Рабочая программа по учебному курсу "Весёлый язычок" для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) школы - интерната.
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый язычок» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с № 807).
Программа учебного курса деятельности «Веселый язычок» ориентирована на успешное овладение устной и письменной речью в школьных условиях как целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой у обучающегося пробуждается интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_yazychok.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
Рабочая программа
по учебному курсу
«Веселый язычок»,
АООП 1 вариант
для обучающихся 3 класса
2024 - 2025 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………...…………..………………….….….................3
Содержание учебного курса…………………….………..……………………........................5
Планируемые результаты освоения учебного курса ……...……….……................................6
Тематическое планирование ………………………………………………………………..….7
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса……….….……………9
Календарно-тематическое планирование ………………………………..……………...........10
Прохождение программы ………………………………………………………………….......12
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый язычок» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с № 807);
- АООП школы – интерната №15 города Белово.
Цель учебного курса: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей начальных классов, на основе системно - деятельностного подхода. Совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.
Задачи изучения курса:
-нормализовать звуковую сторону речи;
-вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
-развивать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
-активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
-обогащать словарный запас учащихся;
-постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, формы и приемы работы.
Программа учебного курса деятельности «Веселый язычок» ориентирована на успешное овладение устной и письменной речью в школьных условиях как целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой у обучающегося пробуждается интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободно творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
В соответствии с учебным планом и программой курс «Весёлый язычок» изучается в 3 классе 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание учебного курса
«Давай познакомимся». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей. Золотая пора. Осенний праздник. «Составление рассказа об осени по опорным картинкам». Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». «Знакомство с гласными звуками». «Составление связного текста из данных предложений». Чтение и пересказ русской народной сказки. «Морозко». Игра «Согласные звуки, их артикуляция» “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. Загадки. Игра «Четыре дорожки». «Моя группа». Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. «Настоящий друг». «Сонорные звуки». «Скороговорки». «Пословицы и поговорки». «Стихотворно-игровой материал». «Дифференциация понятий фрукты-овощи». «Мои друзья». «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». «Домашние животные». «В гости к Чиполлино». «Посуда». «Одежда». «Весна». «Речь. Звук. Слово. Предложение. «Живое - неживое». «Пересказ сказки «Хитрый козел». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей.
Основные типы учебных занятий:
-урок сообщения новых знаний;
-урок усовершенствования и применения полученных знаний;
-урок закрепления и систематизации знаний и умений;
-урок практической работы;
-урок контроля знаний и умений,
-нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-викторина, уроки с элементами исследования, урок-зачет.
Основным типом урока является комбинированный урок.
Виды и формы организации учебного процесса:
-фронтальная;
-самостоятельная;
-работа в группах;
-работа в парах;
-коллективная;
-индивидуальная.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение работать в коллективе;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о правилах речевого этикета;
- воспитание интереса к развитию речи посредством различных игр;
- способность контролировать свои действия;
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов в теме | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | « Давай познакомимся». Игра. | 1 | Знакомятся, рисуют себя. |
2 | Беседа по картине «Что растет в моем саду». | 1 | Закрепляют представления об овощах. |
3 | Рассматривание картины «В лесу». | 1 | Рассматривают картину, |
4 | «Золотая пора». | 1 | Разгадывают загадки о осени, заучивают стихотворения. |
5 | «Составление рассказа об осени по опорным картинкам». | 1 | Учатся связно описывать времена года, проговаривают скороговорки на скорость. |
6 | Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». | 1 | Знакомятся с органами артикуляции. |
7 | «Знакомство с гласными звуками». | 1 | Знакомятся с артикуляцией звуков, повторяют языковую гимнастику. |
8 | «Составление связного текста из данных предложений». | 1 | Учатся составлять текст из предложений. |
9 | Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко». | 1 | Читают и пересказывают сказку. |
10 | Игра «Согласные звуки, их артикуляция» | 1 | Закрепляют артикуляцию согласных звуков. |
11 | “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. | 1 | Знакомятся со значением непонятных слов в тексте. |
12 | Загадки. | 1 | Учатся внимательно слушать и отгадывать загадки. |
13 | Игра «Четыре дорожки». | 1 | Закрепляют в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточняют и расширяют словарный запас по данной теме. |
14 | «Мои друзья». | 1 | Составляют рассказ о своем классе. Закрепляют представления о трудовых обязанностях членов «семьи». |
