«Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Учим детей пересказывать текст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Мастер-класс по теме:
«Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила:
Пляскина С. А.,
учитель начальных классов ГБОУ «РЦО»
Улан-Удэ
2020 год
Тема: «Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Цель:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями по развитию мыслительных процессов с помощью использования метода мнемотехники.
Задачи:
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи у обучающихся с нарушением интеллекта с помощью мнемотехники.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, листы бумаги, карандаши.
Ожидаемые результаты:
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития мыслительных процессов у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Форма проведения: мастер-класс.
Этапы мастер-класса
1. Организационный момент.
Приветствие участников мастер-класса.
Психологический настрой на работу.
2. Основная часть.
Вводная часть
- Сегодня мне хотелось бы не только рассказать, но и показать с практической стороны некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
- Основной коррекционно-педагогической целью обучения детей интеллектуальными нарушениями является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Данная задача реализуется благодаря использованию в работе с детьми с ОВЗ соответствующих специальных образовательных технологий, методов обучения и методов учения.
- Рассмотрим метод мнемотехники. Данный метод широко использую при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
- Мнемотехника представляет собой систему (технологию) различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
- Педагог создает систему специальных упражнений необходимых для работы над словом. Данная система дает возможность педагогу формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, словосочетанием и предложением.
- В условиях дистанционного домашнего обучения применение данного метода позволяет достичь определенных результатов по формированию как устной, так и письменной речи.
Практическая часть
- Мнемотехнику применяю на уроках русского языка и развитии речи, чтении, математики и окружающем мире.
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
- Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п
- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
- И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме.
Как заниматься.
- Мною составлена методическая разработка для обучения детей с интеллектуальными нарушениями (сайт arshaloeva.ru). В данной работе приводятся упражнения для детей младших классов и для тех обучающихся, которые осваивают минимальный уровень программного материала.
- В качестве материала взяты небольшие тексты.
Схема работы над текстом:
1. Педагог знакомит обучающегося с текстом.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.
2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».
3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы:
Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?
Ты запомнил, снег где?
А какой он (снег)?
А погода, какая?
Как оделись дети?
Чем они занимались на улице?
По их мнению, зимой хорошо или плохо?
4. Потом читаем рассказ еще один раз .
5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.
Составляем рассказ описание.
- Молодцы, вы справились.
- На уроках чтения детям предлагаю самим рисовать мнемотаблицы. Дети рисуют схематично, при чем им это очень нравится рисовать. Затем по собственным рисункам они воспроизводят текст.
Итог. Рефлексия.
Обмен мнениями.
- Спасибо за совместную работу. Я думаю, то что мы сегодня с вами выполняли на мастер-классе, вы с удовольствием будете использовать в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Методическое пособие для учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....
Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.
В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения...
Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс
Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...
Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.
Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнк...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...
Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями с применением сказкотерапии
Доступныйсный материал для педагогов, учителей начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Статья Развитие устной речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием элементов сказкотерапии.
В статье предложен материал, который будет полезен педагогам, учителям начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями...