К ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (2 класс)
В настоящее время количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с каждым годом возрастает. К тяжелым нарушениям речи, как правило, относят следующие: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание. Одним из самых распространенных речевых нарушений является дизартрия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
К ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ахулкова Анастасия Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент,
зав.кафедрой технологии психолого-педагогического
и специального образования
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева», г.Орёл,
е-mail: akula76kai@yandex.ru
Валова Елена Владимировна,
студент 5 курса институт педагогики и психологии,
ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университет имени И.С. Тургенева», г.Орёл,
е-mail: valova_yelena@internet.ru
Аннотация. В настоящее время количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с каждым годом возрастает. К тяжелым нарушениям речи, как правило, относят следующие: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание. Одним из самых распространенных речевых нарушений является дизартрия.
Ключевые слова: звукопроизношение, младшие школьники, дизартрия, коррекционно-педагогическая работа, компьютерные технологии.
Нарушение произносительной стороны речи является следствием органического поражения центральной нервной системы,что в дальнейшем приводит к расстройству двигательного механизма речи. Важно отметить, что при дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Ведущий дефект при дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодики. Звукопроизношение – это особый процесс образования речевых звуков, осуществляющийся через дыхательный, голосообразовательный и звукообразовательный отделы речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [3].
Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения нервной системы [1]. Например, при лёгких случаях у детей с дизартрией отмечаются искажения звуков, в более тяжёлых наблюдаются также замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность и модуляция, произношение становится невнятным [2]. К сожалению, не всегда удается преодолеть дизартрию к младшему школьному возрасту, что в дальнейшем в процессе школьного обучения неправильное звукопроизношение может повлечь за собой развитие дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения).
Поэтому целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по преодолению звукопроизношения у младших школьников является одной из приоритетных задач логопедической работы. Поиск эффективных педагогических средств определил актуальность применения компьютерных технологий как метода коррекции в преодолении речевых нарушений в современных условиях образования и высокого интереса к этой области детей.
Это определило цель нашего исследования: изучить педагогические условия по преодолению нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией с применением компьютерных технологий.
Эмпирическое исследование проблемы преодоления нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией с применением компьютерных технологий проходило на базе КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи», в котором приняли участие 20 детей с указанным речевым наругением.
Для решения цели исследования применялась методика обследования звукопроизношения Ю.Е.Розовой, Т.В.Коробченко, методика исследования звукопроизношения Т.А. Фотековой.
Так, нами были получены следующие результаты: 70% детей младшего школьного возраста с дизартрией имеют низкий уровень развития звукопроизношения: у ребенка обнаруживается большое количество нарушенных звуков (от 10), обнаруживаются пропуски звуков, замены нарушенных звуков на другие, фонетический слух развит слабо. Звукопроизношение сформировано крайне слабо. Развитие звуковой стороны речи не соответствует возрасту, что говорит о наличии дефектов речи и(или) задержке речевого развития., 30% учащихся имеют средний уровень: у ребенка отмечаются незначительные нарушения звукопроизношения, могут быть нарушены от 1 до 2 звуков. Фонетический слух сформирован. Развитие звуковой стороны речи соответствует возрасту.
Чаще всего у детей наблюдаются нарушения следующих звуков: [с], [с`], [з], [з`], [ц] (1 группа звуков – свистящие), [р], [р`] (4 группа звуков). В качестве нарушений звукопроизношения у детей обнаруживаются: искажение звука, замещение звука и само отсутствие звука.
Так, проявления нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с дизартрией зависят от характера, тяжести и степени данного речевого нарушения. Для детей младшего школьного возраста, страдающих бульбарной дизартрией, характерна невнятная и крайне упрощенная артикуляция звуков. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. При псевдобульбарной дизартрии у детей наблюдаются трудности переключение с одной артикуляционной позы на другую. Их речь – смазана, невнятна, имеет носовой оттенок. Младшие школьники с экстрапирамидной (подкорковой) дизартрией имеют нарушения тембра и силы голоса, просодической стороны речи. Речь младших школьников с мозжечковой дизартрии замедленная и невнятная. Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям схожа с моторной афазией и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики.
Эмпирические данные позволила далее определить содержание и направление коррекционно-педагогической работы с применением компьютерных технологий.
Так, коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с дизартрией, строили в 3 этапа: 1 этап – подготовительный (основные задачи: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического слуха и восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата); 2 этап – формирование произносительных умений и навыков (основные задачи: устранение неправильного звукопроизношения; развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию); 3 этап – формирование коммуникативных умений и навыков (цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения).
Компьютерные технологии (программы, игры и др.) мы использовали на каждом вышеуказанном этапе системы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Самыми распространенными явились следующие компьютерные программы: «Игры для тигры» (Игры для тигры); «Речевой калейдоскоп» (Логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп»); игровой программно-аппаратный комплекс «Солнечный замок», «Мерсибо», «Видимая речь III».
Организуя работу детей на компьютерах соблюдали санитарно-гигиенические условия и правила работы с компьютером, которые освещены в Санитарных Правилах 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: длительность работы ребенка на компьютере не превышала 15 минут; используя такие программы мы проводили физминутки и гимнастику для глаз.Соблюдали и технические требования: экран монитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см; линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам; источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета; освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Нами была разработана серия занятий по коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией с применением компьютерных технологий. Срок реализации коррекционно-развивающей работы составил 3 месяца.
Наша логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения осуществлялась в соответствии со следующими этапами:
I. Подготовительная работа (развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха);
II. Постановка нарушенного звука;
III. Автоматизация поставленного звука (закрепление звука в речи в слогах, словах и предложениях);
IV. Дифференциация звуков (различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков).
Проводя логопедическую работу по преодолению нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией, мы придерживались следующих условий, которые способствовали успешному осуществлению процесса коррекции звукопроизношения средствами компьютерных игр: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в отборе игр; строгое соблюдение регламента работы детей младшего школьного возраста с компьютером, подбор компьютерных игр с учетом направлений логопедической работы и поддержания познавательного интереса детей.
Повторное обследование младших школьников с дизартрией после проведенной коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения показало положительную динамику.
У нас получается, что большее количество детей имеет низкий уровень звукопроизношения: у ребенка обнаруживается большое количество нарушенных звуков (от 10), обнаруживаются пропуски звуков, замены нарушенных звуков на другие, фонетический слух развит слабо. Звукопроизношение сформировано крайне слабо. Развитие звуковой стороны речи не соответствует возрасту, что говорит о наличии дефектов речи и(или) задержке речевого развития.
После коррекционно-логопедической работы мы можем отметить, что у некоторых детей были поставлены звуки и количество нарушенных звуков у них немного уменьшилось. По сравнению с данными констатирующего эксперимента, на этапе контрольного среза у большего количества детей обнаружился сформированный фонематический слух.
Таким образом, преодоление нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией с применением компьютерных технологий имеет положительную динамику и указывает на оптимальность педагогических условий.
Список литературы:
- Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учебно-метод. пособие. / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / Под.ред. Л. С.Волковой – М.: Владос, 2003. – 304 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников
Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"
Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультиро...
"Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР"
Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР....
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»
Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...
Нарушение звукопроизношения у младших школьников: причины и перспективы
Как мне кажется, нет необходимости говорить о том, насколько остра в настоящее время проблема нарушения звукопроизношения не только у детей дошкольного, но и младшего школьного возраста. К сожал...
Интерактивные логопедические песенки (распевки), как средство профилактических нарушений звукопроизношения у младших школьников
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, принарушении звукопроизношения у младших школьников....
Интерактивные логопедические песенки (распевки), как средство профилактических нарушений звукопроизношения у младших школьников
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....