Организация предметных недель в начальной школе
статья

Кондукторова Светлана Анатольевна

В нашей школе очень интересно проводятся предметные недели и декады.Делимся опытом в коллегой по этому вопросу.Как организовать декаду по предмету, как распланировать мероприятия и подвести итоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_predmetnyh_nedel_v_nachalnoy_shkole.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация предметных недель

в начальной школе».

Кондукторова С. А.– учитель нач. кл. высшей категории, руководитель РМО по курсу ОРКСЭ, Дроздюк И.Н  -учитель нач. классов первой квалификационной категории

  №1           Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам.

                На учителях начальных классов  и лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких  учеников.

№2               Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как  раз   и предусматривают на сегодняшний день примерные программы начального  общего  образования -стандарты второго поколения.

№3          Известный практик  и ученый, доктор педагогических и психологических наук  А.И. Савенков  говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных  человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».

 №4        Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

             Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И как раз через эти предметные недели мы можем вовлечь  практически всех детей, создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех  учащихся и педагогов.

     №5   Участие в предметной неделе  и даёт возможность младшему школьнику проявить  свои интеллектуальные способности, формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

          Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Последние 2 года проводим декады: «Декаду  русского языка, «Декаду математики» и  «Декаду открытых уроков в начальной школе».

 Для планирования декады создаётся рабочая группа из учителей начальных классов. Выбирается  класс, который готовит линейку открытия и закрытия.

         Для  такого масштабного мероприятия, как предметная декада, обязательно должно быть разработано положение, регулирующее все тонкости проведения и оценивания мероприятий.

  №6    Очень важно, чтобы неделя для педагогов  стала возможностью апробации новых технологий, новых  форм организации урока.

          Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.

         Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению педагога.

№7        Положение  о школьной предметной декаде                                                        

  I. Общие положения

 1.1. Школьные предметные недели проводятся ежегодно предметными методическими объединениями и кафедрами с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

Цель проведения декады: создание интеллектуальной среды, позволяющей определить уровень владения учениками следующими компетентностями:

  •  информационной: умение работать со справочниками в поисках необходимых знаний;
  • познавательной: творческое решение практических задач;
  • коммуникативной: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  •  рефлексивной: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива,  владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

 1.2 .Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку,   организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение  уровня мотивации к изучаемому  предмету
  • развивать познавательные универсальные учебные действия: находить необходимую информацию в книгах, словарях, энциклопедиях
  • выявлять одарённых учащихся в той или иной образовательной области

 №8            II. Организация и порядок проведения предметной недели

2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

2.3. Организатором предметной недели является  школьное методическое  объединение.

2.4. Участниками предметной недели являются:

  • все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
  • обучающиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым

    проводится предметная неделя.

2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:

  • предметные олимпиады;
  • нетрадиционные уроки по предмету;
  • внеклассные мероприятия на параллели учебных классов или между параллелями;
  • общешкольные мероприятия.

2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной

       информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

№9      III. Подведение итогов предметной недели

3.1. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники награждаются

        памятными призами или грамотами .

3.2. По итогам предметной недели может быть определен состав команд школы для   участия в районных предметных олимпиадах.

3.3. По окончании предметной недели на заседании школьного методического   объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе  недели.

3.4. По итогам предметной недели руководителю школьного методического объединения, который курирует ее проведение, сдаются следующие документы:

  • тексты заданий для проведения олимпиад и протоколы с их результатами;
  • планы и сценарии открытых мероприятий;
  • анализ итогов предметной недели.

В течении декады организуются  взаимопосещения   уроков  учителями начальных классов.  Помощь  в проведении внеклассных мероприятий оказывают воспитатели ГПД. Практикуем проведение  олимпиад, проверку орфографических или вычислительных навыков учителями не работающими в данном классе.

№10       Грамоты

По результатам конкурсов победителям и лауреатам вручаются дипломы и грамоты. Учителя за хорошую организацию декады и проведение мероприятий  награждаются благодарственными письмами и грамотами.

Классам награждаются грамотами за победу в той или иной номинации.

№11      «Декада русского языка»      

В нашей школе декада русского языка проходила под девизом «Люби, цени и изучай русский язык)

Все мероприятия были интересные по форме и содержанию. В каждом классе занятия были увлекательные, красочные

  №12 по 22      «В мире звуков» Степаненко Валентина Ивановна

«Буквенная мозаика»  Танаева Людмила Николаевна

АБВГДейка  Игра КВН Дроздюк Ирина Николаевна

Умники и умницы  Билявская Наталья Витальевна

КВН «Берегите родной язык!» Никифорова  Людмила Валерьевна

КВН «Орфография» Нуйя Людмила Александровна

КВН  «Орфография» Нуйя Людмила  Александровна

«Счастливый случай» Кондукторова Светлана Анатольевна

«Умники и умницы»4 «б», 4 «г»Лысенко Наталья Ивановна

                                                          Ферапонтова Ольга Ивановна

На всех фотографиях недели вы видите кондитерские изделия Вкусная буква»

«АБВГДейка» Марченко Ирина Викторовна

. Учащиеся с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного.

