"Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
... Любовь,забота и бережное отношение к живой природе и окружающему миру.
Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Редкие животные Республики Тыва. | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла
Республиканский конкурс педагогов образовательных учреждений
«Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе: мой опыт»
«Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ»
ТЕМА
«Отношение к природе»
Норву Марина Сугеевна
Учитель начальных классов
Квалификационная категория: I
Педагогический стаж: 29 лет
Город Кызыл, 2014 год
Урок № 13. Отношение к природе
Цель урока: бережное отношение к природе
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с отношением к природе буддистов (на примере тувинцев);
- Привить уважительное отношение к животному и растительному миру;
- Мотивировать учащихся на понимание любви к природе и Земле как к общему дому.
- Создание условий для проведения межмодульных связей на основе урока.
Планируемые результаты урока:
- Учащиеся приобретут новые знания об отношении к природе в буддийской культуре.
- Закрепят и расширят представления о взаимосвязи человека и природы.
- Познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи.
Основные термины и понятия: земля, природа, свобода.
Основные средства наглядности: иллюстрации из книги; фотографии редких животных, обитающих на территории Республики Тува, плакаты с определениями.
План урока
I этап. Вводный (мотивационно-организационный).
- Организация деятельности учащихся.
- Актуализация знаний учащихся.
Примерные вопросы:
- Кем является Авалокитешвара?
- Послушайте небольшую притчу о нем.
- Ученик спросил у учителя: «Зачем Авалокитешваре 1008 глаз?» – «Чтобы увидеть страдания людей». - «А зачем ему 1000 рук?» - «Чтобы помочь всем страждущим".
Как вы думаете, нуждается ли природа в помощи?
- Как вы понимаете выражение «Земля – наш общий дом»?
- Как в буддизме определяется ценность жизни (человек и муравей)?
- Подготовка к усвоению нового материала.
- Прочитайте название урока и запишите его.
- Прочитайте текст рубрики «Вы узнаете» (с. 30). О чем мы будем говорить на этом уроке?
- Как вы думаете, эта тема связана с нашей прошлой темой? Как она связана по вашему мнению?
II этап. Основной (информационно-аналитический).
- Чтение по цепочке нового материала. Беседа о прочитанном материале.
Парная работа. Выполнение задания: прочитайте буддийскую притчу о козленке на интерактивной доске и запишите ответы на вопросы:
- О каком законе рассказывает эта притча?
- Почему жрец стал Великим Защитником всех живых существ на планете?
Текст: Притча о Козленке.
Однажды некий жрец решил принести в жертву козлёнка. Но когда он поднёс нож к горлу козлёнка, тот начал смеяться.
— Почему ты смеёшься? — спросил жрец. — Разве ты не знаешь, что я собираюсь перерезать тебе горло?
— Знаю, — ответил козлёнок. — Сотни жизней я рождался в теле козлёнка и теперь, наконец-то, я обрету человеческое тело. — И козлёнок начал плакать.
— Почему же ты теперь плачешь? — спросил жрец.
— Я плачу по тебе, жрец. Сотни жизней назад я тоже был жрецом и приносил в жертву козлят.
Жрец пал ниц и просил о прощении:
— Я никогда не стану больше приносить в жертву козлят!
И он стал Великим Защитником всех живых существ на планете.
- Обсуждение результатов работы пар.
Примерные ответы детей:
- Притча повествует о законе кармы, то есть человек, неуважительно относящийся к природе, становится несчастливым в этой жизни или в следующем перерождении.
- Потому что он понял ценность жизни не только человека, но и любого животного.
- Групповая работа. Задания для групп на карточках. Подготовьте ответы на эти вопросы.
1-я группа: прочитайте 2-й и 3-й абзацы текста урока на с. 30.
- Что считается тяжким деянием в буддизме? – наступит ногой на живое существо; лишит жизни живое существо; допустит пожар в горах, лесных зарослях и других местах;
- Почему у некоторых народов, так же как и у тувинцев, загнутый мысок обуви? – Чтобы уберечь и не поранить благословенную землю.
2-я группа: прочитайте 4-й и 5-й абзацы текста урока на с. 30.
- Какие запреты, оберегающие природу, существуют в буддизме? – Нельзя рубить деревья, мутить воду, лишать жизни зверей, копать без нужды землю.
- Как вы думаете, эти запреты встречаются только в буддизме? – Нет, бережное отношение к природе встречается и в христианской, и в мусульманской, и в иудейской религиях.
- Обсуждение результатов групповой работы.
Взаимооценивание: группы оценивают друг друга, при необходимости дополняя ответы. Учитель подводит итоги и вкратце рассказывает об отношении к природе в исламе. (См. приложение 1)
- Работа с притчей «Всё в твоих руках» (с. 31).
Примерные вопросы и задания:
- Прочитайте притчу по ролям.
- Объясните поведение мальчика и поведение учителя. – Самый способный ученик возгордился собой и решил проверить своего Учителя.
- Как вы понимаете ответ учителя? – Учитель предоставляет ученику сделать свой выбор: уничтожить или сохранить жизнь.
- Как бы вы поступили на месте мальчика, получив ответ учителя? – Если – да, то почему? Если – нет, почему?
- Чему учит эта притча? Почему она заканчивается ответом учителя? – Притча учит уважать ценность любого живого существа и влияние даже поступков на всю жизнь человека.
