3) 9 36 27 4) ( 9 и 2, 9 и 36, 27 и 36) 9 х 27= 243 9 х 36= 324 27 х 36=972
Задания, развивающие гибкость мышления Сколько сторон у треугольника? Сколько хвостов у курицы? Цифра, похожая на букву З? От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? Сколько у нас в неделе выходных? Количество сторон у квадрата увеличить на 5?
1. 21 х 87 81 х 27 2. 21 х 87= 1827 81 х 27 = 2187 3. 1827 + 2187 =4014 2187 – 1827 = 360 4. 360 : 9 = 40 4014 : 9 = 446 5. 446 + 40 = 486 6. 486 : 18 = 27
Нумерация многозначных чисел 1. 10 + 100 + 1000 = 1110 2. 62317 а) 2317 б) 6317 3. 9876543210 4. 70000 : 70 = 1000(раз) 5. 122211
12 12 24 36 …. 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 12+120=132 108+24=132 96+36=132 84+48=132 72+60=132 120-12=108 120-24=96 120-36=84 120-48=72 120-60=60 120-72=48 120-84=36 120-96=24 120-108=12 12 и 120 60 и 120 12, 24, 36, 48, 84 96 108 и 120 48 и 84
Найти неизвестное число Селедка Лёд Солистка Лист 72 350 ? Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников
Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...
Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".
Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать....
Использование творческих навыков на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
Это презентация данной темы для семинара...
Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
материал к презентации для семинара...