Мероприятия проходят во всех классах, по традиции соревнуются в своих знаниях по предмету учащиеся 3-их классов, 4-ых классов  в параллели

  №22      В ДЕКАДЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

№23,24     На стенде в рекреации школы вывешиваются лучшие работы ребят, которые могут посмотреть не только ребята , но и родители.

№25  В прошлом году мы проводили «Неделю математики» , В этом году с 19 по 30 января была проведена декада математики

На линейке открытия каждому классу вручается маршрутный лист с планом проведения декады по математике.

№27    Самым масштабным  мероприятием в этом году был математический марафон 3-4 классов. Учащиеся продвигались по станциям, (назвать) выполняя по группам предложенные задания.  По сумме набранных баллов были определены победители и лауреаты конкурса.

 Ребята и учителя высоко оценили уровень проведения математического марафона.

№28   Учащиеся 4-ых классов подготовили стенгазеты

Решай , смекай, отгадывай.

 Великие  математики, Математика в жизни.

№29 Подготовили выставку рисунков «Геометрия вокруг нас»

№30 Кроме предметных декад у нас стало традицией проводить декады открытых уроков в начальной школе.

В ноябре  2014г декада проходила по теме

« Мой урок с использованием интерактивной доски»

Цель проведения: обмен опытом, поиск интересных идей, использование эффективных методов и имеющихся средств современных педагогических технологий обучения.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений.

Открытые уроки показали 12 учителей начальных классов. Открытыми уроками были охвачены  следующие предметы учебного плана: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Было организовано взаимопосещение уроков учителями начальных классов и учителями - предметниками с целью повышения  педагогического  мастерства учителя.

  №31     Учителя начальных классов используют инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

Современные образовательные технологии, используемые на уроках:

  •  информационно – коммуникативные технологии
  •  личностно-ориентированное обучение
  •  технология проблемного диалога
  •  технология продуктивного  чтения
  •   технология оценивания образовательных технологий учащихся
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  игровые технологии;

По итогам декады был проведён анализ  открытых уроков. Каждый педагог заполнил анкету «Анализ открытого урока», которая содержала разработанные критерии, соответствующие уроку по ФГОС НОО.

№32        Использование ИКТ на уроках способствует повышению качества знаний и умений учащихся и позволяет педагогам перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

  №33     На заседании МО было проанализировано:

  • применение современных технологий на уроке,
  • соответствие использования форм, методов,
  •  отбор материала теме урока, формирование УУД на каждом этапе урока.

Особое внимание было уделено взаимоотношениям учитель – ученик, комфортности и  сотрудничеству на уроке.

 Сделаны выводы:

  •  уроки составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
  •  использование интерактивной доски было продуманным, соответствовало теме урока, выполнялись нормы СанПина

№34     В этом учебном  году проводилась декада открытых уроков по теме Проблемы диалогового обучения через групповую форму работы»

Задачи:

  • применять на уроках проблемно - диалоговую, личностно - ориентированную,  коммуникативно - информационные технологии
  • планировать структуру урока с соблюдением норм здоровьесбережения,  соответствия требованиям ФГОС НОО
  • совершенствовать методические приёмы групповой формы работы на уроках
  • формировать коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные УУД  у учащихся во время групповой формы работы на уроке

При  организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе. а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.

И в завершении выступления еще раз хочется сказать

 Проведение предметных декад способствует повышение пед. мастерства педагогов, обмену опытом, созданию методической копилки, развитию УУД у учащихся начальных классов.

               Используемая литература

  1. Предметные недели в школе: математика  -автор Гончарова Л.В.
  2.  Предметная неделя в школе : русский язык -Григорьева  Г.И.
  3. Предметная неделя литературы в школе- Н. Ильин
  4. Дни науки в школе – внеклассная работа в школе.
  5. Калейдоскоп увлекательных мероприятий- Елизарова Е.М., Решетникова Г.Н.
  6. Издание:  Газета "Педагогическое творчество" год: 2008 № 9

         Статья: Предметная неделя в начальной школе автор-Степаненко Т. В., с. Ломоносово, Архангельская обл.

                                 Интернет ресурсы:

  1.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа  «Неделя начальной школы». Авторы статьи: Боржеева Валентина Александровна, Володина Галина Викторовна, Тайгунова Нэля Леонидовна, Ясникова Лариса Юрьевна.
  2. http://festival.1september.ru/articles/311888/ 

http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/polozhenie-o-shkolnoi-predmetnoi-nedele.html                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметных недель в начальной школе.

Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить  полный отчёт о проделанной работе....

Предметная неделя в начальной школе.

Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....

Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе

Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...

Открытие предметных недель в начальной школе.

Открытие предметных недель в начальной школе....

Организация предметных недель в начальной школе: окружающий мир.

Предлагаю оригинальную форму подачи заданий для организации недели окружающего мира в начальной школе....

Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида

Методическая разработка  для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...