Организация предметных недель в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гилёва Галина Владимировна

 

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды.

Выявить, в какой области одарён ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель.

Что такое предметные недели.

Особенности распределения содержания.

Значение предметных недель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гилева Галина Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина», г. Абакан

Организация предметных недель в начальной школе

        Что такое предметные недели и зачем они нужны?

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды.

Выявить, в какой области одарён ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель

Предметные недели – это форма учебной, внеурочной и методической работы в школе, когда реализуется многоцелевое единство школьных мероприятий, объединённых общими задачами, направленное на выстраивание благоприятной мотивационной среды в школе.

В течение определённого срока педагоги и ученики буквально погружаются в предложенную образовательную область. Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

        Цель проведения предметной недели: создание интеллектуальной среды, позволяющей определить уровень владения учениками следующими компетентностями:

  •  информационной: умение работать со справочниками в поисках необходимых знаний;
  • познавательной: творческое решение практических задач;
  • коммуникативной: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  •  рефлексивной: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

         Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету
  • развивать познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в книгах, словарях, энциклопедиях
  • формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе
  • выявлять одарённых учащихся в той или иной образовательной области

        Основные элементы опыта, достижения.

1. Создаётся рабочая группа из учителей начальных классов. Выбирается класс, который готовит линейку открытия и закрытия.

Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала её проведения.

2. Содержание предметной недели. Подготовку учителя должны начинать задолго до её проведения. Выбираются сроки проведения недель, ответственные, определяется тематика, план и форма проведения, которые утверждаются на заседании методического объединения начальных классов. Ответственные учителя предлагают мероприятия, которые планируют провести в рамках недели.

А что, если при составлении плана учитывать не только возможности учителя, но и интересы учащихся?         Возможно к планированию недели привлекать самих учеников, при этом учитывать их вопросы, предложения и пожелания. В ходе подготовки к неделе между учителем и учащимися возникает тесное общение. Конечно, руководящая роль остаётся за учителем, но их сотрудничество, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересует учеников.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

Подведение итогов предметной недели.

По итогам предметной недели наиболее активные ее участники награждаются памятными призами или грамотами.

По итогам предметной недели может быть определён состав команды школы для   участия в муниципальных, республиканских предметных олимпиадах.

3. По окончании предметной недели на заседании школьного методического   объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

            Особенности распределения содержания

        Первый класс (6-7 лет) – период острой адаптации учащихся в течение всего учебного года. Происходит кардинальная перестройка детской жизни в связи с началом школьной деятельности и совпадающим с этим моментом очередным возрастным кризисом. С целью сохранения, укрепления психического и физического здоровья детей ведётся подготовительная работа по развитию способностей только через урок и семью. Ключевые мероприятия: Приглашение в страну Знаний и Творчества, Посвящение в первоклассники, творческие конкурсы.

        

Второй класс – период, когда учащиеся готовы активно включиться в познавательный процесс, их деятельность в какой-то степени мотивирована, а потому и результативна. Работа ведётся в основном в игровой форме.

Проводятся кроссы: лингвистический кросс.

Задачи кросса: вовлечь в работу каждого ученика, а не отдельных детей, пробудить интерес к состязательности в знаниях как способу проявления инициативы и проверки своих интеллектуальных способностей и сил, расширять и углублять знания учащихся по основным школьным предметам, развивать устойчивую мотивацию.

        Лингвистический кросс, так же, как и все мероприятия проходит поэтапно в течение недели.

        Третий класс – период, когда начатая работа получает дальнейшее развитие: требуется большая концентрация внимания и волевых усилий, уже возможна демонстрация багажа знаний.

Варианты мероприятий

1 день.

Конкурс рисунков «Иностранцы».

Представьте себе художника – иностранца, который ещё не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значения некоторых русских слов и выражений. Услышав слово «кузница», он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик – его сын. Художник нарисовал семью.

Почему он неправильно понял значения слов?

Пофантазируйте и нарисуйте, что мог нарисовать такой художник к фразеологизмам: Зарубить на носу, знать назубок, кашу заварить, на лбу у него написано, как пить дать и др.

2 день.

Конкурс скороговорок «Болтунишки».

        В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа.

А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей – логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам Демосфен уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо.

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

        Скороговорки – одно из средств выработать хорошую дикцию. Конкурс «Болтунишки» - для тех, кто умеет быстро и чётко говорить.      

Скороговорки разрезаются на несколько частей.

        Школьникам нужно сложить из частей скороговорку и быстро прочитать её.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Всех скороговорок не переговоришь.

Жутко жуку жить на суку.

        Четвёртый класс – период, когда более чётко выражена направленность на самостоятельность деятельности учащихся. Ученики выходят на конкретный результат.

Задачи олимпиады:

  1. Выявить одарённых детей.
  2. Способствовать выявлению и развитию способностей учеников.
  3. Предоставить возможность каждому участнику установить уровень своих возможностей, и вместе с тем, получить радость от самого участия.
  4. Стимулировать интерес к разным учебным предметам, творческую инициативу.
  5. Способствовать повышению престижа знаний.

        Очень важно анализировать результаты олимпиад. Итоговая информация необходима как учителям начальной школы, так и учителям среднего звена, к которым эти ученики придут.

Результаты олимпиад позволяют родителям увидеть перспективы индивидуального развития ребёнка.

Интеллектуальный марафон.

        Логическим продолжением интеллектуальной деятельности является интеллектуальный марафон.

        Интеллектуальный марафон проводится через неделю после олимпиад. Участвуют в марафоне только победители олимпиад.

Участники отвечают на 15 вопросов из различных областей знаний: русский язык, математика, окружающий мир (по пять вопросов). Степень сложности заданий увеличивается от 1 к 5 вопросу. Важно, чтобы задания различались по уровню сложности. Обязательно наличие «утешительных» заданий, то есть решаемых всеми учениками, и заданий, с которыми в итоге справляются немногие. Увеличивается и количество баллов за правильный ответ от 1 до 5 баллов.

        Большинство заданий составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы. Тем не менее, одни задания предполагают, что ученик, имеет глубокие знания в какой – то отдельной области, а другие рассчитаны на общую эрудицию.

Итоги марафона дают возможность сформировать команду школы для участия в городских олимпиадах

        Сравнительный анализ результатов выполнения заданий полезен для корректировки деятельности учителя, корректировки содержания и методики урочной и внеурочной предметной деятельности.

        Значение предметных недель.

        При организации и проведении мероприятий в рамках предметной образовательной недели, каждое из них рассматривается как самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. При этом любой из участников предметной образовательной недели – это действительно участник, а не зритель, ведь у каждого есть свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, свой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметных недель в начальной школе.

Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить  полный отчёт о проделанной работе....

Предметная неделя в начальной школе.

Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....

Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе

Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...

Организация предметных недель в начальной школе: окружающий мир.

Предлагаю оригинальную форму подачи заданий для организации недели окружающего мира в начальной школе....

Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида

Методическая разработка  для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...

Организация предметных недель в начальной школе

В нашей школе очень интересно проводятся предметные недели и декады.Делимся опытом в коллегой по этому вопросу.Как организовать декаду по предмету, как распланировать мероприятия и подвести итоги....