Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультирования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений чтения у младших школьников в условиях

«Центра диагностики и консультирования»

Коррекция нарушения чтения (дислексии) у детей младшего школьного возраста осуществляется на индивидуальных коррекционных занятиях путем использования поэтапной системы формирования навыка чтения. За основу работы берутся следующие принципы:

Принцип комплексности

Дислексия не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо)

Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза, т.е. механизма нарушения)

Основной задачей логопедического, психолого-педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения.

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности.

В процессе коррекционной работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма.

Принцип учета зоны «ближайшего развития (по Л.С.Выготскому)

Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.

Принцип системности представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий.

Нарушение чтения различается не только по механизмам, но и по степени выраженности от этапа овладения чтением.

Онтогенетический принцип – учет закономерностей формирования функций, обеспечивающих овладением чтением в норме.

В период пребывания детей в Центре специалисты  стараются четко организовать их деятельность, правильно распределить нагрузку, осуществить преемственность в работе учителя, логопеда и психолога. На коррекционно-развивающие занятия дети приходят после основных учебных занятий в общеобразовательной школе. Чтобы избежать превышения учебной нагрузки на детей, при планировании индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ) необходимо ориентироваться на:

  • значимость каждого вида упражнений и заданий для коррекции дефекта;
  • психологические и возрастные возможности ребенка младшего школьного возраста;

ИКЗ с каждым ребенком проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий 30-40 минут. Продолжительность коррекционно-развивающей работы разная (в течение 1 месяца, четверти, года) в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка.

Коррекционно-развивающее обучение строится на основе индивидуального педагогического, психологического и логопедического обследования детей.

Результаты обследования и рекомендации по обучению каждым специалистом заносятся в карту наблюдения, индивидуальную для каждого ребенка. Динамика развития ребенка и рекомендации учителю и родителям по дальнейшей работе заносятся в лист коррекционных занятий карты наблюдения.

Специфика организации и проведения коррекционно-развивающей работы в условиях Центра требует серьезной и вдумчивой отработки методов и приемов обучения, тщательного отбора материала для достижения большей эффективности коррекционного воздействия.

Организуя обучение на ИКЗ в условиях Центра, специалисты не выходят из рамок требований современной программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы.

При обучении детей с различными трудностями в обучении чтению, необходимо использовать специальные методы и приемы работы, помогающие ребенку быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, снять трудности чтения, а значит, повысить у них интерес к чтению. Процесс коррекционного обучения строится с учетом возрастных особенностей младшего школьника, коррекционно-развивающие упражнения каждому ребенку подбираются индивидуально с учетом выявленных при диагностике ошибок и трудностей.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком начинается на соответствующем его возможностям этапе. Как показывает опыт работы с такими детьми, нельзя забегать вперед, подталкивать к новому способу чтения, если ребенок не готов к этому. Не владея необходимым навыком, чтение становится для него затруднительным, допускается большое количество ошибок, понимание становится практически недоступным, тормозится дальнейшее совершенствование техники чтения.

Что касается приемов чтения, необходимо сочетать обучение чтению в процессе многократного целенаправленного перечитывания со специальными тренировочными, активно влияющими на становление навыка чтения и развития способов овладения этой сложной учебной деятельностью.

Составляя систематику видов упражнений, применяемых на практике, можно выделить следующие направления работы по совершенствованию техники чтения:

  • развитие речедвигательного аппарата;
  • расширение оперативного поля зрения;
  • развитие правильности, безошибочности чтения;
  • развитие смысловой догадки (антиципации);
  • развитие скорости чтения;
  • развитие внимания и памяти;
  • преодоление трудностей понимания текста;

Приступая к введению того или иного метода и приема работы, необходимо подробно объяснить ребенку и  родителям его значение в устранении или предупреждении ошибок чтения. Важно убедить родителей в необходимости ежедневных тренировочных упражнений дома (продолжительностью 15-20 минут).

Быстроту темпа чтения обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Проговаривание вслух того, что читает ребенок, позволяет ему составить правильное представление о фонематическом составе слова, избежать искажения его слоговой структуры, облегчает понимание. Особенно важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, сниженной работоспособностью. Поэтому необходимо использовать упражнения по совершенствованию речедвигательного аппарата не только в случае неряшливой артикуляции, но и при хорошей. Работу необходимо начинать с отработки чистого произношения гласных и согласных звуков:

         А, О, У, И, Э, Ы

         А-У,  А-О,  Э-О,  Ы-Э…

              З-С-Ш,  Ш-С-Ж…

         С-Ж-З-Ш,  Б-Д-Г-Т,  Г-Ж-К-Ш…  

После отработки произношения отдельных звуков включаются сочетания гласных и согласных:

          Ба-бо, бу-бы, би-бэ

          Ба-бя, бо-бе, бу-бю, бэ-бе, бы-би

          То-ддо-ту-дду-ты-дды…

Параллельно с отработкой произношения гласных и согласных проводится работа с чистоговорками, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития:

голосового аппарата: произносить громко, тихо, шепотом;

темпа речи: медленно, но целыми словами, плавно; умеренно – чтение со всеми правилами выразительности; быстро – в темпе скороговорки.