- Самостоятельная работа: посмотрите на плакаты с определениями, и напишите, как вы понимаете слово «свобода».
Свобода — многозначное понятие:
- это способность делать выбор на основе различения добра и зла;
- связана с наличием свободой воли человека, а свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки;
- Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Закрепление нового материала:
• Работа с тестом. (См. Приложение 2.)
• Работа с фотографиями редких животных Тувы и комментарии к ним. (См. Приложение 3.)
• Назовите редких животных нашей Тувы по фотографиям. (См. Приложения 4-7)
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)
- Заключительная беседа.
• Что в буддизме считается тяжким грехом против природы?
• Как вы считаете, связаны ли между собой внутренний и внешний мир человека? Можно ли утверждать, что причиной плохого отношения к природе является плохое отношение человека к самому себе? Объясните свой ответ.
• Приведите примеры плохого и хорошего отношения к природе из жизни других людей и из собственной жизни, из литературы.
• Как вы думаете, осталась ли жива бабочка, о которой рассказывает буддийская притча?
• Что такое свобода? Как связаны свобода и нравственность?
• Как вы считаете, что было самым главным на сегодняшнем уроке?
• Что в сегодняшнем уроке вызвало у вас интерес?
• О чем вы расскажете родственникам и друзьям?
• Какие знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни?
• Какие вопросы появились у вас после сегодняшнего урока?
- Подведение итогов урока. Прослушивание христианской притчи для детей «Незабудка» с фотографией цветка прочитанной учителем. (См. Приложение 8)
Примерные вопросы:
• Имеет ли данная притча связь с нашей сегодняшней темой? Какую?
• Составьте 2 вопросы к притче и ответьте на них устно.
• Оцените, удалось ли ответить вашим одноклассникам на свои вопросы.
- Задание на дом.
Общее задание: Напишите примеры плохого и хорошего отношения к природе из жизни других людей и из собственной жизни.
Долгосрочное задание: обсудить с одноклассниками, взрослыми идею учебного проекта «Земля — наш общий дом». Записать эту идею. Индивидуальное задание: составить слайд-шоу об одном из редких животных Республики Тыва с одним из родителей.
Дополнительный материал для учителя. Приложения 1.
Об отношении к природе. Ислам.
В Коране говорится, что … уничтожение природы, растений и животных является убийством возлюбленных Божьих. Вообще природа - священный дар от Бога, а не собственность человека. Поэтому люди ответственны за сохранение любого божьего творения - земли, фауны, флоры и т.д. Этические принципы ислама в защиту природы можно суммировать следующим образом: во-первых, окружающая среда - это божье творение и защитить ее - значит сохранить ее ценности как проявления божьего духа. Во-вторых, все части природы существуют для восхваления своего создателя. В-третьих, все законы природы сотворены богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить законы бога должны пресекаться. В-четвертых, мы должны знать, что человечество - не единственное сообщество живых существ на земле, и поэтому обязано относиться к другим существам с уважением и осторожностью. Пророк Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения, таким образом, милосердие нужно проявлять ко всем живым существам. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всеми на основе справедливости и равенства. Пророк говорил, что Аллах предписал равенство всех. В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной богом, так как "все им вымерено". В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения. Это дар Бога на все времена.
Приложение 2.
Тест. Угадайте лишнее животное. Можно выбрать один или более вариантов ответа.
- Рысь
- Домашняя кошка
- Косуля
- Барс
- Манул
- Красный волк
- Серый волк
- Собака Динго
- Лисица
- Горный баран архар
- Дикий горный козел
- Дзерен (Сайгак)
- Рыжий таракан
- Снежный барс
Приложение 3.
Всемирный День защиты животных, призванный объединять усилия людей разных религий в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных, отмечается 4 октября. Каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны. Один из способов борьбы за сохранение биоразнообразия на нашей планете – охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Из самых малочисленных представителей исчезающих видов животных в Туве обитают:
Снежный барс (ирбис) – редкий, малочисленный вид. В Красной книге РФ ему присвоена первая категория – «вид, находящийся под угрозой исчезновения на пределе ареала». Общая численность снежного барса в России, по оценкам экспертов WWF (Всемирного фонда дикой природы), составляет не более 80-100 особей. В Туве обитают в Монгун-Тайгинском районе.
Манул – редкий хищник степей и полустепей Евразии, занесен в международную и российскую Красные книги. Этот дикий кот имеет статус, близкий к угрожаемому. По данным ученых, численность животного сокращается. Кроме того, ему угрожают браконьеры, существует угроза исчезновения подходящих мест обитания. В России находится самый северный ареал обитания этого животного, здесь манул встречается главным образом в горно-степных и пустынно-степных ландшафтах юго-востока республики Алтай, в республиках Тува, Бурятия, а также в юго-восточной части Забайкальского края.
Приложение 4.
4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...
План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".
Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается взаимосвязь ...
.Урок по ОПК .Тема: отношение христианина к природе
Познакомить учащихся с христианским отношением к природе, как к творению Божиему и помочь осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир....
Урок ОРКСЭ , тема:«Отношение христианина к природе».
Урок проводится в 4 классе по модулю «Основы православной культуры» в соответствии с рабочей программой «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной на основе п...
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс
Разработка урока ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...
Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»
Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...