Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной культуры 3 кл
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП по внеур.деят ОПК 3 кл36.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Капыревщинская средняя школа

                                       

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол  от  

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________

Приказ  от  

               

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы православной культуры»

 духовно-нравственное направление

для 3 - класса 

2021 – 2022 учебный год

Учитель: Алешина Ирина Владимировна

Квалификационная категория - высшая

Рассмотрено на заседании ШМС

Протокол  от  

Руководитель ШМС ________  

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры»  для 3  класса на 2021 – 2022  учебный год составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Л. Шевченко и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной    школы.

Цели программы отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения    школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

                  Программа учебного курса, являясь продолжением изучения православной культуры в 3 классе, позволяет решить следующие задачи:

  • Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.
  • Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.
  • Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).
  • Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
  • Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).
  • Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

Состав УМК:

  1. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 144с.
  2. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3  год обучения: – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.
  3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 3  года обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

              Объём программы: Программа «Основы православной культуры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 3 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ  на 2021/2022 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы 1 учебный год.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание необходимости для личностного развития добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие милосердие;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • уважительное отношение к людям, бережное отношению к материальным и духовным ценностям;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат;
  • первичные знания православной культуры, традиции, основные события Библейской истории.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания взаимосвязи между внешним и внутренним миром человека;
  • видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
  • умения высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
  • умение слушать и слышать собеседника, уважать иные мнения, убеждения.

         МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  •   пониманию и сохранению целей и задач учебной деятельности; поиску оптимальных средств ее достижения;
  •   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

     Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • находить дополнительную информацию по содержанию   курса, используя свой жизненный опыт;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности;
  • осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

     Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и вести беседу;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формированию личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с православной культурой России;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные УУД

Обучающийся научится:

  • иметь представление о понятиях: хороший поступок, плохой поступок, правило, заповедь, помощь, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, обязанность, ответственность;
  • знание на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, праздники;
  • применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях;
  •   формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • рассказывать о родной стране, приводить примеры достопримечательностей родного края.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАНА ПРОГРАММА.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися  социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Достижение этих двух уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

 

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты на основе преемственности:

  • Первая группа эффектов – воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях.
  •  Вторая группа эффектов -  воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
  • Третья группа эффектов –  создание необходимых условий для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Система контроля и оценки достижения   планируемых результатов.

Формы и средства контроля знаний, умений, навыков, учащихся являются устный, письменный анализ продуктов деятельности.  С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. В качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.

Динамика нравственных качеств младшего школьника, уровня сформированности ценностного отношения к базовым национальным ценностям.

Базовая ценность

Диагностическое      сопровождение        

Показатели

1.

Патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству).

Анкета  

«Оцени поступок»

– систематизация знаний о явлениях общественной жизни и усвоение многообразия связей между ними;

– потребность знать о событиях общественной жизни;

– уважительное отношение к истории, культуре и традициям своего народа;

– самостоятельное стремление участвовать в общественном труде, добросовестное отношение к труду.

2.

Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство).

Методика

«Как поступать»

– укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

– развитие совести как нравственного самосознания личности;

– способность давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

– самостоятельное стремление участвовать в общественном труде и внеклассных мероприятиях, добросовестное отношение к труду.

3.

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших)

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

– ценностное отношение к семье;

– готовность выполнять семейные роли, обязанности;

– толерантное отношение к недостаткам родственников;

– проявление самостоятельности, инициативности в выполнении трудовых обязанностей в семье.

4.

Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)

Диагностика сформированности экологических знаний.

– сформированность  экологического мышления;

– ответственность за свои действия и поступки;

– экологическая активность.

5.

Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость)

1.Диагностика учебной мотивации школьников.

2.Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду у младших школьников

- первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- положительное отношение к школе;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

6.

Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества)

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

- умение строить понятные для партнера высказывания,  т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- умение  обосновывать и доказывать свою точку  зрения;

-умение  задавать вопросы;

-умение  слушать собеседника;

-умение  позитивно относиться к процессу   общения.

7.

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие)

1.Методика «Пословицы».

2. Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников.

-ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе;

- представления о возможности негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Тематический блок, раздел курса

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Отечество Небесное. Бог

О вере, знании и культуре в жизни людей. Явление Троицы Аврааму. Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва. Свет на горе Фавор. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Христос – Пастырь добрый. Вера и примирение с ближним  как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Притча о талантах. Ответственность человека за полученный дар. Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Символы  и Таинства православной веры. Православное Богослужение. Золотое правило жизни. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.

Коллективная/индивидуальная:

Устный творческий рассказ на тему: «Мой друг».

Начало работы над проектом «Мой словарик».

Составление рассказа о красивом человеке используя понятия из текста Ушинского.

Работа над словариком –(старослав.) буква “О”;

Коллективная/индивидуальная

творческая работа - словарик рисуем букву “ Ц”.

Выполняют задание по теме: составление правила поведения в святых местах.

 словарик: рисуют рисунок по стихотворению «Свет вечный». 

Интерактивная экскурсия -игра : «В храме». Составление кроссворда.

Поделки символов христианства «оригами».

формирование представления о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает общество; беседа, составление словосочетаний, описание иконы по схеме; беседа, комментированное чтение,  работа с иллюстративным материалом; осмысление ценности человеческой жизни через оценивание  поступков реальных лиц, героев произведений; читают,  обсуждают текст, смотрят и обсуждают мультфильм: «Подвижники благочестия»;

самостоятельная работа с источниками информации; слушают,  участвуют в беседе, читают по группам; анализируют, участвуют в беседе об исповеди, смотрят мультфильм «Мытарь и фарисей»; рисуют по теме;  просмотр презентации, учатся анализировать  жизненные  ситуации,  выбирать нравственные  формы  поведения.

Прослушивание духовного песнопения; раскрашивание раскрасок по темам; учатся  слушать  собеседника  и  излагать  своё  мнение.

16

 2

Добродетели в жизни христианина

Добро и зло. Грех как проявление зла. Как Бог строил дом спасения человека. Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Главное правило христианского поведения.  Связь человека с окружающим миром. Значение чудесной лестницы.  Благочестивый обычай христиан. Добродетели и страсти. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. В ожидании Последнего Суда. События Священной истории. Христианские святыни на Святой земле.

Коллективная/индивидуальная

Составление лото- «добродетели – страсти»: Подбор вопросов и загадок к теме: «добродетели и страсти»

Работа над словариком: «Горка».

Составление личного правила жизни.  

Выбирают тему проекта, выполнение мини - проекта. Виртуальная экскурсия по святым местам на Святой земле.

Практическая работа:

составление рассказа о событии сооружения храма Христа Спасителя; Игра с мячом: «Хорошо-плохо»;Загадки о природе и весне.

Выполнение мини - проекта.

Оценивают базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей; Анализируют общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормы морали;

проводят аналогию прочитанных текстов, между героями, их поведением и нравственными ценностями.

Устанавливают связь между православной культурой и поведением людей. Анализируют главную мысль в прочитанных текстах. Участвуют в диалоге, при помощи учителя  учатся высказывать свои мысли, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить примеры.

18

Итого:

34 ч

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Отечество Небесное. Бог.

16

2

Добродетели в жизни христианина

18

Итого:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (2 вид) по Основам православной культуры (факультатив)

Предмет "Основы православной культуры" – это пропедевтический курс, который знакомит ребят с нравственными и духовными основами православия. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента рус...

Рабочая программа по учебному курсу "Основы православной культуры"

Программа включает нормативно-правовой аспект, модули, пояснительную записку, цели, задачи курса, принципы обучения, ожидаемый результат, место курса в учебном плане, используемые методы, технологии, ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"

Рабочая  программа кружка  «Основы православной культуры»  для 4  класса (1 год обучения)  составлена  учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе  авторско...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"

Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности кружка «Основы православной культуры» Литовченко Н.Н., утвержденной решением педагогического совета протокол  ...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры"  в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры"

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" дл 1 - 4 классов разработана на основе учебника В.М.Меньшикова....