выявление и развитие способностей учащихся
материал
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:
1)выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2) развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях, в решение проектных задач. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению материала, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков отстаивания своих идей.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся: входные диагностики по предметам, анкетирование, подготовка к олимпиадам и конкурсам, проекты Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Учитель должен осуществлять педагогическую диагностику и использовать ее для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Одна из главных целей в работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика.
Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации.
Использовать познавательные задачи, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию логического мышления детей.
Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:
- инструментальной диагностики;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ учащихся);
- диагностики познавательных интересов;
- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;
- наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
- индивидуальных бесед с детьми и родителями;
- анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Характеристика ученика»;
- «Карта одаренности»;
- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
- «Интеллектуальный портрет»;
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
- диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
- «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
- анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания. Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др
Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...