Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе
методическая разработка (4 класс) по теме
Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоятльму поиску и решению задач. Воспитывает чувство коллективизма, выручки и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_sozvezdie_umnikov.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Созвездие умников».
Цели:
- Развитие у школьников интереса к научной и поисковой деятельности.
- Создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития.
Возраст: 9-10 лет
Оборудование: звезды, плакаты с названиями команд, нагрудные значки с именами, ножницы, скотч, часы.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята и учителя! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на Созвездие Умников. Но чтобы нам отправиться в путь дорогу, необходимо произнести следующие волшебные слова:
Ра – ра – ра – начинается игра. (Хором).
Вед.: А кто из вас знает, что нужно взять с собой в дорогу? (ответы участников).
А что еще мы с вами можем взять в дорогу? Вы узнаете, если прослушаете стихотворение:
Здравствуй, Разум!
Здравствуй, Ум!
Как здоровье?
Справно, кум!
Что слыхать, какие вести?
Ум да разум нынче в чести.
С нами дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
Ум тебя согреет в стужу,
Разум даст обед и ужин.
Со сноровкой и с охотой
Справимся с любой работой,
С нами горе – не беда,
С нами дружба – навсегда.
Так, что же мы с вами должны взять в дорогу? (Ум, разум, сноровку, дружбу).
Вед.: В путешествие с нами на Созвездие Умников отправятся две команды. Встречайте их.
1 команда «Звездочёты» (представление участников).
2 команда «Лучики» (представление участников).
Вед.: Наши космические путешественники хотят школьные премудрости постигнуть, завоевать звание «Умников и умниц», побывать на Созвездии Умников.
Вед.: Перед вами наш маршрут путешествия. В начале пути двум командам необходимо побывать на созвездии «Блиц-опрос», где нужно будет ответить на 10 вопросов. Время на обдумывание вопроса 10 секунд. Если команда правильно отвечает на вопрос, то зарабатывает звездочку, которую мы прикрепляем к таблице. Если команда не отвечает на вопрос, то на него имеет право ответить команда соперница, а если и она не отвечает, то мы будем просить помощи от болельщиков, которые за правильный ответ также получат звезду. Болельщики, заработавшие большое количество звезд, будут приглашены в наш клуб «Эрудит».
После созвездия «Блиц – опрос» каждая команда имеет право отправиться дальше, выбирая то созвездие, которое захочет посетить, а именно:
Созвездие Математическое,
Созвездие Русского языка,
Созвездие Литературного чтения,
Созвездие Окружающего мира,
Созвездие Спортивное,
Созвездие Музыкальное.
В каждом из этих созвездий команды имеют право выбрать и ответить на любые три вопроса. Но выбирать вопросы команды будут по очереди. Время на обдумывание задания - 20 секунд.
Итак, готовы отправиться в путь?
(Жеребьевка команд).
Произнесем волшебные слова:
Ра – ра – ра, начинается игра! (Хором).
Игра.
БЛИЦ – ОПРОС (1 команда).
- Отгадайте о чём идет речь: милицейский, садовый, земельный, избирательный … (Участок).
- Что может быть общего у мальчика и сосны? (Шишки).
- Названия каких напитков можно увидеть в меню столовой? (Чай кофе, какао, компот, кисель).
- Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского слова «голова». (Капуста).
- Какая цифра всегда катается в электричке? (Три – электричка).
6. Отгадайте загадку:
Первый на шее козлёнка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду, на поляне цветёт,
Синий, лиловый – в букет нам пойдет. (Колокольчик).
- Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «К» - фигура без углов,
С буквой «Д» - дружить с тобой готов. (Круг – друг).
8. Зачем звери зализывают раны:
* чтобы быстрее заживали
* просто от боли
* с гигиенической целью
9. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда:
Кукушка
Птица- говорун
Страус
Куропатка
- «Узнай животное»:
У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц).
БЛИЦ – ОПРОС (2 команда).
- Отгадайте, о чём идёт речь: ледяная, тонкая, подгорелая, румяная, арбузная …(Корка).
- У какого зайчика ушки не растут на макушке? (Солнечный).
- Какие бывают каши? (Перловая, рисовая, манная, гречневая, овсяная, кукурузная).
- Изготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (Первый блин комом).
- Какого хищного зверя всегда можно увидеть даже в выключенном телевизоре? (Лев – телевизор).
- Отгадайте загадку:
Первый замки на дверях открывает,
Жажду второй нам в жару утоляет,
Третий встречается в нотной тетрадке,
Даст вам четвёртый разгадку к загадке,
Пятый закрутит – открутит вам гайку.
Что же такое? Скорей отгадай – ка! (Ключ).
- Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «П» я часть велосипеда,
А вот с «М» - награда на груди у деда. (Педали – медали) .
8. Зачем зайцу большие уши?
* чтобы лучше слышать,
* чтобы не перегреться (ими потеет),
* для торможения на поворотах.
9. Как зовётся популярный зверёк, который бегает в колесе?
Хомяк
Белка
Мышь
Бурундук
10. «Узнай животное»:
Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. (Еж).
Созвездие Литературное.
- Дополните пословицу:
Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
- Кто это? Веселый пёсик с черной шерстью, остренькими ушками и маленькими, забавно блестевшими глазками, из-за которого девочка попала в волшебную страну. (Тотошка).
- С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
4. Какой страны не было в сказке «Волшебник Изумрудного города»?
а) Бирюзовой
б) Малиновой
в) Сиреневый
г) Фиолетовый
5. Из названия этой сказки Г.Х. Андерсена убежали все согласные буквы. О какой сказке идет речь?
ЕАЯ ООЕА (Снежная королева).
6. Историю этой трудолюбивой девушки описали в сказке и французский писатель Шарль Перро, и немецкие сказочники братья Гримм. Кто главная героиня этой сказки? (Золушка).
7. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
8. Закончите крылатое выражение, взятое из сказки:
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается).
9. На каком по счету балу потеряла свой хрустальный башмачок Золушка? (На втором).
10. Какое ученое звание имел директор кукольного театра «Карабас- Барабас»? (Доктор кукольных наук).
11. О чем идет речь?
Ёе заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? (Каша.)
12. Поставьте пропущенные слова, обозначающие разные цвета – красный, синий и серый, - в названия книг.
Сказки Ш. Перро «… Шапочка» и «… борода» и рассказ Д. Мамина-Сибиряка «…шейка». («Красная шапочка», «Синяя борода», «Серая шейка»).
Созвездие Спортивное.
- Как называется сооружение для прыжков на лыжах. (Трамплин).
- Бег по пересеченной местности. (Кросс).
- Начало любого состязания на быстроту передвижения. (Старт).
- Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).
- Как называется форма каратиста? (Кимоно).
- Сколько игроков в футбольной команде во время игры? (11 человек).
- Какой из названных мячей самый тяжелый: футбольный, волейбольный или баскетбольный? (Баскетбольный).
- К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»? (Фигурное катание).
Созвездие Музыкальное.
- Дайте точный ответ строчками песни:
Что можно делать в сказке?
(В сказке можно покачаться на луне,
И по радуге промчаться на коне).
- Дайте точный ответ строчками песни:
Что делали гуси в луже у канавки?
(Мыли гуси лапки в луже у канавки).
- Дайте точный ответ строчками песни:
С кем дружил кузнечик?
(Не трогал и козявку и с мухами дружил).
- Дайте точный ответ строчками песни:
Что в голове у Винни - Пуха?
( В голове моей опилки, да, да, да!).
- Дайте точный ответ строчками песни:
С чего начинается дружба?
(Ну, а дружба начинается с улыбки).
- Дайте точный ответ строчками песни:
Раз иголка, два иголка – что будет?
(Будет ёлочка).
- Дайте точный ответ строчками песни:
Скорый поезд набирает ход.
Какие у него вагончики?
(Голубой вагон бежит, качается).
- Дайте точный ответ строчками песни:
Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?
(Можно в Африку прийти).
- Песня о трагической гибели маленького насекомого.
(В траве сидел кузнечик…).
