Мониторинг уровня сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
материал (2, 3, 4 класс)

Суханова Татьяна Деонисовна

Система мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 включает в себя: прогнозируемые результаты, параметры, критерии и показатели определения результативности, способы отслеживания и оценки результатов, методы и формы мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1._monitoring.docx274.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Мониторинг

уровня сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда»

у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

Разработала:

учитель,

Суханова Татьяна Деонисовна.

г. Иркутск, 2021 г.

Мониторинг

уровня сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда»

у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Пояснительная записка

Трудовая деятельность начальных классов в коррекционной школе направлена на создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения, формирования гражданско-патриотического самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга, выявления, развития и поддержки таланта у детей с ОВЗ, Современная система трудовой деятельности дает возможность детям разных возрастных категорий  заниматься различными видами деятельности: технической, естественнонаучной, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и др.

Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.

Успех или неуспех каждый человек связывает со своими возможностями и когда педагоги проводят педагогическую диагностику лишь в формах яркого проявления успешности – традиционные победы на конкурсах или в соревнованиях, которые не всегда соответствуют возможностям каждого ребёнка, то это может стать «бременем неуспешности» для самых разных детей. Именно поэтому параметры мониторинга, критерии оценки результатов должны быть ориентированы на каждого ребёнка - с разным уровнем развития и успешности; способы мониторинга должны быть гибкими, личностно - ориентированными; ведущим, главным субъектом мониторинга должен стать педагог, который знает своих обучающихся, их особенности, склонности.

Система мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1включает в себя:

  • прогнозируемые результаты,
  • параметры,
  • критерии и показатели определения результативности,
  • способы отслеживания и оценки результатов,
  • методы и формы мониторинга.

Цель: выявить уровень сформированности трудовых навыков на уроках «Ручного труда» у обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Задачи:

  • изучить методическую литературу;
  • подобрать диагностические методики для осуществления мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда»
  • разработать систему мониторинга качества освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда»

Формы и методы: педагогическое наблюдение, беседа, викторина, устный опрос, методы рефлексии.

Для определения результатов освоения трудовых навыков на уроках «Ручного труда» используется бальная система:

  • Минимальный - 11- 21 балл
  • Репродуктивный (базовый) - 22 -32 балла
  • Частично-поисковый (повышенный) – 33- 43 балла
  • Творческий (креативный) - 44 и выше баллов

Сроки:

  • первичный – сентябрь;
  • промежуточный – декабрь, март;
  • итоговый – май

 

Таблица № 1

Показатели (оцениваемые параметры

Критерии оценивания

Методы диагностики

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

 

Критерии оценивания качества

 

Предметные результаты

1. Теоретическая подготовка

 1. 1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы:

- правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

- различные приемы  работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;

-знакомство с понятиями: композиция, пластилинография, контррельеф, аппликация, оригами, экополастика, панно;

-знакомство с приемами приклеивания, склеивания, скручивания ,

- складывания бумаги;

- знакомство с приемами примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому;

- знакомство со способами обработки хлопка, шёлка;

- знакомство с историей техник: оригами, аппликация.

 

Знает некоторые разделы, темы.

Овладел менее, чем ½ объема знаний, предусмотренных программой.

 

 

 

 

 

 

 

Объем усвоенных знаний составляет более ½.

Освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период. Изучает предмет дополнительно.

Владеет знаниями в рамках программы, передает свои знания другим, стремиться самостоятельно изучить данный предмет.

Наблюдение, беседа. Викторина по разделам программы (прил. 1):

-Экопластика

- Волшебная бумага

- Работа с тканью и нитями

-Аппликация и вырезание

- Дидактические игры : «Формы», «Собери урожай» (прил. 2)

1.2. Владение специальной терминологией: композиция, пластилинография, контррельеф, аппликация, оригами, экополастика, панно;

 

Знает не все термины, путается в терминологии при применении

 

 

 

 

Знает все термины, но не применяет

Знание терминов и умение их применять

Умело оперирует терминологией при защите проектов или в общении со сверстниками и педагогом

Наблюдение, дидактическая игра «Назови правильно». (прил. 2)

2. Практическая подготовка обучающихся

 2. 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы:

- развивать интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

- изготавливать изделие по образцу;

-вырезать и приклеивать детали по образцу;

-рационально использовать материал;

-составлять последовательность выполнения технологических операций;

-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений                                 

Обучающийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков

 

Обучающийся владеет элементарными практическими умениями, но испытывает затруднения при выполнении работ более сложного уровня

Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

Обучающийся овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, оказывает практическую помощь другим

Творческие задания (прил.3), игра-путешествие (прил. 4).

