Рабочая программа по учебному курсу "Весёлый язычок" для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) школы - интерната.
рабочая программа (3 класс)

Фурсова Надежда Валерьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый язычок» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе:

         -  Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

 -    Приказа Министерства  просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с № 807).

Программа учебного курса деятельности «Веселый язычок» ориентирована на успешное овладение устной и письменной речью в школьных условиях как целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой у обучающегося пробуждается интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_yazychok.docx53.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

Рабочая программа

по учебному курсу

 «Веселый язычок»,

АООП 1 вариант

для обучающихся 3 класса

2024 -  2025 учебный год

                                                    Содержание

Пояснительная записка………………………...…………..………………….….….................3

Содержание учебного  курса…………………….………..……………………........................5

Планируемые результаты освоения учебного курса ……...……….……................................6

Тематическое планирование ………………………………………………………………..….7

Учебно-методическое и материально-техническое

                                              обеспечение образовательного процесса……….….……………9

Календарно-тематическое планирование ………………………………..……………...........10

Прохождение программы ………………………………………………………………….......12

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый язычок» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе:

         -  Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

 -    Приказа Министерства  просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с № 807);    

 - АООП школы – интерната №15 города Белово.

Цель учебного курса: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах     для детей начальных классов, на основе системно - деятельностного подхода. Совершенствования у детей    основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и      убедительно высказывать собственные мысли.

Задачи изучения курса:

-нормализовать звуковую сторону речи;

-вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;

-развивать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

-активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, формы и приемы работы.

Программа учебного курса деятельности «Веселый язычок» ориентирована на успешное овладение устной и письменной речью в школьных условиях как целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой у обучающегося пробуждается интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободно творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции    разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

В соответствии с учебным планом и программой курс «Весёлый язычок» изучается в 3 классе 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебные недели).

Содержание учебного курса

      «Давай познакомимся».   Диагностика устной речи у детей.  Диагностика устной речи у детей.  Золотая пора. Осенний праздник.  «Составление рассказа об осени по опорным картинкам».   Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». «Знакомство с гласными звуками».  «Составление связного текста из данных предложений». Чтение и пересказ русской народной сказки. «Морозко». Игра «Согласные звуки, их артикуляция» “Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. Загадки. Игра «Четыре дорожки».   «Моя группа». Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. «Настоящий друг».  «Сонорные звуки».  «Скороговорки».  «Пословицы и поговорки». «Стихотворно-игровой материал». «Дифференциация понятий фрукты-овощи».  «Мои друзья». «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом».  «Домашние животные». «В гости к Чиполлино». «Посуда». «Одежда».  «Весна».  «Речь. Звук. Слово. Предложение. «Живое - неживое». «Пересказ сказки «Хитрый козел». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей.

Основные типы учебных занятий:

-урок сообщения новых знаний;

-урок усовершенствования и применения полученных знаний;

-урок закрепления и систематизации знаний и умений;

-урок практической работы;

-урок контроля знаний и умений,

-нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-викторина, уроки с элементами исследования, урок-зачет.

Основным типом урока является комбинированный урок.

Виды и формы организации учебного процесса:

-фронтальная;

-самостоятельная;

-работа в группах;

-работа в парах;

-коллективная;

-индивидуальная.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение работать в коллективе;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о правилах речевого этикета;

- воспитание интереса к развитию речи посредством различных игр;

- способность контролировать свои действия;

- формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

-ответы на вопросы по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

-понимание содержания детских радио -  и телепередач, ответы на вопросы учителя;

-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Тематическое планирование

урока

 Тема урока

Кол-во часов

в теме

Основные виды учебной деятельности  обучающихся

1

« Давай познакомимся». Игра.

1

Знакомятся, рисуют себя.

2

Беседа по картине «Что растет в моем саду».

1

Закрепляют представления об овощах. 

3

Рассматривание картины «В лесу».

1

Рассматривают картину,

4

«Золотая пора».

1

Разгадывают загадки о осени, заучивают стихотворения.

5

«Составление рассказа об  осени  по опорным картинкам».  

1

Учатся связно описывать времена года, проговаривают скороговорки на скорость.

6

Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок».

1

Знакомятся с органами артикуляции.

7

«Знакомство с гласными звуками».

1

 Знакомятся с артикуляцией звуков, повторяют языковую гимнастику.

8

«Составление связного текста из данных предложений».    

1

 Учатся составлять текст из предложений.

9

Чтение и пересказ  русской  народной сказки   «Морозко».

1

 Читают и пересказывают сказку.

10

Игра «Согласные звуки, их артикуляция»

1

Закрепляют артикуляцию согласных звуков.

11

“Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”.

1

Знакомятся со значением непонятных слов в тексте.

12

Загадки.

1

Учатся внимательно слушать и отгадывать загадки.

13

Игра «Четыре дорожки».

1

Закрепляют  в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточняют и расширяют словарный запас по данной теме.

14

«Мои друзья».

1

Составляют рассказ о своем классе. Закрепляют представления о трудовых обязанностях членов «семьи».

15

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

1

Составляют рассказ  по опорным  словам и картинкам.