Например:

  • Произнесение готовых чистоговорок

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

  • Произнесение готовых чистоговорок и самостоятельное договаривание и придумывание последнего слова

Са-са-са – под кустом сидит (лиса)

                                Сы-сы-сы – у нее черные (усы)

  • Трехкратное повторение слога в начале чистоговорки и придумывание продолжения

Ло-ло-ло – (вновь на улице тепло).

                                   Ли-ли-ли – (прилетели журавли).

Чрезвычайно благодатным материалом для проиносительных упражнений являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, с хорошо выраженным ритмом. Они доступны для понимания младших школьников, легко ими запоминаются. Упражнения со скороговорками проводятся поэтапно:

1 этап: замедленное, преувеличенно четкое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?

2 этап: произнесение скороговорки в обычном, нормальном темпе.

3 этап: произнесение скороговорки в быстром темпе; произнесение скороговорки, соединяя вместе два требования: четкую артикуляцию (особенно окончания) и высокий темп.

Начинают работу с коротких скороговорок, а затем включают более сложные:

Проворонила ворона вороненка.

Саша шапкой сшиб шишку.

От топота копыт пыль полю летит.

У Егора и Федоры в огороде помидоры.

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Работая со скороговорками, отрабатывается не только чистота звука, но и интонация. Например, предлагается такое упражнение: «Прочитай скороговорку с целбю увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».

Хорошо развитая артикуляция, умение четко и внятно говорить улучшает не только технику чтения, но и повышает грамотность письма. Систематическая работа с чистоговорками развивает память, обогащает словарный запас детей.

Для беглого правильного чтения не должно быть проблем с узнаванием букв, с чтением слогов, слов, состоящих из комбинаций слогов разного типа.

Тренировочные упражнения в анализе оптических стимулов можно проводить на материале, эмоционально нейтральном, приятном для ребенка. Например:

  • складывание картинок из кубиков сначала на безошибочность, а затем на скорость;
  • складывание разрезанных на части картинок, открыток;
  • Проведение игр с буквами:
  • ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (развитие тактильных ощущений), придумывание слов с данным звуком в начале, середине, конце слова;
  • моделирование букв из палочек, семечек, проволоки, из элементов букв.

Эти задания полезны и для развития мелкой моторики руки, улучшают каллиграфию письма.

  • определение буквы,  написанной на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами);
  • поиск букв, наложенных друг на друга;
  • реконструирование букв (например6 из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку);

Такого рода тренировки позволяют сократить время распознавания отдельной буквы из тех, которые ребенок запомнил и называет правильно.

Для автоматизации знания букв алфавита можно использовать специально составленную картинную азбуку. В ней каждой букве соответствует не одно, несколько изображений различных предметов, начинающихся с этой буквы. Это дает возможность ребенку, не знающему названия одного предмета, пользоваться названием других и, тем самым, воспроизводить нужный звук.

Далее необходимо переходить к заучиванию наизусть определенных последовательностей букв. Из разрезной азбуки склеивают последовательность гласных букв (обязательно с картинками), расположенных парами одна под другой:

а  о  ы  у  э

я ё  и  ю  е

Когда ребенок повторит все гласные попарно наизусть, он переходит на блок гласных без картинок. Выученная с опорой на картинки звуковая последовательность становится опорой для заучивания образа печатной буквы. Работу с парными согласными и остальными буквами алфавита строится аналогично: блок с картинками -  блок без картинок – опознание букв вразбивку:

б в  г  д  ж   з          л  р  м  н  й             х  ц  ч  щ          ъ  ь

п ф  к  т  ш  с            

Используемая литература

1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучению чтению– М.: Ось-89, 1999.

2. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – С-Пб.: Стройпечать, 1995.

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /под редакцией Дубровиной И.В./ М.: ACADEMIA, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

"Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР"

Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР....

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Преодоление нарушений чтения у младших школьников

Задания для преодоления нарушения чтения и письма у детей младшего шкльного возраста....

Использование приёмов дермолексии в преодолении нарушений письма у младших школьников.

Использование приёмов дермолексии в преодолении нарушений письма у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопункта. Автор делится комплексом упражнений, которые система...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В век цифровых коммуникаций особенно стало распространенным применение компьютерных технологий как метода коррекции в преодолении различных речевых нарушений, в том числе и при работе с мла...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...