- Песня об ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.
(Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе).
Музыкальная пауза:
В каждой в новой стране,
В каждом новом краю,
Чтобы правильно выбрать дорогу,
Я веселую песню свою запою
И друзей позову на подмогу.
(Исполнение песни).
Созвездие Окружающего мира.
- Какое озеро на Земле является самым глубоким?
Байкал
Ладожское
Эри
- Узнай растение по описанию:
«Древние греки считали это растение пищей бедняков. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия. Это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулёз, дифтерия, грипп и т.д. (Чеснок).
- Что без боли и печали вызывает слёзы? (Лук).
- Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива).
- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный).
- Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По–русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника).
- Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп?
а) прозрачность
б) отсутствие вкуса
в) способность растворять некоторые вещества
- Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу
- Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? (Тундра).
- Житель засушливых пустынь – кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось меньше воды).
- Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
- Подорожник получил свое название за то, что он растет вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он облюбовал себе такие многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипнув к обуви человека).
Созвездие Русского языка.
- Прочитайте «заколдованные» слова, зачеркнув в каждом из них лишний слог:
сапохар васуренье оребрихи балиранки
(Сахар, варенье, орехи, баранки).
- В каком слове есть только твердые согласные звуки?
водит, пашешь, верит. (Пашешь).
- Какое существительное имеет в И. п. множественного числа окончание – ы?
мастер доктор герб (Гербы).
- Какими частями речи являются выделенные слова?
Столовая закрыта. На столе лежала столовая ложка.
(Существительное, прилагательное).
- Назовите среди данных слов существительные женского рода:
шампунь вермишель тополь (Вермишель).
- Укажите существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь еда степь (Еда).
- Какую букву надо заменить в существительном ПЕНАЛ, чтобы оно стало глаголом? (Пенал – пинал).
- Отгадайте слово - существительное, загаданное тройками пословиц – подсказок:
Оно пуще стрелы ранит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, а молчание – золото.
(Слово).
- Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвёртое, которое относится к третьему, так же, как второе к первому:
яйцо – скорлупа, картофель – …. (Кожура).
- Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
_________на ухо наступил.
Писать как _______лапой.
(Медведь, курица).
- Разгадайте метаграмму:
С [к] я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С [п] - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
(Карта – парта).
- Отгадайте шараду:
Я велик и мал бываю,
Крепко всё я запираю,
Измените ударенье –
Обращусь и я в строенье.
(Замок – замок).
Созвездие Математическое.
- У трёх братьев по 2 сестры. Сколько всего детей в семье? (5 детей).
- Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?
(7 лампочек).
- Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет).
- Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? (2 распила).
- Сколько получается, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1).
- Как, не совершая математических действий, увеличить 66 на 33?
(Перевернуть).
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули – тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько пар глаз увидело эту репку? (6 пар глаз).
- Если бы вчерашний день был завтрашним, то следующий день был бы воскресенье. Какой сегодня день? (Пятница).
- Сколько концов у трёх с половиной палок? (8 концов).
- 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (30 минут).
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
- Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят 13 судаков?
(13 рублей).
Подведение итогов:
- Подсчет звездочек по командам.
- Награждение победителей.
- Подведение итогов игры с болельщиками.
- А сейчас давайте произнесем клятву клуба «Эрудит»
(участники команд произносят вместе с ведущим следующие слова):
Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.
Вед.: Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.
Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...
план проведения предметных недель в начальной школе
план проведения предметных недель в начальной школе...
Анализ проведения предметной недели в начальной школе.
Анализ проведения предметной недели в начальной школе....
Анализ проведения предметной недели в начальной школе
Образец анализа предметной недели...
Приказ о проведении предметной недели в начальной школе.
Приказ о проведении предметной недели в начальной школе "Фестиваль наук" 2015 год....
Приказ о проведении предметной недели в начальной школе 2014 г. (городской семинар)
Приказ о проведении предметной недели в начальной школе 2014 г. (городской семинар)...
«Необходимость и значимость проведения предметной недели в начальной школе»
Во время проведения предметной недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Творчество п...