15 | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 1 | Составляют рассказ по опорным словам и картинкам. |
16 | «Настоящий друг». | 1 | Составляют рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога. |
17 | «Сонорные звуки». | 1 | Знакомятся с Л-ЛЬ, Р-РЬ; артикуляцией, чистоговорками. |
18 | «Скороговорки». | 1 | Учатся проговаривать скороговороки на скорость. |
19 | «Пословицы и поговорки». | 1 | Учатся использовать пословицы и поговорки в устной речи. |
20 | «Стихотворно-игровой материал». | 1 | Заучивают стихотворения наизусть. |
21 | « Дифференциация понятий фрукты- овощи». | 1 | Закрепляют знания по темам: «фрукты», «овощи», учить дифференциации соответствующих понятий. |
22 | «Мои друзья». | 1 | Составляют рассказ, употребляя в речи простые распространенные предложения. |
23 | «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)». | 1 | Составляют рассказ с одним закрытым фрагментом. |
24 | «Домашние животные». | 1 | Описывают внешний вид животных, составляют сложные предложений с противительным союзом «а». |
25 | «В гости к Чиполлино». | 1 | Учатся отгадывать (описательные загадки). |
26 | «Посуда». | 1 | Учатся составлять описательные рассказы на тему «Посуда», читают сказку «Федорино горе» |
27 | «Одежда». | 1 | Учатся составлять описательные рассказы на тему «Одежда», заучивают стихотворения наизусть. |
28 | «Весна». | 1 | Закрепляют умение образовывать сравнительную степень прилагательных, ориентироваться на плоскости листа. |
29 | «Прилет птиц» | 1 | Пересказывают небольшой рассказ. |
30 | «Речь. Звук. Слово. Предложение. | 1 | Знакомятся с органами речи. Учатся выделять в речи звуки, слова, предложения. |
31 | «Живое - неживое». | 1 | Закрепляют умение дифференцировать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. |
32 | Упражнение «Мастерская слов» | 1 | Учатся составлять простые и распространенные предложения. |
33 | «Пересказ сказки «Хитрый козел». | 1 | Учится пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры. |
34 | Игра «Мы уже умеем! А Вы?» Упражнение «Посмотри, подумай и скажи» | 1 | Закрепляют умение составлять рассказы-сказки. |
Всего часов: | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список учебно-методической литературы:
- Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры издания-СПб.; КАРО,2002.-96с.+вкл.,16 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе)
- Захлебный А.Н.., Дзятковская Е.Н. Общеучебные умения как интегральный результат образования. Лекционные материалы. Чита.: ЧИПКРО, 2006. – 19c. + слайды 19 с.
- Сажина С.Д.Составление рабочих программ.Методические рекомендации .– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с.
- Селехова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -160 с.
- Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
Наглядно – дидактические пособия и демонстрационный материал:
- Набор сюжетных картинок.
- Ситуативные картинки.
Технические и электронные средства обучения:
- Ноутбук
- Видеофильмы
- Наборы для рисования
Информационное обеспечение образовательного процесса:
-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru
-Учительский портал http://www.uchportal.ru
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lsepttmber
-Портал «Мой университет». Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
-Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Изменения | Тема урока | Кол-во часов в теме |
1 | 02.09 | « Давай познакомимся». Игра. | 1 | |
2 | 09.09 | Беседа по картине «Что растет в моем саду». | 1 | |
3 | 16.09 | Рассматривание картины «В лесу». | 1 | |
4 | 23.09 | «Золотая пора». | 1 | |
5 | 30.09 | «Составление рассказа об осени по опорным картинкам». | 1 | |
6 | 07.10 | Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». | 1 | |
7 | 14.10 | «Знакомство с гласными звуками». | 1 | |
8 | 21.10 | «Составление связного текста из данных предложений». | 1 | |
9 | 11.11 | Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко». | 1 | |
10 | 18.11 | Игра «Согласные звуки, их артикуляция» | 1 | |
11 | 25.11 | “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. | 1 | |
12 | 02.12 | Загадки. | 1 | |
13 | 09.12 | Игра «Четыре дорожки». | 1 | |
14 | 16.12 | «Мои друзья». | 1 | |
15 | 23.12 | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. | 1 | |
16 | 13.01 | «Настоящий друг». | 1 | |
17 | 20.01 | «Сонорные звуки». | 1 | |
18 | 27.01 | «Скороговорки». | 1 | |
19 | 03.02 | «Пословицы и поговорки». | 1 | |
20 | 10.02 | «Стихотворно-игровой материал». | 1 | |
21 | 17.02 | « Дифференциация понятий фрукты- овощи». | 1 | |
22 | 24.02 | «Мои друзья». | 1 | |
23 | 03.03 | «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». | 1 | |
24 | 10.03 | «Домашние животные». | 1 | |
25 | 17.03 | «В гости к Чиполлино». | 1 | |
26 | 31.03 | «Посуда». | 1 | |
27 | 07.04 | «Одежда». | 1 | |
28 | 14.04 | «Весна». | 1 | |
29 | 21.04 | «Прилет птиц». | 1 | |
30 | 28.04 | «Речь. Звук. Слово. Предложение. | 1 | |
31 | 05.05 | «Живое - неживое». | 1 | |
32 | 12.05 | Упражнение «Мастерская слов». | 1 | |
33 | 19.05 | Пересказ сказки «Хитрый козел». | 1 | |
34 | 26.05 | Игра «Мы уже умеем! А Вы?». Упражнение «Посмотри, подумай и скажи». | 1 | |
Всего за год: | 34 |
Прохождение программы
Период | Количество часов по программе | Проведено фактически | Отставание |
I четверть | 34 | ||
II четверть | |||
III четверть | |||
IV четверть | |||
За год: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....
рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» 4 класс....
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В....
рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....
Разработка рабочей программы по СБО для 1-4 классов специальной (коррекционной школы 8 вида)
Социально-бытовая ориентировка в начальной школе...
Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....