16

«Настоящий друг».  

1

Составляют   рассказ по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога.  

17

«Сонорные звуки».  

1

Знакомятся с  Л-ЛЬ, Р-РЬ; артикуляцией, чистоговорками.

18

«Скороговорки».  

1

Учатся проговаривать скороговороки на скорость.

19

«Пословицы и поговорки».  

1

Учатся использовать пословицы и поговорки в устной  речи.  

20

«Стихотворно-игровой  материал».

1

 Заучивают стихотворения наизусть.

21

« Дифференциация понятий фрукты- овощи».

1

Закрепляют знания по темам: «фрукты», «овощи», учить дифференциации соответствующих понятий.

22

«Мои друзья».

1

Составляют рассказ, употребляя в речи простые распространенные предложения.

23

«Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)».

1

 Составляют рассказ с одним закрытым фрагментом.

24

«Домашние животные».

1

Описывают  внешний вид животных, составляют сложные предложений с противительным союзом «а».

25

«В гости к Чиполлино».

1

 Учатся отгадывать (описательные загадки).

26

«Посуда».

1

Учатся составлять описательные рассказы на тему «Посуда», читают сказку «Федорино горе»

27

«Одежда».  

1

Учатся составлять описательные рассказы на тему «Одежда»,  заучивают стихотворения наизусть.

28

«Весна».  

1

 Закрепляют умение образовывать сравнительную  степень прилагательных, ориентироваться на плоскости листа.

29

«Прилет птиц»

1

 Пересказывают небольшой  рассказ.

30

«Речь. Звук. Слово. Предложение.

1

Знакомятся с органами речи. Учатся выделять в  речи  звуки, слова, предложения.

31

«Живое - неживое».

1

 Закрепляют умение дифференцировать  слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

32

Упражнение «Мастерская слов»

1

Учатся составлять простые и распространенные предложения. 

33

«Пересказ сказки «Хитрый козел».

1

Учится пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры.

34

Игра «Мы уже умеем! А Вы?» Упражнение «Посмотри, подумай и скажи»

1

Закрепляют умение составлять рассказы-сказки.

Всего часов:

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                                                образовательного процесса

      Список учебно-методической литературы:

  1. Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры издания-СПб.; КАРО,2002.-96с.+вкл.,16 с.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе)
  3. Захлебный А.Н.., Дзятковская Е.Н. Общеучебные умения как интегральный результат образования. Лекционные материалы. Чита.: ЧИПКРО, 2006. – 19c. + слайды 19 с.
  4. Сажина С.Д.Составление рабочих программ.Методические рекомендации .– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с.
  5. Селехова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -160 с.
  6. Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).

Наглядно – дидактические пособия и демонстрационный материал:

  1. Набор сюжетных картинок.
  2. Ситуативные картинки.

Технические и электронные средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Видеофильмы
  3. Наборы для рисования

Информационное обеспечение образовательного процесса:

-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru

-Учительский портал http://www.uchportal.ru

-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lsepttmber

-Портал «Мой университет». Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

-Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

                 Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Изменения

Тема урока

Кол-во

 часов в теме

1

02.09

« Давай познакомимся». Игра.

1

2

09.09

Беседа по картине «Что растет в моем саду».

1

3

16.09

Рассматривание картины «В лесу».

1

4

23.09

«Золотая пора».

1

5

30.09

«Составление рассказа об  осени  по опорным картинкам».  

1

6

07.10

Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок».

1

7

14.10

«Знакомство с гласными звуками».

1

8

21.10

«Составление связного текста из данных предложений».    

1

9

11.11

Чтение и пересказ  русской  народной сказки   «Морозко».

1

10

18.11

Игра «Согласные звуки, их артикуляция»

1

11

25.11

“Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”.

1

12

02.12

Загадки.

1

13

09.12

Игра «Четыре дорожки».

1

14

16.12

«Мои друзья».

1

15

23.12

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

1

16

13.01

«Настоящий друг».  

1

17

20.01

«Сонорные звуки».  

1

18

27.01

«Скороговорки».  

1

19

03.02

«Пословицы и поговорки».  

1

20

10.02

«Стихотворно-игровой  материал».

1

21

17.02

« Дифференциация понятий фрукты- овощи».

1

22

24.02

«Мои друзья».

1

23

03.03

«Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом».

1

24

10.03

«Домашние животные».

1

25

17.03

«В гости к Чиполлино».

1

26

31.03

«Посуда».

1

27

07.04

«Одежда».  

1

28

14.04

«Весна».  

1

29

21.04

«Прилет птиц».

1

30

28.04

«Речь. Звук. Слово. Предложение.

1

31

05.05

«Живое - неживое».

1

32

12.05

Упражнение «Мастерская слов».

1

33

19.05

Пересказ сказки «Хитрый козел».

1

34

26.05

Игра «Мы уже умеем! А Вы?». Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

1

Всего за год:

    34

Прохождение программы

Период

Количество часов по программе

Проведено

фактически

Отставание

I четверть

34

II четверть

III четверть

IV четверть

За год:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....

рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» 4 класс....

рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В....

рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....

Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....