РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1
рабочая программа
Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана на примерной основе для смешанных по национальному составу контингентом обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_6_klass_2023.docx | 65.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы рабочей учебной программы | Страницы |
I. Паспорт программы | |
II. Пояснительная записка | |
III. Содержание программы учебного курса. Тематический план. | |
IV. Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы. | |
V. Календарно-тематическое планирование | |
VI. Учебно - методические средства обучения | |
Приложение |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса: Родной язык(ханты) 5- 6 класс |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана |
Категория обучающихся | Обучающиеся 5-6 класса КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 68 часов |
Форма организации учебной деятельности | Очная в образовательной организации |
Режим занятий | 2 час в неделю |
Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с 5 по 9 класс (вариант1) (далее - АООП УО (вариант 1) казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ») разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 (далее - Стандарт);
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 (далее - ФАООП УО);
Санитарно-эпидемиологических правил и норм: СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
локальными актами КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вступает в силу с 01.09.2023г.
Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана на примерной основе для смешанных по национальному составу контингентом обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих и владеющих хантыйским языком. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями хантыйского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цели и задачи обучения:
пробудить у детей интерес и стремление к общению на хантыйском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
воспитывать детей в духе уважения к хантыйскому народу, его истории и культуре;
научить школьников воспринимать и понимать хантыйскую речь на слух, говорить и читать по-хантыйски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством хантыйского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении
Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти;
-письмо под диктовку.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на проведение занятий в 2-4 классах- 1 час в неделю(34 часа в год), 5-6 классы – 1 час в неделю (34 часа в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться выполнять различные задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу.
Планируемые результаты изучения курса
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Личностные результаты
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние хантыйского народа — хантыйский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с учебными пособиями;
- пользоваться словарями и справочным материалом;
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку по плану;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить простейшие для партнёра высказывания;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения хантыйского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 2-3предложения по вопросам учителя или по картинке;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества Хантыйского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В области говорения:
*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;
*уметь задать вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения;
*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;
В области аудирования (произношения ):
*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;
*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области письма:
*списывать тексты с различными видами заданий.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Хантыйский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | |||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | ||||
1 | Я и моя школа. | 5 | 5 | ||||
2 | Мир вокруг меня. | 25 | 11 | 4 | 2 | 8 | |
3 | Я и моя семья. | 12 | 2 | 10 | |||
4 | Мои друзья. | 4 | 4 | ||||
5 | Культурное наследие. | 16 | 14 | 2 | |||
6 | Моя малая Родина. | 6 | 6 | ||||
Всего: | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 |
Календарно тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания урока | Коррекционные цели | Формы организации учебно-познавательной деятельности | |
1 четверть | ||||||||
Повторение | ||||||||
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | 4.09 | Закрепление полученных знаний | уметь приветствовать на хантыйском языке | Владение видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
2 | Летние каникулы. | 1 | 11.09 | Комбинированный | самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
3 | Времена года. | 1 | 18.09 | Комбинированный | Уметь составлять рассказ по наблюдениям | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Фронтальная, групповая | |
4 | Дары осени. | 1 | 25.09 | Р/р урок развития речи | Уметь составить рассказ о погоде | Беседа о занятиях людей осенью: сбор ягод и грибов, заготовки на зиму, подготовка людей к зиме | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
