рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на МО Утверждаю
учителей начальных классов Директор школы-интерната № 2
протокол № _______________ ______________М.Г. Черных
Председатель МО_________ « »_______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс
Количество часов____102 часа_ Уровень ___базовый______
Учитель _______Науменко Т. И._____
Программа разработана на основе программы по чтению для 4 класса
Комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего Образования Министерства Р.Ф. М.:- Просвещение, 2010 год.
Авторы: Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих заданий.
Материал необходимо преподносить дозированными блоками с использованием опережающего обучения, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Получая положительный результат своей работы на занятии, ученик старается закрепить его на уроке, продемонстрировать свой успех сверстникам и учителю. Это является мощным мотивирующим фактором к продолжению коррекционных занятий.
Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий следует включать специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.
Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Совершенствуя психические процессы, учитель тем самым закладывает фундамент успешности учебной деятельности. Задания должны быть направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
– Климанова Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2011.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 102.
Количество часов в неделю – 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
4 класс (3 часа в неделю) |
Летописи. Былины. Жития | 8 часов | Знание произведений устного народного творчества. Различение жанров произведений. Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. |
1. | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 |
2. | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 |
3. | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 |
4. | Былина «Ильины три поездочки» | 1 |
5. | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 |
6. | Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | 1 |
7. | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 |
8. | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 |
Чудесный мир классики | 18 часов |
1. | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок) | 1 | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Знание героев произведений, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Чтение по ролям Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Знание произведений классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста. Понимание основного содержания услышанного. |
2. | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 |
3. | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 |
4. | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | 1 |
5. | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 |
6. | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
7. | Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 |
8. | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | 1 |
9. | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки | 1 |
10. | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 |
11. | М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 |
12. | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 |
13. | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 |
14. | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой | 1 |
15. | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 |
16. | Внеклассное чтение. В мире приключений | 1 |
17. | А. П. Чехов «Мальчики».Составление плана | 1 |
18. | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 |
Поэтическая тетрадь | 11 часов |
1 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Осознанность и выразительность чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. |
2 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
3 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 |
4 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках | 1 |
5 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 |
6 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 |
7 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 |
8 | Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 |
9 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 |
10 | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | 1 |
11 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Литературные сказки | 11 часов |
1 | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | Умение работать с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении произведения Оценка иллюстрации использование интонаций, соответствующих смыслу текста Выражение личного отношения к прочитанному. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
2 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки | 1 |
3 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 |
4 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 |
5 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | 1 |
6 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 |
7 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 |
8 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 |
9 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 |
10 | Обобщение по разделу:«Литературные сказки» | 1 |
11 | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях | 1 |
Делу время – потехе час | 7 часов |
1 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Осознанность и выразительность чтения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Рассказ о своих впечатлениях о произведении. |
2 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | 1 |
3 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического | 1 |
4 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе | 1 |
5 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 |
6 | Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 1 |
7 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 |
Страна детства | 7 часов |
1 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Понимание содержания литературного произведения Знание героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
2 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей | 1 |
3 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 |
4 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
5 | Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко» | 1 |
6 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | 1 |
7 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 |
Поэтическая тетрадь | 5 часов |
1 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
2 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 |
3 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 |
4 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
5 | Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа | 1 |
Природа и мы | 11 часов |
1 | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Понимание содержания литературного произведения. Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги. |
2 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 |
3 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 |
4 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 |
5 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц. | 1 |
6 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 |
7 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 |
8 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 |
9 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 |
10 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 |
11 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | 1 |
Поэтическая тетрадь | 7 часов |
1 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
2 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 |
3 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | 1 |
4 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 |
5 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 |
6 | Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 |
7 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 |
Родина | 5 часов |
1 | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация произведений. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. |
2 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 |
3 | Красота и величие природы в стихотворении | 1 |
4 | Тема войны в произведении | 1 |
5 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 |
Страна Фантазия | 3 часа |
1 | Внеклассное чтение: в мире фантастики | 1 | Составление системы событий, составляющих основу художественного произведения. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
2 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 |
3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 |
Зарубежная литература (9 ч) (+ 1 ч – резерв) | 9 часов |
1 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
2 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 |
3 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | 1 |
4 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 |
5 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 |
6 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 |
7 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 |
8 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 |
9 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | 1 |
10 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 |
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы | Вид |
1 | Летописи. Былины. Жития 8 (ч) | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Текущий |
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 | Комбинированный | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Фронтальный опрос |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Текущий |
4 | Былина «Ильины три поездочки» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Текущий |
5 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Текущий |
6 | Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие | Текущий. Пересказ |
7 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений | тест (5 мин) |
8 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Диагностика навыка |
9 | Чудесный мир классики (18 ч) | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Тематический. Выразительное чтение |
10 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Комбинированный | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Тематический |
11 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Фронтальный опрос |
12 | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Чтение наизусть |
13 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Тематический |
14 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Выразительное чтение |
15 | Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Чтение наизусть. Картинный план |
16 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Выразительное чтение |
17 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Тематический |
18 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Выразительное чтение |
19 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Комбинированный | Чтение по ролям | Выразительное чтение по ролям |
20 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Комбинированный | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
21 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Комбинированный | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.Осознанное, выразительное чтение текста | Тематический. Выразительное чтение |
22 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Выразительное чтение |
23 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного | Пересказ от лица героев |
24 | Внеклассное чтение. В мире приключений | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность | Тематический. Пересказ отрывка |
25 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление | 1 | Комбинированный | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Составление плана |
26 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Диагностика навыка |
27 | Поэтическая тетрадь 11 (ч) | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | Чтение наизусть |
28 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Комбинированный | Настроение лирического героя | Выразительное чтение |
29 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
30 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах-сверстниках | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Тематический. пересказ |
31 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
32 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Тематический |
33 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Чтение |
34 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства | Чтение |
35 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Комбинированный | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение |
36 | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Пересказ |
37 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Тематический |
38 | Литературные сказки (11 ч) | Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение |
39 | Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Творческий пересказ |
40 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Пересказ |
41 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Выразительное чтение |
42 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Пересказ |
43 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | Комбинированный | Оценка иллюстрации использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение по ролям |
44 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Выразительное чтение |
45 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Чтение по ролям |
46 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Пересказ |
47 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному | Фронтальный опрос |
48 | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова | Тематический |
49 | Делу время – потехе час (7 ч) | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Текущий |
50 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Выразительное чтение |
51 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Комбинированный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Чтение по ролям |
52 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение по ролям |
53 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комбинированный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Выразительное чтение |
54 | Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Пересказ |
55 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Комбинированный | Умение составлять простейшие задания для викторины | Тест |
56 | Страна детства (7 ч) | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Выразительное чтение |
57 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Пересказ |
58 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Выразительное чтение |
59 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Творческий пересказ |
60 | Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко» | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Тематический |
61 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со- | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение |
62 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Тематический |
63 | Поэтическая тетрадь (5 ч) | Тема детства в произведениях | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение |
64 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Выразительное чтение |
65 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 1 | Комбинированный | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Чтение наизусть |
67 | Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Пересказ |
68 | Природа и мы (11 ч) | Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Выразительное чтение |
69 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Творческий пересказ |
70 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Выразительное чтение |
71 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Творческий пересказ |
72 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц. | 1 | Комбинированный | Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги | Пересказ |
73 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Выразительное чтение |
74 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Творческий пересказ |
75 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения | Выразительное чтение |
76 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Фронтальный опрос |
77 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Тематический. Тест (8 мин) |
78 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | 1 | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Творческий пересказ |
79 | Поэтическая тетрадь (7 ч) | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение |
80 | Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Комбинированный | Сопоставление произведений художественной литературы | Выразительное чтение |
81 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина | 1 | Комбинированный | Декламация произведений | Чтение |
82 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Выразительное чтение |
83 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
84 | Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Творческий пересказ |
85 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комбинированный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Тематический. Тест (8 мин) |
86 | Родина (5 ч) | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Выразительное чтение |
87 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение |
88 | Красота и величие природы в стихотворении | 1 | Комбинированный | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Выразительное чтение |
89 | Тема войны в произведении | 1 | Комбинированный | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
90 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Диагностика навыка |
91 | Страна Фантазия | Внеклассное чтение: в мире фантастики | 1 | Комбинированный | Система событий, составляющих основу художественного произведения | Тематический. Пересказ |
92 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение |
93 | Кир Булычев | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Выразительное чтение |
94 | Зарубежная литература (9 ч) | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст | Выразительное чтение |
95 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Творческий пересказ |
96 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Тематический. Пересказ |
97 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Выразительное чтение |
98 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Пересказ |
99 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Выразительное чтение |
100 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Выразительное чтение |
101 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Выразительное чтение |
102 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | 1 | Комбинированный | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Пересказ |
103 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | Комбинированный | Тематический |
Литература:
- Книга для внеклассного чтения в 4 классе «Родничок» Издательство: «Астрель АСТ», г. Москва,2006 г.
- Автор поурочных разработок по литературному чтению в 4 классе: Кутявина С.В. Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008 г.
- Авторы тестов по литературному чтению в 4 классе: Узорова О.В.; Нефёдова Е.А. Издательство: АСТ «Астрель» Полиграфиздат, г. Москва, 2010 г.
- Ушакова О.Д. «Великие писатели». Издательский дом «Литера», г. Санкт-Петербург, 2006 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Тексты по проверке техники чтения». Издательство: «АСТ.Астрель», г. Москва, 2006 г.
- Тишурина О.Н. «Писатели в начальной школе». Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания, Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс разработана на основе примерной программы по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"
Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...