Методическая разработка занятия "Славянские праздники и их связь с природой"
план-конспект занятия (3 класс)

Исмаилова Анжелика Валерьевна

Методическая разработка занятия дополнительного образований к программе "Мой мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_slavyanskie_prazdniki.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

     Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
протокол от ___.____.2020 г. №____


на заседании Педагогического совета
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
протокол от ___.____.2020 г. №____

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
 от ___.____.2020 г. №____

«Происхождение славянских праздников и их связь с природой»

методическая разработка занятия по  

дополнительной общеобразовательной общеравивающей

программе «Мой мир»

Разработчик:

Исмаилова Анжелика Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

                             Юргинский городской округ

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3

Ход занятия «Происхождение славянских праздников и их связь с природой»……………………………………………………………………...5

Заключение……………………………………………………………….........9

Список литературы……………………………………………………….......10

Приложение…………………………………………………………………...11

Введение

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.          

        Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.

         Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей.    

        Знакомство  с духовным достоянием предков поможет им расти личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, поможет впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе культуры.

         Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего народа, страны.

       Данное занятие призвано формировать у обучающихся общее  представление  о  народной культуре,  её  богатстве  и  разнообразии,  красоте  и  благородстве, является одним из цикла программы по краеведению для  детей младшего школьного возраста «Мой мир», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.  

      Учебное занятие в объединении социально–гуманитарной направленности «Мир вокруг нас» направлено на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

      Занятие «Происхождение славянских праздников и их связь с природой» построено мною как тематическое и  ориентировано  на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы – от 11 до 15  человек.

Цель учебного занятия обобщить и систематизировать представления детей о происхождение славянских праздников и их связи с природой.

     Задачи:  Образовательная, воспитательная, развивающая

1. Формировать у детей познавательный интерес к культуре, обычаям и традициям своего народа.

    2.Воспитывать у детей любовь к родному краю.
   3. Развивать у детей творческие способности.

Тип занятия. Занятие направлено на обобщение пройденного материала.

Форма проведения занятия: групповая.

        Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.

Занятие  рассчитано на 1 академический час.

Оборудование и материалы:

 • компьютер, презентация по теме.

 • дидактические игра: «Славянские праздники»,                                                  

 • бумага, цветные карандаши.

План мероприятия:  

1.Подготовительный

2.Организационный

3.Ход мероприятия

4. Рефлексия.

5.Заключительный этап

Ход занятия: «Происхождение славянских праздников и их связь с природой»

    Организационный момент

       Сегодня мы с вами побываем в гостях у наших предков – славян. Но в начале я хочу спросить: «Что такое праздник», «Традиция», «Обряд» ?

Во время работы мы обратились к словарю и выяснили значение слов:

      Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь. Любой праздник сопровождается традициями и обрядами.

      Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому

      Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом).

    - Сегодня мы с вами поговорим и поиграем на тему славянских праздников.

Основная часть

      Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.

     Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Январь — Просинец

Февраль — Лютень

Март — Березень

Апрель — Цветень

Май — Травень

Июнь — Червень

Июль — Липень

Август — Серпень

Сентябрь — Вересень

Октябрь — Листопад

Ноябрь — Грудень

Декабрь — Студень

      - А сейчас все внимание на экран.

1 слайд презентации

        Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически.

        Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны.    

        Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

   2 слайд презентации

      Главными  праздниками древних славян (днями Силы) были: Коляда(день Зимнего солнцестояния), Масленица (один из самых радостных и светлых праздников, который  является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны), Великодень(праздник Весеннего равноденствия), праздник Летнего солнцестояния – Иваны –Купалы.

       - Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

3  слайд: Коляда

          В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы.

          В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода.  

          Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

       - А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете?

4 слайд: Масленица

        Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий.  Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

        Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.  Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

        Масленица - называли  еще и Комоедица .Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского  Медвежьего бога: приносили  "блинные жертвы" великому Медовому зверю.  

        Древние славяне  называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.

        Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

        Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

       Масленицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

       Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых.

      В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

    -А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

5слайд :  Ивана Купалы  ( летнее солнцестояние)

     Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы).

    В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой.  

    В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

    На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

      По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

      В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая. В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.  

      После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

      Физкультминутка. Представьте, что мы с вами на праздновании Купайла. Давайте попробуем прыгнуть через костер (Дети имитируют движения)

7 слайд: Овсень - Святовит(осеннее равноденствие)

     Осенний праздник похож на весенний - день и ночь также равны между собой. В домах традиционно зажигался ритуальный свет. Для этого на почетное место ставили красиво украшенную большую свечу, которая будто наполняла жизнь светом, в то время как стареющее Солнце Овсеня уже не грело так горячо.

    Осеннее священное время направляло людей на духовные размышления о смысле циклов природы, о том, что все возвратится на круги своя. В то же время разрешено было заниматься творческими ремеслами. На первый план в дни осеннего равноденствия выходило веселое празднование в честь урожая. Ведь как раз в это время «понемногу засыпающей земли» люди собирали последние ее дары, начинали проверять заготовки на зиму. Выпекали огромный каравай, как символ доброго урожая, и просили богов, чтобы на следующий год хлеб был, как минимум, таким же большим.

          - А сейчас поиграем в игру «Славянские праздники» (Приложение)

          Дети делятся на две команды. Каждая команда получает картинки с изображением славянского праздника и соответствующих предметов и моментов праздника. Нужно рассказать о празднике подобрать нужные картинки.

Практическая часть.

      Сегодня предлагаю вам нарисовать самый понравившийся славянский праздник.

Заключительная часть.

      Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

- Ребята, о каких славянских праздниках вы узнали? Какие праздники сохранились до наших дней? В каких праздниках вы (ваша семья) принимали участие?

                                                      Заключение

Занятие «Происхождение славянских праздников и их связь с природой»

В ходе проведенного занятия дети вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о славянских праздниках и познакомились с праздником ивана купала. Узнали как называли месяца древние славяни.

        Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали  в  команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали  при необходимости, вели  диалог.  Проведенная работа в этом направлении позволила  развить интерес и желание обучающихся к изучениютрадиций, праздников славянских народов.  

Список литературы

  1. Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 – 200с.
  2. Релли Н.С. «Русские обряды и традиции» - Петербург, 2002. -156с.
  3. Терещенко А.В. «История культуры русского народа» - Москва, Эксмо, 2007.- 250с
  4. Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» - М.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

  

                                                                                                                   

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс.Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…"

Данный урок показывает процесс формирования УУД. Урок предназначен показать определенный уровень развития образного, ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха; учит передавать ...

Методическая разработка внеклассного занятия «Весенние явления в неживой природе» для детей 3-4 класса с ОВЗ.

Методическая разработка внеклассного занятия для детей с ОВЗ 3-4 класса по теме "Весенние явления в неживой природе". Занятие входит  в комплекс внеурочных занятий по теме "Времена года. Изменени...

"Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"

... Любовь,забота и бережное отношение  к живой природе и окружающему миру.Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу"....

Методическая разработка урока-праздника «Американский праздник Halloween»

Урок-праздник «Американский праздник Halloween» является заключительным уроком первой четверти. На подготовительном этапе урока учащиеся вспоминают лексику, связанную с темой урока и уже и...

Методическая разработка в 1 классе на тему «Явления природы»

Занятие по окружающему миру на тему "Явления природы"...

Методическая разработка "Познавательная игра "Слабое звено" по теме "Природа и мы"

Познавательна игра "Слабое звено" по теме "Природа и мы" расширяет и углубляет знания учащихся о природе, развивает смекалку, логику, догадливость....