5 | Школьные принадлежности. | 1 | 2.10 | комбинированный | Знать Правила поведения в школе. Знать слова по теме наизусть | Беседа о школьных принадлежностях | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
6 | Путешествие. | 1 | 9.10 | комбинированный | Знать лексику по теме. Уметь применять изученный материал, закреплять навыки диалогической речи, перевода на русский язык | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||
7 | Мой город. | 1 | 16.10 | Комбинированный | Уметь находить информацию на данную тему | Произносят и различают на слух звуки, слова, словосочетания и предложения | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
8 | Моё село | 1 | 23.10 | Комбинированный | Знать название округа, района, название рек и озер, городов и деревень | Беседа о своем крае и родном селе | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
9 | Прогулка по родному селу | 1 | 30.10 | экскурсия | Применяют приобретенные знания на уроке-экскурсии | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||
2 четверть | ||||||||
Писатели и поэты Югории. | ||||||||
10 | Словари, разговорники хантыйского языка. | 1 | 13.11 | Изучение нового материала | Знать словари, разговорники хантыйского языка | словари, разговорники хантыйского языка | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
11 | Писатели и поэты Югории. | 1 | 20.11 | Изучение нового материала | Знать биографию писателей и поэтов. Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку | Правильное чтение художественного текста целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
12 | Портрет друга, подруги. Рисование | 1 | 27.11 | комбинированный | Умение рассказать о своем друге или подруги, изобразить его портрет | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Семья | ||||||||
13 | Профессии родителей, сестры, брата. | 1 | 4.12 | комбинированный | Уметь работать с текстом, читать целыми словами, с элементами слогового чтения | Работа с картинным словарем | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
14 | Семейные традиции. | 1 | 11.12 | Изучение нового материала | Уметь рассказать о традициях в своей семье | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Зимние забавы | ||||||||
15 | Зима. Приметы зимы. | 1 | 18.12 | комбинированный | Уметь составить словосочетание , 1-2 предложения о зиме; знать приметы зимы | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
16 | Зимние забавы. | 1 | 25.12 | Развитие речи | Уметь составить небольшой текст по картине (сюжетным картинкам) | Применяют свои знания на практике | Умение воспринимать учебную задачу | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
3 четверть | ||||||||
17 | Костюм (национальный, женский) | 1 | 29.01 | комбинированный | Знать, что такое малица, кисы, сак | Женская одежда и обувь. Традиционный материал для изготовления одежды | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
18 | Запреты связанные с одеждой | 1 | 5.02 | комбинированный | Знать о запретах, связанные с одеждой | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Национальные игры и игрушки | ||||||||
19 | Спорт в Югре | 1 | 12.02 | комбинированный | Знать виды спорта. Уметь играть, соблюдать правила игры | Владение простыми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
20 | Во что играли наши предки. Национальные игры на свежем воздухе. | 1 | 19.02 | Экскурсия | Знать названия игр. Уметь играть, соблюдать правила игры | Умение слушать учителя, одноклассников | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
21 | Священный огонь. | 1 | 26.02 | Изучение нового материала | Знать запреты, связанные с огнем. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, преданиях | Особенности жанра предания, значимости огня в культуре ханты. . | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Орнамент | ||||||||
22 | Орнаментальное искусство народа ханты | 1 | 4.03 | Комбинированный | Уметь изобразить орнамент, знать как он называется | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
23 | Орнамент. Его значение | 1 | 11.03 | Комбинированный | Уметь изобразить орнамент, знать как он называется | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Весна | ||||||||
24 | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). | 1 | 18.03 | Комбинированный | Уметь составить словосочетание , 1-2 предложения о зиме; знать повадки, отличительные признаки птиц | Применяют свои знания на практике | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
4 четверть | ||||||||
25 | Береза в жизни КМНС | 1 | 25.03 | комбинированный | Уметь составить словосочетание , 1-2 предложения о березе | Владение простыми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
26 | Домашняя утварь | 1 | 1.04 | комбинированный | Уметь составить словосочетание , 1-2 предложения | Владение простыми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
27 | Экскурсия в лес | 1 | 8.04 | Урок-экскурсия | Уметь применить свои знания на практике | Владение простыми видами речевой деятельности | ||
Хантыйские сказки | ||||||||
28 | Знакомство с героями хантыйских сказок. | 1 | 15.04 | Изучение нового материала | Правильное чтение художественного текста целыми словами. | Уметь слушать учителя, одноклассников | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
