Организация предметных недель в начальной школе
статья
В нашей школе очень интересно проводятся предметные недели и декады.Делимся опытом в коллегой по этому вопросу.Как организовать декаду по предмету, как распланировать мероприятия и подвести итоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetnyh_nedel_v_nachalnoy_shkole.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация предметных недель
в начальной школе».
Кондукторова С. А.– учитель нач. кл. высшей категории, руководитель РМО по курсу ОРКСЭ, Дроздюк И.Н -учитель нач. классов первой квалификационной категории
№1 Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам.
На учителях начальных классов и лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.
№2 Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день примерные программы начального общего образования -стандарты второго поколения.
№3 Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
№4 Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.
Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И как раз через эти предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех учащихся и педагогов.
№5 Участие в предметной неделе и даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Последние 2 года проводим декады: «Декаду русского языка, «Декаду математики» и «Декаду открытых уроков в начальной школе».
Для планирования декады создаётся рабочая группа из учителей начальных классов. Выбирается класс, который готовит линейку открытия и закрытия.
Для такого масштабного мероприятия, как предметная декада, обязательно должно быть разработано положение, регулирующее все тонкости проведения и оценивания мероприятий.
№6 Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий, новых форм организации урока.
Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению педагога.
№7 Положение о школьной предметной декаде
I. Общие положения
1.1. Школьные предметные недели проводятся ежегодно предметными методическими объединениями и кафедрами с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Цель проведения декады: создание интеллектуальной среды, позволяющей определить уровень владения учениками следующими компетентностями:
- информационной: умение работать со справочниками в поисках необходимых знаний;
- познавательной: творческое решение практических задач;
- коммуникативной: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- рефлексивной: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
1.2 .Задачи предметной недели:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету
- развивать познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в книгах, словарях, энциклопедиях
- выявлять одарённых учащихся в той или иной образовательной области
№8 II. Организация и порядок проведения предметной недели
2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
2.3. Организатором предметной недели является школьное методическое объединение.
2.4. Участниками предметной недели являются:
- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
- обучающиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым
проводится предметная неделя.
2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:
- предметные олимпиады;
- нетрадиционные уроки по предмету;
- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов или между параллелями;
- общешкольные мероприятия.
2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной
информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
№9 III. Подведение итогов предметной недели
3.1. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники награждаются
памятными призами или грамотами .
3.2. По итогам предметной недели может быть определен состав команд школы для участия в районных предметных олимпиадах.
3.3. По окончании предметной недели на заседании школьного методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
3.4. По итогам предметной недели руководителю школьного методического объединения, который курирует ее проведение, сдаются следующие документы:
- тексты заданий для проведения олимпиад и протоколы с их результатами;
- планы и сценарии открытых мероприятий;
- анализ итогов предметной недели.
В течении декады организуются взаимопосещения уроков учителями начальных классов. Помощь в проведении внеклассных мероприятий оказывают воспитатели ГПД. Практикуем проведение олимпиад, проверку орфографических или вычислительных навыков учителями не работающими в данном классе.
№10 Грамоты
По результатам конкурсов победителям и лауреатам вручаются дипломы и грамоты. Учителя за хорошую организацию декады и проведение мероприятий награждаются благодарственными письмами и грамотами.
Классам награждаются грамотами за победу в той или иной номинации.
№11 «Декада русского языка»
В нашей школе декада русского языка проходила под девизом «Люби, цени и изучай русский язык)
Все мероприятия были интересные по форме и содержанию. В каждом классе занятия были увлекательные, красочные
№12 по 22 «В мире звуков» Степаненко Валентина Ивановна
«Буквенная мозаика» Танаева Людмила Николаевна
АБВГДейка Игра КВН Дроздюк Ирина Николаевна
Умники и умницы Билявская Наталья Витальевна
КВН «Берегите родной язык!» Никифорова Людмила Валерьевна
КВН «Орфография» Нуйя Людмила Александровна
КВН «Орфография» Нуйя Людмила Александровна
«Счастливый случай» Кондукторова Светлана Анатольевна
«Умники и умницы»4 «б», 4 «г»Лысенко Наталья Ивановна
Ферапонтова Ольга Ивановна
На всех фотографиях недели вы видите кондитерские изделия Вкусная буква»
«АБВГДейка» Марченко Ирина Викторовна
. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.
Мероприятия проходят во всех классах, по традиции соревнуются в своих знаниях по предмету учащиеся 3-их классов, 4-ых классов в параллели
№22 В ДЕКАДЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
№23,24 На стенде в рекреации школы вывешиваются лучшие работы ребят, которые могут посмотреть не только ребята , но и родители.
