Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность
проект по чтению (2 класс)
Доклад
«Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».
(из опыта работы)
Речь является одним из главных, незаменимых компонентов общения людей. Недоразвитие устной связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает негативное воздействие на формирование, обучение и социализацию ребенка.
Своевременная и направленная работа по развитию связной устной речи способствует формированию мыслительной деятельности, овладению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся.
Проектная деятельность, как совместная деятельность взрослых и детей, способствует развитию умения планировать, развивает поисковую активность и нацеливает на результат.
Реализация проектной деятельности дает возможность ребенку с интеллектуальными нарушениями развивать интерес, самостоятельность, инициативность, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, ее грамматическую правильность и выразительность.
Цель доклада: ознакомить с опытом работы по развитию устной речи обучающегося надомного обучения через участие в творческих проектах.
Задачи:
- Показать приемы развития устной речи и творческих навыков.
- Описать формы участия обучающегося на творческих конкурсах и проектах.
Актуальность. В своем докладе хочу рассказать об опыте работы с учеником на дому.
Саша С. имеет инвалидность, обучался по индивидуальной программе специального (коррекционного) обучения VIII (вариант 2) на дому с 1 по 5 класс. В связи с диагнозом ДЦП (левосторонний гемипарез) с генерализованной эпилепсией, физическое развитие слабое, телосложение худощавое, внимание неустойчивое, память механическая, мышление наглядно-действенное. Санитарно-гигиенические навыки были сформированы слабо, следил за собой поверхностно, нужен был постоянный контроль за внешним видом (чистота одежды, рук, прическа). В начале обучения в 2016 г. Саша испытывал трудности в общении как с взрослыми, так и с детьми. Не соблюдал этикет. Обращенную речь бытового характера понимал и выполнял по мере возможности. В его речи преобладал пассивный словарь над активным, в основном использовал фразовую невыразительную речь, либо неправильно составлял простые предложения из 2-3 слов. Проявлял низкую учебную мотивацию, хотя был интерес к некоторым предметам. Умел работать только по образцу, самостоятельность выполнения заданий отсутствовала. Незрелая эмоционально-волевая сфера проявлялась в непонимании учебной задачи, в быстром истощении и постоянном отвлечении на внешние раздражители.
Как мы знаем, обучающиеся с умственной отсталостью не имеют возможность поддерживать диалог независимо от состояния их словарного запаса. Формирование монологической речи осуществляется в процессе регулярной и комплексной коррекционно-педагогической деятельности.
Так, главной задачей обучения в начальных классах стало ведение работы по обогащению словаря и работа над лексическим значением для правильного употребления слов в речи. С целью развития устной речи ученика, использовала игровые формы во время занятий: начиная от артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, применение пальчиковых и дидактических игр до театрализованных представлений по мотивам народных сказок.
Применение способов театрализации помогает совершенствованию речи, обогащает и увеличивает словарный запас, формирует грамматический строй, активизирует монологическую речь и усовершенствует выразительность речи умственно отсталого ребенка.
Известно, что у детей с нарушением интеллекта речь слабо связана с деятельностью. Поэтому, помимо традиционных методов, включила в работу технологию проектной деятельности.
В ходе реализации проекта ребенок вовлекается в разные виды деятельности: слушание и чтение художественной литературы, игра, рисование, лепку, аппликацию. Также значительно расширяется его представление о мире, он узнает много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления.
В начале обучения, в 1 классе, ребенку более доступны творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения, социально-бытовой ориентировки и рисования. С помощью учителя делал различные поделки, участвовал в школьном новогоднем утреннике со стишком «Новый год».
Во втором классе, принял участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Любимые сказки» с видеороликом, где сам рассказывал и показывал сказку «Курочка Ряба». Получили диплом 1 степени. Также сделали настольные наглядную разработку по профориентационной направленности «Профессии людей, работающих в школе» и пособие «Моя Россия. Моя Якутия».
В третьем классе Саша успешно выступил в городской экологической конференции «Мой мир» с проектом «Собаки – наши помощники», получил диплом 1 степени. В школьном конкурсе кукольных представлений стал победителем в номинации «Самый необычный спектакль». Для участия в этом конкурсе готовились 2 месяца: совместно с бабушкой лепили из глины героев русской народной сказки «Теремок», учил текст и развивал выразительную речь, осваивал показ кукол на палочках.
В четвертом классе, занял 2 место в городском заочном фестивале детских НИПР по инклюзивному образованию «Терра», где выступил с докладом «Лесные жители Якутии». Также участвовал в III республиканском фестиваль-конкурсе инклюзивного творчества «У каждого человека свои звезды» с видеороликом песни «Мы желаем счастья вам».
В пятом классе участвовал в школьном конкурсе настольных игр с проектом на развитие внимательности и ловкости «Забей гол», которую сделали с бабушкой. Приняли участие в школьном проекте по профориентации с разработкой дидактической игры «Профессии, связанные с традициями и бытом народов Якутии». Помимо среднесрочных проектов, Саша регулярно участвовал в творческих сценических, музыкальных, художественных конкурсах, флешмобах для детей с ОВЗ.
В результате участия в проектных работах у обучающегося улучшилось владение устной речью, проявилась инициатива в общении, стал поддерживать беседу, появилось желание выразить свои мысли, начал составлять короткие рассказы.
Занятия по развитию речи осуществлялись во время уроков, коррекционно-развивающих занятий «Игровая терапия», в творческих проектных работах и в повседневной жизни ребенка (в быту, в процессе игры, в процессе элементарной трудовой деятельности и т.д.).
Вывод. Участвуя в различных проектах, ребенок с интеллектуальными нарушениями обогащает и пополняет свой словарный запас, речь становится более грамматически правильной и выразительной. Он начал проявлять творческую самостоятельность, появился познавательный интерес к различным областям знаний, интерес к общению с другими людьми, ребенок охотно делился впечатлениями и радовался своим достижениям.
Анализируя проделанную работу, делаю вывод, что самым оптимальным приемом развития устной речи и общей познавательной деятельности обучающегося с интеллектуальными нарушениями является участие в творческих проектах.
Считаю, что участие в проектной деятельности несомненно повлияло на развитие устной речи и переход ученика на очную форму обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foto_razvitie_ustnoy_rechi_obuchayushchegosya_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приёмы на уроках развития устной речи на основе изучения окружающей действительности у обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями»
Методическая разработка...
Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность
Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...
«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»
В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...
Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность
Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе тру...
Развитие активной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Среди обучающихся 3 в класса очень распространены нарушения фразовой речи. Проявляются они в том, что ребята не понимают в достаточной степени речевые конструкции и не используют их в речи...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Приоритетные образовательные облпсти:1.Речь и альтернативная коммуникация.2.Математические представления.3.Окружающий природный мир.4. Человек.5.Домоводство.6.Окружающий социальный мир.7. Музыка и дви...