29 | Сказка «Седун». | 1 | 22.04 | комбинированный | Умение делать выводы Знать содержание сказок.. Уметь выделять сказочные образы, мотивы в произведении | Уметь слушать учителя, одноклассников | ||
30 | Сказки бабушки Аннэ | 1 | 6.05 | комбинированный | Уметь слушать учителя, одноклассников | |||
31 | Сказки бабушки Аннэ | 1 | 13.05 | комбинированный | Уметь слушать учителя, одноклассников | |||
32 | Сказки Т. Чучелиной | 1 | 20.05 | комбинированный | Уметь слушать учителя, одноклассников | |||
33 | Сказки Т. Чучелиной | 1 | 27.05 | комбинированный | Уметь слушать учителя, одноклассников | |||
Человек. Люди | ||||||||
34 | Здоровье. Гигиена. | 1 | 28.05 Доп. час | комбинированный | Знать первые средства гигиены. Уметь рассказать о них | Овладевают целостными представлениями об укреплении здоровья человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Части тела. | 1 | комбинированный | Знать части тела человека. Уметь называть части тела человека | Части тела человека | Развитие памяти | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||
Национальные традиции гостеприимства | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать традиции гостеприимства народа ханты и манси. Уметь применять знания в жизни | Традиции гостеприимства | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||
Итого 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ урока | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Формы организации учебно-познавательной | ||||||||||||||||||||||||
Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы содержания урока | Коррекционные цели | деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
1 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
Я и моя школа. | |||||||||||||||||||||||||||||
1. | Здравствуй, школа. | 1 | 7.09 | Комбинированный урок | умение приветствовать на хантыйском языке | Владение видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
2 | День знаний. | 1 | 14.09 | Ввод новой лексики | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||||
3 | В школе | 1 | 21.09 | Работа с новыми простыми конструкциями | Знать правила поведения в школе, умение правильно употреблять послелоги в предложении | Владение простыми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
Мир вокруг меня | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | На реке. | 1 | 28.09 | Ввод новой лексики | Уметь составлять рассказ по плану. Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
5 | Летний дождь. | 1 | 5.10 | Ввод новой лексики | Уметь ставить вопросы к словам. Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
6 | Дары леса. | 1 | 12.10 | Урок изучения нового материала | Уметь составлять рассказ по опорным словам. Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
7 | Лесные жители. | 1 | 19.10 | Повторение | Уметь распознавать предметы по их описаниям. Знать названия животных. | Умение рассуждать | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
8 | Хлеб-наше богатство. | 1 | 26.12 | Урок-изучения нового материала | Знать пословицы о хлебе, уметь составлять предложения | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
Я и моя семья | |||||||||||||||||||||||||||||
9 | Наша дружная семья. | 1 | 2.11 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Уметь составлять текст по сюжетным рисункам | Формирование коммуникативных навыков: развитие логического мышления | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | Домашнее хозяйство. | 1 | 9.11 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических ко нструкций рассмотренных ранее.
| Применение приобретенных знаний в повседневной жизни | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
11 | Приготовление пищи | 1 | 16.11 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; уметь составлять предложения по рисунку | Умение рассказать о приготовлении национальных блюд | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
12 | Продукты. | 1 | 23.11 | Повторение | Уметь работать с деформированным текстом, составлять предложения используя вопросы | Владение простыми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
13 | Профессии. | 1 | 30.11 | Урок изучения нового материала . | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рас -смотренных ранее; умение составлять рассказ по рисунку |
| Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||
Мир вокруг меня | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | Красавица зима | 1 | 7.12 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. Знать названия зимних месяцев. |
| Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||
15 | Зимние забавы. | 1 | 14.12 | Комбинированный урок | Умение делить текст на предложения, распознавать отличительные признаки зимы | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
16 | Животные зимой. | 1 | 21.12 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по картинке | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
Мои друзья. | |||||||||||||||||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
17 | Наши увлечения. | 1 | 1.02 | Урок изучения нового материала. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее. Умение составлять рассказ. | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
18 | Наше свободное время.