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением: ножницы,  стеки.

 

 

Обучающийся испытывает серьёзные затруднения при  работе с оборудованием

 

Работает с оборудованием с помощью педагога

Работает с оборудованием самостоятельно

Не испытывает особых трудностей, оказывает помощь другим

Наблюдение за работой с оборудованием и оснащением, согласно инструкциям:

- Инструкция № 1. Техника безопасности при работе с колющими, режущими инструментами (прил.7).

 

2. 3. Творческие навыки

(творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).

 

 

Обучающийся  в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

Выполняет в основном  задания на основе образца

Выполняет практические задания с элементами творчества

Может самостоятельно разработать идею и реализовать в готовом продукте

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие задания (прил. 3)

Метапредметные

1.  Умение учится, находить и использовать информацию

Обучающийся испытывает серьёзные затруднения в поиске и при работе с информационными источниками, нуждается  в постоянной помощи  и контроле педагога

 

 Обучающийся испытывает затруднение в поиске информационного материала. Работает с информационным материалом предложенным педагогом

Осознает познавательную задачу, умеет слушать, извлекать информацию по рекомендации педагога, требуется помощь в работе с информацией представленных в форме схем, таблиц и т.п.

Осознает познавательную задачу, умеет слушать, извлекать информацию, понимает информацию в разных формах (схемы , модели рисунки), может самостоятельно работать с информационными источниками

Методика для изучения познавательной активности ребенка «Вопрошайка» (прил. 5)

2. Самоконтроль и взаимоконтроль

 

Отсутствует системность в выполнении заданий, не берется за трудные задания, но делает все аккуратно.

 

Действует по плану приложенным педагогом, сомневается, требуется поддержка педагога. Не уверен в своих выводах

Действует по плану, адекватно оценивает вои действия, осознает трудности и стремиться их преодолеть.

Умело планирует свою деятельность. Умеет отстаивать свою точку зрения.

Методика «Цепочка», методы рефлексии: «Яблоневое дерево», «Смайлики», «Слоненок», «Флажок», «Горячий мяч», «Города». (прил. 5)

Личностные

1. Организационно-волевые качества

Уклоняется от поручений, безответственен, не дисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия

Неохотно выполняет поручения, начинает работу, но часто не доводит до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности педагога и товарищей

Выполняет поручения ответственно, дисциплинирован не зависимо от наличия или отсутствия контроля, но требует этого от других

Охотно и ответственно выполняет поручения, дисциплинирован, требует этого от других.

Методика «Не подглядывай» (прил. 5).

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Интерес к занятиям продиктован извне, пропускает занятия, мешает другим.

Интерес к занятиям возникает периодически, мало активен, занимает позицию «наблюдатель».

 

Интересуется деятельностью объединения постоянно, активен, трудолюбив.

 

Увлечен, мотивирует других.

Наблюдение, устный опрос, методы рефлексии (прил. 6).

3. Коммуникативные навыки

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, может являться инициатором конфликтов.

Поддерживает контакт избирательно, чаще работает индивидуально, избегает публичных выступлений

Легко вступает в общение, не вступает в конфликты, выступает перед аудиторией по просьбе педагога

Легко вступает в общение, не вступает в конфликты, выступает перед аудиторией по собственной инициативе

Методика изучения коммуникативной компетентности дошкольников «Картинки» (прил. 5)

 

4. Креативность, склонность к исследованию

В проектно -исследовательскую деятельность не вступает, уровень выполнения заданий - репродуктивный

Может работать в творческой группе при постоянной поддержке. Собственных творческих решений не предлагает

Может разработать свой проект, исследование пр поддержке педагога, способен предлагать творческие решения, но в основном используя традиционные способы

Имеет творческий потенциал, выполняет проектные и исследовательские работы. Находит не стандартные решения творческих задач.

Методика «Чего не хватает в этих рисунках», «Нарисуй что-нибудь» (прил.5)

 

Приложение 1

Методики проведения мониторинга предметных результатов образовательной деятельности

 

Викторина по теме «Экопластика»

Цель: проверить теоретические знания по технике – экопластика.

1.    Посмотрите внимательно на картинки и ответьте, на какой картинке изображены материалы, необходимые для работы в технике: экопластика?

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image002.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image003.jpg

2.    Посмотрите внимательно на картинки и ответьте, на какой картинке работа, выполненная в технике: экопластика?

 

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image004.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image005.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image006.jpg

 

Викторина по теме «Волшебная бумага»

Цель: проверить знания свойств, видов, способах работы с бумагой.

  1. Ребята, сейчас мы с вами вспомним какие бывают виды бумаги. Я вам буду показывать кусочек бумаги, а вы мне будете называть к какому виду бумаги относится кусочек.

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image007.jpg

2.      Игра «Что ты знаешь о бумаге?»

           Ребята, давайте вспомним свойства бумаги. Я буду показывать вам какие-то действия с бумагой, а вы называете мне свойства.

— смять лист бумаги (мнётся);

 — разорвать на кусочки (рвётся);

 — согнуть лист бумаги (сгибается);

           — разрезать лист ножницами (хорошо режется);

 — положить лист бумаги в ёмкость с водой (намокает)

 — нанести клей на бумагу и приложить другой лист или согнуть данный (склеивается);

 

 

Викторина по теме «Ткани разные нужны, ткани разные важны»

Цель: проверить знания видов, свойств, способах работы с тканью.

1.    Ребята, сейчас мы с вами вспомним виды тканей, с которыми мы с вами уже познакомились. Я буду показывать вам кусочек ткани, а вы будете называть мне, что это за ткань. (Показ шелка, хлопка, шерсти)

2.    Ответь на вопросы:

Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (шерстяные)

Из шерсти каких животных делают шерстяные ткани? (овца, лама, верблюд, баран, альпака)

Хлопок – это натуральная ткань или искусственная? (натуральная)

Откуда берется шелк? (производит шелкопряд).

Что прочнее бумага или ткань?( ткань)

Какая ткань горит, а какая плавится? (натуральная-горит, искусственная плавится).

 

Викторина по теме «Аппликация»

Цель: проверить теоретические знания в технике аппликация.

1.    Покажите на картинке плоскую и объемную аппликацию.

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image008.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image009.jpg

 

 

2.    Определи материалы и инструменты для работы, необходимые в технике аппликация:

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image010.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image011.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image012.jpghttps://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image013.jpg

 

 

 

 

 

  

Приложение 2

Дидактическая игра «Формы»

Цель: проверить знания о плоских и объемных геометрических формах.

 Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить: - три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе. - вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?) - вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?). - вылепить три разных квадрата. - вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).- вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?) - вылепить несколько геометрических тел. - вылепить несколько геометрических фигур. - вылепить домик из нескольких форм. - вылепить лесенку.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: проверить знания и умения в подборе цвета и формы заготовки.

Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собирают урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

Дидактическая игра «Кошки»

Цель: закрепить знания цветов и цветовых оттенков.

Материал: вырезанные из картона фигуры кошек и котят с наклеенными на них разноцветными бантиками, мячики, корзинки, рыбки и конфеты (такого же цвета, как и бантики кошек и котят).

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image014.jpg

Ход игры: предлагается игровая ситуация, в которой мамы – кошки перепутали своих котят. Дети находят каждой маме – кошке своего котенка с бантиком такого же цвета, как у нее. Далее дети угощают их рыбками, конфетами, подбирая их по цветам.

 Мамы – кошки приготовили для своих котят мячики (дети подбирают каждому котенку мячик такого же цвета, как и их бантик). Когда котята наигрались, мячики нужно сложить в корзинку (дети подбирают для мячиков корзинки такого же цвета, как и мячики).

 Каждый раз, выполняя задание ребенок должен четко называть цвет выбранного предмета.

 Когда дети усвоили цвета, можно кошкам и котятам подбирать предметы разного цвета.

 

Приложение 3

Творческие задания

ВОЛШЕБНАЯ ЗАКЛАДКА

     Закладки бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и с аппликацией, в виде матрешки и в виде ракеты... Попробуйте изготовить волшебную закладку, то есть, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на

  • Перо Жар-птицы;
  • Волшебную палочку;
  • Аленький цветочек;
  • Волшебную стрелу;
  • Золотой ключик.

МАТРЕШКА

Распиши матрешку в любой изученной ранее росписи

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image015.jpg

 

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЗОНТИК

С помощью обрывной аппликации «разукрась» зонтик не выходя за границы рисунка.

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image016.jpg

 

 

 

 

Приложение 4

Игра-путешествие «Пластилиновый мир»

Цель: проверить знания, умения и навыки в техниках: пластилинография и лепка.

1. Задание «История возникновения пластилина».

Вопросы:

1. Где и когда был создан пластилин?

2. Какого он был цвета?

3. Какой бывает пластилин?

4. Из какого пластилина делают фон?

5. Какой пластилин больше подходит для лепки фигур животных и человека?

6. Что такое умный пластилин?

Если вы правильно ответили на все вопросы, откроется картинка и получите ключ к следующему заданию.

Презентация «История возникновения пластилина».

2 Задание «Профессии».

Где применяют пластилин в современных профессиях?

На столе лежат карточки-подсказки, дети должны выбрать нужные.

(скульптор, архитектор, врач-ортодонт, инженер, мультипликатор, гончар).

Открывается картинка, дети получают ключ к следующему заданию.

3 Задание «Опытно-исследовательская деятельность».

Исследование разного вида пластилина на твердость, пластичность, цвет, способность к смешиванию цветов, клейкость.

4 Задание «Название мультфильмов».

Назовите мультфильмы, созданные в пластилиновой технике.

Картинка открылась, получаете очередной ключ к следующему заданию.

5. Задание «Угадай-ка».

Вам необходимо угадать название следующего мультфильма, который мы будем создавать.

На столе лежат игрушки-подсказки. Следующий мультфильм «Рукавичка».

Молодцы! Картинка открылась, получаете ключ и главный приз.

Просмотр мультфильма «Пластилиновый мир», созданный детьми.

Делятся впечатлениями о мультфильме.

 

Приложение 5

Методики проведения мониторинга метапредметных результатов образовательной деятельности

 

Методика «Вопрошайка» (Автор: М.Б. Шумакова)

Цель: Изучение познавательной активности обучающихся, умения задавать вопросы.

Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

 

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

 

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

 

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

 

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

 

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

 Перевод баллов в уровень:

 

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

 

Методика «Цепочка»

Цель: диагностика самоконтроля и произвольного запоминания.

 

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

 

Оценка выполнения:

Отсутствие ошибок – 3

1 ошибка – 2

2 и более ошибок – 1

Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.

 

Методика "Не подглядывай» (автор И.В. Дубровина).

Цель: выявление уровня развития таких волевых качеств как целеустремленность и упорство.

Проведение: Ребенку сообщается, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое.

Главное - не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагается посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создается видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, делается вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все эти 3 мин не открывает глаза, испытание продлевается до 4 мин, но не более.

Обработка результатов: при обработке результатов учитывается время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывается, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывается количество подглядываний по группе.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

I высокий уровень - время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;

II средний уровень - время ожидания от 2 до 3 минут, 1 - 2 подглядывания;

III низкий уровень - время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.

 

Методика «Картинки»

Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками

Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

https://documents.infourok.ru/f8b49967-cc38-4a8e-bd7c-19c65efd0a88/0/image017.jpg

Предлагается следующая инструкция:

1.  «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ
ребенка фиксируется в протоколе.

2.  Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

 В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности.

Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл

Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла

Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла

Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.

Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.

После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следующие показатели:

— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной ситуации начисляется 3 балла);

— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;

— чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.

Для количественного сравнения показателей активности, чувствительности и интереса следует использовать условную шкалу:

0 — полное отсутствие данного качества;

1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);

2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);

3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).

Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол

В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения показывает, какая из них является наиболее привлекательной для ребёнка и, следовательно, какой уровень общения для него доступен. Качественная оценка результата заключается в фиксации наиболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.

 

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» (Автор: Р.С. Немов)

Цель: диагностика уровня восприятия обучающихся.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех  недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

http://azps.ru/tests/pozn/whatlost.files/image002.jpg

 Выводы об уровне развития

10 баллов очень высокий

8-9 баллов высокий.

4-7 баллов. средний

2-3 балла низкий.

0-1 балл очень низкий.

 

 

Методика «Нарисуй что-нибудь» (Автор: Т.Д. Марцинковская)

Цель: диагностика креативности и воображения у обучающихся.

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов    — высокий.

5-7 баллов    — средний.

3-4 балла    — низкий.

0-2 балла    — очень низкий.

 

 

Приложение 6

 

Методы рефлексии

«Яблоневое дерево»

На доске нарисована яблоня. Детям выдаются яблоки, вырезанные из цветной бумаги или нарисованные. Эти яблоки имеют два цвета – красный и зелёный. Если ребенок считает, что он сделал все правильно, то прикрепляет к яблоне зеленое яблоко, если на оборот, то красное.

«Смайлики»

Рефлексия настроения, ее использование возможно на разных этапах занятия. На листах бумаги дети рисуют «смайлики», которые отражают их настроение. Так же можно заранее приготовить смайлики и дать детям выбрать.

«Слоненок»

Детям дается задание, изобразить на листочках слоненка. После, рисунки собираются педагогом и делается анализ работы ребенка на занятии.

Если уши ярко выражены, это означает, что ребенок внимательно слушает, большую часть информации воспринимает на слух;

ярко выражены глаза - ребенок внимательно смотрит, большее количество информации воспринимает зрительно;

величина хобота – подразумевает количество знаний, которые приобретены

голова – выражает мыслительные процессы;

необходимо сравнить соотношение головы и туловища: если голова большого размера – человек действует больше головой;

ноги худые – сомневается в чем либо.

«Флажок»

Дети передают флажок друг другу, по окончанию музыки или считалки, тот, у кого в руках остался флажок, делает самоанализ работы на занятии.

«Горячий мяч»

Дети по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч. Вопросы могут быть следующими:

-Что интересного ты узнал?

-Какие знания понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на занятии, тебе могут пригодиться в дальнейшем?

- Какое задание тебе удалось лучше всего?

- Где ты чувствовал себя успешным?

- О чем ты думал во время работы?

- В чем ты испытал затруднение?

Дети также могут высказать свое мнение относительно работы над заданием, не отраженное в вопросах.

«Города»

Ребятам предлагается выбрать, в каком из предложенных городов они находятся в конце занятия: город Удовлетворения, город Огорчения, город Знаний, город Радости.

 

 

Приложение 7

 

Инструкция № 1. «Техника безопасности при работе с колющими, режущими инструментами».

1.      Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями, иначе возникает риск нечаянно напороться на них и получить травму.

2.      Нельзя резать на ходу, в процессе движения. Кажется, что тут страшного – отрезать кусочек бумаги, ткани или чего бы то ни было еще во время ходьбы? Шаг занимает меньше секунды, что может случиться за это время? Однако есть вероятность споткнуться, оступиться, а это уже создает травмоопасную ситуацию.

3.      Нельзя держать ножницы лезвиями вверх. Причина заключается в том же аспекте, что и в предыдущем случае. От случайностей не застрахован никто, а острые лезвия и концы ножниц, направленные в сторону глаз и других легкоуязвимых частей тела, могут привести к серьезным травмам.

4.      Во время работы с ножницами нужно следить за тем, где находятся пальцы левой руки. При этом важно правильно подобрать длину инструмента – слишком длинный вариант будет постоянно подвергать человека опасности.

5.      Нельзя бегать с колющими и режущими инструментами.

6.      Ножницы нужно передавать только закрытыми, кольцами вперед.

7.      Нельзя оставлять инструментарий на краю стола, чтобы какой-либо их конец находился в «свободном полете».

8.      Резать нужно по направлению вверх, от себя.

9.      Если ножницы вдруг затупились, у них ослабло шарнирное крепление – ими лучше не работать.

 

 

Формируемый навык, показатели

Учебный год

Учебный год

Учебный год

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс

Владеет техническими приёмами(раскроя, соединения. сшивания, разметки, отделки)

Уверенно кроит ткань по соответственному эскизу

Сшивает работу разными стежками(вперёд иголка, назад иголка, петельные, стебельчатые)

Рассказывает о выполнении последовательности своей работы


Показатели: 1- не владеет навыками

2- выполняет с помощью учителя

3 – выполняет хорошо и самостоятельно

Показатели год и класс

Учебный год (класс)

Учебный год (класс)

Учебный год (класс)

1-не владеет навыками

Чел. (%)

Чел. (%)

Чел. (%)

2-выполняет с помощью учителя

Чел. (%)

Чел. (%)

Чел. (%)

3- выполняет хорошо и самостоятельно

Чел. (%)

Чел. (%)

Чел. (%)


ВЫВОД:

 

Заключение

 

Мониторинг это деятельность не только по оценке и фиксации результатов трудовой деятельности, но и по отслеживанию этих результатов в динамике за определенный период времени. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Создание системы мониторинга позволит дать конкретный и объективный анализ деятельности.

Данные мониторинговых исследований за определённый период могут стать основой для выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот проблемы в работе учреждения в целом.

На основе анализа информации в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз направления развития обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Технология» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального гос...