№25 В прошлом году мы проводили «Неделю математики» , В этом году с 19 по 30 января была проведена декада математики
На линейке открытия каждому классу вручается маршрутный лист с планом проведения декады по математике.
№27 Самым масштабным мероприятием в этом году был математический марафон 3-4 классов. Учащиеся продвигались по станциям, (назвать) выполняя по группам предложенные задания. По сумме набранных баллов были определены победители и лауреаты конкурса.
Ребята и учителя высоко оценили уровень проведения математического марафона.
№28 Учащиеся 4-ых классов подготовили стенгазеты
Решай , смекай, отгадывай.
Великие математики, Математика в жизни.
№29 Подготовили выставку рисунков «Геометрия вокруг нас»
№30 Кроме предметных декад у нас стало традицией проводить декады открытых уроков в начальной школе.
В ноябре 2014г декада проходила по теме
« Мой урок с использованием интерактивной доски»
Цель проведения: обмен опытом, поиск интересных идей, использование эффективных методов и имеющихся средств современных педагогических технологий обучения.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений.
Открытые уроки показали 12 учителей начальных классов. Открытыми уроками были охвачены следующие предметы учебного плана: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Было организовано взаимопосещение уроков учителями начальных классов и учителями - предметниками с целью повышения педагогического мастерства учителя.
№31 Учителя начальных классов используют инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Современные образовательные технологии, используемые на уроках:
- информационно – коммуникативные технологии
- личностно-ориентированное обучение
- технология проблемного диалога
- технология продуктивного чтения
- технология оценивания образовательных технологий учащихся
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
По итогам декады был проведён анализ открытых уроков. Каждый педагог заполнил анкету «Анализ открытого урока», которая содержала разработанные критерии, соответствующие уроку по ФГОС НОО.
№32 Использование ИКТ на уроках способствует повышению качества знаний и умений учащихся и позволяет педагогам перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
№33 На заседании МО было проанализировано:
- применение современных технологий на уроке,
- соответствие использования форм, методов,
- отбор материала теме урока, формирование УУД на каждом этапе урока.
Особое внимание было уделено взаимоотношениям учитель – ученик, комфортности и сотрудничеству на уроке.
Сделаны выводы:
- уроки составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
- использование интерактивной доски было продуманным, соответствовало теме урока, выполнялись нормы СанПина
№34 В этом учебном году проводилась декада открытых уроков по теме Проблемы диалогового обучения через групповую форму работы»
Задачи:
- применять на уроках проблемно - диалоговую, личностно - ориентированную, коммуникативно - информационные технологии
- планировать структуру урока с соблюдением норм здоровьесбережения, соответствия требованиям ФГОС НОО
- совершенствовать методические приёмы групповой формы работы на уроках
- формировать коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные УУД у учащихся во время групповой формы работы на уроке
При организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе. а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.
И в завершении выступления еще раз хочется сказать
Проведение предметных декад способствует повышение пед. мастерства педагогов, обмену опытом, созданию методической копилки, развитию УУД у учащихся начальных классов.
Используемая литература
- Предметные недели в школе: математика -автор Гончарова Л.В.
- Предметная неделя в школе : русский язык -Григорьева Г.И.
- Предметная неделя литературы в школе- Н. Ильин
- Дни науки в школе – внеклассная работа в школе.
- Калейдоскоп увлекательных мероприятий- Елизарова Е.М., Решетникова Г.Н.
- Издание: Газета "Педагогическое творчество" год: 2008 № 9
Статья: Предметная неделя в начальной школе автор-Степаненко Т. В., с. Ломоносово, Архангельская обл.
Интернет ресурсы:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа «Неделя начальной школы». Авторы статьи: Боржеева Валентина Александровна, Володина Галина Викторовна, Тайгунова Нэля Леонидовна, Ясникова Лариса Юрьевна.
- http://festival.1september.ru/articles/311888/
http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/polozhenie-o-shkolnoi-predmetnoi-nedele.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметных недель в начальной школе.
Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить полный отчёт о проделанной работе....
Предметная неделя в начальной школе.
Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....
Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе
Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...
Открытие предметных недель в начальной школе.
Открытие предметных недель в начальной школе....
Организация предметных недель в начальной школе: окружающий мир.
Предлагаю оригинальную форму подачи заданий для организации недели окружающего мира в начальной школе....
Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида
Методическая разработка для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...
Организация предметных недель в начальной школе
Выступление на педсовете...