| 1 | 8.02 | Урок-изучения нового материала. | Активизация в речи учащихся слов и грамматически х конструкций рассмотренных ранее . Осознавать понятие свободное время и рационально использовать в режиме дня. | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
19 | Проверочная работа по теме «Мои друзья» | 1 | 15.02 | Проверка и актуализация знаний. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее. Умение составлять предложения | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||
Культурное наследие | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | Известные люди Югры | 1 | 22.02 | Урок изучения нового материала | Умение составлять предложения описательного характера по рисункам. | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
21 | Рисование. | 1 | 29.02 | Комбинированный урок | Умение изобразить рисунок по мотивам картин художника Г.Райшева | Ценностное отношение к прекрасному,владение навыками рисования | |||||||||||||||||||||||
22 | Историческое прошлое ханты и манси | 1 | 7.03 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
23 | Родная страна. Символика округа и района. | 1 | 14.03 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Стремиться к углублению своих знаний. | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
Мир вокруг меня. | |||||||||||||||||||||||||||||
24 | Охрана природы. | 1 | 21.03 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
25 | Работа на стойбище | 1 | 28.03 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||||||||||||||||||||
Культурное наследие. | |||||||||||||||||||||||||||||
26 | Наши земляки- наша гордость. | 1 | 4.04 | Урок изучения нового материала. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. Знать имена героев-земляков Вов. | Развитие коммуникативных навыков | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
27 | Весенние праздники. | 1 | 11.04 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение рассказывать о весенних праздниках народа ханты. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
28 | Праздник обласа | 1 | 18.04 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с хантыйского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
29 | Оленеводство | 1 | 25.04 | Комбинированный урок. | Умение переводить текст с хантыйского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
30 | В селе. Уход за домашними животными. | 1 | 2.05 | Комбинированный урок. | Умение составлять рассказ по опорным словам | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
31 | Проверочная работа. | 1 | 16.05 | Контроль умений, навыков. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
32 | Культурное наследие. Урок экскурсия по достопримечательным местам села. | 1 | 23.05 | Экскурсия. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
33 | Повторение за год | 1 | 30.05 | Обобщение знаний, умений и навыков | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
34 | Повторение за год | 1 | 31.05 | |||||
Итого 34 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя:
- Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Спецкурс. Составитель В.И.Сподина, Ханты-Мансийск, 1992.
- Соколова З.П. к проблеме этногенеза обских угров и селькупов. -//Этногенез народов Севера, М., 1987.
- Чернецов В.Н. Очерк этногенеза обских угров // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.-Л., 1941.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1984.
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992, с.6
- Мифы, предания, сказки хантов и манси, М., 1972.
- Шешкин П.И., Шабалдина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб, 1993.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.
- Брэм А. Жизнь животных. М., 1992.
- Луина Н.В. Формирование материальной культуры хантов.
- Молданова Т.А. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым.
- Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов.
- Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок, №47, №3, №5, №16, №17
- Райшев Г. Хантыйские легенды, Свердловск, 1991.
- Лукина Н.В. Пища восточных хантов // Обские Угры. М., 1991.
- Слинкина Г., Чучелина Т., Как щука себе голову сделала // ж. Югра, 1992.
- Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. Вена, 1993.
- Айпин Е.Д. В тени старого кедра. – Свердловск, 1986.
- Бардин Г. Боль и беды земли…
- Кузнецова М.А., Резников А.С. сказание о лекарственных растениях. –М., 1992.
- Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности.
- Соколова З.П. Путешествие в Югру.
- Чернецов В.Н. Исчезнувшее искусство //СЭ, 1964.
- Чернецов В.Н. Вогульские сказки, Л., 1935.
- Сурин С. Дом в представленных шурышкарских хантов // Югра, 1992.
- Гарин Н. Чум //СП, 1991.
- Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Сб.1.
Литература для учащихся:
- М.А.Прасина Дидактический материал по краеведению ХМАО: Пособие для уч-ся 1-4 кл. общеобраз. Учрежд. – Спб.: филиал изд-а «Просвещение», 2005. – 32 карт: ил
- Учебник «Хантыйский язык», Л.М.Хромова;
- Букварь. Н.И. Терешин, Р.Ф.Меркулова, Т.Ф.Каткалева
- М.А.Прасина Картинный словарь хантыйского языка (ваховский диалект): Пособие для уч-ся нач. Кл. – Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002.
- Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богорлаева, Л.Н.Нечаева Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1 класс. – Ханты-Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2000
- Н.И.Ишуткин Мир диких зверей. Книжка-раскраска для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Рузаевка, ОАО «Типография «Рузаевский печатник», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык" 4 класс
Программа по учебному предмету «Родной язык» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государствен...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабовидящих обучающихся 2 класса.
Адаптированная рабрчая программа по учебному предметк "Русский язык" для слабовидящих обучающихся 2 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) для обучающихся 2-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Иностранный язык» (английский) для обучающихся 2-4 классов...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии с рекомендациями ТПМПК, с правовыми и нормативны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык (ханты)»
Рабочая программа по хантыйскому языку в 2-4 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Русский язык» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального...